Как пан конем был

Литературный сценарий анимационного фильма (по белорусской сказке).
Авторы : Георгий Заколодяжный, Александр Татарский

У окошка на чердаке, за круглым столиком, сидит домовой. Играет сам с собой в карты, делая по очереди ходы то за себя, то за противника. Подглядывает в чужие карты. Смеется очень характерным смехом. Задумывается, прикасается к карте посохом, и она превращается в туза.

Вдруг слышит - на дворе шум, ругань.

В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА, ЖИЛ ДА БЫЛ ЖЕСТОКИЙ ПАН.
ДАЖЕ ЖЕНА НЕ МОГЛА ЕГО ДОБРЕЕ СДЕЛАТЬ.
ЗАСТАВЛЯЛ ПАН РАБОТАТЬ СВОИХ РАБОТНИКОВ И В ВОСКРЕСЕНЬЕ И В ПРАЗДНИКИ.

Высунулся домовой в окошко и видит - работники из сил выбиваются, впряглись и крутят мельничный жернов, а пан их распекает:

ПАН - Бездельники! Вам бы только не работать!
РАБОТНИК 1 (утирая пот) - Тяжко, милостивый пане!
РАБОТНИК 2 (тяжко вздыхая) - От такой работы кони дохнут! Нам бы передохнуть, да перкусить…
ПАН - На том свете отдохнете! Ну!
 
Жена на крыльце стоит, переживает.
Спустился из чердачного окошка домовой по веревке, вышел во двор. Спрятался за крыльцом.
ДОМОВОЙ - Не хорошо, пане! Разве могут люди вместо коня работать?

Огляделся пан - нет рядом никого.
ПАН - А ты кто такой? Чего тебе надо?

Домовой уже из плетеной корзины:
ДОМОВОЙ - Я здешний домовой, двести лет в этом доме живу, еще у деда твоего и батьки жил…

Повертел пан головой - никого не видать!
ПАН - Пшел вон, дурень! Дурак клочьями! Я сам себе домовой!

И пан дал пинка по корзине, где сидел домовой, так что корзина по двору покатилась ( вид внутри вращающейся корзины, ошалелое лицо домового), а сам пошел со двора за ворота. Отлетела корзина в сторону, вылез из нее домовой, бока потирает.

Домовой затопал босыми ногами следом за паном, но вернулся, чтобы захватить забытый у крыльца посох (НАЕЗД на посох - смех домового), и тоже скрылся за воротами.

Остановились работники передохнуть, пот утереть, видят - заводит маленький босоногий старичок во двор жеребца. Жеребец копытами бьет, узду рвет. И очень этот жеребец на их пана похож! Даже брови те же.

ДОМОВОЙ - Вот, вам ребята конь в помощь. Только отдам его вам с одним условием - пускайте его на самые тяжёлые работы. А заупрямится, не захочет работать, - хлещите его нещадно, плети не жалейте! Есть ему ничего не давайте. Это ему только на пользу будет!

ТАК В ХОЗЯЙСТВЕ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ КОНЬ. А ПАН В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПРОПАЛ.
ИСКАЛИ, ЕГО ИСКАЛИ - НЕ НАШЛИ.

(Панна мечется, люди ходят по двору, заглядывают под крыльцо, под корзины, кружки и в колодец - ищут пана. )

Крик - НАШЕЛ!

Все сбегаются к телеге, за телегой видны - носки сапог. Панна расталкивает работников, видит вместо пана его сапоги.

Панна проходит мимо нового коня и в сердцах лупит его по морде парой сапог. Конь опускает голову.

ПРОПАЛ ПАН, КАК СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ ПРОВАЛИЛСЯ, КАК БУДТО И НЕ БЫЛО ЕГО НИКОГДА НА БЕЛОМ СВЕТЕ, ТОЛЬКО ПАННА ПЕРЕД ЕГО ПОРТРЕТОМ ВЕЧЕРАМИ СЛЕЗУ ПУСКАЛА.
(панна сидит в доме за столом, плачет - на столе в свете свечи - портрет пана)

А НОВЫЙ КОНЬ ОЧЕНЬ В ХОЗЯЙСТВЕ СГОДИЛСЯ…

Конь тащит огромный воз бревен. Конь пашет (огромный плуг), выбиваясь из сил. Конь, шатаясь, везет бочку с водой. Отощал конь, бока впали, в глазах тоска.

КАК-ТО, В ОДНУ ТЕМНУЮ ДОЖДЛИВУЮ НОЧЬ, ЗАБРАЛИСЬ ВО ДВОР ДВА ЦЫГАНА…

Ночь. Забор. В заборе кто-то выпиливает отверстие по человеческой фигуре. В отверстие протискиваются по очереди два цыгана. Крадутся в темноте, шаря перед собой руками, натыкаются на предметы. Упало, покатилось и загремело ведро.
Осторожно поднимают и ставят ведро на место.

Когда один шумит, другой прикладывает палец к губам, говорит - Тссс! И наоборот. На ощупь находят коня. Тот стоит, понуро опустив голову. Цыгане щупают коня - за хвост и за голову. Спорят, где голова, где хвост.
ЦЫГАН 1 - Вот голова!
ЦЫГАН 2 - Я тебе точно говорю, вот это голова!

Меняются местами.

ЦЫГАН 1 - Вот голова!
ЦЫГАН 2 - Я тебе точно говорю, вот это голова!

Надевают на коня узду, затыкают ему пасть шапкой (у коня глаза лезут из орбит), и ведут к дыре в заборе. Натыкаются на ведро. Упало, покатилось и загремело ведро.

ЦЫГАН 1 - Тсссс!
ЦЫГАН 2 - Тсссс!!!

Первый цыган пролазит в дыру и пытается протащить коня за узду. Конь вытягивает шею, но в дыру не проходит. Второй цыган толкает коня в зад. Конь застревает в дыре. Забор рушится. Цыгане вдвоем вскакиваю на коня, и с ГИКАНЬЕМ скачут прочь.


Утро. Дорога. Сторожевая будка на въезде в город, поперек дороги - полосатый шлагбаум. Рядом с полосатой будкой стоя спит солдат с ружьем на плече.
ЦЫГАН 1 - Тссс!
ЦЫГАН 2 - Тссс!

ЦЫГАН 1 (показывая на сапоги солдата) - Мой размерчик!
ЦЫГАН 2 - Нет мой!
ЦЫГАН 1 - Я тебе точно говорю, мой!
ЦЫГАН 2 - Проверим?
ЦЫГАН 1 - Проверим!

Хитрые цыгане обвязали спящего охранника веревкой к концу шлагбаума, и подняли солдата в воздух, так что его сапоги остались на земле.
(выдернули служивого из сапог)
Забрали сапоги, сели на коня, хлестнули его плетью, - и ходу!

Медленно, со скрипом опустился шлагбаум, попал солдат босыми ногами прямо в лужу.
Проснулся солдат, - ноги босые в луже мокнут. Осмотрелся, поднял удивленно кончики усов и брови.

- КАРАУЛ! - закричал солдат, и из будки стали выскакивать другие босые охранники (будка маленькая, в ней не может поместиться столько солдат), потому что сапоги у них были на всех одна пара. Бросились служивые в погоню за цыганами.

Цыгане въезжают в город, на центральную площадь. В центре площади - конный памятник - всадник с саблей в поднятой руке. Цыгане смотрят на статую задрав головы.
Перебивка. Бегут солдаты. Толпа босых солдат выбегает на площадь. Мы видим только основание постамента памятника. Солдаты задирают головы, отдают честь и бегут дальше.

ПНР наверх - постамент, цыгане сидят на вздыбленном коне-пане ( в пасти коня - шапка), у одного в руках сабля, у другого вместо сабли в руках - палка.
Шум поднятый солдатами удаляется. Цыгане неловко слезают с коня. Стаскивают коня-пана. Вид постамента сзади - к постаменту прислонен вниз головой конный памятник без сабли.
Цыгане довольно смеются, хлопают друг друга по ладони. Первый цыган заправляет саблю за пояс.
Цыгане осматриваются, видят вывеску сапожника. Критически осматривают своего коня. Переглядываются.

ЦЫГАН 1 - Э, золотой жеребец!
ЦЫГАН 2 - Царский!
ЦЫГАН 1 - Давай продадим его сапожнику!

Цыган 2 проводит по ребрам исхудавшего коня, как по стиральной доске.

ЦЫГАН 2 - Не купит сапожник такую клячу. Худой шибко.

Цыган 1 скептически кривится и проводит пальцем в другую сторону по ребрам как по клавишам.

ЦЫГАН 2 – А мы его надуем!
ЦЫГАН 1 – Кого – сапожника?
ЦЫГАН 2 – Сначала коня, потом – сапожника.
ЦЫГАН 1 – Точно! Мы, кого хочешь, надуем!

Замученный конь опускает голову еще ниже

Цыгане шепчутся.

Берег реки, камыши. Первый цыган вырывает камышинку, обрезает саблей концы, смотрит в камышинку, как в подзорную трубу, дует в нее. Берет в рот и что-то надувает. Передает другому. Тот кривится, брезгливо вытирает кончик камышинки, переворачивает и дует в нее. Отъезд. Мы видим, что он надувает коня в зад.

Конь раздувается, становится круглым, бока лоснятся, словно год кормили его чистым овсом. Цыган вынимает камышинку, вставляет кукурузину.

Сапожник обходит коня кругом, рассматривает. Заглянул коню в зубы. Рядом стоят цыгане, сверкая золотом зубов. Ударили по рукам. Червонцы из кошеля сапожника перешли в руки цыган. Сапожник гладит коня по бокам. Сапожник поворачивается, но цыгане уже исчезли, только на земле лежит камышинка.
Сапожник разворачивает коня (крупно – на землю падает кукурузина). Слышен звук выходящего воздуха, как из проколотой шины.

Сапожник ведет коня под уздцы. Только пока вел сапожник коня до своей сапожной мастерской, воздух вышел, бока у коня опали, ребра торчат.
Перед двором, где живет сапожник, стоит его жена.

САПОЖНИК - Смотри, - какого я доброго коня купил!

У жены сапожника глаза на лоб полезли, и челюсть отвисла.

ЖЕНА – Доброго коня? Где были твои глаза! Ты таки купил дохлую клячу!

Глянул на свою покупку сапожник, даже крякнул с досады. Почесал в затылке.

САПОЖНИК – Дохлую клячу?… Где были мои глаза!
ЖЕНА – И шо мы будем делать с этим счастьем?
САПОЖНИК - С эти счастьем? (задумывается, поднимает палец вверх) О! Из этой шкуры выйдет добрых семь пар сапог!
ЖЕНА – А восемь?
САПОЖНИК – А шо? Выйдет и восемь!

А конь, как услышал про сапоги, да увидел над сапожной мастерской вывеску и болтающиеся сапоги, так в обморок и грохнулся!

Отволокли коня в стойло.
Вечер. На фоне освещенной занавески окна видна тень сапожника, с молотком.
Стоит конь слушает, как сапожник гвозди в подметки заколачивает, и бьет его мелкая дрожь (от каждого удара вздрагивает). Мимо жена сапожника тачку сапог везет:
ЖЕНА ( радостно/задумчиво) – Может и девять пар выйдет…

Совсем худо стало коню…

Как совсем стемнело, (за оконной занавеской видны тени сапожника и его жены) - конь выбрался из стойла, перебрался неловко через забор (забор падает), и захромал в лес, от беды подальше.

Перевел дух конь, огляделся, стал травку на поляне щипать.
Тут как тут - волки. Облизываются. Зубами щелкают. Окружают. Понял конь-пан, что пришел его последний час.

"ЭХ, СЪЕДЯТ МЕНЯ ВОЛКИ ДО ПОСЛЕДНЕЙ КОСТОЧКИ. ДАЖЕ САПОГ ПОСЛЕ МЕНЯ НЕ ОСТАНЕТСЯ…"

Заплакал конь горючими слезами. Волки при виде плачущего коня опечалились, уселись в кружок и стали выть на луну. Плачущий конь приоткрыл один глаз, видит, что волки отвлеклись, и бросился прочь, через овраги и буераки, - волки за ним.

Добежал конь до большого камня, стал вокруг бегать, волки по кругу - следом. Вытоптали тропинку. Устали, сели отдохнуть. Сидят смотрят друг на друга, тяжело дышат, сил нет подняться. Волк-вожак приглашающе машет коню лапой. Тот отрицательно вертит головой, поднимается и пускается прочь. Волки следом.
 Догоняют волки.
Уже в хвост вцепились. А тут непреодолимая преграда - река. На берегу, сосна растет. Стал конь на сосну карабкаться, а волки - следом, вцепились в хвост, висят один за другим цепочкой на хвосте. Конь все выше лезет. Волки висят, вцепившись в хвосты друг друга, раскачиваются. Наконец волки сорвались.

Влез конь на самую макушку дерева - волки вокруг дерева сели, ждут, облизываются. Дерево стало крениться, и упало вершиной на другой берег реки. Лежит конь кверху копытами, придавленный деревом. Тем временем, волки по стволу, как по мосту стали переходить реку. Конь пытается выбраться из-под дерева, поворачивает ствол, и волки летят в воду, и их уносит река. Бросился конь бежать. И вывела дорога коня прямо к панскому дому.
 
Забрался он в панский огород, и давай есть капусту. Панна вышла погулять, и ви¬дит: паршивый жеребец с жадностью хватает и глотает капусту. Рассердилась панна.

ПАННА - Ах ты, негодная скотина! Вот, я сейчас тебя проучу!

Огляделась, приметила у крыльца посох (НАЕЗД на посох - слышен смех домового), какой у домового был, да и хвать коня по голо¬ве! И только ударила, как в ту же минуту перед ней появился сам пан. Сидит он на корточках, в зубах лист капустный, и говорит слабым да жалостливым голосом:

ПАН - Милая жёнушка, ну что же ты бьёшь меня? Разве тебе жалко капустных листьев?.. Ведь они для меня вкус¬нее самых лучших кушаний, которые я рань¬ше ел!..
 
Тут панна узнала его, заохала, заахала. А пан и не похож на себя: худой, чёрный, боро¬да отросла, на руках ногти длинные, тело всё в ссадинах, от одежды только швы да клочья оста¬лись, ноги грязные и босые. Взяла его панна за руку и повела в дом. Переодела, принесла ему сапоги. Как увидел пан сапоги, так и грохнулся в обморок.

С ТОГО ВРЕМЕНИ ПАН ПРИТИХ ДА ПРИСМИРЕЛ.

Домовой с чердака теперь видит, как босой пан выходит во двор, и помогает своим работникам.

ПАН - Ребятушки, не тяжело вам? Давайте помогу, вместе легче!

Пан становится рядом с работниками и вертит ворот.
Прихлебывает чай домовой, перед ним карты разложены ( все тузы или - все бубновые шестерки), и хитро улыбается (смеется), а посох в углу чердака стоит.

ТАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК ПАН КОНЕМ СТАЛ.


Рецензии