Г. Державин. Бог. Перевод с русского на русский
Стихотворение Гаврилы Державина “Бог “(1784 г.) я впервые
прочитал очень давно: когда слово “Бог” ещё писалось с маленькой буквы, а за большую можно было попасть под статью о религиозной пропаганде. Исключением было только начало предложения.
Это стихотворение, написанное почти современным нам языком, сразу же стало одним из самых мною любимых и уважаемых произведений.
Но об это “почти” всякий раз спотыкались многие из моих друзей и знакомых. Как только дело доходило до строчек:
“Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,”
или
“Ты есть! - природы чин вещает,”
или
“Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,” и т. д.
моментально интерес читающего пропадал, в глазах появлялась
скука, а у меня начинали чесаться руки от желания исправить некоторые пассажи.
Однако, нас в своё время учили, что исправление чужих произведений(тем более -классиков)есть не что иное,
как покушение на убийство этих произведений.И это правильно.
Но гениальность стихотворения сводилось на нет словообразованиями, которые сейчас вызывают, в лучшем случае, улыбку.
Но вот я прочитал письма Пушкина и внутренние барьеры исчезли. Почти.
В письме Дельвигу хулиган Пушкин в 1825 году пишет о Державине: “Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка, он не имел понятия ни о
слоге, ни о гармонии - ни даже о правилах стихосложения… Он не только не выдерживает оды, но не может выдержать и строфы… Читая его, кажется, читаешь дурной вольный перевод с какого-то чудесного пдлинника… Державин, со временем переведённый, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем о нём. У Державина дОлжно сохранить будет од восемь да несколько
отрывков, а прочие сжечь”.
Чувствуется, что Пушкину очень хочется «старика Державина» переписать нАново.
Так, может, ничего страшного не произойдёт, если и я попробую его чуть-чуть подправить? Совсем немного?
Вот, что из этого получилось.
Бог
О ты, в пространстве- бесконечный,
Живой в движеньи вещества,
В теченьи времени - извечный,
Без лиц, в трёх ликах божества!
Дух вездесущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не смог,
Кто всё собою наполняет,
Хранит, содржит, растворяет,
Кого мы называем: Бог.
Измерить океан глубокий,
Пересчитать лучи планет,
Наверно, мог бы ум высокий, -
Тебе ж числа и меры - нет!
И даже души просвещённых,
Твоим же светом порождённых,
Не могут знать путей твоих:
Лишь мысль к тебе взлететь дерзает,
Но тут же в свете исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Ты бытность хАоса глухую
Из бездны вечности призвал,
И вечность ту - довековУю
В себе самом обосновал:
Себя собою наполняя,
Собою из себя сияя,
Ты - свет, откуда свет истёк.
Создавший всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь, Бог!
Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Её содержишь и хранишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертью жизнь благословишь.
Как искры сыпятся, струятся,
Так солнца от тебя родятся;
И как в морозный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Мерцают, крУжатся, сияют,
Так звёзды в безднах под тобой.
Светил зажжённых миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творя законы,
Лучи живительные льют.
Но огненные их лампады,
Кристаллов яростных громады,
Волн золотых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
И всё светящееся в мире -
Перед тобой - как ночь пред днём.
Как капля, в пенистом прибое
Перед тобою всё и вся,
Так что же мир открытый мною?
И что перед тобою я?
В воздушном океане сонном,
Миров умножив миллионы
На сто других миров, - и то,
Когда дерзну сравнить с тобою,
Всё будет точкою одною;
А я перед тобой - ничто.
Ничто! - Но ты во мне сияешь
Величием своих щедрот;
Во мне себя отображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! - Но жизнь я ощущаю,
Когда душой к тебе взлетаю
И не пугаюсь высоты;
Тебя познать душа желает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есть - так значит есть и ты!
Ты есть! - природа возвещает,
Стучит моё мне сердце то,
Меня мой разум убеждает,
Ты есть - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, думаю, в почтенной
Я в середине жизни той,
Где кончив тварей бессловесных,
Ты духов стал творить небесных,
Всю цепь существ связавши мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Предел живого вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начала божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громами управляю,
Я царь - я раб - я червь - я Бог!
Но даже будь я столь уместен,
Происхождением - безвестен;
А сам возникнуть я-не мог.
Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Высокой правде нужно было,
Чтоб через смерть переходило
Души бессмертной бытиё;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И через смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие твоё.
Незримый и непостижимный!
Я знаю, что в душе моей
Воображение бессильно
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарно слезы лить.
Свидетельство о публикации №209120300029
Вы простите, я плохо помню Державина, и, за исключением нескольких растиражированных строчек, не возьмусь сказать, где он, а где - вы.
Но впечатление эти строфы произвели на меня огромное. Великолепно. Благодарю.
Мария Купчинова 30.07.2015 18:20 Заявить о нарушении
Вообще - то я старался, чтобы меня в этом "переводе" было как можно меньше. И, надеюсь, что так и получилось. Кроме одного места, которое я адэкватно переложить не смог, и на которое мне указал один замечательный читатель:
"Хорошо даже очень, но есть один нюанс - в оригнале у Державина:
"...Не могут духи просвещенны,
От света твоего рожденны,
Исследовать судеб твоих..."
у вас:
"...И даже души просвещённых,
Твоим же светом порождённых,
Не могут знать путей твоих..."
Смысл в данном случае изменился. По крайней мере, мне в вашем переводе слышится намек на просвященных людей, что неплохо, в общем, но Державин имел ввиду ангелов, которых в православном богословии называют "умные светы", т. е. разумные светы! Таким образом, в строчке Державина имеется ввиду непознаваемость божества даже для духов".
Спасибо за отклик.
С уважением,
Евгений.
Кадриорг 30.07.2015 23:49 Заявить о нарушении