Воспитание и само-совершенствование

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Человек  не  может  не  совершенствоваться.
                Древний постулат

Итак, Ум холоден и равнодушен, Нрав чутко реагирует на Добро и Зло. Нрав согревает и оживотворяет Ум, ставит его в рамки допустимого – в соответствии с требованиями Совести. Вот почему все возвышенные Религии так много внимания уделяли Нравственности, ставя её в центр борьбы сил Добра и Зла и считая её пробным камнем на пути Духовной эволюции.

Нрав помогает человеку разобраться в сомнительных ситуациях зачастую с помощью интуиции, бессознательного ощущения. Отсюда расхожие выражения – совесть не позволяет, кошки на Душе скребут, с Души воротит...

Развитое Нравственное чувство чутко реагирует в окружающем Мире на Красоту и Уродство и без всякого рационального объяснения льнёт к красоте и отторгает уродство.
Нрав возвышается Красотой и Живёт ею, но культивирование Уродства, особенно в различных видах современного искусства, калечит и губит Душу, обрекая её на жалкое Существование.

И здесь важно подчеркнуть, что критерии Красоты и Уродства применимы не только к зримым формам окружающего Мира, но в равной степени относятся и к Умственным, и к Нравственным проявлениям. А поскольку стремление к самосовершенствованию, как известно, заложено в каждом человеке (и любой живой вари), то отсюда вытекает и формула САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ – самостоятельное и осознанное стремление к Красоте Нрава, Красоте Ума и Красоте Тела.
Причём, все эти три красоты должны быть согласованы друг с другом, то есть – должны быть в гармонии, которая издревле называется у нас Ладом. Именно это имели в виду наши Древние Предки, когда говорили о человеке – ладный, живёт в ладу с самим собой, в ладу со своей Совестью.
Вот почему Воспитание – это Триединый процесс самостоятельного формирования в себе Красоты Нрава, Ума и Тела в их Ладу друг с другом.

Невозможно воспитать в человеке что-либо хорошее (и даже плохое), если сам человек этого не захочет. Вот почему по сути процесс воспитания сводится к тому, чтобы человек сам научился себя воспитывать – научился САМО-ВОСПИТАНИЮ. Именно это является сверхзадачей любого воспитания.
Главным же педагогическим средством воспитателя является личный пример и предоставление благоприятных возможностей для проявления личной инициативы ребёнка.


Рецензии