Стихи и песни о Мезени

Юрий Васендин. Вечер над Мезенью. х.м. 50х70.



Поморские Стихи и песни.


1. Есть одна старинная мезенская песня,я впервые услышала её от подруги, она родом из Каменки.
Протяжная, строгая, но очень красивая "Ой на сердечушке ледок"
Ой на сердечушке ледок, ой, много-много наледи..
Накину гарусный платок, пойду из дома на люди.
Из дома в дом, из дома в дом,
Простите, люди добрые,
Примите девушку ладом, утешьте разговорами.
Худая я , худая я, и милый тоже выхудал,
Старадает он, страдаю я, не видим оба выхода.
Вы нашу знаете любовь, одной деревни жители,
А заиметь свою свекровь мне не дают родители.
Мне не велят, мне не велят, да и ему наказано
Поосторожнее гулять, себя семьёй не связывать.
Ему невеста, мне жених давно уже подобраны,
А наше счастье на двоих, поймите, люди добрые.


2. Кушкова Людмила: Эту песню слыхал хоть раз каждый житель Доргорского. Сочинил её мой дядя - Петров Павел Степанович. Гимн любимому селу представляю вашему вниманию:
Ты стоишь на Мезени-реке, на пригорке
И, мне поверь, ты красивее все деревень.
Здесь прекрасны всегда и милы дорогорки,
Так же, как ты в ясный, хмурый иль пасмурный день.
Припев:
Дорогорское подковкой изогнулось вдоль реки.
Как не вспомнишь и не скажешь:
Наши деды – мастаки.
Приглянулся здесь кому-то
Дорогой горы подъём,
И с тех пор свой край родимый
Дорогорское зовём.
Ты от края до края в зелёном наряде,
Мы с друзьями сумеем твой облик сберечь.
Обращаемся к вам, земляки – северяне.
Помните: здесь вам и жить, и любить, и гореть.
Припев.


3. А. К. Морозов. Гимн городу Мезени.
Мезень – наш город, родина поморов,
Ты волею Всевышнего нам дан.
Как безгранично люб и очень дорог
Сердцам и душам юных северян.
Припев: Мезень, Мезень – наш город приполярный,
Обитель наша, кров и наша боль.
Историей твоей гордимся славной, 2 раза
Нелегкою поморскою судьбой.
Мы прадедов своих не забываем,
чтим их обычай, славу воздаем.
Традиции поморов продолжаем,
по их заветам мыслим и живем.
Припев:
В годы войны с фашистскою ордою
мезенцы для спасения страны
Своим трудом и славой боевою
внесли в Победу вклад большой цены.
Припев:
В беде мы человека не оставим.
Нам в радость труд, признаемся, любой.
Любимый край трудом и песней славим-
Величие, могущество, покой!
Припев:


4. А.К. Морозов. Городок Мезень

Городок Мезень – любимый и желанный –
Простотой суровой ты нас покорил.
Сердцем прикипели мы к тебе навеки.
И тобой расстаться, нету сил.

Всё нам здесь такое близкое, родное
Каждая березка, каждый уголок.
Утренняя зорька, непогода
Шаловливый хиус-ветерок.

Сполохи ночные в небе темном,
Белота ночей, воспетая в стихах,
Жизни ритм спокойный и привычный
И Мезень рабочая в делах.

Буйные разливы реченьки-Мезени.
Её сила, мощь весеннею порой,
Летняя краса лугов зеленых,
Тишина лесная и покой.

Край людей особых и надежных,
Честных и простых с открытою душой.
Это те, кто словом, это те, кто делом
Славят наш Мезенский край родной.


5. А.К. Морозов. Мезень – река-красавица

Течет к морю белому издалека
Великая, бурная наша река.
Несет свои воды и ночью и днем…
О ней мы с любовью поем.
Припев: Мезень река-красавица, могучая река.
Ты сердцу северянина близка и дорога.
Душисты травы зеленых лугов
Шумят на ветру вдоль твоих берегов.
На тысячи верст лес дремучий вокруг,
Он – наше богатство, наш друг.
Припев:
Плывут пароходы с Мезенской доской,
Что славит наш Север на весь шар земной.
Пушнина и рыба в почете везде…
За это спасибо тебе!
Припев:
Ты мчишься по руслу, как бешеный конь.
Дать людям готова тепло и огонь.
Без устали будешь турбины вращать
Наш Север в веках прославлять.
Припев:

6. А.К. Морозов.  Мой городок небольшой

На самом крайнем Севере, у круга у Полярного,
Где так короток вьюжный зимний день.
Снегами призасыпанный, ветрами убаюканный
Мой городок с названием Мезень.
Припев: Город мой, северный город,
В студеном краю у Белого моря,
Я не разлучен навеки с тобой,
Мой городок небольшой.
Здесь летом ночи белые, поэтами воспетые,
Как чудо-сказка, сполохи зимой,
Какая ширь, простор какой!
Ну где найдешь, еще такой?
Суровый край, но близкий и родной.
Припев:
Живут здесь люди смелые, отважные, умелые,
Их издавна поморами зовут.
Колхозники и рыбаки, полярники и моряки,
И всех их красит вдохновенный труд.
Припев:
На самом Крайнем Севере, у круга у Полярного,
Поморочки, каких вам не сыскать.
Подруги наши верные, надежные и нежные
Любить умеют, если надо, ждать.
Припев:

7. А.К. Морозов. Городок, городок
Приполярный край, городок Мезень-
Славная обитель наша.
Сердцу горожан, добрых северян
Нет тебя милей и краше.
Припев: Городок, городок, невелик и невысок,
Родина лихих поморов.
Знаем, ты не Москва и никак о ней молва.
Все равно нам люб и дорог.
Здесь у нас не юг, фрукты не растут-
В том беды совсем немножко.
За пояс заткнут вкусный южный фрукт
Наши клюква и морошка.
Припев:
О нас говорят, северяне – клад,
Внуки, правнуки поморов.
У кого беда - рядышком всегда.
Им всегда помогут в горе.
Припев:
Кто здесь побывал – сердцем прикипал
К нашему родному краю.
Восторгался им, всюду говорил:
«Места лучшего не знаю».

Припев:
8. А это про поселок Каменка:

Если б вас сегодня в гости
К нам дорожка привела!
Эх! Побывали бы да не узнали бы
Теперь поселка нашего!
Где озера раньше были
Да болот унылый ряд
Дома красивые восьмиквартирные
На солнце окнами блестят.
Океанами, морями, по весне приходят к нам
За лесом северным путем проверенным,
Да корабли из разных стран!
У нас парни работящи,у нас девушки как май!
Людьми красивыми,трудолюбивыми
Гордится наш мезенский край!
- Эта песня в голове с 70х, доперестроечных...А теперь сердце щемит от вида поселка...(Валентина Нарицына (Бовыкина)

9. Слова Н Князевой, муз.песни "Одинокая ходит гармонь."
Край суровый, мезенский, богатый
И лесами, и рыбой любой.
Все мы жили в Мезени когда-то
И о ней вспоминаем с тоской.
Времена стали круто меняться.
В отпуск трудно в Мезень заглянуть.
На Неве будем мы собираться,
Чтоб в историю всех окунуть.
Не забыть о Поморах все "Сказы".
О походной их славе былой.
А ещё-необьятное глазом
То сияние неба зимой!
Деревеньки к реке приютились,
Рядом лес и грибы за холмом,
Ярким солнцем болота налились
И морошка желтеет кругом!
А народ наш приветливый, милый.
Подадут гостю каждому чай.
А на речке приливы,отливы...
Край родной! Ты без нас не скучай!
10. Звон.  А.Сапунов – А.Слизунов
Звон, звон, звон, малиновые реки.
Испокон вовеки 
Шел в руку сон, быль иль небылица, 
Дили-дили-дон-дон, 
А что не случилось, и что не случится. 
Звон, звон, звон, будит не разбудит. 
Дальше что там будет? 
Смотрел на ладонь, глядя на дорогу,
Дили-дили-дон-дон, 
Далеко-далёко пророку до Бога. 

Звон, звон, звон, малиновые реки. 
Испокон вовеки. 
Ходил на поклон, падал на ступени, 
Все обиты пороги, в прах истёрты колени. 

Звон, звон, звон окатил водою.
Справлюсь сам с собою.
Сяду на трон, венчаюсь на царство,
Дили-дили-дон-дон,
Ох, корона не шапка и не лекарство.

Запалила искра, загудели колокола,
Залетела стрела в тихую обитель.
Пламенем пылает пожар, и спешит уберечь алтарь,
Старый звонарь, Ангел мой Хранитель.

Звон, звон, звон душу переполнил.
Всё, что смог, исполнил.
Клятва не стон, да песня как молитва,
Дили-дили-дон-дон,
Ох, на сердце крапива да острая бритва.
Запалила искра, загудели колокола,
Залетела стрела в тихую обитель.
Пламенем пылает пожар, и спешит уберечь алтарь,
Старый звонарь, Ангел мой Хранитель.
Звон, звон, звон, малиновые реки...
Дили-дили-дон-дон...Вьётся, вьётся синей лентой
Наша реченька Мезень.
Вдаль смотрю порою летней
И любуюсь целый день...
Здесь зимой бегут сполохи-
Хоть засаливай ушат!
И девчоночки - мезёхи
На свидания спешат.

Припев:
11. Вьётся, вьётся синей лентой
Наша реченька Мезень.
Вдаль смотрю порою летней
И любуюсь целый день...
Здесь зимой бегут сполохи-
Хоть засаливай ушат!
И девчоночки - мезёхи
На свидания спешат.
Мезень-река
Лебёдушка,
Красавица моя.
С Мезени я,
Молодушка,
Живу
Счастливая.

На Мезени тёмны ночи,
Но никто не заплутал.
Заходи на огонёчек,
Коль в дороге ты устал.
Всё на стол мечи, хозяйка,
Пироги да хлебный квас.
Ну-ка скидывай фуфайку,
Да иди со мною впляс.
12. "влх Добромир" http://kapishe.ru/text-.html
Ой на Мезени на реке
Шумят черные леса
Шумят черные леса 
Сосна ель да береза.

За лесами все вода
Все седые болота
На болотах на седых
Поет песню мошкара.

В Мезень реке вода черна
Да зелены берега
Мезень река неглубока
Все от желтого песка.

Куда некуда идти
Все затоплены пути
Только черная река
А у реки два берега.

Правой берег то крутой
Он порос частым лесом
Левой берег пологой
Занесло его песком. 

А на правом берегу
Лес у самой у воды
Корни в воздухе висят
В воду падают стволы.

А на пологом берегу
Растет зелена трава
По лугам по заливным
Ходят четыре коня.
Ходят четыре коня
Без путов без пастуха
То один конь вороной
А другой конь золотой

Да у третьего коня
Грива хвост черна земля
Сам он желтой как песок
А четвертой белой снег.

Вверх по Мезени по реке
Плывет лодочка байдар
На нем пятеро зырян
А шестой старой шаман

Зырянам далеко плыть
До Белых до берегов
А шаман дальше пойдет
До тех Красных до Камней.

А шестым там сижу я
Да дорога где ж моя
Не зовет меня вода
Не несет меня земля.

На пологом берегу
С лодки байдара сойду
Да из четырех коней
Возьму ворона коня

Возьму ворона коня
Поскачу на полуночь
По разбитым по мостам
По забытым по путям.

Там на высоких на холмах
На студеных на горах
Там никто огней не жжет
И никто меня не ждет.

На пологом берегу 
С ворона коня сойду
Да из четырех коней
Возьму золота коня.

На золотом на коне
К полуденной стороне
Там дорога пролегла
До большого до села

У большого у села
Лодки байдары стоят
На широких на дворах
Люди добрые живут.
Люди добрые живут
Место страннику найдут
Ясен в их оконце свет 
Да дороги дальше нет.

Людям добрым поклонюсь
На полог берег вернусь
Возьму третьего коня
Буланого жеребца.

На буланом на коне
Пойду ветром на закат 
Где во городе большом
Горят желтые огни.

Там во городе большом
Ждет меня пустой мой дом
Да в пустом моем дому
Что мне делать одному.

Уходил я в долгий путь
Зарекся пройти сто верст
А до Белых берегов
Всего только тридцать пять.

На полог берег вернусь
Реке Мезени поклонюсь
Дай же ты Мезень река
Мне четвертого коня.

На четвертом на коне
На белом на облаке
Поскачу я на восход
Где то Солнышко встает.

Там за седою за горой
За бескрайнею тайгой
Там над быстрою водой
Дева ясная живет.

Да та дева все одно
Скоро свидится со мной
Как осенние ветра
Позовут ее домой.

Ой Мезень река Мезень
Не глубока да вольна
Затворили мы свой путь
По тебе прошли сто верст.
Поднялись на восемь гор
Перешли восемь болот
Красно Солнышко за лес
Проводили восемь раз.

На твоих на берегах
Небо слушали в ночи
Опускали котелки
В твои звонкие ручьи.

Поворотим мы домой
А тебе поклон земной
Отпусти Мезень река
Четырех коней со мной.

На вороном на коне
На полуночь ехать мне
На ручьях мостить мосты
На холмах ладить костры.

На золотом на коне
На полудень ехать мне
По дорогам по селам 
Ставить капища богам.

На буланом на коне 
В дом родной вернуться мне
Про мезеньски берега
Песню долгую сложить

А на белом на коне
На том белом облаке
За бескрайнюю тайгу
Золотой привет послать.

А на Мезени на реке
Шумят черные леса
Шумят черные леса
Под седые небеса.
13.                На Мезени-снегу по колени,
На Мезени-белые заметы.
На Мезени нынче невезенье-
замерли на старте самолеты.
Не летят кралатые машины,
им борта соленый ветер лижет.
Врезались в сугроб тугие шины.
С беговой дорожкой смерзлись лыжи.
На Мезени-снегу по колени,
сильный ветер леденит до дрожи.
А давай уедем на оленях,
ведь они не знают бездорожья.
И пускай не очень быстрокрыла
та оленья тройка беговая.
Все-таки у них в горячих жилах
не бензин,а кровь течет живая.
Николай Журавлев


14. МОЯ РОДИНА
Мы живем на Севере далеком
Посреди архангельских лесов,
Где ночами светятся высоко
Звезды,как глаза полярных сов.
здесь бывает ярко так расцвечен
Северным сияньем небосвод,
Что в ночи морозной или в вечер
Слышно,будто кто-то там поет.
Здесь белым-бело ночами летом,
Потому что Солнце и Луна
Вдруг постель свою теряют где-то,
Кружатся без отдыха и сна.
Зимние ли плещутся сполохи
И ночей ли летних белота-
От гостей мы слышим ахи-охи:
Мол,у вас такая лепота!
Знаем мы и сами о красотах
Нашей грешно-праведной земли....
Любим мы ее. Иначе-что там!-
И красоты б нам не помогли.
Есть края другие.Может,баще
И,уж точно,много потеплей.
Но туда и силой не затащишь
Многих наших северных людей.
НИКОЛАЙ Окулов

15. Анна Дьячкова.
Меня зовут покинутые дали,
Где мы родились,жили и росли.
Которые навеки потеряли,
Которые мы здесь не обрели.

И мне так часто снятся эти дали.
И одноклассники,соседи и друзья.
Такой потери мы не ожидали.
И прошлое вернуть уже нельзя.

Всё позади,-и нам пора смириться.
И к жизни новой привыкать пора,
Ну почему мне сново это снится,
Что я вернулась вновь опять туда.

И я встречаю всех своих знакомых.
И в гости все они зовут меня.
И чувствую себя опять я дома.
И рядом все опять мои друзья.

И этот сон так голову дурманит,
Как крепкое,домашнее вино.
И так домой,домой меня он манит,
Где не была я так уже давно.
16. Ольга Маслова
Ах, Мезень моя, город-лапушка...
Как соскучилась я по тебе...
Как хочу прилететь к тебе, мамушка,
И поплакать хочу по тебе...
Как хочу я упасть на камушки,
Что покрыли тебя на века...
Не хватает нам, наша мамушка,
Твоей ласки, любви и тепла...
Домик наш на реке, на угорышке,
Одиноко стоит, разорён...
А когда-то давно,с братом Колюшкой
Жили весело, счастливо в нем.
Живы были родители, тётушка,
Вся большущая наша родня...
Дорогое моё Заозерьюшко
Лето каждое ждало меня.
Все прошло, пронеслось, сердце мается,
Я - как мама когда-то моя,
Только б внуков дождаться мечтается,
Чтоб понянчиться и за тебя...
2003 г.
17. Лидия Музыка. КУРЖЕВЕНЬ*

Лёг на ветки берез белый куржевень
Непорочным невестиным кружевом,
Зимний пух тополиный дал тополю,
Чудо-травы в ночь выросли по полю.

Перекрасил ограды чугунные,
Провода протянул гуслей струнами.
Лёг таинственно, сказочно, призрачно,
Нереально, расплывчато, ниточно.

Мир окутать, украсить старается,
Наготы будто зимней стесняется.
Ну, а может, зимы это вымыслы –
Красотой откупиться за минусы.

*иней, изморозь
18. Поморы
Михаил Хитров
(Души очарованье...)

Поморы никогда не говорят,
Что может предвещать несчастье сполох.
Мороз и ясность в круг стоят
И манят вдаль заманчиво, как Волох.

Какое заколдованное небо надо мной,
Волшебный купол заполярной ночи!
Сиянье ярких звезд в тиши над головой,
Прикосновенье к тайне непорочной.

И несть числа созвездьям над главой
И в бесконечность улетают очи.
И манит космос черный и немой -
Такой чарующий и близкий очень.

Стоишь, и четко видишь далекий горизонт,
А над собой волшебное сиянье.
В цветной живой палитре написан натюрморт,
Пронизанный природным обаяньем.

И тундра, вдруг становится родной
И соки космоса вливаются мне в жилы.
И понимаешь, что опять живой,
Такой прилив в тебе волшебной силы.

Как все мне это трудно словами передать
И описать души очарованье.
И веренице лет ушедших не отнять,
Не помешать моим воспоминаньям.
19.И.М. Козлова.

В том доме, где тепло, не запирают дверь
И тем, кто у двери, не задают вопросов.
Неважно, кто ты есть, простак или философ,
Войди, раз чист душой, и в звон часов поверь.

Не запирают дверь в том доме, где тепло,
Особенно тогда, когда метель и стужа.
Здесь каждый, кто вошел, хорош, любим и нужен,
Здесь выслушают крик и вылечат крыло.

Не запирают дверь в нешумном доме том
И долго жгут огонь в окне за легкой шторой.
Здесь спора не ведут, и не выносят сора,
И прячут черновик в старинный толстый том,

И помнят даты всех находок и потерь,
И судят по своим, а не чужим законам,
Здесь чайник на столе, а на стене иконы, –
В том доме, где тепло, не запирают дверь.

Здесь на горячий лоб – прохладную ладонь,
Здесь глаз не отведут, пока идешь по краю.
В том доме, где тепло, дверей не запирают,
И ждут тебя всегда, и долго жгут огонь.
20. Может, в родном краю
Давно иная жизнь!
И птицы не так поют,
И звери перевелись,
И люди не те,
И поля,
И красота не та,,,,,
Но это моя земля,
Моя маета и мечта,
Мои святые места!
А. Яшин
21. Деревянные мостки,
Да цветущие рябины,
Да берёзы у реки
Так знакомы и любимы;
В дальних окнах тёплый свет,
Где-то лаем пёс залился...
Ничего дороже нет
Для того, кто здесь родился.
Так спокойно и легко,
Даже дышится вольнее;
Край закатных облаков
За деревьями алеет...
Всё, что дорого мне здесь,
Эхом в сердце отзовётся;
Может, это-то и есть
То, что Родиной зовётся.

Анастасия Голубцова
22. Владимир Ладкин. Белое море.

День, солнце, синеющая даль
Не могу увидеть моря... жаль.
Но образ его в душе сохранил
В мечтах красоту я утаил
Вспоминаю закаты его, все черты
Красный диск в море и не волны
Помню серые штормы и величие грозы
Карбаса нос в непокорных волнах
Белое Море в поморских сердцах!
В людях простых и рыбаках!
23. Широко ты, приволье мезенское,
Необъятный наш край дорогой,
С русским духом, избой деревенскою,
Самобытной живой стариной.
Край суровый, приполярный -
Уголок земли родной."

"Есть много городов красивых и ухоженных,
Но нам всего милей наш северный, заброшенный,
Он с нами каждый день.
И в мыслях, и в желаниях
Тебе, наша Мезень,
Привет, поклон и признание".

"Приполярный городок-уголок земли родной",
г.Мезень, 2008г.
24. ШИРОКО ТЫ, ПРИВОЛЬЕ МЕЗЕНСКОЕ"

Сл. и муз. Альберта Карповича Морозова

Мезенский край - суровый, приполярный,
Обитель наша - кров и наша боль.
Твоей гордимся ширью необъятной
Историей поморскою, судьбой!

Мы прадедов своих не забываем,
Чтим их обычаи и славу воздаем,
Традиции поморов продолжаем,
По их заветам мыслим и живем.

В беде мы человека не оставим.
Нам в радость труд, признаемся, любой.
Любимый край в народных песнях славим,
Его могущество, величие, покой!
25. Северная Двина
Мы плыли вниз по Северной Двине
На белом пассажирском теплоходе.
Я вспоминаю контуры церквей
Преображенья или Воскресенья,
Плывущие над белою водой
Под берестою северного неба.
И таинство полночной тишины
Под неизбывным половодьем света,
Где сосны не отбрасывают тени,
И красок нет— лишь чернь и серебро.
Как непохожа эта белизна
На петербургско-пушкинские ночи
С графическою оторочкой шпилей
И золотом неярким куполов!
А впереди, и сзади, и вокруг,
Струилась неподвижная Двина,
С обманчиво прозрачною водой.
Свободная российская река.
С ее широких плоских берегов
Татарские не пили кони воду,
Увязнув безнадежно на пути
В болотах вологодских или ситских.
Исконная российская река,—
Не Дон, который к туркам уходил
В Азовщину; не Волга, что течёт
Меж берегов мордовских и болгарских,
Татарских, и чувашских, и калмыцких,
В Хвалынское впадающая море,
Где полумесяц пляшет на волне,
Подернутой азербайджанской нефтью;

Не Енисей тунгусский; не Иртыш,
Отобранный насильно у Кучума;
Не Днепр, что от постылых москалей
К родному убегает Запорожью.
Не Терек, что несется по камням,
Песком и кровью яростно плюясь.
В течении Двины отобразилась
Неторопливость спутников моих,
Невозмутимых и русоволосых,
Архангелогородский говорок
С распевной гласной на исходе фразы.
Спокойная российская река
С болотистым многорукавным устьем.
Здесь Пётр когда-то вздумал строить флот,
Да после передумал, спохватившись,
Что не доплыть отсюда никуда,—
Ни в близкую, казалось бы, Европу,
Ни к прочим зарубежным берегам.
Пробить пути на Запад и Восток
Отсюда не сумели мореходы:
Ни Пахтусов, в Соломбале лежащий,
Усопший тридцати с немногим лет,
Ни к полюсу стремившийся Седов,
Себя велевший к нартам привязать.
Единственная русская река,
В российское впадающая море,
Откуда путь уходит в никуда—
Навстречу льду, безмолвию и мраку.

1993 А.Городницкий
25.Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет:известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:приближалась
Довольно скучная пора.......
Александр Пушкин

26. Есть такой обычай у поморов:
Уходя, не закрывают двери...
Без замков живут и без затворов,
Потому что все друг другу верят.
Коль метла поставлена к притвору
Нет хозяев и не будет скоро...
Почему метла? Судить не смею.
Видимо, от древнего поверья.
Говорят в народе, будто ею
Вымели людское недоверье.
Николай Журавлёв.
27. Ах,север,север!
Я тому виной.
Что до сих пор не виделся с Двиной.
Твоя душа
Моей душе родня,-
Мы одного,негромкого,огня.
И мне,
Случиться.
Над твоей Двиной
Учиться
Надо глубине иной.
Спокойной,
Благородной глубине.
А солнце не заходит на Двине.
Оно не может царственно блистать.
Оно-как ты.
Оно тебе под стать.
Есть в этом свете
Мир и чистота.
Великая земная красота.
Которая вполголоса поет,
Но за живое,
За душу берет.
Ах,север,север!
Сказки колыбель.
Россия начинается отсель.
Ее характер
И ее добро-
Как этой белой ночи серебро,
Которое струится,не звеня
И песней песен
Трогает меня.
Михаил Дудин
28. РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ВОТ ЗДЕСЬ
Ах,север,север!
Кто тому виной,
Что я с твоей не виделся Двиной?
Над Белым морем
Белой ночи свет.
За кораблем
От белой пены след.
Как тихий сон,
Сквозной полутуман
На плоский берег стелет океан.
Как светлый взгляд
И как полунамек,
На берегу сигнальный огонек.
И день и ночь
Сплетаются в одно
Беленое льняное полотно.
И сказка умывается росой,
И сказка обрамляется косой,
Глядит в глаза
Бездонной глубиной
И берегом проходит
Над Двиной.
Мне открывали
Суша и вода
Заморских стран
Немые города.
Я видел Лувр.
Глядел на Колизей.
Делил с друзьями
Трапезу друзей.
В лазурной
Задыхался высоте.
Награбленной
Дивился красоте.
29. Заповедный уголок
По реке,реке Мезени,
На замшелых берегах,
Разомлевшие олени
Носят лето на рогах.
Уголок найдя тенистый,
На пригорках дремлет хвощ.
Край озерный и лесистый,
Край черемуховых рощ.
Всюду тенькают синицы
И бормочут глухари.
Осторожные куницы
Притаились от жары.
Мохом выстланные стежки,
Под любым кустом грибы.
На болотинах морошки-
Хоть лопатою греби.
Клюквы тоже,между прочим,
Негде камушку упасть.
Может каждый,кто захочет,
Вкороба горстями класть.
Хоть не южный,но красивый
И моей судьбы исток,
Тот на севере России
Заповедный уголок.

Федор Широкий
30. Я родился у Белого моря,
На краю необъятной земли,
Где олени трубят на просторе
И гнездятся весной журавли.
Где рождаются белые ночи,
И черемуха буйно цветет.
Где до шуток и песен охочи-
Северяне,веселый народ.
Там,где семга в речные изгибы
Устремляется с устья реки.
Где белухи,как снежные глыбы,
Торпедируют рыб косяки.
Где такие чудесные зори
Полыхают огнем на лугах.
Где качается солнышко в море,
Словно медный кухтыль на волнах.
А потом отряхнется лениво,
Озарит горизонт голубой.
И плывет,улыбаясь счастливо,
Над родною Мезенской Губой.
И прибой с пробудившимся лесом
Меж собою ведут разговор,
Мне,плывущему в дымке белесой,
Говорят:"С добрым утром, помор"
Федор Широкий
31. Давно я на Севере не был,
Не видел родной стороны,
Где чайки взвиваются в небо
Под гул беломорской волны.
Где с давних времен и доселе,
Подковою выгнув крыло,
Стоит над рекой Долгощелье-
До боли родное село.
И сердце от долгой разлуки
Трепещет,в дорогу маня.
Туда,где не ведал я скуки,
Где нежные мамины руки
Когда-то ласкали меня.
Где юности годы промчались,
Как робкая песня скворца.
Там где-то в лесах затерялись
Охотничьи тропы отца.
На лодке б сейчас прокатиться,
По Кулою вверх,налегке.
Природой родной насладиться,
Ушицу сварить в котелке.
А после по старым приметам
Бродить,не смыкая очей.
И слушать короткого лета
Мелодию белых ночей.
Федор Широкий
32. За Мезенью, за метелью,
Где ветра чудачат зло,
Притаилось Долгощелье -
Древнерусское село.
То завесится туманом,
То в дождях -
Не виден свет....
Не летят аэропланы,
А другой дороги нет.
Может, это и резонно,
Что природа так мудрит-
Реже ездят ревизоры
И туристам путь закрыт.
Ни поветрия, ни моды
Чужедальней стороны
В этот угол непогодный
Не были занесены.
Оттого,
Пройдя сквозь вечность,
Здесь-
И сочен, и велик!-
Сохранился человечий
Многокрасочный язык.
У колодца
В синей стыни
"Бабье вече" загалдит-
То славянская Россия
Без шпаргалок говорит.
Так красно она
Глаголет,
Что зажмуришься на миг
И прикусишь поневоле
"Образованный" язык.
(Н. Журавлев,1983г.)
33. Двинской характер
Николай Журавлёв

Колышется янтарная волна
Течет Двина, как летопись, длинна,
Как северная песня, широка
И буйная, как смутные века.
Когда она, взломав ледовый гнет,
Куражиться и вольничать начнет,
Свой правый суд неистово вершит
Отжившее, наносное крушит.
Но лишь придет рабочая пора
Старается с утра и до утра:
Несет плоты и, кранами звеня,
Вздымает солнце завтрашнего дня.
Когда она работает — молчит.
Шумливы только мелкие ручьи,
Захлебываться в крике—их удел,
За неимеиьем настоящих дел...
Течет река скзозь дали и века,
Как летописи мудрая строка.
И глубина и стать отражены
В задумчивой янтарности волны.
И я ищу подспудное, свое
В скупой неторопливости ее.
Все тщусь проникнуть к таинствам
мирским — Кем точки изначальные даны:
То ли Двина с характером людским,
То ль северяне с норовом Двины?
34. Мезень
Автор : Deil
Родимый край - души смятенье,
Привычный сердцу уголок
Зовешься ласково – Мезенью,
Мой удивительный исток,

Укутан шумными лесами
Лежишь на берегу реки,
И море Белое ночами
В дали бушует от тоски.

Здесь юность птицею беспечной
Парила в небе голубом
И представлялась бесконечной,
Сверкая радужным крылом.

Полей широкие просторы
Дышали свежестью росы
И весен белые заторы,
Разливов чудные красы,

Лесов безбрежных колыханья
И тихий оклик журавля…
Все это Родины дыханье -
Родная, русская земля.

Родные села, пашни, реки,
Изгиб тропинки на угор,
Остался в сердце ты навеки
Прекрасный северный простор.
35.
Уходит детство, не вернется
На изумрудные поля
И больше, видно, не придется
Мальчишкой лезть на тополя.

Прошли порою безмятежной
Счастливой юности костры,
И Птица Счастья взмахом нежным
Закрыла путь в ее шатры.

Мне не вернуть былых скитаний
Под тихо плещущий прибой,
И радость долгих ожиданий,
И встречи первые с тобой,

Волос чудесных переливы
Рукой дрожащей не собрать,
И под гитару у отлива
Твоих мне губ не целовать.

Черемух дымкой легкокрылой
Растаял свет минувших дней,
Но в сердце образ вечно милой,
Прекрасной Родины моей !

Пускай уходят безвозвратно
Года в уюте и тепле -
Порою хочется обратно -
Туда, где вырос на Земле,

Где нива жизни зародилась.
В голубизне лазурных даль
Росою Севера умылась,
Познав и радость и печаль.

И я вернусь к твоим просторам,
А ярко-розовый закат
С жемчужной речкой под угором
Мне сказку детства повторят !

Вернусь на чудные равнины,
Чтоб снова мыслить и писать,
И сердцу милые картины
В душе и прозе рисовать !
36. Николай Окулов.
Не дай мне Бог богатым быть.
Когда вокруг раздор и слезы.
Когда земные псевдозвезды
Весь мир готовы поглотить.
Не дай мне Бог богатым быть,
Не понимать блаженных нищих,
Жить сном здоровым, вкусной пищей
А о душе совсем забыть.
Не дай мне Бог богатым быть.
Чтоб мозг заплыл, запекся жиром,
И чтоб Иуда стал кумиром,
Уча тому, как надо жить.
Не дай мне Бог богатым быть.
Не потому, что в рай мне надо,
А потому, что страшно ада
37. Худы, сутулы, но на шаг ещe легки, 
В платках, фуфайках, кепках, не от Гуччи, 
Суровые архангельские старики... 
Таких не счесть на Родине Могучей! 
Взрастивших честно, в тяготах своих детей, 
Рассеянных по городам и весям, 
Страной опущенных до уровня лаптей, 
Под стоны хрипло-грустных русских песен. 
Еe пергамент кожи в бороздах морщин, 
Седа его щетины жeсткой поросль, 
Одной дорогою полсотни лет и зим, 
По жизни вместе... И лишь в смерти порознь. 
Жизнь в небо истекает словно дым, 
Под облаками медленно витая. 
Красивым каждый был, был каждый молодым, 
Но молодость желтеет, жухнет, тает, 
Подобно павшему по осени листу, 
Ветрами сорванному в перелеске. 
И, лишь глаза, упорно помнят ту весну, 
Упорно живы тем весенним блеском, 
В котором чистой отражение души, 
Дающей силы жить в стране не мудрой, 
В ладу с собой, в далeкой северной глуши, 
И встретить смерть морозным зимним утром.
Евгений Батурин.
38. Крайний север,леса да болота
И среди всей этой глуши
Город стоит на реке Мезени
Город   берущий название реки
В нем живут  рыбаки и строители
Здесь хватало прфессии всем  
Будем строить его ,чтоб был он красивее
Город северный город Мезень .......
это из серии  20 века  1969 г.
39. Белые ночи
У Белого моря;
Белая кипень
Черёмух на взгорье,
Белая дымка
Кудрявится рано
За уходящим
Речным караваном.
Словно загадка, полярное лето –
Рядом с закатом
Пылают рассветы…
Значит закатов
На Севере нету –
Только рассветы,
Только расцветы.Николай Журавлёв

40.Николай Журавлев
На Мезени-
Снегу по колени,
На Мезени-
Белые заметы.
На Мезени
Нынче невезенье-
Замерли на старте
Самолеты.
Не летят
Крылатые машины,
Им борта
Соленый ветер лижет.
Врезались в сугроб
Тугие шины,
С береговой дорожкой
Смерзлись лыжи.
На Мезени-
Снегу по колени,
Сильный ветер
Леденит до дрожи.
А давай уедем
На оленях,
Ведь они не знают
Бездорожья.
И пускай не очень
Быстрокрыла
Та оленья тройка
Беговая,
Все-таки у них
В горячих жилах
Не бензин,
А кровь течет живая.

41. На Мезени снегу по колени,
На Мезени белые замёты.
На Мезени нынче - невезенье
Замерли на старте самолёты...
42. Край Мезенский,север дальный,
Как ты дорог мне всегда .
Кто здесь не был,не поверит,
Ах, ,какая  там краса  !  
43. Во всё небо горит,полыхая, звезда- незакатное солнце Мезени. Как три века назад, как вчера и всегда, в час предутренний хлынет морская вода, Крики чаек ворвутся в сосновые сени. С океана идёт, нарастая, волна затопить острова высоченной осоки и поднять все карбасы скорее со дна Неглубокого, чуткого, тихого сна, пробудить и Мезень, и притоки Так идёт, нарастая и пенясь, волна дальше Каменкит, Лампожни и Заозерья, с океана идёт, и, слегка солона, до краёв своих жизнью бурливой полна. Словно крылья захлопали ставни и двери. И повсюду бежит и кричит детвора, по ступенькам тесовым над красною глиной иль собрыва в присест: на путину пора. Про кого мне старуха сказала вчера, мол, баской, уноровчивый, длинный? (Н.Сидорина)
44. Там ветер, воля и покой
И даль с увядшими цветами,
Где крест, увитый пеленами,
Стоит над сумрачной рекой.
В деревне мельница, гумно.
Там, за овином, хоронили,
И веру вещую хранили
Там, в тишине, пока темно...
А ночи белые стоят!
Чу! Мельница взмахнет крылами,
И полетит над облаками,
И не вернется к нам назад!
45. Лети, моя душа...
Диана Арбенина.
Лети, моя душа,
лети, мой тяжкий рок,
под облаками блакитными,
под облаками-зенитками
в небо

Лети, моя душа,
и солнце поцелуй
за всех друзей моих сгинувших,
за тех, кого не покину я...

Печаль моя,
будто роса,
легкая птаха, светла и прозрачна
белой рубахой Отца.

Лети, моя любовь,
и крови не жалей
брызгами, струями
да в полнолуния.

И годы - по часам,
и сердце - ястребок.
я дышу радостью:
нет большей сладости,
жить.

Печаль моя,
будто роса,
легкая птаха, светла и прозрачна
белой рубахой Отца.

Лети, моя душа,
лети, мой тяжкий рок,
под облаками блакитными
в небо, в небо, в небо...

46."Белое море".Сл. и муз.  Игорь Николаевич Карулин, 

 На свете немало есть разных морей
И песен о них немало.
У Белого моря нет песни своей,
Такую оно не слыхало.
Припев; Где бы я не был в каком краю,
Или в каком просторе.
Я эту песню тебе пою.
Белое море!
2.Здесь нет кипарисов, магнолий в цвету,
Нигде не увидишь мимозы.
Здесь быстрые реки и снег на лету
Не бросят седые морозы.
Припев;
3.Суровое море зовёт смельчаков,
Лишь сильным подвластна стихия.
Прославим же в песне своих рыбаков,
За подвиги их трудовые.
Припев;
4.На свете немало есть разных морей,
Немало манящих просторов.
Но сердце моё говорит,что родней,
Нет в мире,чем Белое море!
Припев;

47. А.Ипатов.
 Хочу сказать о Родине хорошие слова.
Совсем простые вроде бы, как небо и трава.
Банально и бесхитростно... Наверное...
Но вот - они такие чистые, как море и восход.
Я вывода не делаю, мне интересен цвет:
лишь наше море - Белое, а все другие - нет!
48. Студеное море , студеное ,
Белым тебя зовут .
Встретишь бывает ласкою ,
В пути - волны ревут .
Зимой ты спишь , а может дремлешь ,
добычу ждешь ты втихаря .
А может то назначенная плата
С него за счастье была ?
А может ты его позвало ?
Ведь чей-то он услышал зов ?
Твое коварство отлично зная ,
Он сделал шаг на ледяной покров .
Что ты наделало , море ?
Право есть у тебя ?
Трусов не терпишь , а смелых
Щадило ли ты когда ?
Сколько в воде твоей соли
От горя , печали и слез?
Может ты пошутило ,
А получилось всерьез ?
Ведь ты ж себя осиротило ,
Тебе же плохо без него !
Теперь , когда душа взлетела в небо ,
Тебе на этом свете каково ?
Простить вины той тебе я не могу .
Прошли года , а боль не утихает .
Ты посылаешь с покаянием волну ,
Но сердце твоих слов не принимает .
Оставило мучительную боль на веки ,
Погасла жизни яркая свеча ....
Многие уже забыли , что он был
Первым капитаном "ПЕЧАКА".
49. "Тамарин" в полночь нас встречает,
Багряным бликом по воде!
Заря "Секирку" освещает,
Оставив вспышку в маяке!
2003 г. о. Соловки
50. У самого Белого моря
У кромки берега морского
Стоит рыбацкое село.
Здесь нет комфорта городского,
Зато там дышится легко.
И речка рядом, просто чудо
С прозрачной чистою водой.
И тут же море, как на блюде,
С крутою пенистой волной.
От маяка за поворотом,
Свои обычаи храня,
Засолонясь рыбацким потом
Живет и трудится тоня.
Здесь рыбу ждут ловушки в море,
На карауле карбаса.
Стоит избушка на угоре,
За нею тундры полоса.
Рыбак и в штиль и в непогоду,
И днем и ночью на посту.
Проходят мимо пароходы,
Сгоняя с берега тоску.
Фофанов Сарвил Иванович , 1990 г.
51. Ах,Мезень,моя Мезень,
Чудо расчудесное.
Светел,долог летний день,
Думы интересные....
На краю земли стоишь,
Для меня-срединочка.
Ты кому-то как кукиш,
Мне же-ягодиночка.
Без тебя-то я куда?
Солнца нету ясного
Ой,поймала в невода
Молодца ты красного....

Н. ОКУЛОВ
52. Где много лет на Белом море,
В краю болот, ветров, дождей
Никольский Храм стоял в дозоре
Российских вольных рубежей,
Там вырос город корабелов -
И с морем он неразделим
С одним на всех нелегким делом,
На всех Отечеством одним.


Мир и покой,
Бог и Святой Николай.
Вместе с тобой,
Как за стеной,
Гордый отеческий край.

И моря хмурые седины
Не властны над твоей судьбой.
Суровый берег, но любимый,
Навеки связаны с тобой.
Еще на суше и на море
Нас ждут великие дела.
Доколе море с ветром спорит,
Доколе Родина жива.


Мир и покой,
Бог и Святой Николай.
Вместе с тобой,
Как за стеной,
Гордый отеческий край.

Александр Ипатов.
53. Студеное Белое море...
Студеное Белое море,
Суровый отеческий край
За берег болотистый город
Цепляется тысячей свай.
Несметным количеством судеб -
За каждой песчинкой судьба,
Когда подневольные люди
Впервые явились сюда,
Белел монастырь одинокий
Уж так на Руси повелось—
Тянулись этапы и сроки.
Ветра продували насквозь
Ветра разрывают одежду,
Душа нараспашку — гляди.
Но если теряешь надежду,
То так ее легче найти.
Раскрыты и карты, и двери,
Казалось бы, нету войны,
Но все ощутимей потери
На севере нашей страны.
54. А вы в Карелии бывали,
Где травы стелются ковром,
И где озер синеют дали,
Переливаясь серебром;
Где волны Ладоги бескрайной
На берег россыпью летят,
Про неразгаданные тайны
Нам водопады говорят;
Где сосны бронзовые встали
Непроходимою стеной...
А вы в Карелии бывали?
Нет?
Так поедемте со мной!

В. Дарская.
55. Приезжайте в деревню на лето
Отыщите там свой уголок,
Скромный домик, оставленный кем-то,
В кухне печь, невысок потолок,
Три окошка, крылечко простое
Вас с любовью всегда приютят,
К вам на дерево с кроной густою
Ваши птицы весной прилетят.
Вас под утро разбудят их трели,
Сладкий воздух ворвётся в окно.
Вы такой вкусной каши не ели,
Так легко не дышали давно.
Зачерпнуть из колодца водицы,
Босиком постоять на траве,
Тишиной можно тут исцелиться,
В деревянной российской избе,
Наколоть дров, по-русски размяться,
И простую рубаху надев,
По грибы в ближний лес прогуляться,
Соловьиный послушать напев,
В русской баньке под вечер помыться,
На крыльце посидеть, подышать,
Самоварного чая напиться
И на печку отправиться спать.
Все здесь тёплое, всё здесь простое,
Сердце здесь не стучит, а поёт,
Всё здесь русское, наше, родное,
Наша родина нас ещё ждёт.
В. Теплякова.
56. Колыбельная сказка (песня)
Погоди, любимая, не спи,
Дай-ка в изголовье положу 
Облако угаснувшей зари,
А на стол вечернюю звезду.
Скрипнув дверью, сказку приглашу,
И мелькнут в ночи ее черты.
Сказочных героев усажу
На широкой лавке у стены.
И обнявшись, с Лелем мы споем
Песню, и заплачут гусли,
Как ушла Снегурочка с купцом,
Как в любви избавилась от грусти.
А потом веселую начнем,
И Яга, подол откинув юбки,
В пляс ударит с Ваней –дурачком,
На ходу откалывая шутки.
Сергей Коткин.
57. Быть иль не быть?
Такой стоит вопрос.
Любить иль разлюбить?
Забыть, оставить жить
Или убить?
Убить любовь.
Убить себя в себе 
И душу о колено
С размаху разломить
И выбросить кусок,
Где памяти резцом
Навеки выбито любимое лицо...
Так быть или не быть?  С. Коткин
58. Огромное солнце залило глаза,
И вспышка их ослепила.
Лучом животворным в меня ты вошла
И сумрак души осветила.

Но как я забыл, что короток день,
Что солнце - отец тумана.
И черный диск - то солнца тень
В ослепших глазах, как рана.

И вот живу, немые глаза,
Лишь память - мое оконце.
Гляжу, стоим, и ты, и я.
И вспышка - огромное солнце.
С. Коткин. 1974 г. Севастополь.
59. ….о ней любимой, о Мезени, конечно.

Если ветер в лицо, как мохнатая птица крылами.
Если сердце стучит, как упрямый тугой барабан.
Если плечи друзей ощущаю своими плечами.
Если есть те слова, что любимой еще не сказал.

Если хлеба кусок на ладони лежит не надкушен.
Если песни куплету костра до конца не допет.
Если хоть одному на земле человеку я нужен.
Если сам хоть одним на земле человеком согрет.

Значит, к черту сомненья и сентиментальные слезы.
Значит, к черту скулить, что когда-нибудь все мы умрем.
Посажу под окном по числу сыновей две березы.
И весной они вспыхнут веселым зеленым огнем.
С. Коткин.
60. Ой, береза, ты березонька.
   "Эту песню я написал в 1974 году на память женщинам цеха Севастопольского морского завода." С. Коткин
Ой, береза, ты березонька.
Ой, Сережа, ты Сереженька,
Как под этою березою
Да стояли мы с тобой.
Говорил ты мне, печалился,
Что по-прежнему все нравлюсь я,
Что забыть меня не можешь ты,
Что забыть и не хотел.
Только что теперь печалиться,
Годы-листья осыпаются,
Красота моя смывается,
А береза все шумит.
Память глупая, ненужная,
Я давным-давно замужняя.
Ничего тут не поделаешь,
Видно так нам суждено.
Ты прости меня, Серёженька,
Что к заветной той берёзоньке,
К опадающей берёзоньке
Прихожу тайком одна.
Ой, беёеза, ты берёзонька.
Ой, Сережа, ты Сереженька,
Как под этою березою
Да прощались мы ты с тобой.
61. Текст гимна Архангельской области (слова Н. К. Мешко)

Край наш поморский
Могуч и прекрасен!
Его не забудешь вовек.
Манят отважных
Бескрайние дали,
Где не ступал человек!

Здесь по Петрову
Веленью из моря
Ряд белокрылых
Фрегатов восстал.
И колыбелью Российского флота
Край наш Архангельский стал.

Здесь Ломоносов
Великий родился,
Мудростью мир осветил,
Былинные сказы,
Загадки природы
В научную быль воплотил.

Край наш поморский
В движении и силе,
Ему по плечу Новый век!
Космос, богатства,
Глубины морские —
Все покорит человек!
62. Алексей Зыкин.
На Шелековском берегу
Теперь уже с трудом смогу
Пройти тропинками забытыми
К могилам с каменными плитами

Уж нет крестов простых и строгих
На валунах не видно строк
Все унесли снега, пороги
И у могил бывает срок
Все заросли травой воронки
Плиты не видно ни одной
Там жутковато и потомки
Обходят берег стороной

И прячут темные пороги
Истории столетий многих…
63. Лев Лосев.
ХБ-2

    То ль на сердце нарыв,
    то ли старый роман,
    то ли старый мотив,
    ах, шарманка, шарман,
    то ль суставы болят,
    то ль я не молодой,
    Хас-Булат, Хас-Булат,
    Хас-Булат удалой,
    бедна сакля твоя,
    бедна сакля моя,
    у тебя ни шиша,
    у меня ни шиша,
    сходство наших жилищ
    в наготе этих стен,
    но не так уж я нищ,
    чтобы духом блажен,
    и не так я богат,
    чтобы сходить за вином,
    распродажа лопат
    за углом в скобяном,
    от хлопот да забот
    засклерозились мы,
    и по сердцу скребёт
    звук начала зимы.
64. Лев Лосев
Тринадцать русских

Стоит позволить ресницам закрыться,
и поползут из-под сна-кожуха
кривые карлицы нашей кириллицы,
жуковатые буквы ж, х.

Воздуху! - как объяснить им попроще,
нечисть счищая с плеча и хлеща
веткой себя, - и вот ты уже в роще,
в жуткой чащобе ц, ч, ш, щ.

Встретишь в берлоге единоверца,
не разберешь - человек или зверь.
"Е-ё-ю-я", - изъясняется сердце,
а вырывается: "ъ, ы, ь".

Видно, монахи не так разрезали
азбуку: за буквами тянется тень.
И отражается в озере-езере
Осенью-есенью олень-елень.
65. Наташа Шамакова (Личутина)  в 12 лет.
О, Север.любимый, родные края!
Как далеко ты сейчас от меня.
 Нас разделяют и горы и реки.
Нас разделяют леса и поля,
Но всё равно, милый мой  Север,
навеки, я никогда не забуду тебя.
И вечером тихим, сидя над рекою,
Я вспомню свой дом,
Что стоит у пруда,
Жужжание пчёл над своей головою
И Шарика лай, и журчанье ручья.
Быть может,
когда нибудь вновь я увижу
Ту быструю речку,
Что мирно течёт, широкое поле, зелёные долы
И пастушка, что задушевные песни поёт.
66.  Моё Лешуконье
 (ст. В. Раковций. муз. Н. Щепихиной)
(Гимн Лешуконского землячества)
Край Великой России.
Здесь зарницы сияют,
Здесь леса голубые
В горизонт уплывают...
мчатся летние ночи,
Словно белые кони...
Полюбив, не разлюбишь
Ты моё Лешуконье.
Над Мезенью- рекою
Щельи- красные кручи.
Где, за далью какою,
Край найти можно лучше?
Сосны, стройные ели
Небеса подпирают.
Птицы к нам прилетели,
Здесь и жизнь начинают.
А янтарная россыпь
На зеленых болотах
В эту жёлтую простынь
Завернуться охота.
Медвеную прохладу
Сочной, спелой морошки
Не сравнить с виноградом,
С ананасом заморским.
Приезжайте на Север.
Встретим дружбой и лаской.
Вы зимой попадёте
Примо в белую сказку.
Летом будете видеть
Сутки круглые солнце.
Золотою рукою осень
Постучится в оконце.
Приезжайте на Север.
Мы гостям всегда рады.
И за наше доверье
Не попросим награды.
Мчатся летние ночи,
Словно белые кони.
Приезжайте на Север,
На Мезень в Лешуконье.
67.   Маршалко Т.В. Домашний ручей
Домашний ручей-труженик, колхозник,
Бежит из-за холма, с лесных болот.
Вот баньки в ряд, и деревянный мостик,
И всем знакомый школьный огород.
Ты издавна поил своей водицей
И выручал растения в жаркий день.
Коровы с луга шли к тебе напиться,
Порой купались все, кому не лень.
 Очищен был от грязи, вечный странник,
Чтобы скорее воду нёс в Мезень.
Стоял на страже "рядовой пожарник"-
Запруда здесь была на "чёрный" день.
Бежит ручей, смывая дней пороки
И отражая стаи журавлей.
И будет так, пока живут истоки
В родной природе и в сердцах людей.
68. Маршалко Т.В. Ноба - речка

Бежит речушка, дочь лесная,
Журчит, лаская берега,
Спешит, таинственно петляя,
Сама не ведая куда.
Душистых пожен аромат,
Грибов и ягод кладовые.
Здесь, призадумавшись, стоят
Старушки - ели вековые.
Приют охотника лесной - 
Избушки, речкою любуясь,
Как теремки стоят, красуясь,
И тонут в зелени густой.
69. Маршалко Т.В. Родная сторонка

Цветы луговые, лесные поляны
и кудри черёмух в весеннем саду.
Меня не заманят далёкие страны,
Милее нигде уголка не найду.
Куда ни поеду, куда ни пойду я,
Повсюду мне видятся рощи твои,
И тихий рассвет над Мезенью - рекою,
И клин журавлей, прокричавший вдали.
Родная сторонка, к тебе возвращаюсь.
Я снова и снова с тобой говорю.
Твоим живописным холмам поклоняюсь
И больше, чем прежде, тебя я люблю.
70. " Приеду на твой бережок"
( на мотив песни " Малиновый звон")
Северный край наш богат
Хоть и не ярок наряд
Помнишь над речкой туман,
Юности милый дурман.
Помнишь тот сладостный сон
Как пел до утра патефон,
Клуб деревенский в глуши
И что-то коснется души.

Привет: Ах, Мезень, ты родная моя,
Не жить, видно, мне без тебя.
Опять соберу рюкзачок
Приеду на твой бережок.
71.  Дом наш открыт для друзей
Нет его сердцу милей.
В баньке ядреный парок,
Ждешь ты гостей на порог.
Ушкой попотчуешь нас,
Рюмочку, знаю, подашь.
И, разомлевши в тиши,
Песни споем для души.

Припев: Ах, Мезень, ты родная моя,
             Не жить, видно, мне без тебя.
             Опять соберу рюкзачок
             Приеду на твой бережок.
Родная моя сторона,
Лешуконская наша земля.
Помнить мы будем тебя,
И бесконечно любя.
Пусть же из этих окон
Льется малиновый звон.
От нас, Лешуконье, прими
Низкий поклон до земли.

Припев: Ах, Мезень, ты родная моя,
             Не жить, видно, мне без тебя.
             Опять соберу рюкзачок
             Приеду на твой бережок.
72. М.И. Мокрецова ( Беляева) " Село Койнас"
 
 Деревенька моя называется Койнасом,
Стоит на крутом берегу на рекой.
А речка Мезень уже так пересохла,
Не ходят по ней параходы с трубой.
Не водят они плоты по течению,
Все списаны, в Котласе видела там.
Стояли в Затоне и ждали, когда же
Их переплавят опять на металл.
"Сурянин", "Ветлуга", и "Вятка", и"Дон",
И много еще таких пароходов.
Как тяжко мне смотреть на Затон,
Ведь много у них по Мезени походов.
А "Комсомолка" была просто чайка.
Плывет по воде и совсем не спешит.
Встречать мы бежим и кречим: "догоняй-ка",
Кто первый на пристань добежит. 
Но их заменили другим плавсоставом
Другие идут по Мезени суда.
Не надо уже им теперь вехоставов.
Ведь только уж лодки туда и сюда.
И то не везде на них можно проехать.
Река обмелела, обсохла совсем.
И нет никому до этого дела.
Ну, кто же придумал все это, за чем?
Но все равно очень любим мы это,
Летим самолетом, спешим мы сюда.
И воздухом дышим, живем здесь  всё лето 
Уезжать не хотим никуда.
Здесь очень красиво, хотя Крайний Север,
Угоры, поля и леса, и луга.
Какие закаты, какие рассветы,
Таких не увидишь нигде, никогда.
А земляки нас радушно встречают:
"С приездом на Родину",- все говорят.
А наша душа  так и тает, и тает,
Мы благодарны за это всегда.
73. “““ О Мезени.
У синей проруби на льду
рядком поставлены корзины.
Полощут в проруби бельё
разгорячённые мужчины.
Вот это труд! Вот это да!
Полощут так,что тают льдинки,
кипит холодная вода
от рук не каждого мужчины.
Идут - любуется народ.
Идут - румянцем обожжёны,
а их встречают у ворот:
всегда красивые, всегда любимые,
всегда весёлые, всегда счастливые,
святые матери и жёны.
74. Евгений Шашурин.
Посвящаю Вычегодскому.
 Во сне увидел Вычегодский,
не близко,так из далека,
Стоит родной не изменился
в снегу берёзы,тополя.
Вот улицы его прямые,
из бруса почерневшего дома,
а вот дома не очень и большие,
из серого,как пепел кирпича.
Смотрю и вижу,словно зона
с Асеевки до Пырского стоит,
и как змея-железная дорога,
на человеческих костях лежит.
Вдруг слышу крик...,
открыл глаза,проснулся
и понял,что сигналит паровоз...,
я как-то очень криво улыбнулся,
и если честно не сдержал я слёз...
На берегу чудесной речки,
стоит прекрасный городок.
Берёзы белые, как свечки,
стоят вдоль берега в рядок
.Здесь моё детство пролетело
и юность бурно отшумела,
здесь встретил я свою любовь.
Здесь родились и дочь,и сын,
здесь я живу и здесь любим.
Любы мне улицы прямые
и тополя твои большие,
и паровозов пересвист,
и утреннее пенье птиц.
Ты дорог мне в любую пору,
иль дождь идёт,иль снег валит
,люблю тебя мой милый город,
дороже городов на свете нет.
75.  Устья - речка небольшая -
 всё пески да камни в ней,
Но , пройдя всю нашу землю,
 не найдёшь таких людей !
Молодые , озорные независимо от лет.
Всех встречают - привечают ,
дарят нам надежды свет !
И не знаю , как всё будет ,
 только крепко верю я -
Если есть такие люди , расцветёт опять земля !
 Запищат в пелёнках дети ,
грянут добрые дела .
Озарят святую землю
золотые купола !!!


Рецензии