Бегство 1941

    Бегство 1941.
Фёдор родился В 1910 году, детские годы провел в Ярославской деревеньке Пуканино,что в Даниловском районе. Теперь-то в этих местах всё заросло лесом и поля и дома исчезли.

     В  деревне этой было много однофамильцев –сразу и не разберёшся кто к кому в каком родстве.Своего отца он почти не видел – тот бывал наездами,приезжал что-то строить в районе с бригадой строителей  из Питера.  Беднота и захолустье страшное – ни школы ,ни занятий для молодёжи. Кое-как получил Фёдор начальное образование, попутно помогал пасти стадо.С  14 лет он покинул деревеньку: прослышал от своих сестёр про столицу,  что там прожить было легче – они были постарше и повыходили замуж за москвичей.

В Москве кем только не трудился: грузчиком, разносчиком в пекарне,помошником сапожника. Разные ремёсла приходилось осваивать в поте лица. Развивалась авиация и как все ребята Фёдор восхищался часто пролетавшими над городом самолётами. Наконец, призвали в Красную армию служить на аэродроме в поселке Сасово, что на Рязанщине - заносить хвосты самолётам. Лётчиков не хватало и ему удалось получить направление в летную школу.Сбывалась давняя мечта подняться в небо.
 
       Через пару непростых лет освоения  исскуства управления истребителем он был допущен к полётам. Самолёты были ещё несовершенными ,изготавливались из фанеры и
иногда терпели аварии.Так, однажды, поднявшись  на У-2 для тренировочного полета Федор потерпел катастрофу : летел вдоль реки , мотор вдруг зачихал и заглох. Самолёт стал падать и рухнул прямо в реку – только хвост торчал на берегу из воды.Удар был смягчен водой. Федору от удара выбило все зубы,этим и отделался.

     После аварии  его перевели в технари ,пришлось переучиваться на радиотехника и в дальнейшем обеспечивать радиосвязь на самолётах.Дальше служба на аэродроме в Серпухове,там женился родились двое сыновей. На построениях  и перекличках личного состава стали исчезать то слева, то справа в строю офицеры и ни слуху ни духу об исчезнувших, ему повезло - пронесло.
   
       Но вот наступили времена политических изменений в Прибалтике и Красная армия стала там размещаться и занимать позиции. Фёдора вместе с аэродромными службами откомандировали  на аэродром  в Литовский город  Каунас. К тому времени он был в звании лейтенанта. Вместе с летчиками и технарями в Каунас переместились и их семьи.
Для квартирования офицерского состава и их семей была занята часть большого католического  храма  в центре Каунаса.Устроились и жили там неплохо- получше чем в
прежних  местах обитания . Помню мы, дети бегали по всем помещениям собора и иногда попадали в вотчину где жили священнослужители. Попы вечерами были заняты подсчётом приходов-доходов, разместившись за круглым столом  с горой монет на нём. Нас они и конфетами угощали.
   
     Между тем приближалось начало войны с Германией. Германская агентура абвера
совместно с литовскими националистами уже создавала списки подлежащих аресту и ликвидации в том числе и  семьи военнослужащих были взяты
на учёт. Раннее утро 22 июня , раздался грохот – это  посыпались первые бомбы на военные объекты , началась война и период несчастий для народов.
   По улицам города метались военные полуторки с пулемётами ,они пытались противостоять немецкой авиации.
     К нашему жилищу подъехал автобус собиравший семьи военных для эвакуации из Литвы.
 Мать быстро собрала нас с братом и направилась к выходу ,но не тут-то было - попы перекрыли нам выход и не пускали к автобусу. Они готовились заложниками откупиться
от фашистов. Наши вопли не помогали, но тут подоспел отец и угрожая пистолетом  стал отбивать нас ,с трудом это удалось. Погрузились в автобус и рванули по пока ещё свободным дорогам в сторону Беларуссии.
   
   Между тем от аэродрома и самолётов на нём ничего уже не осталось –уничтожено  бомбами ,а  немецкие танки раздавили  всё и всех на своём пути. Большинство  лётчиков погибло.
 
     Наш автобус с трудом пробирался на Восток, немецкие самолёты, не встречая сопротивления летали над самой землёй и забавлялись охотясь на любую движущуюся
 цель.Мы же спасались  лёжа в придорожных кюветах. Все окна в автобусе повышибало
пулемётными очередями. Пришлось двигаться ночами ,спасаясь в светлое время в лесу. Смогли добраться до Подмосковья ,но  и здесь в Серпухове начались бомбежки . Население каждую ночь дежурило на крышах: тушили пожары от зажигательных бомб, только успевая сбрасывать их с крыш. Спасались мы в окопах вырытых у дома в бору. Началась  эвакуация и здесь.
 Наши семьи эвакуировали подальше от фронта в Саратовскую область ,город Марксштадт   - в деревню, где проживали раньше немецкие колонисты. Теперь тут пустовали дома,а немцев куда то вывезли.

    Мы были горожанами и благополучно существовать в этом степном  краю ,без дров и пищи не были готовы. Сюда  тоже стала приближаться война – Сталинградская битва.
Дети готовы уже были отдать богу души, сидя в чуть теплом котле на плите. На дрова пошли все когда то добротные дома. На полях стояли охраняемые полусгнившие стога пшеницы. Мы подбирались по снегу к ним и набирали по нескольку колосков ,рискуя быть пристреленными охраной.
   
       Отец уже воевал  под Сталинградом и смог однажды вырваться на сутки к нам. Он на лыжах пробирался  ночью по степи ,сопровождаемый стаей голодных волков и отстреливаясь от них. Зато, спас нас от голодной смерти – привёз несколько буханок хлеба и банок тушенки “второй фронт”.
    Через полтора года , наконец - то вернулись на свою родину в Подмосковье.Зря эвакуировались  - немцы  Серпухов не захватили.         


Рецензии
У меня тоже отец воевал в ВОВ.
Он был кадровым военным с 1937 года.
«Наши семьи эвакуировали подальше от фронта в Саратовскую область ,город Марксштадт» - в деревню, где проживали раньше немецкие колонисты. Теперь тут пустовали дома,а немцев куда то вывезли» - оказывается, что в какой-то мере мы земляки, я живу в Саратове.
Зеленая кнопка.
О моем отце в годы войны http://proza.ru/2023/11/20/240.
С уважением /

Федоров Александр Георгиевич   10.12.2023 20:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.