4. 53. оппонент

       Примечание: почти все фамилии изменены.      

       Когда все остальное уже позади и ты подходишь вплотную к защите, основной задачей становится выбор первого оппонента.
       Он должен быть доктором наук и, желательно, авторитетным доктором
       Я пытался по совету Павлова завербовать в оппоненты професора Юдина из Московского института железнодорожного транспорта, но он, внимательно выслушав меня, сказал:
       - Вам ни о чем не говорит моя фамилия? Мне нравится ваша диссертация, видно, что это не детский лепет, так сказать “речь не мальчика, но мужа”, и если бы вы были не Кивенсоном, а Ивановым, Петровым, Сидоровым – я бы взялся. А так – слишком много еврейских фамилий на одном титульном листе! Мне-то ничего, а вам может повредить.
       Андрей Иванович Задорожный, ректор Одесского Политехнического института, оставил диссертацию у себя, а затем выслал ее мне почтой с замечаниями, которые сделал, очевидно, его аспирант. Замечания были несущественные, касающиеся оформления, но в своем письме Задорожный предлагал мою технологическую работу переделать применительно к требованиям его кафедры теории механизмов и машин и доложить ее у них в институте. Только после этого он примет решение об оппонировании.
       Я с этим предложением не согласился, так как к этому времени моя диссертация мне уже порядком надоела и переделывать ее не хотелось.
       Пыжов посоветовал обратиться и передал привет профессору МВТУ Горчакову, считавшемуся технологом №1 Союза.
       Я оставил у него диссертацию и в течение года, пока шла перестройка ВАКа, несколько раз наведывался к нему. Каждый раз он смотрел на меня так, как будто видит первый раз, и задавал вопросы типа: - Вы приехали из Афин?
       На защиту в Брянск я ехал через Москву и зашел к Горчакову, чтобы убедиться, что все в порядке.
       - Может быть, съездить и купить билет, Владимир Сергеевич?
       - Да, да, пожалуйста, а то, знаете, мне командировочные не платят из-за того, что я часто езжу на защиты, - со смущенной улыбкой ответил он.
       Я завез Горчакову билет, а сам уехал в Брянск.
       В день отъезда Горчакова из Москвы за ним заехал человек Беляева, директора Калужского машзавода, который защищался со мной на одном заседании. Наутро Горчакова встретили на вокзале и привезли в гостиницу также люди Беляева. Беляев со своей свитой ушли в институт, а я с Горчаковым и приехавшими для моей поддержки Койре и Кузьменко вышли попозже и зашли в кафе позавтракать.
       Я не знал, что он предпочитает – на всякий случай взял все, что было в меню.
Когда одевались, Горчаков сказал мне:
       - Сегодня на защите я, наверно, засну.
       - Да, - сказал я, - расписание очень неудобное: Вы выехали из Москвы в час ночи и приехали в Брянск в 7 утра – ни в поезде, ни здесь не поспали…
       - Да нет, поспал я достаточно. Но вы меня так накормили...И он впервые за все время внимательно, с улыбкой посмотрел на меня. Ну, слава Богу, хоть на защите не перепутает с кем-нибудь из Адис-Абебы.
       В перерыве после защиты Беляева Горчаков подошел ко мне и спросил:
       - Вы хоть скажите мне – что главное в вашей диссертации?
       Выступил он хорошо – схватил смысл, основную идею диссертации из моего выступления, из выступления Койре – сказал, что чуть дооформить и будет докторская.
       Потом я понял, что это дежурная фраза оппонента. Но все равно было приятно.


Рецензии