Женское лицо искусства. Художница Маргит Райх

В художественной жизни Львова в январе 2008 года произошло важное и радостное событие.
Во Львовской картинной галерее открылась выставка к 105-летию художницы Маргит Сельской, урожденной Райх.
Ученица Фернана Леже (Франция), она остается одной из самых талантливых художниц 20-го века, ярким представителем направления, известного как «украинский колоризм».

Имя Маргит Сельской обычно связывают с именем ее мужа, выдающегося художника Романа Сельского. Вместе они прожили долгую и интересную жизнь.
Разные по творческой манере, они прекрасно дополняли друг друга как личности и остались в памяти друзей и учеников, как блестящие высокообразованные, талантливые художники и счастливые супруги.
Даже выставки картин Романа и Маргит Сельских часто устраивались совместные, как бы семейные.

Теперь у львовян есть счастливая возможность оценить талант художницы Сельской как самостоятельное явление в искусстве.

Владея свободно несколькими языками и много путешествуя, Роман и Маргит еще в молодые годы и позже могли жить и творить в любом городе Европы, но Львов как будто их не отпускал.
Однажды, во время войны они уже с билетами приехали на вокзал, но опоздали на поезд. Расценив это как знак судьбы, они уже больше не пытались покинуть город. То, что они остались = событие для Львова неоценимое.
В печально известные годы самой жестокой борьбы с формалистами и космополитами, которую вела советская власть, гостеприимный дом Сельских был всегда открыт и привлекателен для львовских интеллектуалов.
Историк культуры Л.Крипьякевич писала позже: «На фоне параноидальной общественной системы семья Сельских была своеобразным оазисом, в котором мы ощущали себя европейцами. В центре Львова существовал маленький салон, где можно было свободно и радостно дышать…». Супруги Сельские самим своим существованием были в негласной оппозиции к официальному советскому искусству, а своим образом жизни они создавали изысканную интеллигентную среду = не в смысле чистоты крови, а в смысле высоты духа.
И, хотя никому они не жаловались, не убегали и не уезжали, жизнь их тогда была болью несбывшихся надежд двух талантливейших художников, европейцев по духу.

А начиналась история жизни Маргит в городе Коломые, недалеко от города Станислава.
Именно здесь в еврейской семье инженера Исаака Райха и Лауры Райх (урожденной Шарф) 26 мая 1903 года родилась дочь. Имя Маргит девочка получила 30 мая 1903 года в местной синагоге.

Через несколько лет (когда точно неизвестно) семья Исаака Райха перебралась во Львов, который как магнит притягивал к себе многих. Львов очаровал юную Маргит своей архитектурой, зеленью улиц и парков, водоворотом жизни большого города. Учеба в гимназии шла легко. Девочка была очень живой и любознательной, она хотела все узнать и все постичь.
В гимназии у Маргит Райх проявился интерес к рисунку и живописи. Учителя заметили талант своей лучшей ученицы и поощряли ее тягу к искусству. В доме Райхов искусство также поощрялось. Отец был романтиком и творческой натурой, он собирал картины, интересовался фотографией и кино.

В 1918 году, будучи еще гимназисткой, Маргит стала посещать Свободную академию искусств. Здесь за умеренную плату могли учиться живописи все желающие. В академии и познакомились Маргит Райх и Роман Сельский. Роман любил вспоминать их первые встречи: «Она была очень красивая = блондинка с голубыми глазами, очень живая, остроумная, никому не прощала обид… Выделялась среди гимназисток особой любознательностью». Но в этот раз, после нескольких месяцев знакомства, их пути разошлись.

В 1921 году Маргит окончила Львовскую художественно-промышленную школу, потом более года изучала живопись в Академиях художеств Кракова и Вены.
В 1924 году надолго приезжает в Париж. Здесь все заражены духом борьбы самых разнообразных художественных течений и влияний. Здесь, с одной стороны, еще живы воспоминания и легенды об импрессионистах и постимпрессионистах, а с другой, все увлечены фотографией и кино, неоклассикой Пабло Пикассо, открытиями сюрреалистов, новыми идеями Фернана Леже и т.д. К тому же в Париже жили все крупнейшие художники искусства того времени: А.Модильяни, А.Архипенко, М.Шагал, А.Бретон, П.Пикассо, Ф.Леже, Х.Сутин и многие другие. Их можно было лицезреть, с ними можно было общаться. Маргит Райх жадно впитывала в себя весь Париж вместе с художниками-новаторами и Лувром, Эйфелевой башней и Нотр-Дамом, дворцами и бульварами.
Маргит стала активно посещать мастерскую Фернана Леже, известную как «Академия модерн». Здесь бывали среди прочих Ле Корбюзье, Робер и Соня Делоне, Александра Экстер, Пит Мандриан.
Здесь же в 1925 году вновь встречаются Маргит Райх и Роман Сельский. Для них это был подарок судьбы. Теперь они часто проводили время вместе, и их жизненные пути уже не расходятся.

Занятия у Леже были успешными, а этапным событием в жизни Маргит стал первый публичный показ_ картин в парижском «Салоне независимых» в 1926 году.
Дебют оказался удачным, и это отметили все, включая самого Фернана Леже. Окрыленная художница много работает за мольбертом. Наряду с легкими радостными картинами в ренуаровском стиле, она пишет много работ, в которых чётко прослеживается школа Леже и других художников-новаторов.

Динамика форм в ее картинах подчеркивала масштабность и монументальность изображения. Это можно заметить и на нынешней выставке художницы во Львове.
Во Львов Маргит и Роман вернулись вместе и в 1929 году с другими молодыми художниками и архитекторами создали творческое объединение «Артес», лозунгом которого стало желание создать современное искусство = по содержанию и по средствам выражения, объединить украинское художественное мировоззрение и ментальность с европейской культурой.
Членов «Артеса» объединяло решительное неприятие провинциализма, рутины, консерватизма и ретроградства в искусстве.

В 1931 году Маргит Райх и Роман Сельский зарегистрировались в гражданском браке. Произошло это в Катовицах, где в то время действовали так называемые «Наполеоновские законы», согласно которым зарегистрированный гражданский брак приравнивался к церковному.
Сначала родственники молодоженов отнеслись к этому событию отрицательно. Но потихоньку все наладилось, с обеих сторон сложились нормальные уважительные отношения. Всех примирила любовь.

С приходом во Львов немцев в 1941 году ситуация стала тяжелой. Невиданный доселе жестокий террор фашистов был страшнее всех тревожных ожиданий.

В 1942 году Маргит Сельскую арестовали гестаповцы. Мужа в это время не было во Львове, он подрабатывал, расписывая костел в Вижнянах (Винницкая область). Чуть позже арестовывают отца Маргит и брата с женой, которые домой уже не вернулись никогда.
Саму Маргит отправляют в Яновский концлагерь. К счастью, пробыла она там недолго.

Друзья помогли ей тайно покинуть лагерь, чем спасли ей жизнь. Началась трудная и опасная жизнь беженки под чужим именем и с фиктивными документами.
Жила у разных людей в разных местах от Варшавы до Львова.
Писала портреты своих хозяев, друзей и покровителей.
В 1943 году добралась таки до Вижнян, где встретилась с мужем. С тех пор они, не смотря ни на какие трудности, уже не расставались никогда. Насколько сильный характер был у Маргит, говорит тот факт, что Роман Сельский был на грани нервного истощения и долго не мог заниматься живописью, а Маргит находила в себе силы работать художником.
Эту работу она продолжала в течение многих и многих лет вплоть до самой своей смерти 3 февраля 1980 года.
Когда в 1978 году впервые в послевоенное время Маргит Сельская выставила свои работы в залах Львовской картинной галереи, то она поразила всех не только портретными работами.
Почти все ее полотна были композициями с глубоким философским смыслом, поражающие своей завершенностью, уравновешенностью построения, эмоциональной выразительностью и декоративностью красок.
Кажется, очень легко классифицировать ее живопись: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая композиция. Но каждая работа выдающейся художницы = это еще одна грань ее большой души и большого таланта. Их хочется постичь до тонкостей.

Еврейская девочка из Коломыи, любимая ученица Фернана Леже, человек твердых и принципиальных позиций в искусстве Маргит Сельская–Райх прочно вошла в историю культуры Украины и, думается, навсегда.

Картины художницы можно посмотреть на сайте http://art.lviv-online.com/mariya-selska-margit-rajh/


Рецензии
Валерий,к сожалению первое произведение Маргит которое я увидел,это портрет "Женское лицо искусства",напечатанное вами,но оно показывает как талантлива художница и как трудна её была жизнь.
С уважением.

Юрий Симоненков   22.10.2016 06:07     Заявить о нарушении
Спасибо, что Вам нравятся очерки Валерия по искусству, но, к сожалению, его уже нет с нами, остались только книги и очерки. Желаю Вам успехов в творчестве, заходите еще, будем рады. Чечилия Койфман

Койфман Валерий   27.11.2016 18:28   Заявить о нарушении
спасибо за экскурс. К великому моему сожалению никогда даже не слышала о такой интересной личности, хотя интересовалась всегда достоянием нашего города. Хотелось бы увидеть ее картины.

Зина Ермакова   14.04.2018 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.