Женское лицо искусства. Художница Фрида Кало

                «Впервые в истории искусства художница               
                выразила с абсолютной откровенностью   
                то общее и частное, что присуще женщине».
                Диего Ривера, мексиканский художник.

Пожалуй, ни одному художнику в XX веке не удалось собрать столько противоречивых мнений и  отзывов критиков, искусствоведов и зрителей, как мексиканской художнице Фриде Кало, представившей в многочисленных автопортретах свои физические страдания и душевные переживания.
Стиль художницы причудливо сочетает в себе элементы сюрреализма и мексиканского народного искусства.
В 2004 году во всём мире целым рядом выставок картин Кало, выходом книг и статей о ней отмечалось 50-летие со дня смерти художницы.  А затем в Голливуде жизнь Фриды была экранизирована. Ведь даже простой пересказ биографии Фриды Кало – это готовый сценарий для жестокой кинодрамы.

Магдалена Кармен Фрида Кало и Кальдерон родилась 6 июля 1907 года в Койокане, предместье мексиканской столицы, в семье Вильгельма Кало, немецкого еврея, и Матильды Кальдерон Гонсалес, испанки с индейскими корнями.
Этот коктейль породил у девочки уйму незаурядных способностей, которые стали проявляться с раннего детства. Но в шесть лет девочка перенесла полиомиелит и, как следствие, стала хромать. Чтобы не отличаться от здоровых детей, и наперекор всему, она играла с мальчишками в футбол и даже занялась боксом.

Позднее Фрида поступает в подготовительную школу Академии изящных искусств, пройдя жесткий конкурсный отбор. Её первые картины поражали взрослостью и смелостью.

Жизнь налаживалась. Но в 1925году семнадцатилетняя Фрида попадает в автомобильную аварию. Была раздроблена тазобедренная кость, в трех местах поврежден позвоночник, сломаны два ребра, ключица.
Во время почти двухлетнего курса лечения она часто перебарывая боль, рисовала своих друзей и подруг, писала автопортреты, в которых её лицо с густыми бровями зачастую напоминает маску.
Это были очень личные изображения, отражавшие её душевное состояние и внутренний мир.
Для Фриды сделали специальное приспособление, позволяющее рисовать лёжа, а к кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя и писать автопортреты. «Я пишу себя, потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего»,- говорила мужественная девушка.
После многочисленных операций она встала, но уже закованная в тяжелый гипсовый корсет.
Учителем живописи Кало в Академии был знаменитый художник-монументалист Диего Ривера. Потом он всегда гордился тем, что первым открыл Фриду-художницу.
Ривера был значительно старше своей ученицы. Он серьезно увлекся Фридой, и в 1929 году они поженились. В день свадьбы новобрачная появилась в длинном нарядном национальном платье.
Мексиканские платья Кало будет носить всю жизнь, это станет её стилем одежды. Поселились молодожены в ставшем знаменитом «Голубом доме», в самом богемном районе Мехико.
Между тем тучный и огромный  Диего всегда пользовался большим успехом у женщин и был ранее женат несколько раз. Первой его женой была художница из Петербурга Ангелина Белова, потом он увлекся другой русской, а его мексиканских подружек никто даже не считал.
И вот в 43 года Ривера женится на 22-летней Фриде Кало.
Жизнь с любвеобильным и неверным супругом была для Фриды нелегким испытанием. Её душевные страдания нашли отражение, в частности, в картине «Парочка ударов кинжалом»(1935).

Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Львом Троцким. Она восхищалась «трибуном русской революции» и была счастлива, что благодаря её мужу, Лев Давыдович и его жена Наталья Седова нашли приют в Мехико.
Умная, образованная и талантливая Фрида приглянулась пылкому революционеру. Ему к тому времени исполнилось 58 лет, а Фриде – 29 лет.

Два года продолжались отношения Фриды с Троцким. Это было тяжелое время как для Натальи Седовой, так и для Риверы. Несколько лет спустя Фрида на очередном автопортрете изобразит Троцкого на своей груди, а лик Натальи на лбу.

В 1938 году состоялась первая персональная выставка работ Кало в США, а через год она все-таки развелась с мужем.
Душевное состояние покинутой женщины отражено в картине «Две Фриды» (1939).На ней изображены две Кало: одна – это мексиканка, а другая – европейская женщина.
Диего изображен в виде сердца художницы, истекающего кровью. В другой картине, «Автопортрет с обрезанными волосами» (1940), художница продемонстрировала свою самостоятельность, приобретенную после развода.

Перед самой Второй Мировой художница едет по приглашению художников-сюрреалистов в Париж на открытие выставки своих работ.
Они восхищались её творчеством, но Кало так и не примкнула к их движению. Подчеркивая аполитичность сюрреалистов, коммунистка Фрида Кало ( под влиянием своего мужа она еще ранее вступила в Компартию Мексики) говорила, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и муссолини!».
Парижская выставка прошла с шумным успехом.
Немногословная, кутающаяся в пеструю шаль, с вплетенными в волосы бусами, непрерывно курящая, Фрида благосклонно принимала знаки внимания. Критики спорили, а Фрида сидела, курила и попивала спиртное.
Она была из другого мира. И потом... она скучала по своей Мексике и по своему неверному Диего.

В 1940 году Кало, уступая просьбам  Риверы, согласилась вторично выйти замуж за него, хотя настояла при этом на большей независимости.

В 1943 году художница устроилась преподавательницей в школе искусств «Ла Эсмеральда» в Мехико. Однако через полгода ей пришлось оттуда уйти (давал знать о себе поврежденный позвоночник). Боли усиливались, и даже стальной корсет не мог облегчить её страдания.
В автопортрете «Изломанная колонна» (1944) художница изобразила свой изуродованный позвоночник в виде переломленной ионической колонны.
В 1946г. Фрида перенесла очередную операцию в Нью-Йорке, но это не помогло, и в картине «Израненный олень»(1946) она представила себя в образе оленя, смертельно израненного стрелами.

В картинах 40-х годов Кало пыталась также, основываясь на индейской мифологии, отразить свои представления о вечном противопоставлении и вечной взаимосвязи жизни и смерти. Потом появились её многочисленные натюрморты в стиле мексиканской примитивной живописи колониальных времён и рекламных вывесок продуктовых лавочек.

С 1950 года художница уже не могла передвигаться в инвалидной коляске. Но даже лёжа в постели, она продолжала работать. На одной из своих картин, написанных в 1951 году, мы видим Фриду  перед мольбертом с кистью в руке, а  палитра изображена в виде её сердца.
Весной 1953 года Фрида Кало смогла найти в себе силы, чтобы открыть свою последнюю выставку в Мехико. Незадолго до назначенного часа открытия выставки собравшиеся услышали вой сирен.
Это на санитарной машине, с эскортом мотоциклистов прибыла виновница торжества.
Её внесли на носилках и уложили на кровать с балдахином в центре зала. Фрида шутила, пела под аккомпанемент свои любимые сентиментальные песенки, много курила и пила текилу.

27 апреля 1953 года художнице пришлось ампутировать правую ногу.
Это не сломило мужественную женщину, так 2 апреля 1954 года она еще принимала участие в политической демонстрации против событий в Гватемале.
Фрида умерла, 13 июля 1954 года, через неделю после своего 47-летия от воспаления легких.
Гроб с телом художницы был установлен во Дворце изящных искусств.
Потом Фриду кремировали в пантеоне «Долорес», а урну с прахом поместили в старинную индейскую вазу в виде беременной женщины.
Мексиканцы не забыли свою Фриду. 30 июня 1958 года в Койокане был открыт музей Фриды Кало.
Работы Фриды Кало можно посмотреть на сайте 
https://gallerix.ru/album/Frida-Kahlo


Рецензии
Стойкость этой женщины убивает наповал. Чаще всего для женщин характерно терпение, а не такой, я бы сказал, не мирящийся с ударами судьбы дух.
Заинтересовался ее творчеством после просмотра фильма Фрида. К своему огромному сожалению мало знаком с художниками и тем более их жизнью.
Всех благ!

Евгений Великолукский   04.06.2017 22:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.