Про корову

   Наши местные казахи, уважаемая всем деревенским сообществом, солончаковая соль земли казахской, пасла скотину в Илийских тугаях испокон веков. Слово пасла – это ещё сильно сказано. Скотина, как правило, паслась сама, на поделённых самой природой участках.
  Дело в том, что местность сия вся изрезана речками и протоками которые впадают в озёра кишащие рыбой, а озёра те соединены между собой, оными же  протоками. И сами эти озёра перемежаются барханами. И вся эта мешанина из озёр, барханов и проток называется Букара. Задача скотников, не столь простая как кажется со стороны, состояла в том, чтобы на время весеннего разлива выгнать скотину на дальние барханы, подальше от реки, а после спада воды вернуться на свои участки суши, отделённые со всех сторон протоками, речками и озёрами.
 
 Корова прибалхашская – есть скотина совершенно особая, отличная от всех других видов двурогих. Только сей вид может питаться, в годы неурожайные, голимым камышом, пропитанным солончаковой горечью до такой степени, что даже баран от него воротит морду, предпочитая жрать полынь степную. Корова сия любит свою отчизну до самозабвения и уходить, с участков суши на которой была произведена на свет, категорически отказывается. Старики рассказывают, что некоторые особи, вывезенные, в порядке эксперимента, со своей отчизны в горы Заилийского Алатау, несмотря на обилие кормов и мягкую погоду, начинали тосковать по Родине и предпочитали самоумереться в расцвете лет, отказываясь от пищи и родниковой воды, (а вода, я вам скажу, в заилийских родниках, несомненно, самая вкусная в мире)  чем влачить сытое  существование на чужбине, вдали от илистых мутных и пахнущим болотом проток.
  По виду сия скотина напоминает афганскую борзую, токмо с рогами, иногда изогнутыми совершеннейше фантастическим образом и отличается весьма резвым норовом, совершенно неприсущим сиим животным, проживающим в других местах и ценимым за молоко и мясо отдаваемое, не всегда добровольно, своим хозяевам.
  Молока корова сия, даёт от силы, литров 6 - 10, но очень жирного и наивкуснейшего в мире. Почему эту породу называют мясной, мне тоже непонятно, потому как корова сия  в поисках жратвы, в годы бескормицы, нарезает круги, иной раз километров по 15, не брезгуя и верблюжьей колючкой, произрастающей по склонам барханов и обладает самым жёстким и жилистым мясом из всех животных, населяющим этот мир.
   Один из местных старожилов, утверждает, что собственными глазами видел, как одинокий старый каскыр, оголодавший на тушканчиках и песчанках, ранней весной, погнавшись за такой коровенкой, на первом же километре отстал метров на триста и потом долго и тяжело дышал, свесив набок мокрый язык и тщетно пытаясь восстановить дыхание. Наша же героиня, задрав хвост и пробежав ещё с пол километра, долго ещё победным взором, обозревала окрестности с дальнего бархана.

  Каким образом местные пастухи умудряются уговорить сиих животных откочевать на недельку в дальние барханы, есть тайна за семью печатями, передаваемая от отца к сыну из поколения в поколение, со времён ещё прародителя всех казахов Аруаха Мудрого, познавшего саму суть и душу скотины бессловесной. Но после спада воды, скотина сия, под ночным покровом, сама тайком, пробирается в свои родовые угодья, и пастухи вынуждены всё лето гоняться по тугаям, чтобы заклеймить сиих животных, для наведения хоть какой-то видимости порядка в нашем сельском хозяйстве.
       
  Неписанный казахский закон гласит, что какой батыр смог догнать и заклеймить такую скотину среди зарослей джингиля и тамариска, того она и есть на веки вечные.


Рецензии