Первые Cолженицынские чтения в Москве
Одним из таких событий стали первые "Солженицынские чтения", проводившиеся писательской группой "Апрель" 27 мая 1990 г. в Центральном доме литераторов.
На сцене расположились организаторы - прозаик Вячеслав Кондратьев, поэт Александр Коган, литературные критики Татьяна Иванова и Алла Гербер, в просторном зале человек на 400 - остальные 30 участников этого литературного вечера, среди которых были и зарубежные участники – от весьма именитых до совсем ьезвестных.
Организаторы обещали предоставить возможность высказаться о творчестве Солженицына любому желающему, что и привело впоследствии к ряду скандалов, хотя суть дела, конечно, не в этом.
"Основоположника лагерной прозы" хвалили много, хотя другого первооткрывателя этой темы, Бориса Дъякова ("Повесть о пережитом"), никто и не вспомнил. Наверное, потому, что либо не знали, - что очень вероятно, либо потому, что слишком уж разные идеологические позиции этих авторов и их произведений.
Помимо творчества Александра Исаевича, говорили и о современности, литературе и ее предназначении.
Одна из участниц утверждала, что, приезжая в Прибалтику, она "чувствует себя оккупанткой", ей стыдно перед местными друзьями.
Мне не понятно, почему тогда, в мае уже далекого от нас 1991 года, да и ныне, я, родившийся в 1953-м, "оккупант", ответственный за то, что было до меня, без меня, за что я должен каяться и извиняться.
Лично мне ближе этическая позиция Павла Нилина, выраженная в короткой формуле
- Мы отвечаем за все, что было при нас.
Литературовед из Франции Жорж Нива рассказывал об "открытии архипелага ГУЛаг" на Западе.
Запомнилось выступление одного молодого историка, прозвучавшее некоторым диссонансом. Позволив себе усомниться в объективности и исторической достоверности "Архипелага...", он высказал предложение о том, что его академическое издание должно сопровождаться историографическим комментарием.
При этом, обращаясь к присутствовавшему в зале Олегу Васильевичу Волкову, безвестному автору-переводчику «Волшебника Изумрудного города», отметил, что его книга "Погружение во тьму" намного правдивей, талантливей и... страшнее.
Однако даже столь легкая критика в адрес А.И. вызвала истерические крики:
- Провокатор! Уберите агента КГБ!
- именно таковы были в рядах «демократических» литераторов понятия «плюрализма» и «толерантности» в то время!
Масла в огонь подлило также выступление нашего бывшего соотечественника, профессора офтальмолога из Канады – к сожалению, не запомнил его имени.
Апогеем его стало упоминание о «сексоте "Ветрове"(в журнальной версии "Архипелага", опубликованной "Новым миром" осенью 1989 г., эти главы отсутствуют).
Подобные "гнусные инсинуации" в адрес Александра Исаевича вызвали настоящую истерику одной из восседавших на сцене дам, грозившей немедленно «уйти, если "клеветника» не уберут от микрофона".
И тогда пришлось вмешаться ведущему Кондратьеву, который примирительно признал:
- Ну да, было это. Было! Раз сам Александр Исаевич пишет об этом!
Известие это произвело шоковое впечатление на возмущенную даму.
Организаторы чтений обещали не только сделать их регулярными, но и через литературную группу "Апрель", опубликовать их материалы.
Увы!- ни то, ни другое обещание ими выполнено не было.
Но тот – незабываемый для меня вечер в ЦДЛ, первое приобщение к богемно-литературной «элите», тоже неотъемлемая часть истории «новой» России конца ХХ века.
Свидетельство о публикации №209120400285