Первые Cолженицынские чтения в Москве

  В последние десятилетия в истории России происходило немало важных, знаковых событий, не привлекших, тем не менее, внимания современников.
  Одним из  таких  событий стали первые "Солженицынские чтения", проводившиеся писательской группой "Апрель" 27 мая 1990 г.  в Центральном доме литераторов.
На сцене расположились организаторы - прозаик  Вячеслав  Кондратьев, поэт Александр Коган,  литературные критики Татьяна Иванова и Алла Гербер,  в просторном зале человек на  400  -  остальные  30 участников этого  литературного вечера,  среди которых были и зарубежные участники – от весьма именитых до совсем ьезвестных.
Организаторы обещали  предоставить возможность высказаться о творчестве Солженицына любому желающему,  что и привело впоследствии к ряду скандалов,  хотя суть дела, конечно, не в этом.
"Основоположника лагерной прозы" хвалили много,  хотя  другого первооткрывателя этой темы,  Бориса Дъякова ("Повесть о пережитом"), никто и не вспомнил.  Наверное,  потому,  что либо не знали,  - что очень вероятно,  либо потому,  что слишком уж разные идеологические позиции этих  авторов и их произведений.
Помимо творчества  Александра  Исаевича, говорили и о современности, литературе и ее предназначении.
Одна из участниц утверждала,  что,  приезжая в Прибалтику, она "чувствует себя оккупанткой",  ей стыдно перед  местными  друзьями.
Мне не понятно,  почему тогда,  в мае уже далекого от нас 1991 года, да и ныне, я, родившийся в 1953-м,  "оккупант", ответственный за то, что было до меня, без меня, за что я должен каяться и извиняться.
Лично мне ближе этическая позиция Павла Нилина,  выраженная  в короткой формуле
- Мы отвечаем за все, что было при нас.
Литературовед из Франции Жорж Нива  рассказывал  об  "открытии архипелага ГУЛаг" на Западе.
Запомнилось выступление одного молодого историка, прозвучавшее некоторым диссонансом.  Позволив  себе усомниться в объективности и исторической достоверности "Архипелага...", он высказал предложение о том,  что его академическое издание должно сопровождаться историографическим комментарием. 
При этом, обращаясь к присутствовавшему в зале Олегу Васильевичу Волкову, безвестному автору-переводчику «Волшебника Изумрудного города», отметил, что его книга "Погружение во тьму" намного правдивей, талантливей и... страшнее.
Однако даже столь легкая критика в адрес А.И.  вызвала истерические крики:
- Провокатор! Уберите агента КГБ!
- именно таковы были в рядах «демократических» литераторов понятия «плюрализма» и «толерантности» в то время!
Масла в огонь подлило также выступление нашего бывшего  соотечественника, профессора офтальмолога из Канады – к сожалению, не запомнил его имени.
Апогеем его  стало упоминание о «сексоте "Ветрове"(в журнальной версии "Архипелага",  опубликованной "Новым миром" осенью 1989 г.,  эти главы  отсутствуют).
Подобные "гнусные инсинуации" в адрес Александра Исаевича вызвали настоящую истерику одной из восседавших на сцене дам,  грозившей  немедленно «уйти, если "клеветника» не уберут от микрофона".
И тогда пришлось вмешаться ведущему Кондратьеву,  который примирительно признал:
     - Ну да,  было это.  Было!  Раз сам Александр Исаевич пишет об этом!
Известие это произвело шоковое впечатление на возмущенную даму.
Организаторы чтений  обещали  не только сделать их регулярными, но и через литературную группу "Апрель", опубликовать их материалы.
Увы!- ни то, ни другое обещание ими выполнено не было.
Но тот – незабываемый для меня вечер в ЦДЛ, первое приобщение к богемно-литературной «элите», тоже неотъемлемая часть  истории  «новой» России конца ХХ века.


Рецензии