Эпатаж

Этим летом я была на выставке Демьяна Херста в Pinchuk Art Center. Уж слишком скандальный автор, чтобы я могла пройти мимо. Хотелось сложить свое собственное мнение по поводу его творчества. Многие мои знакомые заблаговременно повесили на него ярлык извращенца, несмотря на то, что сами на выставке не бывали и знали о его произведениях понаслышке. Я не была уверена, что акула в формальдегиде вызовет у меня восхищение, но такой уж я человек – чтобы сложить свое мнение, должна увидеть воочию. Не могу судить о книге, не прочитав ее.

Выстояв многочасовую очередь, я попала в выставочный центр. Не думаю, что есть смысл описывать все ее экспонаты, которые были откровенно шокирующими, ставящими в тупик, а иногда просто отталкивающими. Тяжело было назвать это искусством, скорее это напоминало альтернативный авторский проект.

Особенно запомнился один - инсталляция с трупом коровы – фрагмент убойного цеха. Все натурально, даже запах. Мало кто решался подойти и увидеть это. Посетители отворачивались и пробегали мимо. Зрелище для тех, у кого крепкие нервы и желудок. И вот вам парадокс происходящего – люди не имеют ничего против мясных блюд на своем столе, но смотреть на смерть будущего бифштекса отказываются. Не лицемерие ли? Автор нам кинул правду в лицо и мы посчитали его ненормальным.

Здоров ли психически Демьян Херст? Нет, не здоров, как и любой творческий человек. Нормальность означает обыденность и, зачастую, посредственность. Мы привыкли, что нам показывают красивые и удобоваримые вещи. Мистер Херст сделал все наоборот – он показал нам другую сторону вещей. Взгляд изнутри. В прямом и переносном смысле. Мы оказались не готовы его принять.


Рецензии