Покаяние скелета

Двадцать лет мы с Лилией работали в одной бухгалтерии. Характер коллеги был, мягко говоря, непростой, зато у меня покладистый. Это помогало нам уживаться. Высокую, невероятно худую Лилию многие сотрудницы за глаза называли Мешком костей, или Скелетом. Злые языки уверяли, что она тощая от злости. Далеко не всем мужчинам нравится такой тип женщинам. Когда покойному супругу приятель поставил в упрек мою полноту, муж не растерялся:
— На досках я и в гробу належусь!
Лилия была замужем, родила дочку. Ни для кого не были секретом ее отношения со снабженцем Васькой Синюшкиным. Крупный и мордатый, он часто поддавал. Чтобы вступить в брак с Лилией, Васька развелся, оставив двух сыновей. Лилия Максимовна тоже собиралась покинуть мужа, чтобы жить с Василием. Однако ее интеллигентный муж нанял двух профессионалов, которые отбили почки любовнику жены. Прощались с Василием в красном уголке нашей фабрики. Рыдания Лилии, стоящей у изголовья гроба, были похожи на смех. Я едва сдерживалась, чтобы не расхохотаться. Так заразителен был этот ужасный смех.
Лилия и раньше не была ангелом, скорее, демоном в юбке. Но все-таки любовь смягчает нравы людей. Да и женское естество требует мужской ласки. После смерти любовника Лилия чаще стала показывать свои коготки. Властность натуры была так сильна, что Лилия Максимовна перечила даже директору фабрики. Он был человек мягкий, находящийся под каблуком у своей жены. К тому времени Лилия стала главным бухгалтером. Она часто бегала доносить на директора вышестоящему руководителю.
Обстановка в стране изменилась. Многие предприятия стали банкротить. Добрались и до нашей фабрики. К великой радости Лилии нашего директора сняли. Взамен прислали молодого человека из Москвы. Руководящий парень ни с кем не здоровался, а уж, тем более, не собирался выслушивать советы подчиненных. Лилии он дал понять, что сработается с ней, если она будет выполнять все его требования. Надо заметить: прежде на фабрике всегда строго соблюдались все законы, в том числе финансовые. С приходом нового руководства заказов на фабрике становилось все меньше, а работы в бухгалтерии прибавилось. Лилия часто трудилась до позднего вечера.
Многих работников нашего предприятия стали изгонять без выходного пособия. Нашлись шестерки, которые послушно выполняли незаконные требования нового директора. Поддалась ему и Лилия. Видимо, была уверена: выполняя всевышнюю волю, она сохранит свой пост.
Никогда прежде у меня не было нареканий по работе, сплошные грамоты и похвалы. Работа кассира ответственная, но я умудрялась ни разу не ошибиться. И вот теперь Лилия регулярно стала делать мне замечания. Мне стало понятно: она пытается добиться моего увольнения. Я не поддавалась, тогда она высказала прямым текстом:
— Дочка говорит мне: «Зачем ты церемонишься с подчиненными?! Гони их поганой метлой. Своя рубашка ближе к телу!» — Меня поразило: Лилия решилась приплести дочку к своим неправедным поступкам.
Однажды компьютер на моем рабочем месте оказался отключен, а Лилия Максимовна резко приказала:
— Пиши заявление!
— Надо брать кассу?! — Мне стало понятно: новое руководство собирается заняться двойной бухгалтерий, для этого нужны свои люди.
Обстановка на фабрике к тому времени стала неприятной: доносы, подсиживания, склоки. Я с легким сердцем покинула опостылевшую фабрику, когда-то бывшую родным домом. Предателей ненавидят все. Презирают их и новые хозяева жизни. Вскоре после моего увольнения, выкинули и Лилию, предварительно опустив с должности главбуха до рядового бухгалтера. Для тщеславных людей трудно найти большее унижение. Они уверены: место красит человека.
Я быстро нашла спокойную работу с неплохой зарплатой. А вот пятидесятилетней Лилии пришлось несладко. Много лет была главным бухгалтером успешного предприятия. Уволили ее уже как рядового работника загнивающей фабрики. У потенциальных работодателей могли возникнуть сомнения в ее профессионализме.
Я помнила, с какой злобой увольняла меня Лилия. Поэтому была удивлена ее неожиданному звонку перед Новым годом. Поздравив с праздником, она покаялась:
— Прости меня! Я нехорошо поступила по отношению к тебе. А ведь мы столько лет проработали бок о бок. Не держи зла. Я сейчас оказалась на дне жизни.
Я рассказала бывшей коллеге об этом разговоре:
— Видимо, у Лилии пробудилась совесть!
— Какая совесть?! О чем ты говоришь?! — резко отреагировала подруга.
Я не злопамятный человек, стараюсь не осуждать людей. К тому же, Бог сильно покарал Лилию. Пришла беда, отворяй ворота. Через два месяца после увольнения, у Лилии погибла дочка. Мать покойной позвонила на фабрику:
— Заройте мою дочку! У меня нет денег! — Ей отказали.
Бывшие коллеги сидели без работы и денег, да и вряд ли стали помогать тому, кто выкинул их на улицу. К родственникам Лилия всегда относилась высокомерно. С горем пополам все-таки раздобыла деньги и похоронила дочку.
Почти каждый день Лилия стала посещать могилу единственной отрады. По соседству с кладбищем лес. Приятельница посоветовала собирать там грибы и ягоды. Проходя по одной из улиц, я часто вижу сгорбленную, похожую на жердь, Лилию. Она сидит на ящике перед дарами леса, которыми торгует. Этим и живет.


Рецензии