Андрей правдоискатель

Много лет прошло с той истории, целых тридцать пять лет прошло.  Страшно подумать, это было в 1974 году. Я учился в ремеслухе, постигал азы электротехники. У нас началась практика на ткацкой фабрике. Меня и ещё двух парней послали в отдел КИПиА. Расшифровывается так, отдел Контрольно-Измерительных Приборов и Автоматики. Народу там было немного, начальник, два инженера и четыре слесаря, слесаря – это так сказать рабочая элита, очень толковые мужики. Так вот, сидим мы у них в отделе – слушаем нотацию начальника о том, что нам можно, и что нельзя, Как вдруг разлетается дверь нараспашку, и в отдел влетает худой, костлявый высокий парень, и с ходу к нам.
 И толкает речь:
        - Парни, я комсорг такого-то отдела и вы приписаны ко мне.
Тараторил, тараторил, надавал нам кучу поручений. Но как мне показалось, парень он был безобидный и весёлый. Сошлись мы с ним, часто играли в волейбол, в кино ходили, на Волгу купаться после работы. Развлечений по тем  временам, было не очень. И вдруг Андрей пропал, день нет, два нет. Ну, нет и нет, может, уехал куда, в отпуск и или там в командировку, такое часто бывало.
         Однажды, после выходного дня приходим с Вадькой – дружком моим,  в отдел КИПиА, а там тусуются два незнакомых мужика, при галстуках, рожи донельзя “сурьезные” и внушительные, и все про Андрея расспрашивают. Начальник встретил меня у дверей, уходил куда-то, и глядя на меня, высунул язык, потешно прикусил его, и подмигнул мне. Хоть и был я тогда “лопушок”, жизни не нюхавший, но предупреждению внял. Когда стали меня расспрашивать про Андрея, что, мол, он за человек, что говорит про жизнь, про начальство. Я включил дурку, мол, я человек тут новый, пришлый, мало кого знаю, я вообще тут на практике. Ну, они и отвязались от меня. Ушли. Спрашиваю у слесаря, к которому был прикреплен, мол, что за дела. А он огорошил меня известием, что Андрей арестован.
        - За что?
        - По пьяни, избил пожилого человека, инвалида войны.
 Ответил он.
        - Этого не может быть, ты же знаешь. Андрей на это не способен. 
Сказал Вадик.
        - Так милиция сказала.
Ответил слесарь, и послал нас в сушилку ремонтировать реле времени. Мы с Вадькой долго обсуждали это происшествие, строили всякие предположения, и пришли к единому мнению, что не мог Андрей ударить старика, да еще инвалида.
     Прошло время, практика закончилась, начались экзамены. Я закончил ремеслуху. Пришествие сие забылось, других дел было полно. Поступил на работу. Но работал недолго, призвали в армию. После армии поступил в институт, хоть и далось мне это очень тяжело. Но поступил, после первой сессии на новогодние каникулы поехал домой, в деревню. И на вокзале у касс, встречаю начальника этого самого КИПиА. Разговорились, он меня  узнал, выяснилось, что он тоже едет до той же станции назначения, что и я. Нам и места достались рядом, на боковой полке, у меня нижнее место, у него верхнее. Вагон был общий, в нем было холодно, и ложиться на голую полку было неразумно. Ехать часов двенадцать, делать нечего, мы и болтали обо всем. Тут я вспомнил про Андрея, и спросил у Василия Игнатьевича (так звали начальника КИПиА), чем дело закончилось. А он горько усмехнулся, и говорит:
        - Чем, чем. Сроком. Пять лет Андрюха получил.
Я ужаснулся:
        - Да Вы что!
        - А то! Копейка в копеечку.
Он долго молчал, глядя в темное окно вагона, потом вздохнул и сказал:
        - Моя версия такая.
     В начале лета, стал Андрюшка свидетелем того, как черная “Волга” сбила насмерть двух его знакомых. Парня с девчонкой. За рулем  “Волги” был сын какой-то шишки из обкома партии. Официальная версия была такова, и парень и девчонка были пьяны, и переходили дорогу в неположенном месте. Ну, в неположенном месте - это ладно. Может быть. Знаю я то место. Там нет ни светофора, ни разметки, переходи где хочешь.
Но парень бывший детдомовец, у него родители по пьяни сгорели. Он остался сиротой в одиннадцать лет, воспитывался в детдоме. Кто в детдоме живал, знает каково это. Так он с тех пор, водку на нюх непереносил, не то, что пить. А девчонка, тем более не могла быть пьяной, она была из религиозной семьи. Это исключено. Но в бумагах после вскрытия, было написано, что пьяны. А Андрюха стал писать бумаги в разные инстанции, ребят которые тогда были с ним, подбил на поход к первому секретарю обкома партии. Ну, понятно, что им там указали на дверь. Андрей пошумел, кричал, что он пойдет дальше, писать в газету “Правда” будет. Всё хотел, что бы виновник той аварии понес наказание. Вот дурак.   
    Ну вот, дня через два идут они, после работы  домой, тут к ним подходит какой-то знакомый и говорит, что у него родился сын. Обнимает их, от радости пляшет, и зовет в кафе. В кафе уходит куда-то и возвращается с тремя бутылками водки, и подняв бутылки над головой, что бы все видели, громко при этом кричит:
         - Сейчас парни бухнем.
Но Андрей и парни, которые были с ним, должны были идти на тренировку по волейболу, и водки пить не стали, были этому свидетели, другие посетители кафе. Позади Андрея пристроился старичок, божий одуванчик, однорукий инвалид, с орденами и медалями на груди. Ткнул Андрея локтем в спину, сильно ткнул, Андрей сморщился, оглянулся, увидел старика и сказал ему:
        - Извините, я кажется вас задел.
И отодвинулся от старика. Стоят дальше, старик подходит со спины к Андрею и что-то говорит на ухо. Андрей густо покраснел и говорит старику:
        - Ну ты и подлец, а ещё ордена носишь.
И плюнул старику под ноги. (Что старик ему сказал, Андрей даже на суде не говорил.)
Старик же в ответ, хватает его за лацкан пиджака и начинает визжать:
        - За что, сынок, не надо, не бей меня. Не бей, я инвалид.
Андрей же его пальцем не тронул, просто оторвал его руку от лацкана, а старик упал, очень шумно упал, картинно так упал. Бьется головой об пол, в кровь бьется и при этом визжит и рыдает. Андрей, добрая душа,  нагибается к старику, хочет помочь, а тот хватает его своей единственной рукой, опрокидывает на себя и крепко прижимает к себе. И все время визжит:
        - Не бей меня сынок.
Андрей пытается освободиться, и создается такое впечатление, для тех, кто стоял не рядом, что они дерутся. Тут же появляется милиция. Все задержаны. Двое из трех парней, которые были с Андреем, на суде дали показания, что Андрей ударил старика, несколько раз кулаком, а также плюнул на ордена.
      (А это по тем временам было ой-е-ёй, антисоветский поступок).
     Им тоже дали срока, но условные. Парню, который несмотря ни на что, не оговорил Андрея, дали три года. Кстати, экспертиза всем написала алкогольное опьянение. И парни на суде утверждали, что выпивали, а Андрей больше всех. А вот того, кто затащил их в кафе, на суде вообще не было, и как потом выяснилось, тот и женат-то не был.
         - Вот такая кривая история вышла, студент.
Сказал Василий Игнатьевич. Потом тихо хмыкнул, покрутил головой и сказал:
          - Ай да ребята! Ай да молодцы! Глубоко бурят товарищи.
Я сначала не понял, чего бурят, кого бурят. Но через несколько лет услышал анекдот про контору глубинного бурения, и понял, о чем говорил Василий Игнатьевич. В те времена, так элегантно подставить человека милиция не могла. Ну, могли отметелить, ну пьяного обобрать, ну краденое подкинуть. Но что бы так, не-е-е-е-ет!


Рецензии