Храм Святой Софии в Константинополе

Наивысший расцвет византийского искусства пришелся на годы правления императора Юстиниана I Великого (527-565). Юстиниан (http://www.proza.ru/2012/04/25/330) был великий строитель. При нем на территории всей империи возводились новые дворцы, крепости и храмы.  Самым знаменитым архитектурным памятником не только его царствования, но и всего периода существования империи стал храм св. Софии в Константинополе,  построенный в 532-537 гг. двумя архитекторами – Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

Храм был возведен во имя Софии – символа божественной премудрости на том же месте, где до него стоял одноименный храм, основанный в IV в. императором Константином Великим (он погиб во время пожара 532 г). Однако, новая, вновь сооружаемая София, в которой император видел главное святилище тогдашнего христианства, далеко превзошла размерами прежнюю. Она отличалась такими размерами, до каких в прошлом никогда не достигали церкви на Востоке. Собор, предназначенный для патриарших и императорских церемоний, был поставлен в центре Константинополя, на самом высоком из его семи холмов, вблизи дворца и ипподрома. Возносясь над другими постройками города, он был далеко виден с Босфора. Прокопий Кесарийский писал, что «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Многое при его постройке делалось впервые. Так Анфимий и Исидор впервые  применили в своем храме систему полукуполов, связывающих купол Софии с ее базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. Таким образом, была создана купольная базилика совершенно нового типа.

Внешне София, может, и не производит особенного впечатления. Надо войти внутрь  церкви, чтобы увидеть всю ее оригинальность и великолепие (http://www.proza.ru/2010/08/08/262). В плане храм представляет собой большой прямоугольник. К центральному объему с востока и запада  примыкают два полуцилиндрических объема, перекрытых полукуполами.  Боковые нефы имеют  по два этажа; средний, более широкий и высокий, перекрыт посередине куполом.

Византия, Иран и варвары  http://www.proza.ru/2017/02/11/635

Шедевры мировой культуры http://www.proza.ru/2013/07/11/270


Рецензии
Странно, что цикл начинается со статьи под номером 64. С чувством лёгкого сожаления закончил этот небольшой "марафон". Получил массу удовольствия, за что Вам большое спасибо! Многое знакомо, что-то новое и огромная масса за рамками. Нельзя объять необьятное. Позвольте предложить Вам небольшую миниатюру "Не теряя надежды". Сталкиваясь с подобным всегда испытываешь недоумение и восхищение и никогда не остаёшься равнодушным. Всего Вам самого доброго! С уважением, Виктор

Виктор Афсари   19.12.2015 18:27     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор, спасибо за ваш интерес к этому циклу. Мне кажется, вы второй или третий читатель, который ознакомился с ним целиком. Очень приятно, что мои непритязательные конспекты вас не разочаровали. Конечно, здесь не полная история искусства, а скорее подборка материалов о любимых шедеврах. Начало цикла (Древний Восток и Античность) я уже интегрировал в свой Мегаконспект. Но если у вас есть желание, вы можете найти ссылки на все отсутствующие в папке миниатюры здесь http://www.proza.ru/2013/07/11/270
Рад был общению!

Константин Рыжов   19.12.2015 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.