Мир совершенной красоты Кацусика Хокусая

      Кацусика Хокусай  «Большая волна в Канагава».
               
       "Если ты хочешь нарисовать птицу,  ты должен стать птицей"                Хокусай
               
               
Считается, что, популярность  к японскому искусству в Европе пришла из Парижа во второй половине XIX века через импрессионистов. В 1856 году Феликс Бракмон, близкий к импрессионистам живописец, гравер и керамист, увидал, как  в парижском магазине Делатра пачки китайского чая заворачивали в какие-то бумажные цветные гравюры. Оказалось, что это были оттиски гравюр на дереве японского мастера Хокусая (1760-1849).
Они восхитили Бракмона, который  обратил на эти необычные ксилографии внимание Эдгара Дега и других своих друзей-художников, будущих импрессионистов. Неожиданно для себя они нашли в гравюрах Хокусая то, что давно искали: декоративность организации плоскости, широкое применение цветового пятна, выразительность силуэта и извивающихся контуров.

Оказалось, что Восток не так уж был им далек, и не родись в Японии  Кацусика Хокусай, может и не засияли бы так ярко звезды Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, В. Ван Гога, А. Тулуз-Лотрека и многих других художников. Правда, с середины XIX века слишком большие тиражи, сделанные с одного комплекта досок, превратили гравюру в Японии чем-то вроде «олеографий», но даже  эти посредственные оттиски гравюр Хокусая, случайно попавшие на Запад, сумели оказать огромное влияние на современное европейское искусство.

За 15 лет до своей смерти Хокусай написал:  «Я люблю живопись с тех самых пор, как осознал это, будучи шестилетним мальчиком. В 50 лет я написал несколько картин, которые показались мне довольно неплохими.
В 73 года я уже познал все, что есть в природе: птиц, рыб, животных, насекомых, деревья, травы.
В 80 лет я пойду еще дальше и по-настоящему овладею секретами искусств, а конечной цели я достигну приблизительно к 110-ти годам, когда на моих картинах каждая линия и точка будут полны жизни.
Написано в возрасте 75 лет мною, некогда Хокусай, теперь Такуо Родзин, стариком, одержимым манией рисовать». Таким требовательным был к оценке своего творчества самый прославленный и узнаваемый в мире японский художник.

Родился Хокусай в Эдо (старое наименование Токио) 21 октября 1760 в семье ремесленника. Имя, данное ребенку при рождении, было Накадзима Тамэкадзу. Его называли так всего несколько лет, пока он не стал рисовать (всего за свою жизнь художник сменил одно за другим более 50 имён, следуя обычаю японских мастеров постоянно менять свои имена и псевдонимы в зависимости от важных перемен в их жизни). Мальчик рано начал работать у торговца. Тогда же он стал интересоваться гравюрами, выставленными в магазине.
В 13 лет он уже был подмастерьем у резчика ксилографий (древнейшей техники гравюр по дереву) Накаяма Тэцусон и начал делать свои первые гравюры для книжных иллюстраций.
С 1778 года юноша поступил в мастерскую Кацукава Сюнсё – одного из художников школы
укиё-э, основного вида ксилографии в Японии еще со второй половине XVII века.
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового тиражирования и предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на живопись. Укиё-э переводится с японского примерно, как  «картины проплывающего мимо мира» - прекрасное воплощение принципа Дзен: постоянное в своей вечной переменчивости «здесь и сейчас».
С 1797 года Хокусай много лет успешно работает в самой малой форме японской ксилографии – суримоно (прообразе современных поздравительных открыток).
Суримоно изготавливались на восьми и более досках, а оттиски делались на самой высокосортной бумаге. Гравюры отличала сложная разработка поверхности, применение золочения, серебрения, присыпки перламутром, пылью слюды, патинированной меди. Особенно хороши суримоно Хокусая с шутливыми стихами - кёка, которыми мастер стал дополнять изобразительные мотивы.
Его изобретательность и чувство юмора нашли в этой области блестящее применение.
Имя Кацусика Хокусай («Хокусай» - «проживший вечность»), под которым художник теперь известен всему миру, появилось лишь в 1807 году, как подпись под его самой знаменитой серией гравюр «Тридцать шесть видов Фудзи».

Японцы очень любят свою гору Фудзи (по-японски - Фудзисан). Мы называем ее Фудзиямой, что несколько ошибочно.  Фудзи, самая высокая в Японии гора-вулкан (3776 м), – главная святыня японцев уже много веков.
Первыми начали обожествлять ее аборигены племени айну, которые дали этой горе имя своей богини огня Фудзи.
По японской буддийской легенде, гора появилась за одну ночь в 286 году до н. э., когда разверзлась земля и образовалось самое большое в Японии пресноводное озеро Бива, а из выброшенной земли сформировалась гора Фудзисан.
Ей поклонялись, в честь ее писали оды и гимны, танки и хокку. Возвышаясь над полями и пашнями, Фудзи кажется особенно грандиозной. Ее подошва часто скрыта тучами, густым туманом, и кажется, что гора плавно взлетает и парит над Страной восходящего солнца.

Художник всегда много внимания уделял изображению разнообразных явлений жизни человека в неразрывной связи с природой. Под влиянием таких идей возникли «Тридцать шесть видов Фудзи» (вся серия состоит из 46 листов, 36+10). Они были изготовлены в стиле укиё-э и стали в истории искусства вершиной японского пейзажа. В «Тридцати шести видах Фудзи» Хокусай был верен старому принципу иерархии явлений, так называемому закону «тэнтидзин» («небо, земля и человек»). Этот принцип составляет основу всех его композиций.

Большинство листов представляют различные жанровые сцены. Очертания Фудзи то ясно выступают, занимая большую часть горизонта, как в листе «Порыв ветра», где внезапно налетевший вихрь застиг идущих по дороге крестьян, то ее вершина неожиданно оказывается видна через огромный круг лишенной дна бадьи, над которой трудится бочар (лист «Бочар»),
то виднеется в треугольнике бревенчатой подпоры, на которой громоздится колоссальный деревянный брус, распиливаемый пильщиками (лист «Пильщики»), или выглядывает из-за леса вертикально поставленных досок дровяного склада (лист «Дровяной склад»).

Первой гравюрой из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», а также самым известным и мистическим произведением Кацусика Хокусая является «Большая волна в Канагава».
Она понятна даже зрителям, далеким от японской культуры (оттиски гравюры висят в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в Британском музее в Лондоне, а также в доме К. Моне в Живерни). На гравюре изображена огромная волна, нависшая над лодкой, гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине.

Именно Хокусай, путешествуя по Японии, увидел в природе и ввел в свои работы то, чего до него, казалось бы, даже не замечали - стихию Великого океана.
Один за другим листы серии развертывают перед зрителем многообразную картину природы Японии — ее скалистые берега, о которые разбиваются волны океана, поля, лежащие у подножия Фудзи, ее живописные горные деревни. 
Лишь два мотива остаются постоянными почти в каждой гравюре серии: мотив неустанно трудящихся людей и горы Фудзи.
Мотив Фудзи, который сначала выступает исподволь, почти как бы случайно, постепенно вырастает в самостоятельную тему.
Одной из лучших гравюр серии является лист «Красная Фудзи».
На листе изображена гора, высоко поднявшая свой конус в небо и пламенеющая в лучах раскаленного солнца. Хокусай и раньше изображал священную гору, но на прежних гравюрах она представлялась лишь красивой частью естественного ландшафта.
Здесь же, на фоне сверкающего синего простора, чуть светлеющего к горизонту, красным заревом пламенеет гора.
Художник импрессионистически точно уловил одно из многочисленных мгновений жизни.
Цвет горы, цвет неба, цвет облаков - все это передача только одного кратковременного момента жизни природы, когда само утро еще только занимается. Фудзи на гравюре ни с чем не сопоставляется, но постепенно взгляд, переходя вниз и вдаль, осознает безбрежность неба, уходящего к подножию горы.
И тогда гора вырастает на наших глазах, становится величавой и, как мир, огромной.
В этой грандиозности как бы торжество вечного начала природы, здесь теряются и исчезают все усилия человеческих жизней. В этом усиливается постепенно нарастающее драматическое звучание темы Фудзи, хотя при всей своей колоссальности и мощи, величие Фудзи не подавляет.

Выразительность листов Хокусая основана на сочетании обобщенного рисунка и тончайших цветовых переходов фона гравюр, передающих пространство, воздух и воду.
Обычно мастер развивает композицию листа в глубину, однако перспектива и масштабы в его пейзажах почти всегда произвольны и подчинены художественному замыслу.
Позднее Хокусай создает другие великолепные графические серии («Путешествие по водопадам различных провинций», «Сто видов Фудзи», «Иллюстрированный каталог воинов из кланов Минамото и Тайраг»).

Талант, круг интересов и размах деятельности Хокусая были исключительно разнообразные - он был известен не только как резчик и гравер, но и как писатель, поэт и живописец.
Много путешествуя, он создавал самые лучшие для художника вариант мемуаров: рисовал всё, что привлекало его внимание.
Хокусай составил 15 томов черно-белых рисунков, выполненных тушью, с видами Японии и назвал их «манга», что в интерпретации самого художника переводится как «непроизвольные эскизы».
Теперь название «манга» получают серии рисованных книг, которые выпускаются в современной Японии огромными тиражами. Их японцы рассматривают практически ежедневно.
Хокусай рисовал до последних дней жизни и создал 30 тысяч гравюр и рисунков, а также проиллюстрировал 500 книг. Работал он, непрерывно путешествуя.
Обойдя всю Японию, Хокусай не оставил ни одного мало-мальски интересного уголка страны без внимания,  тонко анализируя все виденное, а иногда словно скальпелем препарируя его.
Творчество Хокусая вызвало многочисленные подражания. Число его учеников было чрезвычайно велико.
Последними картинами художника стали «Голова рыбака» и «Рыбак и дровосек».

Как и другие его работы, они учит уважать мудрость и старость, подчеркивают своеобразие японской культуры, утверждая, что «красота не вечна, и созерцать ее тоже искусство».
Вскоре круг жизни художника замкнулся, 10 мая 1849 года он умирает в своем родном городе Эдо.
Можно долго с восторгом описывать миры, созданные талантом великого мастера Кацусика Хокусая, но, если захотеть глубже понять японскую культуру, то лучше его работы увидеть.
Ведь недаром говорят: «Хокусай – это японское все».
Картины художника можно посмотреть https://gallerix.ru/storeroom/1089070578/


Рецензии
Спасибо за интересное - хотя и краткое - исследование!

Хочу отметить один момент. Вот, Хокусай пишет: "В 50 лет я написал несколько картин, которые показались мне довольно неплохими..." Представляете наших (западных) мастеров? - "К 35 я стал обладателем....... А к 40 у меня уже были......[имеется в виду, что "Ну а к 45? сислеи и шагалы будут в гробу локти кусать от зависти]
...И ни слова, уверен, не будет сказано в духе этого великого чувства: "В 73 я уже познал все, что есть в природе: птиц, рыб, животных, насекомых, деревья, травы.
В 80 лет я пойду еще дальше и по-настоящему овладею секретами искусств, а конечной цели я достигну приблизительно к 110-ти годам, когда на моих картинах каждая линия и точка будут полны жизни"..!..

Если бы все картины Хокусая разошлись на упаковки для суши и на обертки для чая (а ведь могло случиться и так!), и сохранилась бы только эта чудная запись, мы бы знали Хокусая как воистину великого мастера!..

Локсий Ганглери   15.07.2014 09:09     Заявить о нарушении
Уважаемый Локсий, спасибо за интерес к моим очеркам. Хокусай- действительно великий мастер! Еще раз спасибо за интерес к искусству в целом. Желаю Вам дальнейших творческих успехов. С уважением В. К.

Койфман Валерий   24.07.2014 12:12   Заявить о нарушении
Огромное Вам спасибо, Валерий, за поддержку и понимание!

Дерзну и Вас пригласить на мою страничку, с надеждой, что она для Вас небезынтересна.

с уважением,

Локсий Ганглери   24.07.2014 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.