Снова с Ангелом

Рассказ опубликован в книге «EAST, Восточный горизонт» (СПб, 2006)

Я открыл дверь.
Ангел, полусидя, опираясь локтями на воздух, висел между полом и потолком. Слегка покачивался вверх-вниз, вверх-вниз. Я вошел. Стою, молчу. Конечно, удивлен, мы давно не виделись – больше года. Стою, разговора не начинаю, жду. Он тоже. Наконец, я не выдержал молчания и выдавил:
- Здрасте.
- Привет, привет! – засмеялся, - Как жизнь? Книжки нужные читаешь? Сегодня одну почитаем! Вместе.
- Опять за старое… Что, опять в библиотеку?
- Зачем? Прямо здесь. Вот за твоим письменным столом. – Ангел еще раз качнулся вверх-вниз и спрыгнул с воздуха на пол. – Садись.
- Что, вот так вот сразу? С места в карьер? Рассказал бы сначала что-нибудь. Как там у вас?
- Все нормально, как всегда.
- А ты не изменился.
- А ты?
- Я то? Внешне, как видишь, такой же. Внутри? Не знаю что сказать.
- Значит изменился. Это хорошо. Доставай книгу.
- Книгу? Какую?
- Библию, конечно.
- Неожиданно, хотя это в твоем стиле. Сегодня суббота, у меня были свои планы.
- А ты говоришь - изменился. К тебе вернулся Ангел… Не кто-нибудь – Ан-гел! Какие планы?
- Подожди, я хотя бы позвоню, отменю встречу.
- Валяй.
Я вышел из комнаты, у телефона задержался. Опять эти мучения. После чтения нужных книжек в прошлый раз у меня пол года раскалывалась голова. Еще пол года я приходил в себя. И вот – снова. Чем я заслужил такое внимание к себе небесных сил? Я позвонил и вернулся в комнату. Извлек из книжного шкафа бабушкину Библию в потертом переплете, положил  ее рядом лампой. Ангел прикоснулся к ней ладонью.
- Эта Книга, с большой буквы, должна быть настольной!
Я неуверенно кивнул, зная, что спорить не имеет никакого смысла.
- Открывай и читай первую главу – Бытие.
Я устроился в кресле за столом, включил свет, пролистнул странички предисловия.
- Сначала читать?
- Да, да, откуда же еще? Не с конца же. И повнимательней. Сконцентрируйся, сосредоточься. Старайся вникать в суть читаемого.
- Вначале сотворил Бог небо и землю.
- Сначала небо, затем землю. Вначале – то, что ближе.
- Земля же была безвидна…
- То есть не имела вида, лица.
- И пуста.
- Ничем не наполнена.
- И тьма над бездною.
- Неосвещена.
- И Дух Божий носился над водою.
- Над какою водою? Понимаешь?
- Наверное, над обычною.
- Неверно. Помнишь о воде, про которую Бог говорил женщине–самарянке у колодца: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему сделается источником воды, текущей в жизнь вечную? У Апостола Павла есть: если кто не родится от воды и духа не может войти в Царствие Божие. А у Апостола Иоанна так: кто верует в Меня у того, как сказано в писании из чрева потекут реки воды живой… Здесь речь о воде, которая не на кухне из крана течет, не о воде рек и озер. Здесь другое. Здесь вода духовная, которая истекает от Бога – Его энергия.
- А почему Дух Божий носился над водою? Как это? Над энергией?
- «Над» – означает не место, над чем-то, а «в» чем-то. Изначально присутствуя. «Над» – это первое присутствие.
- Не понимаю.
- Если, к примеру, пар в воздухе, то можно сказать – воздух над паром. То есть сначала воздух, и уже в нем, затем пар. Дух Божий имеет в себе ту воду.
- И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы…
- Какой свет?
- Дневной, наверное. Солнечный, какой же еще? А тьма – это ночь.
- Неправильно. Солнца еще нет - оно еще не создано. Внимательней читай.
- Точно. Не заметил. Извини.
- Так какой?
- Не знаю.
- Тот, который Моисей позже увидит на горе Фавор – Фаворский. Тот, который сподобились увидеть некоторые человеки – подвижники. То есть незримый телесными глазами свет Бога. Духовный свет.
- Понятно.
- Ничего тебе не понятно. Что тогда тьма?
- Тьма? То, что вне Божеского света.
- То, что не существует. Не имеет в себе Духа Бога. Правильно. Бездуховная тьма.
- И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один… И сказал Бог: да будет твердь посреди воды. И  стало так. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
- Вода над твердью – духовная вода, энергия Бога. Вода под твердью –жидкость в буквальном понимании.
- И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
- Небо твердое. Твердая граница. Твердь. Понятно?
- Граница чего? Не понятно.
- Граница между видимым и невидимым. Между тобой – человеком и мной – Ангелом. Граница Царства небесного, которое присутствует в каждой точке пространства и времени, но скрыто Богом за твердью.
Я уперся пальцем в твердый стол.
- Эта граница?
- Именно. Сообразительный… Ошибается тот, кто считает, что твердь небесная это то самое голубое небо, которое над головой у человеков. Это видимое небо само собой, но мы были с тобой в метро, под землей – там тоже есть твердь. Вспомни Апостола Иоанна: Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог! Весь мир – это слово Бога. В нем нет ничего не от Бога. Чтобы мир не рухнул, и в нем свершилось все, что задумано Богом, Он контролирует его всегда и везде. Находясь за этой небесной твердью - за границей видения. Понятно?
- Пока не совсем.
- Вот тебе пример: есть текст, а есть подтекст. Текст мы видим глазами и можем прочитать. Подтекст это то, что присутствует в тексте, как бы на втором плане. Невидимо, внешне не проявляясь.  Подтекст очень часто первичен и сильнее видимого текста – вода над твердью сильнее воды под твердью. Так понятнее?
- Вроде бы уложил.
- Тогда идем дальше.
- И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом в одно место и да явится суша. И стало так.
- То есть - вода, как дождь, как пары в воздухе была под твердью везде. Бог собирает ее в одно место – в моря и океаны.
- И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
- Вот когда Бог увидел мир таким, каким его видите вы – человеки.
- И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, по роду и подобию ее…
- Земли.
- И дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
- А здесь, о каком дереве речь?
- Не знаю.
- О разуме человеческом! Помнишь о дереве, которое надлежит срубить и бросить в огонь? Если оно не приносит доброго плода, то есть добрых, угодных Богу дел – мыслей и слов?
- Дерево-разум?
- Проходящих людей, как деревья видел исцеленный Богом слепой в Вифсаиде. Он видел разумы людей.
- Понятно. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду, и по подобию её.
- Её!
- И дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле.
- Его! Разума созданного Богом для человеков.
- И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
- Заметь, разум человеческий уже создан, а самого человека еще нет. Это к вопросу о том, что первично? Бытие или сознание. Читай дальше.
- И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней и годов. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большое, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю. И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
- Заостряю твое внимание: Солнце и луна поставлены на тверди, на границе видимого мира и движутся по ней. Когда Иисус Навин воззвал к Богу, оба светила были остановлены… Стояло солнце среди неба, и не спешило к закату почти целый день. Также, когда Исаия-пророк воззвал к Богу, солнечная тень прошла назад десять ступеней… А вы - земля крутится вокруг солнца… Читай дальше.
- И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землей, по тверди небесной. И стало так.
- Полетят по тверди небесной! Твердь небесная не геометрическая плоскость, подобная плоскости земли или воды. Это пространство, в котором, или по которому, летают.
- И сотворил Бог рыб больших и всякую животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
- Теперь давай отвлечемся и порассуждаем.
Я встал, прошелся по комнате и остановился у окна. Ангел рядом.
- Ты прочитал о первых пяти днях творения. Ты все понял?
- Как бы это сказать? Логически, вроде бы понял, но представить не могу.
- Что?
- Например, твердь.
- Хорошо, давай вернемся к этому и рассмотрим вопрос с другой точки. Каток во дворе заливал когда-нибудь?
- Конечно.
- Представь. Вода, вода, вода… и вдруг бац – лед! Мгновенное превращение жидкости в твердое тело. Где-то еще вода, а где-то уже лед. Можешь представить границу между двумя состояниями?
- Конечно.
- Теперь вспомни весенний тающий лед. Он весь в порах, как бы пронизан стрелами, в которых уже вода.
- Вспомнил.
- Вот! Лед очень похож на мир. Вода в нем есть, но она не течет. Она схвачена морозом. Стоит мир-лед немного подогреть, -  и все поехало. То есть, пока существует твердь небесная, мир существует в двух состояниях: видимый - твердый и невидимый – жидкий. Как только твердь свернется, – видимый мир исчезнет, растает и останется только мир невидимый – Царство небесное.
- Значит, все это, все-таки, исчезнет? – Я кивнул на улицу, за окно.
- Об этом очень подробно в откровении Иоанна Богослова. Ты вообще-то Библию читал?
- Если честно, всю – нет. Новый завет читал, но ничего не понял.
- Да! Тяжелый случай. Нельзя быть таким беспечным. Это ведь твоя жизнь висит на волоске, не моя.  А в этой Книге ответы на все вопросы.
- На все?
- На те, на которые человеку позволительно отвечать. Есть вопросы высшего порядка. Они не для человеческого разумения. И даже не для ангельского. Мы ведь тоже создания. Не могут создания копаться в природе Создателя. Или в мотивах Его действий. Библия способна снабдить человека информацией, в полной мере потребной для разумной, сознательной жизни между двумя ее точками – точкой рождения в видимый мир и точкой ухода из него. О том, что до и после содержится в других книгах.
- Хорошо, я прочитаю.
- Еще не факт, что все поймешь. Бог устроил так, чтобы правда добывалась трудно.
- Зачем?
- Тогда она ценнее. Человек ее бережнее хранит. Не открывает без веских причин, не мечет бисер перед свиньями.
- Я что-то есть захотел.
- Ладно, оставлю тебя ненадолго. Обедай. После продолжим. Только сильно не наедайся, переполненное чрево мешает познавать.
- Договорились. – Я не успел досказать слово, как остался в одиночестве. Может быть, Ангел и остался рядом, но не в активном состоянии. Никак себя не проявляя. Я пошел на кухню. 
Хочу заметить, что общение с Ангелом – тяжкий труд. После подобных бесед и умственных потуг, я как выжатый лимон. Он раскрывает и втолковывает вещи, которые не сразу вмещает ум. Нужно волевое усилие. Вот, наверное, о чем сказано: Царство небесное силой берется. А на усилия тратится энергия. Часто довольно большая. А утрату требуется восполнить…
Я забыл наставление Ангела и наелся до отвала. И к своему стыду через пол часа после обеда уснул мертвым сном. Что интересно, во сне ко мне тоже кто-то прилетел. Влез в мой сон и стал показывать мне всякие ужасы: родственников в жутких ситуациях, я с кем-то дрался, рушились какие-то дома. В общем, я прошел через по полуденный кошмар и проснулся в холодном поту. Пожалев о том, что заснул, я встал, и заварил крепкого чаю.
- Учишь вас, учишь…
Ангел, сидя за столом над текстом, даже не повернул головы.
- Мы продолжим?
- Я тебе вот что скажу. Я ведь не от себя действую. У меня есть, как у вас говорят,  производственное задание, по которому я должен буду отчитаться. Если я что-то поручаю тебе, или объясняю как сделать – для тебя лучше так и сделать. Просто потому, что будет легче и мне и тебе. Но сели тебе нравится преодолевать трудности, которые ты сам себе устраиваешь, – пожалуйста.
- Извини.
- Популярно объясняю еще раз. Зачем придуман пост и вообще воздержание в еде? Что бы обострить восприятие. Укрощая тело, совершенствуешь душу и разум. Твой ум это меч – инструмент исследования. Он должен рассекать предмет исследования до основания с первого раза. Я тебе подсказываю как держать свой ум в готовности номер один. Внемли.
- Я исправлюсь.
- Ладно, проехали. Идем дальше, открывай, читай.
- И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду е, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
- Уловил? О живой душе земли?.. Земля живая. С живой душой.
- Да. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему. И да владычествуют они…
- Стоп. Почему они, а не он? Кто это они?
- Не знаю?
- Думай.
- Может быть, человеки?
- Ответ - неверный.
- Что тогда?
- Еще раз читай.
- И сказал Бог: сотворим…
- Стоп. Почему сотворим, а не сотворю?
- Может быть, это намек на три лица в одном лице? Бог Триедин.
- Молодец! Дальше.
- Сотворим по образу Нашему и по подобию Нашему…
- Стоп. Помимо того, что сам Бог множественен, Он создает человека из двух человек. Первого – по своему образу – намек на сходство облика, второго – по подобию – намек на сходство по принципу действия. Он создает человека из двух - внешнего и внутреннего. Читай дальше.
- И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их.
- Мужчина и женщина составляют одного человека: прилепится муж к жене своей, и будут двое одной плотью.
- И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всякими животными, пресмыкающимися на земле. И сказал Бог: вот я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя…
- Понятно о чем речь?
- О дереве разума?
- Ну конечно. Разума и веры. Здоровый разум всегда сеет семена веры.
- Вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: День шестой.
- Заметь, что Бог творит как художник: положит мазок, отойдет от холста и оценит, хорошо или плохо.
- Так совершены небо и земля и все воинство их.
- Стоп. Какое воинство?
- Воинство? Может быть, воинство вас Ангелов на небе и нас человеков на земле.
- Но о небесных Ангелах не было сказано ни слова.
- Тогда не знаю.
- В слове «воинство» - смысл всего задуманного и осуществленного Богом.
- Да?
- Бог всемогущ. Зачем Ему вообще все было затевать. Создавать какой-то мир, человеков, птиц, рыб, животных? Чтобы они потом грызли друг друга, страдали, умирали? Зачем это Богу? Как ты думаешь? Зачем весь этот, условно говоря,  спектакль?
- Не знаю. Не понимаю.
- Чтобы победить не жизнь.
- На это у Бога достаточно сил и без нас.
- Но он создает нас и вас, как воинов, как своих помощников и учеников.
- Все равно, не понимаю. Зачем?
- По любви.
- По любви?
- Ну да. Главная мотивация Бога, о которой говорит Библия - любовь. Что стоит за пределами созданной Богом вселенной ни вы не знаете, ни мы не знаем. Но в пределах вселенной это так.
- Как интересно.
- А разве из Нового завета это не понятно? Ты же читал.
- Я бегло читал.
- Почитай еще раз. Не бегло.
- Сейчас?
- После, без меня. Сейчас закончим.
- И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые он делал, и почил в день седьмой от всех дел своих которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его: ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал.
- Идем гулять.
- Что, дальше не читать?
- Не все сразу. Тебе бы прочитанное понять. Как никак – семь дней творения.
- Вроде бы улеглось.
- Улеглось! Тогда ответь – землю Бог сотворил в какой форме?
- В форме шара.
- Откуда ты это взял?
- Ах, да, я и забыл это же не из Библии. Это, как ты утверждаешь недоказанное научное знание. Вернее предположение. А в Библии есть ответ на этот вопрос?
- Ищи.
- Ладно, не хочешь говорить, тогда пошли гулять.

Мы вышли из дома и пошагали по дорожке к парку.
- А скажи мне, что в Библии сказано про строение материи? Про атомы? Мы до этого дойдем?
Ангел по старой привычке сделал круг над моей головой и опустился рядом.
- Ничего не сказано.
- Не понял.
- В Библии не употребляются слова – атом, материя. Это выдумки человеков. Может быть никакой материи вообще нет?
- Как это? Ну, вот же материя… Кругом. Вот деревья, земля, по которой мы идем, эти дома – они же материальны.
- Это вы так, почему-то, считаете.
- А как на самом деле?
- На самом деле – есть живая земля. Мы же про это только что читали. Она имеет живую душу, ее вот экскаваторами, бульдозерами.
- Ну, причем здесь это, человек тоже с душой, но он же материален. Вот мои руки, ноги, - они же состоят из материальных клеток, молекул и прочего.
- Давай разберемся с определениями. Материя – это философская категория, обозначающая, как вы ее называете, объективную реальность, данную человекам в ощущениях. Так кажется?
Я кивнул.
- Теперь подумай. Можно ли говорить о строении философской категории… Словосочетание «строение материи» - есть бред больного ума.
- Но можно говорить о строении объективной реальности.
- Давай поговорим. О твоих руках и ногах. И обо всем что тебя окружает. Заметь, именно окружает, то есть находится как бы в круге, в центре которого ты сам. Ты это называешь объективной реальностью?
- Ну, допустим.
- Тогда нам нужно говорить об особенностях человеческого восприятия мира. О ваших ощущения.
- Сейчас скажешь, что и объективной реальности не существует.
- Как оторванной от воспринимающего ее человека – не существует! Никто из человеков не скажет, что лежит за границей ваших ощущений. Потому что эта граница и есть твердь небесная. За ней невидимый мир.
- Невероятно. Вот ствол дерева. Он твердый. Не будешь же ты утверждать, что твердый он, потому что я его таковым ощущаю? После того как своей рукой удостоверился в его твердости?
- Буду!
- То есть, как это?
- Глазом твердость не определить. Носом или ухом тоже, если только не прикоснуться этими частями тела к исследуемому предмету. Из пяти органов чувств только одно – осязание – посредством ощущения, ощупывания предмета, дает представление о твердости.  Но кроме этих ощущений и представлений, а также хранящихся в памяти аналогичных ощущений и представлений у тебя про твердость ствола дерева ничего нет. Об этой твердости ты судишь по сиюминутным ощущениям и своему жизненному опыту. Вот и все. Разве можно на основании столь скудной информации утверждать, что объективная реальность существует вне тебя. Ты не Бог. Ты всего лишь человек.
Мы шли по дорожке парка. Я долго молчал.
- Если все, что ты только что сказал - правда, и наши ощущения распространяются только до тверди небесной. Если твердь небесная это граница мира, постигаемого посредством человеческих чувств. Я правильно понимаю? 
- Да.
- Тогда… мы можем определить природу чуда!
- Опять определить! Опять природу! Скажи еще строение чуда… Человек! Не берись за то, что тебе не по силам. И будь внимательным в используемых словах. Природу чуда… Ишь, замахнулся. Хочешь чудеса творить? Сначала заслужи это право.
- Может, я не корректно выразился.
Ангел смягчился.
- О каком-то, более или менее доступном человеческому уму представлении о чуде, ты говорить можешь. Но не о его природе!
- Тогда я скажу! – Мне очень хотелось поделиться собственным выводом. – Чудо происходит тогда, когда сквозь твердь небесную в видимый мир просачивается что-то из мира невидимого. И это что-то мы воспринимает с помощью наших органов чувств.
- Ты сказал.
- Не хочешь ни подтвердить, ни опровергнуть?
- Не могу.
- Не уполномочен?
- Считай что так.
- Ладно, не буду тебя больше смущать. Ты ведь для меня  – чудо!
Ангел взлетел высоко над деревьями и чуть не скрылся из виду. Но скоро вернулся ко мне и мы продолжили нашу прогулку.
- Я все-таки хочу понять. Ты сам говорил об атоме, как о неделимом. Помнишь?
- Ну и что?
- Как - что? Может быть, атом все-таки есть? Как неделимая, самая малая частица.
- Атом – это греческое язычество. Мудрование… Философия… А мы говорим о реальном строении мира. Запомни, в Библии, которую мы сегодня начали читать есть вся информация необходимая человеку. Никаких других книжек можно вообще не знать. Но Библия, это не развлекательная литература. Ее нельзя прочитать один раз и поставить на полку. Ее нужно изучать, анализировать. Перечитывать. Читать сквозным порядком, сопоставляя разные места из разных книг и расшифровывая заложенную в них информацию. Таким образом, человек может совершенствовать свой разум и свое сердце – два основных инструмента познания мира и приближаться к настоящему знанию.
- Снова заинтриговал.
- Тогда возвращаемся домой.
- Хорошо. – Я развернулся и пошел обратно.
Как то незаметно подкрался вечер. Вернее, предвечерние сумерки. В окнах домов стал зажигаться свет. Водители включили фары машин. А у самого дома и фонари, помигав мертвенно-синим светом, зажглись в полную силу. Я поднялся к себе и вновь раскрыл Библию.
- Где мы остановились?
- На седьмом дне.
- Почему Бог не творил в этот день?
- Все было уже сотворено.
- Всемогущему Богу тоже нужно отдыхать?
- Ты напрасно иронизируешь, Бог может и наказать за это. Это не просто отдых – это праздник от сотворенного. Веселие души.
- Понятно. Больше не буду… Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли.
- Какой пар? Какое лицо?
- Не знаю.
- Во-первых, лицо, как ты понимаешь, может быть только у живой сущности. А пар? Это дыхание жизни. И речь здесь о двух землях. Земля под твердью небесной дышит паром и орошает дуновением жизни лицо земли над твердью небесной. Дальше.
- И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
- Земной человек создан из праха земного и после земной жизни должен возвратиться прахом в землю из которой взят.
- Подожди. Но человек ведь уже создан. Мы уже читали об этом. Помнишь в шестой день творения: и сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их.
- Там речь шла о создании внутреннего и внешнего человека. Здесь только о внешнем, умирающем, который из праха земного. Когда же Бог вдунул дыхание жизни, произошло слияние внутреннего и внешнего человеков. И стал человек душою живою, то есть человек только из праха земного не стал бы живым, оставался бы прахом. Читай дальше.
- И насадил Господь Бог рай в Едеме, на востоке, и поместил там человека, которого создал.
- Здесь понятно? На востоке – это не географическое определение места, а хронологическое определение времени. Где? В начале времени – на востоке. В месте, откуда начало восходить солнце любви Бога к созданной Им жизни.
- И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая…
- То есть, Божественный разум.
- И дерево познания добора и зла…
- То есть, человеческий разум.
- Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавима, ту где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки – Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
- Вкусил человек от запретного дерева и стал смертным. А мог бы и не знать этого зла.
- И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их…
- Заметь, для Бога имена, то есть слова - видимы. Не только слышимы. Это говорит о том, что духовным зрением можно видеть слово. Значит, у слова есть некая плоть. Значит, слово это не только колебание воздуха – это живая, плотяная сущность.
- И чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем тварям полевым, но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон…
- Многое с человеком во сне происходит, но об этом мы потом поговорим.
- И когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей: и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Я услышал взмах крыльев и обернулся.
- Ты где?
Ангел исчез. Просочился сквозь небесную твердь в свой мир и стал недосягаем ни одному из моих человечьих чувств. А жаль. Я бы еще почитал. С ним. Мне стало интересно.               


Рецензии