Толстиков
«Лазарева суббота»: ГЕРОИ ГЛУБ ИНКИ
«Лазарева суббота» - масштабное произведение вологодского прозаика.. Охватывает огромный отрезок жизни Сатюкова, если у словно считать его главным героем - от молодости до пожилого возраста. Мне лично как человек Сатюков противен, но я пытаюсь смотреть на повествование в целом.
В описании я вижу безбашенную молодежь, которая была всегда. Ну хорошо, они ищут приключений, они пьют мазуту, бьют и разоряют чужие дачи, занимаются любовью, если это можно так назвать. На мой наивный взгляд, это подонки. Но даже и у подонков существует мотивация их поведения.. Но увы, нет здесь никакой мотивациии. Просто взяли, просто напились, просто разбили и все. Это сначала вызывает глухое недумение, но потом пеерстаешь разбмраться. Просто это есть в русской действительности… Поэтому у меня по ходу чтения возникало много вопросов к автору.
Почему эти люди по имени Валька Сатюков Любка Наташка и др. - почему они так возмутительно жили? Они, может, не знают, но автор знать должен! И это должно быть в тексте, но там этого нет. И я прошу автора мне объснить, ибо я в ужасе. О каком возрождении России можно говорить, имея такой материал перед собой? Я как подумаю что свою Графоманку и Горящую рукопись я написала для этих людей, так приходят довольно суицидные мысли.
Очень интересные аналогии появляются при чтени «Лазаревой субботы!. Главная: режиссер Лидия Бобова . Ей надо послать эту повесть. Боброва нежески твердой рукой снимает правдвые ленты о загубленных русских людях. И даже самый лиричный фильм "Бабуся" страшен своей правдой... Она не испугалась бы.
Теперь о Григории. Очень ходульный образ. Взял, воспарил, потом молился, потом погиб, раздавленный жестоким веком, жестокими людьми. А почему так получилось ? Потому что не дал автор мотивации, сам не задумался. Писал факты жизни, но над фактами еще подняться нкжно…
Я понимаю, что Коля Толстиков хотел написать все как есть, все, как в жизни. Но получилась хроника. А писательство отличается от факта жизни на велину души автора (Анчаров). То есть мне интересно как сам Коля воспринял все то, что он опиывает. Он думает, что если он так сдержан в оценках, так это объективность. Нет, он вообще уклонился от ответа. И этой авторской позиции мне оченьне хватает в повести.
Вот случай, что закоренелый грешник приходит к молитве в церковь = вызываету меня недоверие. Это неправда и притянуто за уши.
А вот то, что Сатюков любит проститутку - это показано правдиво и даже эмоционально. (отрывок в конце, где он плачет) Удивтельно, что персонаж Высоцкого тоде носит такую фамилию, это признак полной «народности» героя…
У меня также вызвали недоумение женские образы. Будучи феминисткой я обвинила бы Толстикова в планомерном унижении женщины. Все женщины у него гулящие и пьющие, ни одной нет "нормальной". А разве так в жизни? Куда девалось правило жизнеподобмя, которому автор всегда следует?
***
Более гармоничной мне видится малая проза Николая Толстикова. Я имею в виду «Суди, Бог» (маленькая повесть). Здесь автор и сюжет строит живее и все-таки расстановка сил интереснее и герои не на одно лицо. И она более менее завершенная.
Иван Никанорыч Худяков страстотерпец. Его враг Окурок тоже страстотерпец. Казалось бы, все мучились, всех жалко. Но отчего мучится Худяков- девочку задавили. А Окурок мучится от измены и совершает убийство. Он настоящий преступник.
То есть муки все уравнивают? Отнюдь.Ничего они не уравнивают В семейной истоии Худяковых тоже есть свои нюисы - отец-то пртиворяется в дурдоме. Но сам Х удяков кажется более человеческим. Поэтому здесь просторнее размышляить о том, кто прав, кто обижен.
Проза Толстикова конечно мрачна, но выразительна. Здесь есть к читательской радости и зрительные детали, очень хорошие. Ведь Окурок имеет культи расщепленные, а Худяков нет. Он просто хочет погладить кудряшки на голове убитой дочки. Очень яркие штрихи.
Я бы посоветовала автору не змахиваться на глбальные полотна. Зчем это надо? Вот «Суди, Бо»« - тому подтверждение...
Свидетельство о публикации №209120500596