Моя украина сборник стихотворных переводов

ПЁТР ГОЛУБКОВ

МОЯ УКРАИНА

Сборник стихотворных переводов

2010
 
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ПЕРЕВОДОВ

Я родился и прожил всю свою жизнь в городе Мариуполе, на территории Украины, которую  по праву считаю своей родиной, несмотря на то, что отец мой по национальности – карел, родом из Тверской губернии, а мать, хоть и родом из Мариуполя, но по национальности – полугречанка, полуполячка. В нашем раскидистом «генеалогическом древе», составленном усилиями ныне покойной родной моей сестры Жанны Георгиевны Гамбарян (в девичестве – Голубковой) – дружно переплелись судьбы  украинцев (Слесь, Белаш, Михайленко, Ковалевых, Зубатенко, Кобзарук, Загинайченко, Гапонько), русских (Кузнецовых, Захаровых, Никоновых, Головиных, Южаковых, Быковых, Кочкиных), греков (Мироновых, Калери,  Вазиановых, Фоминых, Папакиных, Деримовых, Джеломановых) армян (Гамбарян, Амбарян, Абрамян, Степанян, Мартиросовых), караимов (Ельяшевич) - всех даже трудно перечислить… Ну и, конечно, небольшое количество карелов - продолжателей фамилии Голубковых, родившихся в Украине, которым Карелия – будет только «долго сниться»…
В лучшие времена, когда все еще были живы-здоровы, мы с удовольствием ходили на празднование Дня города, посещая уголки всех национальностей, проживающих в Мариуполе. У нас в семье никогда не возникал вопрос неприязни к представителям любых национальностей, рас и вероисповеданий. И, хотя языком общения в семье всегда был и остается русский, мы с удовольствием пели на семейных праздниках любимые украинские песни, в школе - изучали сами и не пытались освобождать от изучения украинского языка своих детей и внуков. Таким образом, я считаю, что каждый член нашей семьи вправе сказать об этой стране:«МОЯ УКРАИНА».
  Я – «дитя войны», родился в августе 1944 года. Так получилось, что из прожитых 65 лет, я уже более 40 лет пишу стихи, не как профессионал, а как любитель, имеющий высокую оценку в кругу  друзей, коллег и знакомых, которым довелось писать многочисленные поздравления, тосты, дружеские шаржи и т.д. Постепенно такую «прикладную» стихотворную деятельность дополнили туристские, лирические и иронические стихи на русском и, изредка, - на украинском языке, которым я владею достаточно свободно. Приходилось иногда и переводить с украинского на русский понравившиеся стихи. Однажды мне на день рожденья моя сотрудница подарила рукописное издание моих же стихов, которые она скрупулезно собирала на протяжении нескольких лет, чтобы оформить красочную книгу. Впоследствии так же появились второй и третий рукописные тома, затем – уже отдельный сборник со стихами, набранными на компьютере.  Еще позже я сам набрал на компьютере свой «самиздатовский» сборник стихов «Привет из прошлой жизни», 30 экземпляров которого мне потом привезли в подарок мои бывшие одноклассники аж из Калуги. У них там была такая возможность, а у меня здесь ее не было и нет, да я, признаться, и не принимал для этого активных попыток. Еще в начале семидесятых я посылал свои стихи в центральные журналы и в местные газеты. С журналами, естественно, ничего не вышло, а в «Приазовском рабочем»,  «Ждановском машиностроителе» и «Азовстальце» печатались несколько моих стихов. 
Однажды мне случайно попала в руки небольшая книжечка стихов незнакомого ранее украинского поэта Кузьмы Журбы «ЯБУЛКА ПАДАЮТЬ» (издательство «Радянський письменник», Киев,1972г), и они сразу увлекли меня как своим содержанием и формой, так и удивительной легкостью, с которой переводились с украинского на русский язык. Практически на одном дыхании я перевел всю книжечку и включил в свой «самиздатовский» сборник стихов «Привет из прошлой жизни».
Так же случайно увидел я и книжечку стихов нашего земляка Богдана Слющинского «ВІДЛУННЯ» (издание предприятия «Газета «Приазовский рабочий», Мариуполь, 1998г). Его стихи мне тоже очень понравились, но, в тот момент, этим всё и ограничилось, поскольку я еще работал, и свободного времени не было. Теперь же возникли два важных обстоятельства, Во-первых, после выхода на пенсию у меня появилось свободное время, а во-вторых, войдя в «Интернет» и случайно попав на портал «Проза.ру» – я увлекся идеей стать одним из авторов в разделе «Поэзия». А поскольку наряду с собственными стихами, там публикуются и переводы, я вспомнил об уже имеющемся переводе «ЯБУЛКА ПАДАЮТЬ», и о «ВІДЛУННЯ» Богдана Слющинского. Буквально в течение недели я маниакально корпел над переводами (которые, кстати, в большинстве случаев, - также не вызывали особых трудностей).
В результате всех вышеизложенных обстоятельств и творческих усилий – появился этот сборник стихотворных переводов, который я, не мудрствуя лукаво, назвал «МОЯ УКРАИНА». Думаю, что познакомившись с его содержанием, на меня не будут в обиде ни чистокровные украинцы, ни русские и все русскоязычные читатели (если таковые, конечно, будут).
И, в заключение, - моё личное пожелание всем, кто заинтересуется сборником (без перевода):

ЩОБ НЕ ВМЕРЛА УКРАЇНА, -  ХАЙ ДО ВСІХ ВАС - ЩАСТЯ ПЛИНЕ!..

Искренне Ваш                П.Г.Голубков

Часть 1
 
Переводы стихов из сборника Кузьмы Журбы «ЯБЛУКА ПАДАЮТЬ»

НАДЕЖДА

Так издавна уж повелося:
Сначала - зерна в грунт кладешь,
Потом - все мысли о колосьях,
Потом - богатой жатвы ждешь.

Ее ж, бывает, нет на ниве,
И болью сердце обожжет,
Что зерна сморщены и хилы,
А, может, просто грунт не тот…

Вот так и я весь в ожиданье,
В сомненьях весь живу давно,
Но все ж спешу я утра ранью,
Чтоб сеять новое зерно.

НЕ ЗАБЫЛОСЬ

Через годы, тернии –
Вижу тебя снова
И в пору весеннюю
Помню всё, до слова…

Вновь теплом глаз карих
Смотришь ты влюблено,
Вновь в волшебных чарах
Наш рассвет зеленый…

Он ясней с годами,
Как от солнца росы…
Весь в воспоминаньях –
Я живу им просто…

ЗВЕЗДА

И весны, и встречи в ночи
За сонным чернеющим лесом…
Когда ж убежали ручьи?..
Вчера были, кажется, вместе…

Звезда в нашем небе цвела,
Прекрасной, как сказка, казалась…
Я помню, ты шепчешь: «Моя!..».
«Пожалуйста!» - я соглашаюсь…

«Пожалуйста!» - вновь говорю.
Ты слышишь меня за годами?..
Они ж и украли твою
Звезду ледяными руками…

А может, тебе повезло?..
Прости за неловкое слово…
А может, годам всем назло,
Звезду ту отыщем мы снова?..

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

В небе точек золотых - вагон,
За ночь не сочтешь их, беспокойных,
А земля - облита молоком,
Месяц - опрокинутый подойник.

У колодцев дремлют журавли,
Серебристые цветы на ветках…
Эта красота мне и средь мглы –
СВЕТИТ…

МОСТОК

Выплыл месяц меднорогий,
Из-за тучи свет пролил,
И на светлой той дороге
Вечер звезды расстелил…

Пали росы на долину,
Пруд -зеркальный, как каток,
И на воду месяц кинул
Позолоченный мосток…

Он, наверно, тоже знает,
Что сегодня буду вновь
На тот берег добираться,
Где живет моя любовь…

ТРОПИНОЧКА

Девушка Галиночка! Вспомни: это чья
Пролегла тропиночка около ручья?..
Девушка Галиночка! Знает полсела:
Нами та тропиночка топтана была…
Девушка Галиночка - может, не одна…
Но другой тропиночки - нету у меня…

ПТИЦА

У природы нет шедевра,
Птицы мудреней…
Мчит она напротив ветра,
Солнца луч за ней,

Вниз дубов холмы уплыли,
Синь над ней звенит…
Птицы нас любить учили,
Красоту любить…
 

В ГРОЗУ

Вы были в саду, когда дождь подступает,
Трава, как зеленые волны, играет,
А листья зеленою пеной шумят,
И будто всю землю качать кто-то рад…

Качаются ветви, как чуткие руки,
Пытаясь сдержать приближенье беды,
Но ветер крепчает - и травы в испуге
Всё жмутся к забору, и гнутся кусты…

Ломается небо грохочущим светом,
Свирепо гроза налетает на сад…
Деревья ей рады… Лишь в страхе при этом
Червивые сливы с ветвей облетят…


ВЕСЕННЕЕ

Солнце, чистое, как пламя,
Катит в трепетную высь,
А в степи, за тополями,
Земля с небом обнялись…

Солнца чаша золотая
Вкатит в голубой зенит –
И улыбка молодая
Вновь всю землю озарит…


БЕССМЕРТИЕ ГИЛЬОТИНЫ

Творил, терзался доктор Гильотен,
И радовался, как глотку в пустыне,
Когда настал его желанный день –
Сработала впервые гильотина…

Летало лезвие - всё дзень да дзень,
И головы летели беспрерывно…
Пришла пора - упала, словно пень,
И та, что злую «зачала» машину…

Идут века, но меньше ль стало зла?.. 
Еще рекою льются кровь и слезы,
И ныне гильотина жертвы просит…
Ее творец стал воплощеньем смерти…
 Хоть очень страшной смерть его была, -
Еще страшнее у него бессмертье…

СЛЕЗА

Планета у нас голубая
Лишь издали. Ближе - солена и жгуча…
Есть радость на ней, есть печали,
Что бродят над нею, как тучи…

Откуда бы взяться Земле?..
Ведь нет и поныне разгадки секрета…
Туманна наука, как снег на стекле,
Простор тут фантасту, поэту…

Хочу от себя я сказать:
Знать где-то звезда прослезилась,
Стекла во Вселенную искра-слеза,
На ней-то нам жить и судилось…

 
ЯБЛОКИ ПАДАЮТ

Бродят сентябрьские ночи в саду…
Видно, и я туда снова приду.

Падают яблоки, падают я…
В сердце тревогу приносят…
Думаю думу: последняя чья
Вызрела осень?..

Только не яблонь, ой, только не я…
В яблоках их продолжение…
Может, твоя?.. Так тогда ж и моя
Мука и радость последняя…

Ночь сентября и глуха, и слепа.
Падают яблоки, падают, па…

***
Жизнь - миг в ряду веков
Для храбреца и труса…
Понять нам нелегко
Тех, что спалили Гуса…

Воспоминаний, мыслей - рой,
Хоть разгоняй их сколько…
По сей ли день на службе той
Те, что стреляли в Лорку?..

А что значит слово «закон»?..
Так модно оно при «свободах»…
За Лоркой - еще легион
В различных годах и широтах…

Как много имен… Палачи ж - в забытьи…
Проста здесь разгадка, наверно:
Убийство - попытка хоть так отомстить
БЕССМЕРТНЫМ от смертных…
 
***

Думы, ой думы-недрёмы…
Я не зову их, не жду…
Лип наклонилися кроны –
Им, видно, тяжко от дум…

Сладостно им, коль пчелою
Тронут их цвет на заре,
А защемит, коль пилою
Жилы грызут коре…

Думы… Их целые сотни.
Их не пугаюсь во сне:
Больно кому-то сегодня –
Пусть будет больно и мне…

Только тогда постигаю
Мира и плач я, и смех,
Всё о чем сам я мечтаю, -
Людям поведать не грех,

Нивам, что славятся хлебом,
Розам, что звездам родня…
Думай, Земля, о небе –
Ночью и среди дня!..

***

Грозы прогремели
По житейским чащам -
Не ищите денег,
Не швыряйтесь счастьем…

Раскачает ветер
Лодку среди моря -
Силы не жалейте,
И не бойтесь горя…

Вырветесь на сушу –
Там, от счастья плача,
Не старайтесь душу
Утешать удачей…

Взяв беду у брата,
Слёз у вдов скорбящих, -
Станете богатым,
Счастье будет - Ваше!..

***

Взор устремляем мы к пучине звездной
И верим в исполнение мечты.
Пусть это нелегко, совсем не просто,
Но всё же ждут нас звездные пути.

Мечтателей - не надо, не корите
За то, что стёжки бороздят во мгле,
Хоть много звезд, поныне не открытых,
Есть на Земле…

***

Чего-то мне хочется - смеха ль, покоя;
Чего-то мне хочется - ливня, иль зноя…
Иду против бури, иду против ветра,
Хоть трудно даются порой метры…

Чего-то мне хочется - мрака, иль света;
Чего-то мне хочется - дымки, иль цвета…
Иду против грома, иль против затишья…
И лишь против солнца - вовек бы не вышел!..

***

Нет, мне судьба не приснилась,
Просто она мне судилась -
Кручи, овраги пройти…
Рад, если их одолею,
Если ж споткнусь в беде -
Сам я сердце терзаю,
Сам себя распинаю
На совести гордом кресте…

Так расступитесь, пророки,
Дайте на жизни реке
Преодолеть все пороги
С личным светилом в руке…

Пусть не звезда и не солнце,
Крохотна искра, мала -
В ней, мне назначена, бьется
Мера судьбы и тепла…

Есть в этой искорке жаркой
Вера, и гнев, и любовь…
Сердце сожгу без остатка –
Радость почувствую вновь…
 
***

Когда на сердце благодать,
В душе «церковная прохлада» -
Перо не стоит в руки брать,
Садиться Вам за стол не надо…

Ведь где-то есть сердца в огне,
Есть души, жаждущие правды…
Им нынче песни те нужней,
Что в бой зовут на баррикады…

Они нужнее с каждым днем,
В тех песнях - как набат, как пламя,
Слова, каленые огнем,
Омыты кровью и слезами…

***
Бывает, снится ночью синей:
Топчу я тёрен на меже,
Ищу пути на Украину…
И страх, и холод на душе…

И из небытия глухого:
«А вдруг всё это наяву?» -
Но вот родное слышу слово –
И воскресаю, и живу…

***

Золотые звезды-зерна
Поклевал петух рассвета,
И заря, словно жар-птица,
Осветила небосвод…

Когда утро ту жар-птицу,
Подхватив, забросит в небо -
Вмиг развеются туманы,
Будет сказкою весь день…

А ведь в сказках - не стареют,
Верх добро над злом имеет,
И сбываются надежды.
А надежды ж есть у нас!..

***

Снова клены в золотой обнове,
В синем небе - журавлей ключи…
Снова ты молчишь и хмуришь брови…
Лучше на меня уж накричи!

Наори! Согласье вновь придет к нам,
И наступят радости часы…
Так приходит ясная погода
После злой, грохочущей грозы…

***

Пролетели журавли над селом, над пашней,
Листья весело пошли – зелены, прозрачны…
Пронесла запас пчела запахов ивовых,
И надежда ожила, сок струится в слово…

***

Всё ранним утром кажется хорошим –
И легкий сон, и груз ночей бессонных,
И ива, что с копною сена схожа,
И в синих росах за окном подсолнух…

Восход-младенец в красном полыханье,
И неба высь с полтинником Венеры,
Стальных коней пронзительное ржанье,
И тени, словно длинные химеры,

И белый хмель парного молока,
И дух ржаной, что от ломтя струится,
И день, который пред тобой пока
Как чистая тетрадная страница…

***
Я всё дальше от весны,
Снег не за горами…
Есть уж у меня сыны,
Но уж нету мамы…
Я спешил к ней в прежний час
Вовсе не с нуждою -
Чтоб почувствовать себя
«Деточкой» былою…


***

Зачем-то спешу я так снова,
Как будто уж дни сочтены,
И в мыслях последнее слово
Держу для своей я родни,

Для тех, с кем нас жизнь разбросала,
Не дав объясниться… Для всех…
В дороге любое бывало,
Но всё ж не считайте за грех,

Терять не спешите доверья,
Карать, как за тяжкое зло,
За то, что сказать не умел я
Того, что на сердце легло…

Любовь моя- вечно со мною
Застенчиво, тихо живет…
Так пусть же к Вам цветом-травою
Сквозь годы она прорастет!..


Часть 2
 
Переводы стихов из сборника Богдана Слющинского  «ВІДЛУННЯ»

 
МАРИУПОЛЬ

Где сабли казаки купали
В спокойных водах, - у реки
С годами город основали
Там наши предки-земляки…

Терялись даты и названья,
Сменялись люди и века…
Чьи-то надежды и желанья
Для нас – истории строка…

Цветут пурпуром в небе зори,
Словно акаций здешних цвет,
А ВРЕМЯ – эхом плещет в море,
Как заповедь тех давних лет…

МУЗА

Ты вновь, как молния, ворвалась
В сон предрассветный, и тотчас
В душе, как эхом отозвалась,
И след печали вдруг погас…

Дай же мне руку, с тихой лаской
Мне песню нежную запой
И, опьяненный чудо-сказкой, -
Душой воскресну я с тобой!..
Так хочется забыть о буднях,
Что завязали жизнь в клубок…
Лишь слушать звук небесной лютни
Я б каждый день с тобою мог…
Мне рифмы звоном колокольным –
Угасший факел распали,
Чтоб струны в сердце беспокойном –
Аккордом звездным расцвели…
 
СУДЬБУ НИКОГДА НЕ КЛЯНУ

Судьбу свою – я не кляну
И о прошедшем – не жалею,
У дум печальных – не в плену,
И ностальгией не болею…

Надежды – новому шлю дню,
В лучики солнца их вплетаю…
В слезинке, что вдруг уроню, -
Мечты «голубизну» купаю…

Капли волшебные поймав,
Что ЖИЗНЬ фонтаном извергает, -
Вдыхаю ароматы трав,
В колосьях хлеба тихо таю…

Встречаю раннюю зарю –
Природы дивную картину…
Молитву Господу творю:
- Спаси, о, Боже, Украину!..

СОН

Как часто вижу я во сне
Село в расцветках предрассветных,
В садах, цветущих по весне
Над шелком разнотравий местных…

Красу сережек золотых
Вплетает в ветви сада солнце,
Нежность листочков молодых –
Кивает сумраку оконца…

Трель соловьиная – слышней,
Взлетает звонко над лесами,
Касаясь краешком полей
И прячась там, под небесами…

Тучка, творенье волшебства, -
Лесною Мавкой пролетает,
У крон, где свежая листва, -
Живая музыка витает…

ЖИЗНЬ, то - симфония твоя!..
Природа – ею управляет,
Святые чувства БЫТИЯ –
Душе бессонной посылает…

Я, в том волшебном полусне, -
Лечу, как птах, над милым краем…
В ответ – он улыбнется мне,
Навстречу руки простирая!.. 

ДУБ

Старинный парк в районе Стрыя,
Тот холм, от трассы в стороне
И дуб, расправивший там крылья, -
Вернули память детства мне...

Тогда, бывало, в час забавы,
Иль в час печали неземной, -
Спешил я в сказку той дубравы,
Слыша привычный позывной…

Под дубом всласть мечтал я прежде,
Его покой в себя вбирал,
Свои секреты и надежды –
Ему, как другу, доверял…

Я слышал музыки приливы,
Природы дух кругом витал…
Вольнолюбивые мотивы –
Дуб во мне с детства воспитал…

Скрывая тайны лет минулых, -
В жизнь, как в венок, вплелась краса…
А ныне слышу : затонулых
Бед  в дуба кронах – голоса…

Что-то далекое, родное, - нежно притронулось к душе,
Летит, как птица, надо мною, роняя перья на меже…

Утро – хранит седые космы…
Сквозь скромный лучиков пучок –
Багряных листьев свет – как космос,
Свет звёзд, что шел к нам долгий срок…

 
ПРОЛЕСОК

Согретый солнечным свеченьем,
Заметив, что пришла весна,
Смяв снежный склеп, уйдя из плена,
Проснулся пролесок от сна…
Тот нежный признак жизни новой,
Природы-госпожи гонец,
Принес из чащи «щебетовой»,
Как весть нам, что зиме – конец!..
В плену у сладкой неги тело,
Дух свежести так жадно пью,
Словно впервые, неумело,
Кого-то искренне люблю!..

УЗОРЫ

Купается ночами в море,
Весны услышав голоса,
Хрусталь, упавший с неба, - ЗОРИ!..
Невиданна тех зорь краса…
Луна – мечты нам посылает
Лучом сребристым сквозь века,
И чудо-сказка вновь вселяет
Сладкую негу в старика…
Вдруг тяжесть болей – отступает
И исчезает в глубине,
А волны – радость лишь качают,
Словно подаренную мне…

Звуки волшебной песни льются,
Как символ вечности искусств,
Кружат по радости, смеются,
Как отблеск негасимых чувств…

ЗАПЛАКАННАЯ ВЕСНА

Сердитый ветер вдруг ворвался
Через моря, за сотни миль…
Кружил степями и старался 
Согнать рой туч, вздымая пыль…

Небо апрельское всплакнуло,
Скотились слезы на росу,
Венков стоцветье в них тонуло,
Теряя нежную красу…

Затеял дождь с травою пляску,
И тихо шепчет ей, нахал,
Толи признанье, толи сказку,
Чтоб ураган не услыхал…

Звенит ручей вод серебристых
Между деревьев и пеньков,
Как ожерелье песен чистых,
Дошедших к нам сквозь даль веков…

ДОЖДЬ

Дождями переполнен воздух, мигнуло солнце из-за туч,
И тут же стрелы молний острых метнулись с неба в зелень круч…

Трава притихла под кустами, исчезли где-то воробьи…
Деревья ж, как бойцы, рядами держались за стволы свои…

Ветер бродил по разноцветью, срывал уставшие листки…
Дрожали, как от страха дети, белого цвета лепестки…

Рыдала, плакала природа, сверкали стрелы, как во сне…
Земли коснулась непогода холодным шквалом по весне…

 
НЕПОГОДА

Небо внезапно помрачнело,
Брови мохнатые свело,
Сверкнуло зло и загремело,
Дождем холодным потекло…

Небо с землею было в ссоре,
И ветер землю зло стегал,
И молниями, с ними в хоре,
Илья «разящий» пролетал…

Дрожали на деревьях листья
В пустынных парках и садах,
И  лишь на миг могло пробиться
Солнце сквозь щели в облаках…

Заспорили ветров потоки,
Сбивая всех прохожих с ног…
Коварной непогоды сроки
Вступили властно на порог…


ВИШНЯ

Словно невеста, вишня
В распахнутом окне,
Весенним цветом пышным –
Вновь улыбнулась мне,

Вплетала в свои косы
Все лучики с небес
И умывала в росах
Росточков малых лес…

Весна, как будто дружка,  -
Несла ее фату,
А пчелы, как подружки, -
Махали на лету…

Дух от цветов дыханья –
Весь мир заполонил
И ветерка касанье,
Как счастье, разносил…

Над вишней в небе плыли
И яркий, добрый Феб,
И птицы голосили,
И зеленела степь…

Вся жизнь вокруг буяла,
Цвет вишни – мчался в даль…
…Для жизни, что пропала,
Всё это – лишь деталь…

ЦВЕТ АКАЦИЙ

Нежный цвет - летит с акаций, словно белый снег,
Серебром своим – касаясь ног прохожих всех…
Отцветает молодою белизной краса,
И хрустальною звездою светится роса…

Нежный цвет - летит с акаций, словно седина,
Хочет с прошлым повстречаться юная весна…
Аромат ее – дурманит, терпкость на устах…
Словно птицы, - проплывают тучки в небесах…

Нежный цвет - летит с акаций… В этот майский час –
Чудо-сказки поджидают вечерами нас,
И по юности поминки, и полет мечты…
Улетают, как пушинки, серебро-цветы…

Нежный цвет летит с акаций…

ПРИАЗОВЬЕ

В синей дымке расстелились
Степи, в чарах красоты…
Тучи – словно заблудились
В синем зеркале воды…

Солнце – лучики купает,
Голубую сея пыль…
Ветерок – едва качает
Запорошенный ковыль…

Дышат травы буйным цветом
Средь серебряной росы…
В Приазовье – тает лето
Чрезвычайнейшей красы!..

 
КРАСНАЯ КАЛИНА

Как надела калинушка красненькие бусы,
Окропив росинушкой листики искусно…
В той росе – купается, с ветром распевает…
Степь, что простирается, - пламенем сияет…

Пламенеет калинушка, ветками качая,
Как на вышиванушке, - нам цветы являя…
Вкруг калины – колосится золото пшеницы,
Словно в небесах искрится ласково зарница…

Растрепалась калинушка, листья опадают,
Пурпура снежиночки в воздухе летают…
Словно детки милые, - цвет в лучах играет…
Здесь, в стране калиновой, ЧЕСТЬ – не умирает!..

БАБЬЕ ЛЕТО

Луч солнца ныряет в осеннее море,
И стаями бабочки-листья летят,
Рисуя в полете цветные узоры,
И в травах зеленых – едва шелестят…

Блуждают лучи меж ветвей помрачневших,
Над миром – янтарная правит краса…
Плывет в бабье лето ручей потемневший –
Покорно, легко, как девичья коса…

За лесом – исчез уже клин журавлиный,
И след его – скрыла небес широта…
В той зелени трав - грусть о прошлом былинном,
А в листьях опавших – былая мечта…

 
ЭХО

Уж ковыль – задремал на равнинах,
И морозно-свинцовый налет,
Поселившись в притихших долинах, -
Свет на землю серебряный льет…
Успокоившись, - травы уснули
Под багряной периной своей…
Колыбельные песни – взгрустнули
Над просторами сонных полей…
Пред  заходом – задумалось солнце
На границе небес и степи…
Затуманилась даль за оконцем,
Словно отзвуком горькой судьбы…

МЕЖСЕЗОНЬЕ

Златая осень постарела,
Сребристый снег – лег на виски,
Но всё ж декабрь, терзая тело, -
Не смог зажать ее в тиски…
Дожди – с зимой не согласились,
Вязали ленты кос своих…
Снежинки – скупо высыпались
С раскрытых тучек-кладовых…
А лужи – словно издевались,
Смотрясь бельмом в зимы глазах…
Устало дерева качались,
Запутавшись в «смурных» часах…
Седела даль небес остылых,
С тумана – ветер рвался ввысь…
В плену зимы – дни так уныло
Степями мокрыми плелись…

 
ПОДАРОК

Сквозь утро сонное – гимн птичий разметался,
И солнца колобок – взобрался на окно…
Так новый день-загадка к нам во двор пробрался,
Сняв с неба звездной сини полотно…
Игривый ветерок – шептал о чем-то росам,
Купались в них и солнца лучики легки…
Красавец-клён – поклоны слал березам,
Зеленой жизнью наполняя их ростки…
Природы сказочный рисунок – очень ярок,
Сумей его лишь своевременно понять…
Запомни навсегда, что есть такой подарок,
Который надо для потомков сохранять…

СИНИЧКА

Порою нежной предрассветной –
Синичка села на окно,
И дивный взгляд с загадками Вселенной –
Скользнул по мне, словно искал давно…
- Кого увидеть та желаешь
Искринками внимательных очей?..
Судьбу – какую «навещаешь»
Над половодьем обессоненных ночей?..
Ты принесла ль в подарок счастье
Из солнышком разбуженных небес?..
Может, тебе хотя б удастся
Создать страну невиданных чудес?..
Ты не спеши в просторов царство,
Веселым пеньем – душу опьяни!..
Спаси сердца – от муки, и от рабства,
И свет надежд украденных – верни!..

 
РАССВЕТ

Заревом солнечным – даль засветилась,
Ночь напугав и мороз…
Лучики рыжие – резво скатились
Шёлком девических кос…

Открыли глаза свои окна, так просто
Разбужены утром от сна…
Стыдливо скрывает игривые звезды
Седая небес пелена…

А где-то над степью – уж день наступает
Сквозь зимний заснеженный свет,
И, еле заметно, - с ним рядом мерцает
«Той» жизни неведомый след…

СЕРЕБРЯНОЕ УТРО

Стесняется, как видно, первый снег,
Коль ночью, втихомолку стал кружиться…
А, может, то – побег от сглазу всех,
Когда он нежно, ласково ложится?..

Встал день, в снежинок белых серебре…
Деревья – прямо на глазах седеют…
Время – «открыло рот» чудо-поре,
И ветры, удивленные, - не веют…

Тиши секреты – лягут на луга,
И лучик солнца с неба – не пробьется…
Туман – укроет снежные стога…
В мое окно – зима упрямо рвется…

 
РИСУНОК

Слякоть на город опустилась,
Туманом всё заволокло…
Зима – в тумане заблудилась,
И дни – нахмурились в стекло…
Печали – душу раздирают,
Плачут деревья мне в окно
И скорбно руки простирают,
Будто чего-то ждут давно…
Лишь кое-где еще, местами, -
Холмы сребристые легли,
Тихо свернулись под кустами -
И спят, ловя тепло земли…

ЗИМА

Всё же зима – и к нам пришла,
Хоть так надолго «забурилась»…
В подарок – снега намела
И в белом танце закружилась…
В оковы крепкие – сковались
Морские грустные причалы,
Узнав, что впредь, как оказалось, -
Здесь чайки больше не кричали…
Пушисто ленты заплели
Деревья дремлющие – в кроны…
Дни – молчаливо потекли,
Лишь ветры издавали стоны…
Мороз – лютует и скрипит,
Чудо-узоры вышивает…
Кажется: всё вокруг нас -  спит…
Но нет, - весны всё ожидает!..

 
***

Укрылось солнце за незримым валом,
Застыло время, как во сне…
Даже луна, накрывшись одеялом, -
Не улыбалась так призывно мне…

Блуждала мысль – мерцающей звездою,
Душу – ночной покой «исповедал»…
Лишь легкий ветер, словно шум прибоя, -
Былины древние на ухо мне шептал…

А синий холст небес – стирал с себя химеры,
Грустные мысли – утекали, как вода,
Смывая в небесах былые эры,
Истории, события, года…

Тоской и болью – сердце вновь томится,
Чтоб, одолев жестокости запрет, -
То ль жизни дать совет, как измениться,
То ль просто разгадать ее секрет…


ДНЕПР

Холодным льдом укрыта ширь Днепра,
Затихло всё, как будто  бы уснуло…
Пришла зимы жестокая пора,
И своеволья волны – затонули…

Лишь кое-где, украдкою, - текли
Искристо-чистые Днепровы слезы…
Наверно, их, горячих, - не смогли
Сковать и лютые морозы…

Яркое солнце на коньках –
Днепра зеркальность бороздило,
И снег седой на грустных берегах –
Лучами золота будило…

С дерев – стекали капли, как елей,
Смывая зимние «насечки»
И громко канув в серебристой мгле
Еще охваченной сном речки…

Лёд – постареет… Он – не вечен, нет, -
Снесет его весенним половодьем!..
Еще не ясный будущего след,
Я знаю, - зарождается сегодня!..


НА МОРЕ

На якоре вечера – солнце стояло,
И сумерки – уж сединой поплыли…
Нахмурившись, море устало вздыхало ,
Свинцовые тучи над степью легли…

Рассерженны ветер расчесывал волны
Багряно-сребристым своим гребешком,
Скрипели уныло деревья на склонах,
И слабеньким месяц мелькал огоньком…

Растерянно время на миг задержалось,
Хотело, как видно, на помощь придти…
Потом – догонять прежний график помчалось,
Чтоб солнцу не дать раньше срока зайти…

ВЕЧЕР

Лишь день садится тихо вновь за краешек земли,
Не слышно птичьих голосов, и плачут ковыли, -
Взлетаю в синюю я даль на крыльях своих дум, 
Чтоб с ночи  той – сорвать вуаль, снять с сердца грусти шум,

Чтоб закружились до зари, как сказочный дурман,
Небес ночные фонари, и зазвучал орган…
Чтоб музыка лилась с высот, как судьбоносный знак…
Душа коснулась бы красот, и расцвела, как мак!..


 КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Скрывается солнце природе за ворот,
Лучи на прощанье – спешат досверкать…
Вечерний покой опустился на город,
Всем шепчет тихонько: «Пора отдыхать!..»

Ночь – звездных покровов шатры разбросала –
Уставшую землю, синь моря укрыть…
Как мать чадо – нежно перепеленала
И тихо качает, боясь разбудить…

Катается ветер на сонных деревьях,
Поет колыбельную им в тишине,
А месяц-охальник – остывшие перья
С небесных высот норовит сыпать мне…

***

Любовь, словно роза, - и манит, и колет…
Оценишь ли радость, не ведая боли?!.
Любовь, словно роза, -цветет, опадает…
Без этого в жизни, видать, не бывает…

Любовь, словно роза, - ликует красою,
Дарует надежду, омыту слезою…
Любовь, словно роза, - пылает весною
И чуткую душу пленяет красою…

Любовь, словно роза, - от холода гибнет,
Цветы, что увяли, - растерянно скинет…
Любовь, словно роза, - тогда пламенеет,
Коль каждый сберечь ее в сердце умеет…


 НОЧЬ НА МОРЕ

Рассыпались цветные зори
В небес бескрайней вышине,
Словно волшебные узоры
На темно-синем полотне…

Сребристый месяц – гордым взором
Свои владенья окидал…
Слонялся ветер по-над морем
И что-то сонному шептал…

Взлетали чайки над водою,
Словно небесный звездопад,
И крыльями, будто косою,
Сгребали волны в белый ряд…

На море берег золотистый –
Клинком, не клином наступал,
Как лемех, что под плугом чисто
Глубины моря пропахал…

Часы бессонные мелькали
В ночной чарующей поре…
Жизнь – дивной сказкою стекала
Навстречу утренней заре…


СЕРЕБРЯНАЯНОЧЬ

Она, заколдовав рассвет,
С землей осталась тет-а-тет
И дивной птахой звезднокрылой
Ее, уставшую, прикрыла…

Связав серебряный узор,
Надела головной убор…
Сияют, манят в том узоре
Серебряным бессмертьем зори…

В море, где правит та краса, -
Бесследно тонут голоса,
Лишь ветер тихо напевает –
И волны моря затихают…

Пречиста Божья благодать
Сошла с небес, чтобы спасать
Немые души от обмана,
Лечить в них ноющие раны…

Спасать секреты бытия
От лиха слов и забытья,
Чтоб возвратить в любую хату
Правду – побиту и распяту…

Мне дум благих – таить невмочь…
Так окрыли, колдунья-ночь,
Их по Вселенной разнеси,
Как капельки живой росы!..


БЕССОНИЦА

Среди ночи, в час мытарств бессонных,
Когда мигают сонмы звезд,
Облокочусь на подоконник,
Ищу СВОЮ звезду всерьез…

Блуждает в звездном небе доля,
Как будто эхо давних лет…
И, хоть на всё есть Божья воля, -
Не хочется, чтоб гас тот свет…

Тревожно сердце замирает,
В виски толкая кровь свою,
А месяц – вновь исповедает,
Словно священник, жизнь мою…

Под шепот ласковой молитвы, -
Стоят в безбрежной высоте
Покорно – годы скорби, битвы…
Мои года: те и не те…

Но звуки слов святых – не тронут
Струн, что покорны лишь мечтам…
Дымком печали тучки бродят –
Воздушных замков фимиам…


АВГУСТОВСКАЯ НОЧЬ

Ах, августовской ночи сказки!..
Люблю Вас, ночи-светлячки!..
Небесного простора глазки –
Сверкают мне, как маячки,

И колыбельную мне снова
Мурлычет ветер за окном,
Сребристый месяц – гнет подкову
Под темно-синим полотном…

Когда устало засыпают
Огни и городов, и сёл,
А сон-пророк – в права вступает,
Как из грядущего посол…


***

Когда средь ночи исчезает
Вдруг безвозвратно тихий сон,
И звезды танец затевают,
Мерцая сквозь стекло окон, -

В гости ко мне идут с укором
Мысли, грустны и нелегки,
Что воскрешают перед взором
Прошедших дней моих листки…

Воспоминанья душу мают,
Мечты становятся сильней,
И снова я переживаю
«Дела давно минувших дней»…

Судьба – то к звездам воспаряет,
То в тучах тает ее след…
Боль давит, воли нету с нами,
Людей тепло, и сердца лёд… -

Всё вновь снует перед глазами,
Минуты – не спешат ничуть…
И все же жизнь меня «незнамо»
Зовет куда-то в новый путь…

Летят листочки, словно птицы,
Во мгле теряются навек,
А время – все мои страницы
Вплетает в этот сложный век…

 
ОЧАРОВАННАЯ НОЧЬ

Не слышно шума городского,
Дневная скрылась суета,
В сиянье месяца ночного –
Открылась неба широта…

Свой танец звездочки заводят,
Смеются, не спешат к заре,
Словно девчата хороводят
На чисто убранном дворе…

Их чары – душу полонили,
И сердце – жадно ласку пьет…
В нем – струны вновь заговорили,
Лаская дивный небосвод…

Забыты – сон, и всё на свете,
Томлением полны сердца…
Дай, Боже, чтоб минуты эти –
Жизнь наполняли до конца!..

***

Что-то душе так тревожно, сердце, как рана, болит,
Словно птенец, безнадежно бьется, боится, дрожит…

Зори за тучами скрылись, ночью здесь правит Морфей…
Чары на землю спустились, спят покаянья людей…

Время томит грустью душу, злые химеры снуют,
Кровь застывает, как в стужу, мысли уснуть не дают…

Слёзы смывают молитвы, вместо надежды – кресты…
Господи! Дай, чтоб без битвы лучше жилось, и прости!..

 
***

О, Днепр, несущий волны с прежней силой,
Хоть годы мчат, как стаи журавлей!..
Время – свои отсчитывает мили,
По утомленной топая земле…

Пропала Вера без Надежды в сердце,
Судьба притихла, словно сирота,
Пытаясь на чужом пиру погреться,
Когда кругом – немая пустота…

Тоска и боль - к душе моей добрались,
Родное поле – тёрном поросло,
И сквозь него – с трудом я пробираюсь
За Счастьем, что за горизонт легло…

Слезами чудо-песни захлебнулись,
Горечь полыни – стынет на губах,
Как будто в Жизни – всё перевернулось,
Как будто Мудрость – канула в веках…

Несется над землею лихолетье,
А люд страдающий – растерянно молчит…
Ужель никто и до конца столетья –
Не сможет Разуму народ мой научить?!.


ВЕХИ УКРАИНЫ

На улицах твоих - живут века,
Всё праисторией здесь дышит…
ДВАДЦАТОГО столь жесткая рука –
Начало БУДУЩЕГО пишет…

Владимира Святого здесь часы,
Княгини Ольги и Богдана –
Как символы украинской красы,
Ее надежды, боль и раны…

Сквозь разноцветье давних лет –
В высь синюю взвилися храмы,
Отцовский вспомнили завет,
Открыв ворота всем, кто с нами…

Истории прадавней седину –
Вновь памяти напоминаем,
И, нами ж натолченную, вину –
Ногами вновь переминаем…

И, не успев еще раскрыть глаза,
Мы на рентген былое взяли…
Чужие мысли понесла слеза,
Чтоб понял МИР то, что скрывали,

И чтоб потомкам - память дал
Тех слов, приняв их из рук в руки…
(Иль, может, смолк и передал им в дар –
Бесплодные лишь муки…)


НАВЕРНО, ХВАТИТ!..

Спокойная людская совесть –
Моей покоя не дает:
Неуж для поколений новых
Смутное время настает?..

А, может, кто, в беды годину, -
Святого Бога прогневил?..
Коварно предал Украину,
Своих людей запропастил?..

Иль гены нам передалися
Безмолвных, сгорбленных рабов,
И мы, вновь, - молча продалися
Кумирам сгубленных веков?..

А, может, просто наплевали
На жизнь свою, на жизнь детей,
И верим тем, что обещали
Нам рай небесный за сто дней?..

Наверно, хватит ждать нам, братцы,
Что чудо – снимет груз нам с плеч…
За ум настало время браться,
Чтоб край свой милый уберечь!..


НЕ СЕЙ ЗЕРНА…

Не сей в мертвую землю зёрна,
Дождем минувшим не кропи…
Жизнь, злую, как колючки терна, -
В слезе сегодняшней топи!..

Не застуди весны цветенье
Дыханьем тающей зимы,
Забудь печалей, плачей тленье,
Надежду прошлую возьми…

Не тормози души порывы,
Покоя сердцу не давай…
Грустью политые мотивы –
Словно молитвы, напевай…

Не разбуди – спящее лихо,
Бед лет ушедших – не считай…
Лови росинок жизнь,  - и тихо
На завтра радугу сплетай…


СОВЕТЫ

Пиши слова, но не сердиты, пой песни, но не про печаль…
Сей мысли, что добром политы, словно росы живой хрусталь…

Найди в душе мечты лучисты, жизни прекрасной лепестки…
Согрей их светом золотистым, чтоб зрели, словно колоски…

Люби природы мир волшебный, что предок для тебя сберег,
И мамин голос колыбельный, дом отчий, и родной порог…


ТЕНИ

Надежды, мысли и поступки, связаны временем в века, -
Совесть убьют, как в душегубке, коль правит властная рука…

Краса, уставшая в молчанье, - словно уснула сладким сном,
Давно растаяв в ожиданье, как будто песня за селом…

Не может вырваться на волю крохотный, слабенький птенец…
Толи такая его доля – биться в той клетке?.. Где ж конец?!.

Словно незрелое прозренье, целебный не увидев ключ, -
Спряталось солнышка свеченье под тени крон лесистых круч…

***

Плывут года в рутине суеты,
Скрывая человечества желанья…
Запутались уставшие мечты,
И не сбылись былые ожиданья…

Ветер трепал несмелые ростки,
Развеял их, как пыль по полю…
Притихла жизнь в тисках глухой тоски,
Теряя веру в благосклонность доли…

Из сердца искры веры утекли,
В душе завяли робкие мечтанья…
Горький отлив гуляет вдоль земли,
Как отзвук позабытого страданья…


ПОЛУСТАНКИ ЖИЗНИ

Жизнь, словно поезд, - вдаль несется,
Минуя, будто станции, года,
И с непогодами в дороге бьется,
Чтоб кануть в Лету навсегда…

Колеса – вёрсты четко отмеряют
Из мест родных меня туда несут,
Где вечное согласье процветает,
И где борьба теряет смысл и суть…

В рассветах нежных, чистых, росных, -
Уходит край : в цвету ль, в плену ль снегов…
Ему я отдаю, хоть слишком поздно, -
Свою любовь, как только часть долгов…

Я в суете и  тесноте вагонов
Хотел достичь неведомой земли…
Устал мой век от долгих перегонов,
Мне жизнь – понатирала мозоли…

Забыв судьбу на том, чужом перроне,
Как пассажир к мечте, - всегда в пути…
Летят года за окнами вагонов,
Но с поезда – не хочется сойти…

***

Пройдя по тропкам бытия, -
Нашел уставшие надежды…
Вплел чувства, боль, желанья я -
В мечты прекрасные одежды…


САД ДЕТСТВА

Мы встретились с тобою, милый сад,
Как с другом после длительной разлуки.
Ты снова, как и много лет назад, -
Навстречу мне протягиваешь руки…

Ты рад, мой сад, что я опять попал
В тень старой, покосившейся хатёнки,
И детство здесь, и юность отыскал,
И тропки, что топтала мать ребенку…

Так сиротливо твои веточки торчат,
Тропки исчезли, заросли травою…
Чужие птицы залетели в сад,
И песни их – ты слушаешь с тоскою…

Цветы – завяли… Кто б их поливал?..
В пруду – воды давно не стало…
Мрачные мысли сад мне навевал,
Сжимало грудь, и сердце так страдало!..

За садом – наклонился старый тын,
Хата – грустит, надежды не имея…
Стою – как непутёвый, блудный сын…
Заплакать бы – да я уж не умею…


ОТЦОВСКИЙ ПОРОГ

Сердце, страдая, бьется неспокойно…
Болит «ВЧЕРА», а «ЗАВТРА» - всё молчит…
Лишь время, словно море, непокорно,
Забыв про всё, в седую даль спешит…

Блуждает память стёртыми шляхами,
Ищет отцовский брошенный порог,
Чтобы вернуть утраченное нами
Тепло, что он навек для нас сберег…

СТЁЖКА

Под гору стёжка, издавна
Проложенная предком давним,
Веков минувших седина, -
Не заросла еще бурьяном…

Она манила, вдаль звала,
Неведомым чаруя светом…
И юность вновь по ней пошла,
По отчим, будто бы, заветам…

Стирались память, и года,
Следы меж скалами терялись,
Лишь звёзды- маячки всегда
Из будущего добирались…

Сложную сеть судьба плетет
Из радостей и из печалей…
Чтобы понять всю жизнь свою –
Сумей найти ее начало…


***

Люблю тебя, иль не люблю?..
Умчались дни в седые дали,
Наполнив холодом печали
Слова, что нынче тебе шлю…

Всё ж прошлое – боготворю
И чудо-письма память пишет,
А сердце – ностальгией дышит,
Будто я таинство творю…

Ищу все «может» и все «но»…
Мёд первых радостей безбрежных,
Боль ожиданий безнадежных –
В клубок запутаны давно…

Взгляд молчаливо твой ловлю…
Шумят ветра из преисподней…
В тебе, наверно, я сегодня –
Былую молодость люблю…

НЕ СЕТУЮ…

Не сетую на трудный путь и не корю годов минувших…
Век жесткий – выбрал мою суть, а я – надежд груз затонувших…

Жизнь моя – петлями идет по непроторенной тропинке
И, как в наследство, - мне дает живой души моей слезинки

И затихает аж до дня… Эхо усталое – вздыхает…
Лишь кончик чудо полотна с небес волшебных – ублажает…


***

Года – всю нашу жизнь венчают,
Словно священник – «молодых»,
И каждому – судьбу слагают
Из дней хороших и плохих…

Согреют душу, и остудят
Холодным веяньем зимы,
Вселят надежду, и осудят
Молвой, рождаемой людьми…

Взнесут тебя на крыльях легких
Под неба звездное панно,
И, покачав на тихих волнах, -
Опустят медленно на дно…

И доведут до рукопашных
Боев рассудка и души,
Что, вспомнив грех позавчерашний, -
Становятся чужей чужих…

И всё ж, года – всю жизнь венчают,
Словно священник – «молодых»,
Но… слишком быстро пролетают…
Не обижайтесь же на них!..


ВСТРЕЧА

Столкнувшись после длительной разлуки, -
Мы растопили лёд, что в нас намерз,
С волненьем пожимали руки
И улыбались искорками слёз…

Но времени – в душе оковы странны…
Кем и зачем придуманы – вопрос…
Наши запястья – покрывали раны,
Мы ж - улыбались искорками слёз…

Блеснуло солнце из-под мрака неба
Так, будто счастье – вновь пришло всерьез!..
Весна – плела венок, как будто Геба,
Мы ж - улыбались искорками слёз…


***

Песен не проси щемящих, это лишь фантазия души,
Моих мыслей крик, болящих сполохом в ночной тиши…

Звонки струны – оборвались, в никуда – ушли слова…
В сердце – грустью отозвалась музыка… Она – жива!..

Разлетелись чудо-звуки меж запутанных дорог,
И от горестной разлуки – их никто не уберег…

Тонет в мыслях горьких, трудных, сыта болью голова…
Вызревают в бурных буднях несказанные слова!..


ПОКИНУТЫЕ

Дом потеряв, блуждают всюду псы,
Слоняются – без пищи, без опеки…
А люди: «Пшол!.. Попробуй, укуси!..»
Хоть псы – лишь тянутся за лаской к человеку…

Без веры, не имея смысла жить,
И брошенный народ теперь – не новость…
Ему сегодня – нечем дорожить,
Ведь отобрали всё, и даже гордость…

Куда привел двадцатый век всех нас?!.
Иль заблудился в этом лихолетье?..
Неужто луч надежды в нас – погас,
Хоть тлел в народе всё тысячелетье?..

Копай же, люд, свой старый огород,
Засей, вдруг вырастет, назло невзгодам?..
Блуждает по земле покинутый народ,
Блуждают псы, забытые народом…

СКАЖИ МНЕ

Скажи мне, о Всевышний Боже,
Куда смиренный люд зазвал?..
Зачем ты ад судьбы негожей
И вечных мук нам завещал?..

Зачем терпенье, как расплату
За тяжесть не его греха, -
Несет народ, как на кресте распятый,
От сотворенья мира – сквозь века?..

За что он каяться «убожен»,
За что – прощения просить?..
За что всегда кому-то должен?..
Может, пора его простить?!.

Простить слепую псевдоверу,
Терпенье, страх, что пережил,
И что «Тарасову сокиру» -
Раньше, чем надо, опустил...

И то, что любит так неволю,
Что счастью – не дает расти…
Что добровольно отдал долю… -
За всё то, Господи, прости!..

КЛАД

С какой-то грустью, страхом, болью
Смотрю, как мчат за часом час
Над брошенным, бесплодным полем,
Где лучик солнечный угас…

Кто сможет, зябь ту поднимая,
Дождем живительным поить,
Тепло души ей отдавая, -
От сна-кошмара разбудить?..

Неужто наше поколенье
Так и завянет без борьбы?..
Не жертвуют добра  явленье
Грехом богатые рабы…

То – пустоцвет, что в огороде
Буйно растет в любой сезон,
И этим баловнем природы –
Цвет настоящий заслонен…

И мы – столетнее терпенье,
Прикрыв медяшками наград, -
Нашему новому творенью
Вручим, словно бесценный клад…


РАЗРЫТАЯ ПАМЯТЬ

Не стану звать убитую надежду,
Не буду будоражить в сердце боль…
Забуду всё, о чем мечтал я прежде,
И мыслей беспокойный рой…

Пойду отважно в поиски я долги…
Хоть буду там, в пути,  изнемогать,
Но хватит и на это силы воли,
Что мне всю жизнь судилось закалять…

И не страшны мне снежные лавины,
Намёты снега вдоль моих дорог…
Сквозь горы пронесу, через долины –
Тепло души, что с юности сберег…

Найду цветы, что в зиму уцелели,
Чтоб их слезами теплыми согреть,
Заставлю птиц, чтоб с юга прилетели
Сонную землю – крыльями будить…

Вернуть весну ей, так давно желанну,
Разрыту память – правдою спасти,
Столетью – залечить былые раны,
Чтобы живым – не ставило кресты…

ВЕК ДВАДЦАТЫЙ

Куда идешь ты, век двадцатый?
Не сбился ль ты с пути, дружок?..
А, может, враг тебя заклятый –
За поворотом подстерег?..

А, может, злые ветрогоны,
Что там кружат, где неба свять, -
Не громко бьют во храмов звоны,
Поводырям – их не слыхать?..

А, может, очи заслепили
Людская жадность, «Ты – мне, я - …»,
Что сны святые – превратили
В рутину псевдо бытия?..

Может, вина – родимых пятен,
Что нам достались от отцов
И тянут нас в сливную яму,
Что ждет нас еще с тех годов?..

А, может, век, своих героев -
Ты вовремя не породил?..
Обманом - душу успокоил,
От сна – так поздно пробудил?.. 

А, может, время наше – тает
На обездоленной земле,
И доля наша – улетает,
Как клин печальных журавлей?..

А, может?..


***

Злости, апатии химеры -
Уставшим сердцем ощущаю…
Ищу забытые потери,
Вдоль жизни шустрой  - пролетаю…

Жду время я – на перекрестке
Распятого тысячелетья…
Луч солнца, сквозь туман, - не светит,
Сечет промозглый ветер жестко…

Сквозняк – больную душу студит,
Боль – нарастает постепенно…
Двадцатый век благословенный,
Тебя наследник твой – осудит…


НАС ОТПЕВАТЬ РАНО

Нас отпевать – пока что рано,
Еще не сожжены мосты…
Надежды свет, сквозь дым тумана, -
Враг повседневной суеты…

Не срок душе – мчать прочь отсюда,
А совесть – гложет мрачность дум…
Никто не проложил маршрута,
Его искали – наобум…

Разрушив то, чужое царство,
И лапти гордо сняв с себя,
Сбросив хомут былого рабства, -
В правды хомут впряглись, скорбя…

И вновь пошли в нем спотыкаться,
Свой проложив «чумацкий шлях»…
Легко умеем доверяться,
Доверившись бредем впотьмах…

Всё ж, отпевать нас – пока рано,
Еще не сожжены мосты…
Надежды свет, хоть из тумана, -
Зовет упорно в мир мечты!..


ОДОЛЖЁННАЯ СУДЬБА

Мой милый край, жемчужина планеты
В оправе стародавней седины!..
Из «Заповіту» Кобзаря тебе советы
Досель над кручами Днепра слышны…

Могучий Днепр ворчливо катит воды,
Злой ветер круглосуточно рычит…
Время торопит, отмеряя годы,
А одолжённая судьба – молчит…

Слова Шевченко – так и не сбылися,
Народ, как убаюканный, - всё спит…
И с братом брат – пока не обнялися,
И сын родной – в дом отчий не спешит…

Никак не может вырваться на волю
Веками обесчещенный народ,
Давно уже не ощущая боли,
Смирившись со зловонием болот…

Словно калека, не живет, а тлеет
На нищей, обворованной земле
За то, что так терпеть позор умеет
И счастье - держит на двойном узле…

Что жизнь благословляет он на муки,
Своих же мыслей свет – спешит тушить…
За что ж ему, с такою «невезухой», -
Даровано Всевышним вечно жить?!.

Горечь обиды мою душу гложет,
Сердце, устав, – болит, щемит, дрожит…
О, сжалься же, наш милосердный Боже, -
Сойди с небес, чтоб люд мой разбудить!..
 

ЛЮБЛЮ

Люби свой край, как я люблю,
Люби его красу и волю,
И Бога не кляни, молю,
В сиротской упрекая доле…

Встречай и солнечные дни,
И дождевые непогоды,
Услышь те звуки, что слышны
Из уст загадочной природы…

Из снов цветных – сплетай венки,
Из слов цветных – вяжи букеты…
Из них родится гладь строки,
Что станет искрою сонета…

И, может быть, в других веках
Запомнят их другие люди…
Твои слова – взлетят, как птах,
И время их – не позабудет…


МЕЧТЫ

Как птицы, вновь мечты мои вспорхнули,
И поднял ввысь их ветер молодой…
Вселял надежды, что давно уснули,
И улыбался лучик золотой…

Но время шло… Мерцающие зори
Встретились с ними в небе тет-а-тет,
Новая жизнь – растаяла в просторе,
Ее оплакал росами рассвет…

В тех росах – все надежды утонули,
Горечь и грусть – теперь моя родня…
Мечты, как птицы: утром лишь вспорхнули,
Назад вернулись – лишь на склоне дня…

***

Свой путь – у каждого из нас,
Всем нам назначены кордоны…
Кого-то жалует Пегас,
А кто – рожден писать законы…

Блуждают люди по земле,
Клянут судьбу и ищут правды,
Пытаясь путь найти во мгле,
Прозрев, - преодолеть преграды,
Узнать, кем был он, кем живет,
Что сотворил, куда шагает?..
Кукушка что-то там «куёт»,
Но что – грядущее не знает…


***

Что ж так душа моя страдает,
Мысли – покоя не дают,
А сердце – болью истекает,
Словно его на части рвут…

Судьба блуждает, как сиротка,
Людьми – забыта, как изгой…
Вроде обиженной лебедки, -
Трепещет крыльев белизной,

Словно подняться в небо хочет,
Чтоб ветра вольного вдохнуть,
Забыть обиду, что клокочет,
Забыться в неге и уснуть…

Скупаться в золотистом свете
Волшебной неба глубины
И вновь живые зерна сеять
И знать, что прорастут они…

***

Не знаю сам, зачем ко мне
Грустные песни прилетают
И почему даже во сне –
В душе моей не затихают?..

Да, нелегко признаться мне
В том, что надежд – иссякли реки,
В далекой сизой пелене
Век – опустил за ними веки…

Теперь лишь в капельках росы,
Что с солнца лучиком играет,
Горькой пародией красы, -
Плетется жизнь моя, хромая…

Страстям на смену – лёг застой,
Сердце стучит едва заметно
И шепчет разуму: «Постой,
Миг не настал еще заветный…»

Белой голубкой по весне
В окно закрытое мне бьется…
Может, дождусь еще, что мне
Песня веселая споется?..

***

Не упрекай меня за то,
Что жизнь сгорела от пожара…
Спрятав в душе святое, то, -
Несу вокруг земного шара…

Жизнь всех рассудит, имярек…
Время так быстро в вечность канет…
Я заберу в грядущий век
Большой багаж – былые раны…

Моя лампада догорит,
Дотлеет тихо и погаснет…
Душа ж – как звездочка, взлетит,
Чтобы светиться в небе ясном…

***

О, Муза! – под моих надежд,
Души покорная молитва,
Весенних половодий битва,
Или луч света для невежд!..

Делю судьбу свою с тобою,
Мечты неугасимый свет
На протяженье многих лет
Беру в узду упрямства, воли…

Снова смотрю я в даль дорог,
Слова забытые всплывают…
Я с дрожью в сердце поджидаю
Жизни неведомой порог…

 
О, НЕ КЛЯНИ

О, не кляни меня за то,
Что буйной вольности мотивы
Так незаметно, словно то
Зерно на плодородной ниве…

Что с давних лет я не забыл
Воздух, наполненный слезами,
И еще в детстве полюбил
Красу земли и ветра запах…

Что время не стирает боль,
Не радуют дары природы,
Что грусть – на раны мои соль,
Мой властелин все эти годы…

Что не сумел найти слова
Что душу б ядом не поили…
А эхом – ширится молва:
«ЛЮДЕЙ – в народ здесь превратили…»


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ПЕРЕВОДОВ…………………………………………………………………………................………2

Часть 1. Переводы стихов из сборника Кузьмы Журбы  «ЯБЛУКА ПАДАЮТЬ»…………....3

НЕ ЗИМНИЙ В БЕССМЕРТИЕ ЯБЛОКИ *** (без названия) …………………………………………………………………………………………............…………………….……9
*** (без названия) ……………………………………………………………………………………………..........…………..……….…10
*** (без названия) ……………………………………………………………………………………………..........…………..……….…11
*** (без названия) ……………………………………………………………………………………………….............…………….…11
*** (без названия) ………………………………………………………………………………………………...........…….………….…12
*** (без названия) ………………………………………………………………………………………….............………………….…12
*** (без названия) …………………………………………………………………………………………………...........….………….…13
*** (без названия) ……………………………………………………………………………………………...........………..……….…13
*** (без названия) ……………………………………………………………………………………………...........………..……….…14
*** (без названия) ………………………………………………………………………………………………...............……….…14
*** (без названия) ……………………………………………………………………………………………...........…………..…….…14
*** (без названия) …………………………………………………………………………………………………...........…..……….…15
*** (без названия) ……………………………………………………………………………………………………..........……..…….…15
*** (без названия) …………………………………………………………………………………………………………..…..........….…16

Часть 2. Переводы стихов из сборника Богдана Слющинского  «ВІДЛУННЯ»…….…..…17

СУДЬБУ НИКОГДА НЕ КЛЯНУ …………………………………………………………………………...........………..………….……19
ЗАПЛАКАННАЯ ЦВЕТ КРАСНАЯ БАБЬЕ
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
(продолжение)

СЕРЕБРЯНОЕ ***  (без НА ***  (без НОЧЬ НА СЕРЕБРЯНАЯ АВГУСТОВСКАЯ КОГДА  В НОЧНОЙ ТЬМЕ ИСЧЕЗАЕТ……………………………………………..........………………………………..……………40
***  (без ***  (без ВЕХИ НАВЕРНО, НЕ СЕЙ ***  (без ПОЛУСТАНКИ ***  (без САД ОТЦОВСКИЙ ***  (без НЕ ***  (без ***  (без СКАЖИ МНЕ, РАЗРЫТАЯ ВЕК ***  (без
РАНО НАС ОДОЛЖЕННАЯ ***  (без ***  (без ***  (без ***  (без ***  (без О, НЕ

 


Рецензии
...Не дочитал, но обязательно вернусь...

Да, Пётр, Вы - трудяга.....

Виктор Шин   06.12.2009 01:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, на добром слове... Оно, как говорят, - "и кошке приятно", а я по гороскопу - Лев, то есть, по сути, - большая, старая и больная кошка... От Вашего ТРУДЯГА вдруг вспомнился ОДИНОКИЙ БРОДЯГА Валерия Леонтьева, и родился экспромт:

Я - беспокойный ТРУДЯГА, то верное слово...
Вечный УДАРНИК, а ныне - лишь ПЕНСИОНЕР...
Но, пока жив, - не устану я снова и снова,
Помня девиз: "ПИОНЕР - ВСЕМ ПРИМЕР!.."

На счет "...Не дочитал, но обязательно вернусь..." -
Звучит!.. Отвечу: - Возвращайтесь, я не тороплюсь...

Вот такая теперь у меня ежедневная
"общеукрепляющая,утром ободряющая,
если жив пока еще, - гимнастика..."

Балдею от метких слов!..

Удачи!

Петр Голубков   06.12.2009 07:17   Заявить о нарушении