Герою моего времени Вячеславу Тихонову

Он ушёл от нас. Ушёл к своим современникам. Они уходят один за другим и уносят с собой по кусочку целой эпохи.

В последние годы их ушло слишком много. Их – великих артистов, художников и поэтов советского времени – эпохи Великой страны со звонким именем СССР, страны чьим горячим сердцем  была Россия, страны, которую уважал и с которой считался весь мир.

Для кого-то наше время было счастливым, для кого-то ненавистным, для кого-то скучным, а для кого-то непонятным и ущербным – таким же ущербным, каким нам, советским, кажется нынешнее время – время разнузданного ублажения тела и оскудения Духа.

Но времена не выбирают – в них живут и наполняют их своими деяниями: кто как умеет, у кого как получается. В его время люди не стремились в виртуальную реальность, они жили настоящим и мечтали о светлом будущем. Они читали и ходили в кино. В кино, в котором были настоящие герои, а не лихие накачанные парни, размахивающие кулаками и окованными в смерть сапогами. Наше кино было жизнью и искусством. Искусством, которое высвечивало и смешное, и горькое, и радостное, и трагическое – но всегда Светлое.

И дети той эпохи впитывали Свет и мечтали не о карьере продажных юристов и торгующим всем и вся бизнесменов, а о том, чтобы стать лётчиками, космонавтами, генералами, геологами, докторами, учителями. А девчонки влюблялись в Овода, в Ивана-царевича, в мичмана Панина, в шального и нежного романтика Матвея Морозова…

Вячеслав Тихонов, а вернее его «герой» Виктор Райский был моей  первой девчоночьей влюблённостью. В нашем маленьком городке было два кинотеатра и фильмы в них крутили по два дня и три сеанса, а двухсерийные – по два. Кино я любила страстно и не было ни одного фильма, который бы я не смотрела всеми правдами и неправдами.

То есть, хочу сказать, что рублей, сэкономленных на школьных обедах, мне на кино не хватало, тем более, что я собирала коллекцию открыток с ликами киноактёров. Приходилось играть на деньги в лото и смотреть кино с высокого забора летнего кинотеатра, а то и с дерева, растущего за этим забором и в аккурат напротив широкого экрана.

Когда к нам привезли фильм о советских моряках с интригующим названием «Чрезвычайное происшествие», повиснув с мальчишками на дереве, я срослась с ним и перестала дышать, чтобы не пропустить ни одного движения бесшабашного Райского, чтобы не пропустить момент, когда все, и друзья его и зрители, не удостоверятся, что он не продался японцам, что он герой – потому что не могло такого быть никогда!

Я сразу ему поверила, безоговорочно, всем сердцем и душой. И он не подвёл, не обманул моих ожиданий ни тогда, ни после: Тихонов ни разу не снялся в роли подлеца. Не тот типаж, не тот характер. Позже я узнала, что до «ЧП» он снялся уже в  «Молодой гвардии» и в «Дело было в Пенькове» – но «Чрезвычайное происшествие» было моим первым потрясением обаянием Тихонова – и нет ни одного фильма с его участием, не просмотренным мною, а многие не единожды.

И вот не стало его – моего светлого героя юности и любимого артиста, красивого, мудрого, сильного и деликатного человека. Русского Человека, моего современника. Смотреть на него, слушать его, замирать на время его гениальных пауз, сопереживать его героям – было величайшим наслаждением очей и Духа, радостью души и сердца.

О чём он думал, что чувствовал, когда творил образы глубоко русских людей, чему радовался и о чём печалился – знал только он сам и догадывались его близкие. Он не перекладывал свои горести и заботы ни на кого – и только светлые глаза его бывали полны тоски и сожаления о прошлом и настоящем, в котором он так и не прижился. А ещё ему было неловко за тех, кто устроился и преуспел в «новой жизни» – это ясно читалось в его взгляде в те моменты, когда камера телеоператора выхватывала из толпы тусовщиков его благородное лицо, а ещё, когда он снялся в роли Бога в ёрническом эпизоде истории об Андерсене – далеко не самого лучшего  фильма Мастера советского кинематографа.

Он ушёл, покинул нас, чтобы засветиться истинной, а не попсовой Звездой в большой Плеяде созидателей и творцов России.

А мы остаёмся, чтобы скорбеть и помнить о нём, чтобы  рассказывать детям и внукам о его эпохе и о настоящем Светоносном и Животворном Искусстве без экшенов, блокбастеров, пошлости, хамства, томатных клякс и разбитых сердец тех, кого вытолкали из достойной жизни успешные, пробивные, беспринципные и… Да Бог с ними, со всеми!

Вячеслав Тихонов был, есть и навсегда останется Великим Русским Актёром, кумиром  одухотворённых и мыслящих людей.



* ЗА КАДРОМ *

Вячеслав Васильевич Тихонов – Народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской и Государственных премий. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета». В 1993 году на II Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой Витязь» он был награжден премией за выдающийся вклад в славянский кинематограф.

Снялся в фильмах:

«Молодая гвардия» (1948), «В мирные дни» (1950), «Максимка» (1952), «Сердце бьется вновь» (1956), «Дело было в Пенькове» 1957, «Чрезвычайное происшествие» (1958), «Майские звезды» (1959), «На семи ветрах» (1962), «Жажда» (1959), «Мичман Панин» (1960), «Две жизни» (1961), «Оптимистическая трагедия» (1963), «Война и мир» (1965-1967), «Доживем до понедельника» (1969), «Семейное счастье», 1969), «Карусель» (1970), «Человек с другой стороны» (1971), «Егор Булычев и другие» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Фронт без флангов» (1974), «Повесть о человеческом сердце» (1975), «... и другие официальные лица» (1976), «Фронт за линией фронта» (1977), «Отпуск за свой счет» (1981), «Фронт в тылу врага» (1981), «Они сражались за Родину» (1975), «Белый Бим Черное ухо» 1977, «Однолюбы» (1982), «ТАСС уполномочен заявить...» (1984), «Европейская история» (1984), «Апелляция» (1987), «Убить дракона» (1988), «Любовь с привилегиями» (1989), «Призраки зеленой комнаты» (1991), «Бесы» (1992), «Кодекс бесчестия» (1993), «Несравненная» (1993), «Провинциальный бенефис» (1993), «Бульварный роман» (1994), «Утомленные солнцем» (1994), «Авантюра» (1995), «Зал ожидания» (телесериал, 1995), «Милый друг давно забытых лет...» (1996), «Сочинение ко Дню Победы» (1997) и других.

Фото: Вячеслав Тихонов в 1959 г.


Рецензии
А как он играл заикающегося солдата после контузии в фильме "они сражались за Родину"!? Это не передать словами! Вечная память КУМИРУ!

Габдель Махмут   09.09.2015 20:13     Заявить о нарушении
Да, Габдель, он уникальный актёр - и Человечище!
Не продался в смутные времена, не снимался в халтуре, рядящейся "под Голливуд".
И остался кумиром не у одного поколения. Светлой памяти герой и имя его!
С благодарностью и уважением,

Лариса Бесчастная   24.11.2015 00:50   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.