Мел из детства

Независимо от возраста и пола, рода занятий и всего прочего каждый из нас когда-то был ребёнком, погружённым в свои фантазии. Мир представлялся несколько иначе: в нём было больше красок, больше места для надежд и исполнения желаний. Любой предмет или вещь представляли собой бесконечную вселенную, наполненную тайнами и загадками, которые хотелось непременно разгадать: вот, например, мел.

Вспоминаю себя пятилетним ребёнком. Я держу в руке кусочек белого мела, которым пишу на балконной перегородке свой возраст. Сейчас белый мел воспринимается просто как удобное средство для письма в школе или университете. А тогда он являлся для меня лишь одним из множества других разноцветных мелков, которыми я разрисовывал асфальт возле своего дома. Рисование мелом было сродни таинству: вот линия обрывается, в руках твоих пусто – мел исчез, а рисунок остался. Ты подарил мелу новую жизнь, и, быть может, мел подарил тебе свою – его нет, но есть чувство глубокой детской признательности и благодарности.

Наверное, как и все мы в детстве, я мечтал, чтобы у меня была целая пачка цветных мелков. Для меня они были словно подарок небес, чем-то ирреальным. Мел нёс в себе заряд некой магии, таинственности, был наполнен радостью и весельем. Помню, c какой завистью смотрел я на детские рисунки на асфальте: цветы, дома. Одним из рисунков был то ли человечек, то ли собака – эдакое разноцветное существо: овал обозначающий голову был нарисован розовым цветом, уши – жёлтым, а туловище с лапами – зелёным и закрашены почему-то синим. Казалось бы, обычный детский рисунок на обычном сером асфальте. Однако в детстве всё наполнено волшебством, вот и хочется обладать этими цветными мелками, которые оставляют такие замечательные следы-рисунки на асфальте, готовые вспорхнуть сею минуту, зажить своей сказочной жизнью и, быть может, увести тебя за собой.

В семь лет мама подарила мне пачку белого мела. Она сказала, что скоро я пойду в школу, и он мне пригодится. Целая пачка белого мела: в школе я  ждал от него чуда! Пускай, он не был цветным, а белым и только белым, его белизна, такая свежая, чистая очаровывала меня. Что хранили в себе эти ровные белые палочки, оставалось для меня загадкой, которая, я ждал, вот-вот раскроется. И действительно, сколько в них оказалось слов и формул! День за днём заботливые учителя выводили их с каллиграфическим усердием на школьной доске. Мел послушно обретал в их руках новое качество, поражая будоражащими воображение знаниями.

Затем школьных учителей сменили преподаватели университета. Они разрисовывали деревянную гладь доски замысловатыми формулами и графиками, незнакомыми терминами и большими таблицами. При этом некоторые из них выглядели весьма усталыми, они кашляли к концу рабочего дня и называли это профессиональной болезнью. И мел чувствовал эту усталость, он тихонечко поскрёбывал по поверхности доски, тоскливо источая тонкую струйку белой пыли и издавая временами грустный пронзительный скрип. Белизна исписанной доски слепила, а белая пыль медленно расползалась по аудитории, лениво оседая на пол.

Другие преподаватели напротив, выглядели бодрыми и свежими. Они доставали из своих сумок упаковку с цветными мелками и начинали занятие. Мелки радостно, сменяя друг друга, парили над поверхностью доски, источая, как мне казалось, каждый свой уникальный специфический аромат. Вот главная формула обведена красным – клубничное варенье, название темы написано зелёным – мармелад в сахаре, вот график взвился оранжевой кривой – абрикосовый джем. Ни следа усталости, только размеренный сочный старательный еле слышный хруст разноцветных мелков. Конец пары, преподаватель закончил выводить последнюю формулу и охватил взглядом всю доску, которая напоминала цветущее благоухающее поле. При этом его глаза вспыхнули как-то по-детски радостно и беспечно, и передо мной на мгновение возник маленький ребёнок с весёлыми мелками в руках!

Удивительно, насколько по-разному люди относятся к работе, к жизни. Для одних это череда чёрных и белых полос, будто они позабыли о том, что когда-то были детьми. Для других же это неиссякаемый источник вдохновения, красочное восприятие окружающего мира, всех его оттенков, яркость и разнообразие которых хочется пронести через всю свою жизнь.

(ноябрь 2009)


Рецензии
Дочитал до конца. Понравилось. Успехов.

Борис Серков   21.03.2010 14:12     Заявить о нарушении