На мосту или под мостом?

               
                Какое место выберут для себя   
                наши соотечественники за границей?

Речь пойдёт о теме страшно болезненной, замешанной на неопределенном понятии политкорректности, боязни здравого смысла и отрицании всякой логики. Я хочу поговорить о национальных меньшинствах – людях, которые имеют гражданство страны проживания, но не представляют коренную национальность этой страны. Для Чехии это, бывшие российские, турецкие, вьетнамские, китайские подданные, получившие чешское гражданство, а также, например, проживающие в этой стране цыгане.
Я не могу писать о тех странах, в которых я не жил. Поэтому пишу о том, что знаю: о Чехии, где живу уже не первое десятилетие.
Каков подход чешского государства к иностранцам вообще и к национальным меньшинствам в частности?
Чехи хотят сохранять свою культуру, традиции, жить в своей среде с высокой степенью предсказуемости. Поэтому чешское государство заинтересовано в интеграции и ассимиляции иностранцев и национальных меньшинств.
А в чем заинтересованы эти самые люди?
Переселяясь в другую страну, они едут за лучшей жизнью: за большей свободой, за лучшей зарплатой, за лучшим медицинским обслуживанием… словом, за лучшим. Но это лучшее не возникло само по себе, его создало своим многовековым трудом коренное население! Поэтому у меня лично вызывают брезгливость люди, живущие в чужой для них стране, пользующиеся всеми ее благами и постоянно поносящие местных граждан, их законы, традиции и привычки. И это при том, что ничто не мешает им сесть на самолёт и через несколько часов, проведённых в тёплом салоне, вновь оказаться на родине.
Так вот, если чешское государство (и не только чешское) заинтересовано в сохранении своей ведущей культуры и ассимиляции иностранцев, то у приезжих задача зачастую прямо противоположная. Эмигранты стремятся сохранить свою культуру, т.е. фактически  ПРОТИВОПОСТАВИТЬ себя ведущей культуре страны, обычаям и менталитету её коренных жителей.
Страх, неуверенность, непонимание и незнание местных законов и культурных традиций заставляют эмигрантов держаться вместе, сообществами, внутри которых естественно или искусственно сохраняются обычаи той страны, из которой они приехали.
В результате этой самоизоляции появляются китайские, русские, турецкие, вьетнамские кварталы… Туда в поисках душевного комфорта стремятся люди, которые в силу ряда причин не понимают, подсознательно боятся и потому не любят  свою новую родину. Далеко не все они обладают профессиональным или хотя бы средним образованием и собственно культурой, а посему им просто нечего сохранять. Говоря о сохранении своей культуры, они на деле стремятся сберечь не более чем обыденный уклад, привычки и образ жизни той страны, откуда уехали, хотя там им было плохо!
Эта инерция сознания – безусловный моральный дефект. Вроде болезни, которую сильные преодолевают, тогда как слабые на это неспособны. Чужаки, по собственной воле желающие бесконечно долго оставаться таковыми, могли бы даже вызывать сочувствие, если бы их поведение не  причиняло ощутимый дискомфорт коренному большинству.
Местное население не просто коробит наблюдать, как эмигранты переходят улицу на красный свет, подъезжают ночью к жилому дому с орущим авторадио, не сохраняют дистанцию в банке. Подобные поступки справедливо воспринимаются не как проявление неких национальных особенностей, а как элементарное нарушение сложившихся норм и правил жизни. Будьте уверены, законопослушный чех никогда не расценит пьяную драку иностранцев как проявление легендарной «широты русской души»! Как и в кочевой привычке выбрасывать мусор из окон не увидит самоценного национального колорита. И немцу это не понравится, и англичанину.
Кстати, в английском языке слово «alien», благодаря голливудским фильмам чётко ассоциирующееся с крайне несимпатичными инопланетянами, имеет основное значение «проживающий в данной стране чужестранец», «чуждый, несвойственный», а иногда и попросту «недобрый».
Возможно, тихие женщины в парандже не нарушают покоя курортных Карловых Вар, однако и это явление не воспринимается местными жителями как безопасная экзотика. Просто потому, что свежи в памяти массовые демонстрации во Франции по поводу ношения в школах мусульманского женского платка-хиджаба и результаты недавнего референдума в Швейцарии, когда большинство граждан высказались против строительства минаретов в стране. В чужом, чуждом может быть скрыта угроза. В Европе всё отчетливее понимают, что толерантность, терпимость к разного рода aliens имеет разумный предел, превышение которого опасно. А посему - непозволительно разрушать европейскую культуру, пользуясь европейской же демократией.
Ещё раз хочу подчеркнуть: существует понятие «ведущая культура», а название, например, страны Deutschland – означает «земля немцев». Немцев! А Чехия – земля, в первую очередь, чехов!
Есть национальные сообщества, у которых много денег, и они могут построить свой молельный дом выше кафедрального собора святого Вита в Праге. Но должно ли государство это позволить только потому, что оно демократическое? Нарушать баланс культур крайне опасно.
Народ имеет право защищать свою культуру, а государство обязано защищать свой народ. ОБЯЗАНО! Если оно этого не делает, то народ защищает свою культуру и без государства, как может.
Для тех представителей «нацменьшинств», кто осознал, что нельзя жить в стране, противопоставляя себя ее национальному большинству (а такие люди есть), интеграция в ведущую культуру может происходить путём доброжелательного объяснения и последовательного усвоения её основ: изучения языка, истории, объяснения и популяризации традиций. Именно такой способ поощряет чешское государство, не только не противодействуя сохранению культуры национальных меньшинств, но и выделяя на это реальную материальную помощь.
Так, например, Союз русскоязычных писателей в Чешской Республике уже три года получает от Пражского Магистрата финансовую помощь на поддержку и развитие русского языка, в частности, на издание литературного журнала «Пражский графоман». В свою очередь, Союз русскоязычных писателей, выпускающий этот журнал, публикует в нем произведения как русских, так и чешских авторов, переводную двуязычную литературу.
А что же государство российское? Какую позицию в вопросе сохранения русской культуры эмигрантами занимает оно?
В качестве самодостаточного ответа на этот вопрос приведу выдержку из полученного мною информационного письма, которое разослали работникам русскоязычных СМИ за рубежом организаторы Второго Международного молодежного форума «Санкт-Петербург – молодые соотечественники: Мосты сотрудничества в ХХI веке»:

«Молодые зарубежные соотечественники представляют собой одну из важнейших компонент русского зарубежья. В отличие от соотечественников старшего поколения, они не могут при взаимодействии с Россией опираться на свой жизненный опыт и формируют свое представление о России на основании влияния родителей и средств массовой информации. Им сложнее противостоять ассимиляционному воздействию окружающей среды с точки зрения сохранения национальной идентичности».

Не берусь спорить с данной оценкой ситуации, но обращу внимание читателей на конкретную установку: «противостоять»!
У страны, которую ее бывшие граждане оставили ради новой родины, есть вполне понятный интерес в том, чтобы рассматривать эмигрантское сообщество как свой форпост. Доступными ей способами оставленная страна стремится воздействовать на эмигрантское сообщество, сохраняя духовную связь, культурные традиции – и своё влияние. И это тоже естественный и закономерный процесс. «Мосты сотрудничества» между странами необходимы и важны, это бесспорно, однако у эмигрантов, не выбравших свою сторону, велик шанс так и остаться под мостом.
Европейская демократия даёт нам, приезжим, возможность сохранять и развивать свою культуру, но до определённой грани – пока она не начинает мешать коренным жителям. В последние годы явно просматривается тенденция ослабления защиты своей культуры странами Европы, находящимися под самогипнозом мантры «политкорректности», но со временем ситуация может измениться. Возможно, эмигрантам, цепляющимся за вчерашний день, следует периодически проводить переоценку своих национальных достояний, чтобы российский, турецкий, вьетнамский, китайский «форпост» в той же Чехии не превратился в глухой тупик культурной эволюции?
Если иностранцы, приехавшие в какую-то страну для постоянного или временного проживания, будут осознавать свою роль в этой стране, - это принесет пользу не только местным жителям, но и им самим.

г. Прага
05.12.2009


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.