Стены нашей сцены

Своеобразие моей живописи в том,
что она четырех измерений…

Клод Манье «Блез»



        Согласитесь: для того, чтобы спектакль смотрелся, одной, даже самой великолепной, игры актеров маловато. Необходимо создать нужную атмосферу, настроение, для чего порой достаточно небольшой детали интерьера.

       Наш театр домашний еще и потому, что мы нечасто выбираемся на большую сцену – большинство спектаклей поставлено в овальном зале Дворца-музея или на домашней сцене библиотеки. Особенно остро вопрос о декорациях встает, когда мы-таки добираемся до сцены.
Придумыванием и изготовлением декораций занимается Лена Карпова. Иногда в оформлении спектаклей помогают соседи - преподаватели Детской художественной школы (Александр Раев, Сергей Щербатых, Михаил Зинченко). Как и в случае с костюмами, в ход идет все подряд: отрезы ткани, старые шторы и тюль, бумага, деревянные рейки.

        Естественно, речь не идет о массивных театральных декорациях. Иллюзию дворцовых интерьеров обычно создают шикарные драпировки, а, к примеру, масштабные декорации старого замка с родовыми портретами и дубовыми дверями из спектакля «Мир замка Карентин» в прошлой жизни были рейками и бумагой.

        Когда играем во Дворце, он сам служит великолепной декорацией! Особенно наглядно это становится, когда нам разрешают использовать кое-какую мебель и вещи из фондов музея. Во многих спектаклях зрители видели музейные стулья, диваны, кресла и столики. Но смотреть в эти моменты нужно не на сцену, а в зал на перекошенные от ужаса и переживания лица сотрудников музея. Еще бы!

        Представьте, что в уайльдовском «Как важно быть серьезным» Гвендолен (Оксана Полякова) с разбегу бросалась на шею стоящего Джона Уординга (Рагим Мусаев), после чего влюбленные, продолжая движение, в затяжном поцелуе грохались на диван! Кстати, подобранный поначалу для этого спектакля диван конца ХIХ века именно из-за этой сцены был заменен на более прочный, изготовленный в начале того же ХIХ века...
Главная героиня «Гедды Габлер» (Ольга Денисова) и вовсе разожгла костер на резном ореховом столике той же эпохи!

        Неизменной любовью пользуется стоящий в овальном зале Дворца-музея мраморный бюст Венеры. В «Провинциальном театре - I» подслеповатый жених (Константин Денисов) вел с ним предсвадебные переговоры. Болотовский Честохвал (Сергей Щербаков) объяснялся ему в любви. Ведущий спектакля «О, женщины!» (Рагим Мусаев) отчитывал бюст Венеры за женское коварство!

        Но больше всего доставалось стульям! Гоголевский Кочкарев (Рагим Мусаев) швырял их в Агафью Тихоновну (Ольгу Денисову), Бальзаминов (Дмитрий Карпов) топтал ногами. Герои чеховского «Предложения» (Наталья Ширяева и Дмитрий Карпов) принимали их за знаменитых собак Откатая и Угадая. В «Провинциальном театре - II» герой Константина Денисова вообще убил стул, исполнявший роль лошади!

        Правда, при всей нашей показной лихости, к музейным экспонатам мы относимся очень аккуратно и трепетно, так что все эти кульбиты готовятся заранее и при внешней эффектности на деле остаются абсолютно безвредными.

        Недавно мы устроили домашнюю сцену в читальном зале Библиотеки искусств и удивились, насколько естественно она вписалась в интерьер! Даже странно, почему мы не соорудили ее там раньше? Зрительный зал рассчитан на небольшое количество зрителей, но получилось так по-домашнему! К тому же небольшая перестановка – и это снова читальный зал Библиотеки искусств. А главное, спектакли на этой импровизированной сцене смотрятся особенно домашними, теплыми и уютными.

        Несколько раз естественной декорацией становились таинственные своды, ниши и решетки нашего двухсотлетнего подвала. К примеру, на двадцатилетии театра он превратился в пещеру, где страдали герои болотовских «Несчастных сирот». Старинная кладка, освещенная лишь пламенем свечей, и музыка Вивальди помогли актерам создать напряженную атмосферу драмы.

        Увы, но при всей уникальности достигаемого эффекта, возможности нашего подвала ограничены. Зимой зрители рискуют в нем замерзнуть, а весной – утонуть в грунтовых водах. Правда, есть надежда, что с первой проблемой удастся справиться, так что еще один камерный зрительный зал под сводами – вполне реальная перспектива.

        Иногда выбираемся на природу. Как правило, это бывает во время телевизионных съемок. Тогда богородицкий парк становится то морским побережьем, то степью, то дремучим лесом, то королевской резиденцией. Старинный парк с прудами и усадебными постройками – какие декорации могут быть лучше!

        Между прочим, еще в 2002 году авторы книги «Богородицк» указывали, что актерам нашего театра «часто сценой … служат залы дворца-музея или уголки парка». Если залы дворца и правда всегда были нам родными, то играть спектакли на природе мы начали только в 2006 году.

        Первым таким опытом стал спектакль (точнее импровизация по случаю 35-летия Художественной школы) «Старый дом и все, что в нем», который игрался в разных помещениях здания «Библиотеки искусств», при этом часть действия происходила на улице рядом со зданием. Декорацией служил старый болотовский пруд с отражавшейся в нем церковью, ну и, конечно же, залитый солнцем парк, где только начинался листопад.

        Проба парка в качестве декораций настолько понравилась, что вскоре был придуман и поставлен спектакль-прогулка «7 историй про любовь». Но игра под открытым небом таит немало опасностей! Летний ливень, поставивший под угрозу судьбу спектакля, закончился ровно за 5 минут до его начала. Было полное ощущение того, что природа открыла занавес, явив зрителям декорацию спектакля во всем блеске. Для начала прояснилось небо. Солнце будто ждало этого момента, чтобы начать задорную игру в глянцевой от дождя листве кленов. Ветер стих совсем, и вода маленького пруда у Казанской церкви превратилась в ясное зеркало.

        Зелень парка лучше любых кулис скрывала героев спектакля, которые, как оказалось, таились буквально за каждым поворотом. По словам корреспондента газеты «Тульский диапазон»: «Гости буквально онемели, когда по узенькой тропинке им навстречу показался Григорий Орлов, а за ним и сама Екатерина Вторая. Дальше больше…»  Спектакль под открытым небом явно удался!


Рецензии
Никогда не приходилось видеть спектакль на природе... Судя по Вашим описаниям, это очень увлекательное зрелище!
Я, в прошлом, участница камерного театра, поэтому мне интересна вся закулисная жизнь. Спасибо за рассказ, Рагим!
У меня о театре есть такая миниатюра http://www.proza.ru/2010/03/14/1563 Приглашаю в гости.
С уважением, Татьяна

Татьяна Гармаш   28.12.2011 00:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!

Рагим Мусаев   30.12.2011 23:49   Заявить о нарушении