Закрома родины

Колодочная карта…
То есть карточная колода…

А.Аверченко «Соседки»



        Любой мало-мальски уважающий себя театр имеет свой фонд самых разнообразных предметов, аксессуаров, используемых в спектаклях. Над их созданием работает целый ряд профессионалов.

        Специфика нашего театра в том, что большинство спектаклей играется в нескольких шагах от публики (овальный зал Дворца-музея либо читальный зал Библиотеки искусств). А потому вопрос с бутафорией решается крайне просто: у нас все по-настоящему, так что у нас правильнее говорить не столько о бутафории, сколько о реквизите. Небольшие исключения лишь подтверждают правило.

        Если спектакль играется во Дворце-музее, то нам напрокат перепадают музейные экспонаты. Так, в «Стакане воды» письменный столик королевы Анны (Людмила Ковшова) украсили мраморный чернильный прибор и бронзовые подсвечники позапрошлого века. Офицер из «Избранника судьбы» (Евгений Комаров) размахивал настоящей тяжеленной саблей. А герой «Как важно быть серьезным» Джон Уординг (Рагим Мусаев) с гордостью демонстрировал фамильный саквояж, который в жизни принадлежал знаменитому богородицкому актеру довоенной поры А.П. Бурцеву.

        С самых первых спектаклей домашнего театра актеры, если требуется, кушают вкуснейшую куриную ножку («Укрощение строптивой» Шекспира, «Блез» К.Манье, «101 новелла» О;Мура, «Провинциалка» Тургенева и т. д.), ароматнейший супчик («Провинциальный театр», «То козлы, то негодяи» по Чехову).

        Причем еда – не наша прихоть, а фантазия драматурга. В 1 акте спектакля «Как важно быть серьезным» по воле Оскара Уайльда Алджернон Монкриф (Дмитрий Карпов) должен был съесть целое блюдо сэндвичей с огурцом. При этом ему нужно было успеть до прихода тетушки Августы (Марина Осташова) и все это время продолжать оживленную беседу с Джоном Уордингом (Рагим Мусаев). После того, как на премьере выяснилось, что Дмитрию крайне тяжело выполнить эту задачу в одиночку, на втором спектакле в неравную борьбу с сэндвичами вступил и Рагим. К приходу тетушки сэндвичи пали!

        Фрукты, нарезка, напитки играют почти в каждом спектакле! Хотя в смутные девяностные с этим возникали некоторые проблемы. С невообразимым трудом в 1991 году в Туле нашли шоколадные конфеты, которыми в «Пигмалионе» Хиггинс (Дмитрий Карпов) угощал Элизу (Елена Карпова). Не меньше усилий в апреле 1998 года было потрачено на поиск персика для героев «Комедии в замке» Ф. Мольнара. В конце-концов, роль персика исполнял найденный в той же Туле … нектарин.

        Но еда бывает настоящей не всегда. В 1993 году мы готовили спектакль «Блез» по пьесе Клода Манье. Для постановки нужен был большой эффектный торт с кремом, в котором не доставало одного куска. Лена Карпова сделала его из цельного куска плотного поролона, раскрашенного гуашью. Аппетитные розочки были приготовлены из того же поролона, прикрепленного булавками. Получилось очень натурально! Все это сооружение стояло на столе в читальном зале Библиотеки искусств, куда чуть позже зашла наша актриса Людмила Ковшова: «Ой, какой красивый тортик! Можно мне попробовать кусочек, который вы вырезали?»

        О напитках надо сказать отдельно. Нередко мы играем русскую классику, а, как говаривал герой «Провинциального театра - I», «русский талант не может не пить!» Потому с завидным постоянством в спектаклях появляется графинчик с «водочкой». Как вы понимаете, в нем, конечно же, вода, но народ у нас веселый, и, как следствие, в этом никогда нельзя быть уверенным на все сто.

        По тексту спектакля «Гедда Габлер» подстрекаемый Геддой (Ольга Денисова) Эйлерт Левборг (Константин Лушников) залпом выпивает два бокала пунша. В бокалах с пуншем вместо заготовленного сока волшебным образом оказался самый настоящий ерш – водка с пивом! Но ни Ольга, ни Константин этого не знали! Надо отдать должное Константину, который, поднеся ко рту бокал и определив по запаху его содержимое, выпил! А куда деваться, ведь зрители в двух шагах… То же самое, под увещевания ничего не подозревавшей Ольги (о, если бы она знала!), он проделал и со вторым бокалом. Благо, Константину оставалось сыграть всего одну сцену объяснения с главной героиней, что он блестяще и сделал, несмотря на … «розыгрыш».

        А в спектакле «О, женщины!...» наоборот, героини рассказа «Соседки» А.Аверченко (Оксана Полякова и Ирина Изгаршева) так укушались фальшивой наливочки, что вместо слов «карточная колода» у них получалась только «колодочная карта». Смеялись и зрители, и сами актрисы, но сцену доиграли с честью!

        Чего-чего, а пошутить, в том числе и с бутафорией, мы любим! В спектакле «Из жизни провинциальный театра» слуга (Константин Денисов) предложил жестокому Барону (Дмитрий Карпов) отведать «сладкой осины». Это по тексту. На деле веточку от души посыпали солью и перцем!

        Ненастоящее у нас, прежде всего, оружие. Вот уже много лет все персонажи стреляются из одного и того же игрушечного, но очень похожего на настоящий пистолета. Если требуется больше, заимствуем в арсенале наших детей. Кроме того, у нас есть несколько прекрасных шпаг собственного производства, сабля, кнут, трости, веера, курительные трубки, цилиндры, дамские головные уборы, крылья, шкуры, рога, сумочки, кошельки, зеркала, колокольчики, бутылки, графины, шкатулки, медали, ордена, броши, короны, диадемы, перстни и так далее и тому подобное…

        Кстати, о перстне. В пьесе «101 новелла» он был одним из движущих элементов сюжета: герои то находили его, то воровали, то теряли. Чтобы перстень был более заметен, его постарались укрупнить при помощи бижутерии. Но страсти кипели настолько бурно, что уже к середине действия перстень … развалился на две части! В результате настоятельнице монастыря святой Урсулы (Галина Спесивцева) пришлось демонстрировать перстень, аккуратно придерживая «драгоценный камешек» пальчиком. Зрители ничего не заметили. Вроде бы.
Так что для воссоздания колорита эпохи иногда достаточно просто порыться в наших закромах, где находится если не все, то почти все!


Рецензии
С каким интересом прочитал! Очень люблю ТЕАТР! Хотя не по наслышке знаю о разных разностях "террариума единомышленников". Но дело то ведь не в том, хватает или нет уровня внутренней культуры быть не только актёром или актрисой, но ещё и оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. А в этом удивительном мире грёз реальности и сказки. Тетр был, есть и всегда будет. Поскольку каждый из нас иногда и актёр, и режиссёр, и бутафор, и критик в самой жизни. По сему всегда благовел, и буду нести чувство искреннего уважения к настоящим, даже если они и неизвестны, ведунам человеческой сути. Спасибо Вам АВТОР за столь яркую зарисовку из этого ЧУДО - МИРА.
Семёнов Владимир.

Семенов Владимир   17.08.2013 12:41     Заявить о нарушении
И Вам, ЧИТАТЕЛЬ, спасибо! Всегда приятно узнавать, что твои тексты не утекли в песок, а кого-то порадовали. Творческих успехов!
С уважением, Рагим

Рагим Мусаев   19.08.2013 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.