Мама и вождь

Мама была прекрасной рассказчицей. Как–то поведала о случае, кажущемся теперь курьёзным. Отголоски его я смутно помню. Случилось это в начале 50-х. Маму, дежурившую в тот день, вызвали  к заболевшему в поезде ребёнку. Она подхватила медицинскую сумку, выбежала из медпункта и тут только заметила, что на перрон из здания вокзала никого не выпускают. Белый халат служил пропуском, толпа у выхода расступилась,а знакомый особист шепнул:«Подождать нельзя? Сталин едет, вы там аккуратней». Мама в ответ назвала номер поезда, который уже приближался к станции и побежала по опустевшему перрону.

Позже сообразила, что в рабочих спецовках ей попалось несколько незнакомых людей. Казалось, она знает всех, всё-таки с конца 30-х на транспорте. Путь к прибывавшему пассажирскому, перегородил состав, следовавший в Москву. Мама заметила, что двери вагонов, обращенные к вокзалу, закрыты, пришлось обходить.Обычно медики, сокращая дорогу, попадали на следующий путь через тамбур вагона стоящего на первом пути поезда. У паровоза знакомый машинист разговаривал с мужчиной, обращённым к маме спиной. Пробегая, она окликнула железнодорожника: «Долго будете стоять, а то сказали, что Сталин едет». По округлившимся и застывшим глазам машиниста поняла, что говорить этого не следовало. Собеседник её знакомого вздрогнул от неожиданности, резко обернулся, и  мама с ужасом, еще не веря себе, узнала знакомые по многочисленным портретам  усы.

Их обладатель, как часто вспоминала мама, оказался совсем не таким величественным и высоким, как в кадрах кинохроники. Желтовато-серое, в оспинах, лицо показалось  невзрачным,  лишь усы и трубка выдавали в нём знакомое лицо вождя. Ноги приросли к платформе, мама стояла не двигаясь, забыв, как оказалась здесь. Сталин понял, окинул внимательным взглядом, усмехнулся и слегка кивнул головой. Мама пришла в себя и бросилась к остановившемуся составу, где проводник уже ждал её, указывая флажком нужный вагон. Пока осматривала ребенка, состав с первого пути тронулся. Мама вздохнула с облегчением.

Дома об этой встрече никому не рассказала, но на следующий день отец примчался с работы раньше обычного. Он был бледен, раздражен и сразу накинулся на маму:
-Женя, ты сошла с ума! Ты представляешь, что может быть. Он ведь поинтересовался, кто ты такая, действительно ли медик. Заметут и тебя, и меня. Ты думаешь, они обо мне забыли, или о твоём отце? Деда, маминого отца, посадили в 1937 году, отца -в 38. Друг друга они тогда ещё не знали.
- Ну, что я такого сделала, Фёдор, я его не узнала, да и что особенного спросила. Если бы увидела охрану, я бы сообразила, - негромко оправдывалась мама.
- Какая охрана, Женя! Володька сказал, что и на паровозе, и рядом в спецовках крутились, пока тот прогуливался. Бедняга не может даже вспомнить, о чём говорили, только и помнит твой вопрос. Жди теперь стука в дверь!

Бабушка, присутствовавшая при этой сцене, и я притихли.

Когда отец ушел, я спросила у бабушки, кто постучит в дверь.Она в сердцах ответила: «Дьявол, кто же еще!». Вечером я уточнила у  отца, когда к нам постучится, забыв, как назвала его бабушка: «Ну, этот, с рогами». Папа рассвирепел, он сразу понял, кто меня просветил. Выскочил в кухню и с плохо скрываемым гневом спросил бабушку: «Мать, ты что несешь, забыла 38 год? Она же, ребёнок, не соображает, расскажет друзьям. Вы хоть понимаете, насколько  это серьезно»? Бабушка Фёкла промолчала, я крутилась около неё в кухне, продолжать разговор при мне она не хотела.
 
В доме  установилось напряженное ожидание. Прислушивались к скрипу калитки, осторожно подходили к окнам, когда стучала соседу-машинисту вызывальщица. Мама пыталась объяснить мне, о чем нельзя говорить с приятелями. Однажды, когда мама была на работе, раньше обычного вернулся отец. Расстроенный, он посмотрел на меня и сказал, что мама сломала ногу, ей уже сделали операцию. Бабушка, возившаяся у плиты, негромко охнула, и произнесла тихо:
-Всё–таки  покарал он её,- отец не понял, переспросил:
-Кто кого покарал, мать?
-Усатый  ваш!
-Он что, Господь-Бог, - взорвался отец.
-Да,похлеще будет!- не успокаивалась бабушка.
-Не неси, чушь, мать. В газете пишут, что заболел.

Разговор прервал истошный вопль.Во дворе голосила соседка.
Взрослые выскочили, вернулась одна бабушка и коротко сказала:
- Господь всё-таки прибрал его.- Я не поняла, с испугом спросила:
-Где папа, он не разделся, не поел ничего.
-В депо свое побежал. Соседка по радио услыхала, что Сталин помер, вот и кричит на весь двор дура.
 
Был  март 1953 года.

http://cccp.narod.ru/graph/foto/plakat/pl_nbolt.jpg


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна Фёдоровна!

С огромным интересом прочитала Ваш рассказ. Но сначала не на Проза ру, а на Стихи ру. Там есть очень интересный автор - Владимир Симановский. Рассказывая о мартовских событиях 1953 года, он, сославшись на Ваше авторство, привёл и Ваш рассказ ( обнаруженный им на сайте «Мемуарист»). И тут я обнаружила, что на Проза ру у Вас есть страничка!
Спасибо В.Симановскому, что позволил открыть такого интересного автора, как Вы!
По всему выходит, что этому рассказу было суждено попасть мне на глаза.

Интересно было читать Вашу историю. Будто смотришь кино о том времени. Почти документальное кино. «Почти» - потому, что изложение у Вас очень живое и красочное. Интересно описаны те события и впечатления Вас, ребёнка, от ощущения неизвестной и непонятной опасности.
Очень хорошо написано! Вы явно пошли в маму, - такая же хорошая рассказчица.
Спасибо за хорошую прозу!

С уважением. Майя

Майя Шереметьева   17.09.2018 04:46     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Майя! Простите, отчества Вашего не знаю. Владимира Симановского я не знаю, а вот создатели сайте "Мемуарист" обращались ко мне с просьбой разрешить им использовать мои тексты. Прочитала Вашу трогательную оценку моих скромных рассказов, они вообще -то напечатаны были в своё время одним файлом в журнале, но, понимая, как трудно читать большие тексты с монитора, разбила их на такие вот небольшие части. Они действительно документальны, я с юности вела что -то вроде дневников, стараясь сохранить то, что слышала от родных. Я училась в институте давно, тогда как раз входила в моду документальная проза, я "заболела" тогда этим жанром. Преподаватель советской литературы уговаривал меня заняться этим под его руководством, я отказалась...Теперь жалею, прожила бы другую, возможно, более интересную жизнь, занимаясь любимым делом. Не сложилось. Спасибо Вам за такую эмоциональную оценку, но я к своей писанине отношусь скептически, поэтому удивилась, встретив такую реакцию.
С уважением,

Татьяна Алейникова   17.09.2018 15:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна Фёдоровна!
Спасибо за ответ. Не думаю, что моя оценка Вашего творчества излишне эмоциональна. Возможно, искренняя, оттого и не выглядит "штамповкой".
Мне, действительно, понравилось то, кАк и о чём Вы пишете.
С искренним уважением. Майя

Майя Шереметьева   17.09.2018 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 70 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.