10 заповедей 21 век. Не укради

      Александр, молодой человек из провинции, приехавший покорять нет, не большой и гламурный город – он был достаточно умён, поэтому для него было достаточно просто получить образование, а покориться с течением времени должен был весь мир. Способ достижения цели был выбран самый доступный для небогатых людей – карьера моряка торгового флота… Специальность востребованная, в меру оплачиваемая, позволявшая не думать половину жизни о бытовых мелочах и, в отличие от службы на военном флоте, она не требовала отключения мозга для строгого следования уставу и преклонения перед старшими по званию. Наоборот, торговый моряк нуждается в здравом уме, хотя бы потому, что большую часть времени ему приходится играть без дублёра, полагаясь только на самого себя, свой опыт и быстроту реакции.


Начал Александр с обычного колледжа, дававшего помимо основ знаний и опыта шанс перейти на уровень выше, а именно в престижную и авторитетную Морскую Академию, где из вчерашних школьников и перспективных молодых моряков делают настоящую элиту, уважаемую  во всех концах света… Александр взялся за учёбу всерьёз, получал высокие баллы и был замечен руководством как очень-очень перспективный молодой человек. Помешать ему выйти на следующий уровень могло только какое-то экстраординарное событие. Такие иногда случались, когда кто-то предпочитал честной юности быструю наживу или скромной прелести первой любви, громкие вечеринки в популярных злачных местах, некоторые из которых заканчивались задержаниями по подозрению в хранении наркотиков или банальной поножовщиной…  Тогда о падших сообщали в официальной форме – соблюдая формальность и в назидание прочим, фамилии вычёркивали из списков, в общем отделяли зёрна от плевел.


Конечно, Александр не мог попасть в историю подобным образом, у него была цель, он шёл к ней, твёрдо зная чего хочет и не давая соблазнам сбить себя с толку. До главного события на этом этапе жизни оставалось около полугода. Не было никаких сомнений, что по возвращении из первого плавания Александр станет одним из первых, кто получит пропуск в Академию и всё в его жизни будет если не замечательно, то до определённой степени предсказуемо.


Но пока, все молодые моряки готовились к своему первому плаванию… Выбора у тех, кто не имел прочных связей и влиятельных друзей, не было – за них решало руководство… Критерий отбора – владение иностранным языком, возраст и персональные достижения, ну и главное – воля власть имущих. Они могли отправить на новое иностранное судно, где платили хоть и небольшие, но всё-таки реальные доллары и евро, а могли найти какое-нибудь плавучее ведро, где в качестве компенсации за потраченные калории молодой моряк мог рассчитывать только на еду и искреннюю благодарность.


Как и следовало ожидать, Александр был одним из первых, кто получил назначение на немецкое торговое судно. Это было, что называется лучшее из возможного… И Александр отправился в море.


Новый быт, новый уклад жизни. Смешной немецкий капитан, называвший молодого моряка «Алекзанда», отмечал трудолюбие и усердие, не скрывая намерения отправить прекрасный отзыв в компанию, с тем, чтобы Алекзанда и в будущем не имел проблем с трудоустройством. Дальше – больше, капитан решил, что достойному моряку незачем более жить на мелочь, положенную по должности практиканта и при следующей смене экипажа заказал нового кадета, предложив Александру штатную должность. Помимо чести и повышения репутации это означало, что зарплата вырастет минимум вчетверо… остальные комментарии, как говорится, излишни.

       Александр стал чаще бывать на берегу, если раньше ему приходилось копить и откладывать, то теперь можно было даже немного потратиться. Не стоит думать, что он вдруг сорвался и стал завсегдатаем баров или других злачных мест, совсем не так. Он покупал немного, и только нужные вещи, себе и близким.

      Его судно посещало несколько портов, работая на линии, и мало-помалу Александр стал постоянным посетителем магазинчика в одном маленьком норвежском порту. Здесь можно было за приемлемые деньги приобретать качественные вещи, к тому же бывали распродажи, да и расположен магазинчик был недалеко от порта…  Со временем Александр, часто посещавший магазинчик стал замечать, что двое работавших в нём людей абсолютно не обращают внимания на знакомых посетителей, и что при желании, можно легко стащить какую-нибудь полезную мелочь не оплачивая. Сначала эта мысль его просто повеселила, потом он загорелся желанием проверить, а так ли это, позднее размышления стали какой-то навязчивой идеей. Он пришёл в магазинчик, незаметно схватил какой-то аэрозоль, пристроил его под одежду, расплатился за другие покупки и вышел.

     В следующий визит он прибавил к трофеям шампунь и недорогой парфюм и снова всё прошло гладко… Ещё раз, а потом ещё… хозяевам магазина было словно всё равно и Александр был доволен и даже как будто немного удивлён… Если бы у него был магазин никто бы не посмел так нахально его грабить, это уж точно.


      До окончания его работы оставалось две недели, торговое судно Александра в последний для него  раз зашло в маленький норвежский порт. Как обычно приход судна оформляли местные власти, приезжавшие на полицейской машине. Этот заход обещал быть таким же заурядным как десяток предыдущих. Когда Александра вызвали к капитану это тоже не вызвало подозрений: время от времени власти проверяли разные бумаги и персональные данные членов экипажа, согласно своим только им ведомым планам… То, что ситуация какая-то нетипичная Александр понял, встретившись с капитаном. Тот, вопреки обыкновению не улыбался, а жёстко сказал, так как это говорят немцы, знающие по-русски лишь несколько слов: «Алекзанда, давай». Александру предложили посмотреть видеокассету. На ней он увидел себя, прячущего аэрозоль под одежду, потом себя, запихивающим в карманы шампунь и парфюм, потом ещё и ещё. Дата и время каждого эпизода… Его спросили согласен ли он уплатить на месте положенный штраф – десятикратную сумму ущерба без суда… Он согласился, пересчитанный в доллары штраф впечатлил – двести долларов… Оказывается столько времени он бился за свой неполный дневной оклад… Ему выдали копию каких-то бумаг, известили о запрете схода на берег и власти покинули судно.


       Капитана Александр больше не видел, бумаги на отъезд ему принёс боцман. Александр лелеял надежду, что может быть на месте, никто ничего не узнает и первое время казалось, что так оно и будет. Его приняли без претензий, учёба продолжалась снова легко и успешно, Александр думал,  что уплаченный штраф компенсировал всё… Но однажды утром его вызвали к руководству. Едва Александр вошёл в кабинет, как услышал вопрос, избавивший  его от терзаний: «Александр, вы не хотите нам рассказать о произошедшем в Норвегии?..»

      Начитанный и умный, Александр хотел было ответить что-то вроде: «Бес попутал», но не сказал, поскольку сам не верил в бесов, да и пройденный в детстве обряд крещения не воспринимал как божественный дар…


Рецензии