Вспоминая первых иранских подводников

Дело происходило во времена, когда Советский Союз был успешно разрушен, а бывшие республики еще окончательно не стали независимыми. В Прибалтике еще ходили рубли, и загранпаспорта там были еще не нужны. Военных из этих республик пока не вывели, но имущество уже потихоньку с баз вывозили, а что-то и разворовывали. В застойные времена в Риге существовал центр по подготовке иностранных экипажей на продаваемые СССР боевые корабли. Экипажи год изучали русский язык, потом матчасть и отрабатывали свои действия на практике, сдавая все те же задачи, что и у нас. После всех отработок, корабль передавался дружественной стране и под флагом своего государства экипаж уводил судно на Родину.
Мы служили на Северном флоте на малошумной дизельной подводной лодке. Экипаж был отработанный, только что с боевой службы. Это был хотя и молодой, но слаженный, дружный коллектив, спетый и спитый. И когда поступила команда отправить лучший экипаж Северного флота в Ригу, начальство, долго не думая, отправило нас. Нам предстояло перегнать ПЛ нашего проекта из Риги в порт Бендер-Аббас (Иран). Почему-то иранское правительство не решалось гнать лодку под своим флагом. Может, боялось американцев, которые были не довольны тем фактом, что в Иране появляется свой подводный флот.
Начну со знакомства экипажей. Был апрель в Мурманске снег еще вовсю, а тут весна - почки набухли. Красота! Пришли мы на пирс лодка стоит – новенькая, все просто сияет. Построил нас Кэп. Пришли иранцы – их Кэп построил свой экипаж. После не продолжительной церемонии разошлись и начали знакомиться. Они к нам обращались: «Господин Сергей!» или «Господин Саша!» Комичная ситуация вышла с минером его звали Константин. Это имя иранец, его коллега выговорить не смог. Костя сжалился и разрешил себя называть «Господин КОТ!» Иранцы очень были удивлены нашей молодости. Так нашему штурману было двадцать шесть лет, когда иранскому штурманенку уже было двадцать девять. Это породило сомнения иранской стороны, -опытный ли экипаж этих русских? Смогут ли они довести корабль до пункта назначения?
Понимая их озабоченность, командование вывело лодку в море с двумя экипажами, но вся ответственность была на русской команде, да и лодка ещё была единицей ВМФ СССР. И что б совсем развеять сомнения иранцев решили ещё и стрельбу по надводной цели провести. Оборудование лодки отличалось от родной субмарины лишь в основном, что надписи были на английском языке, да и секретная аппаратура естественно отсутствовала.
Приготовление к бою и походу прошло удачно. Все команды проходили и исполнялись четко. С новой техникой работать было легко и приятно. Вышли в море и через сутки прибыли к месту стрельб. После Баренцева моря Балтика казалась лужей - и погрузиться толком не где. Все-таки такой район нашелся. Началось погружение. Задраен верхний рубочный люк и лодка начала погружаться на глубину сорок метров. Рулевой боцман вел отсчет: « прошли 10 метров», «20 метров», «30 метров», «40 метров, лодка тяжела, продолжает погружение», «50 метров», «60 метров». В центральном среди русских было спокойствие, штурман доложил глубину под килем в сто метров, механик перегнал воду из уравнительной, командир дал команду рули на всплытие, приготовиться к продувке балласта. На 70 метрах лодка прекратила свое погружение. Лица иранцев в посту были бледны. За эти короткие минуты погружения они не проронили ни звука. После этого случая о нашей не опытности не было сказано ни слова, тем более учебная стрельба прошла на отлично.
До перехода в Иран времени было еще очень и очень много, и уже сдружившись с иранцами, мы проводили в рабочее время обслуживание техники, а выходные совместные мероприятия. Тут надо отметить, что на тот момент иранское руководство вело курс на жесткий строгий сухой закон. И для них, было большим откровением, что спирт (Шило) используется не только для технического обслуживания техники, но и для поддержания боевого духа русских моряков. Еще как истинные мусульмане они отказывались, есть свиной шашлык, ну и дурачьё – нам больше доставалось!
Вместо запланированного месяца подготовки, в Риге мы провели месяца четыре. Были какие-то дипломатические заморочки. За это время экипаж очень хорошо ознакомился не только с коллегами с исламской республики Иран, но и с рижанками и самой Ригой. Но как бы не было хорошо в Риге, а в Иран уходить надо. День настал. Ушли без помпы. На пирсе, кроме моряков отдавших чалки, нас проводили две русские женщины, успевшие полюбить кого-то из нашего экипажа. На глазах у них были слезы, и они долго махали нам вслед.
В море с нами ушла только часть экипажа иранцев. Проблема была в ограниченном пространстве на лодки. Иранцы, по сути, были пассажирами и учениками. Им не запрещалось заходить на боевые посты, но управление все было на нас. В носу лодки было отведено место для проведения намаза. Три раза в сутки в штурманскую приходил их «замполит», у них они тоже есть. Он брал наш курс и пеленг на Мекку. После чего иранцы проводили свой намаз. Пищу, они себе готовили отдельно, из продуктов ими же и закупленных. Мясом они вообще запаслись весьма экзотически. Мы зашли в Балтийск за судном сопровождения, которым был обычный гидрограф. На пирсе в Балтийске нас ждала машина с живыми баранами и курами. После ошвартовки, иранцы порешили живность на пирсе, перерезав горло животным. Смыли кровь водой, а туши в морозилку. Зрелище не из приятных. Наш же доктор - весельчак, хохол, проявил инициативу и засалил сало из той свинины, которую нам загрузили. Это сало нам очень помогало при переходе, и не только как продукт питания. Выгнать иранца с поста на прямую, без обид было трудно, но, предложив, естественно из добрых побуждений, бутерброд с салом, помогало избавиться от него моментально.
Вообще отношения с ними были дружеские. Ребята образованные и не глупые, мы огибали Европу, а их старпом рассказывал мне, о Киле, Вене, Лондоне. Радистам они помогали с переводом английского. Офицеры-механики с удовольствием дублировали вахты наших офицеров. Мы как, то хотели им сделать приятное, решили показать фильм «Белое солнце пустыни». На просмотре смеялись только мы. Они не поняли, но дипломатично улыбались во время фильма.
Переход прошел замечательно. Встречались нам корабли ВМФ Англии, Франции, США, других стран, но эксцессов никаких не было. В порту Бендер–Аббас нас встречали, как героев, поселили в классной гостинице, вкусно кормили. Через неделю после прихода, торжественно был спущен флаг ВМФ СССР и поднят флаг ВМФ Ирана. С этого дня у Ирана появился подводный флот, а у нас время осмотреть город, купить себе сувиниры.
Местные обычаи были весьма интересны. В городе женщины ходили в черных одеждах, юбка до пят, на голове платок. Автобус делился как бы по полам, в одной половине мужчины, в другой женщины. В магазин женского белья, вход мужчинам запрещен. На рынке товары, имевшие на упаковке изображения открытых женских частей тела, были закрашены черной тушью. Так узнать, что в этом черном пакете, можно только спросив продавца. Спиртное под запретом, но за три цены купить можно.
В ноябре мы покинули Иран. Летели самолетом и с +25 по пали в -25 в Мурманске.
Все были довольны. Командировка кончилась, нас ждал отпуск, но это уже другая история


Рецензии
Прочитал с огромнейшим интересом. Во-первых, сама история необычна и,наврядли, где-то можно прочитать об этом. Да и написано увлекательно.
С уважением Владимир.

Владимир Пастернак   29.07.2018 11:38     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку.

Алексей Бакалдин   17.08.2018 15:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.