Очередная историйка из прошлого века

Дело было в 1985-ом году.
Когда я была молоденькая-молоденькая. Но уже замужняя.
И у меня была приятельница - тоже молоденькая-молоденькая. Но все-таки года на три постарше. И у нас были взаимовыгодные отношения. Не будем называть это дружбой. Хотя мы и очень друг другу симпатизировали.
Потому что она не очень хорошо владела русским языком, но все-таки владела. А разговаривали мы именно по-русски.
И ей нужна была практика. Правда, она бы и мне не помешала. Например - в английском. Но так как подружка находилась на советской территории- она хотела изъясняться именно на советском языке.
Звали ее Яни. И работала она в консульском отделе посольства Нидерландов.
И имела возможность доставать билеты на дефицитные спектакли и концерты. У них там в дипкорпусе с этим была полная халява-плиз. А она приглашала на них меня. Чтобы я ей объясняла непонятные моменты на пальцах.
И благодаря Яни я много всяких интересных премьер видала. Как и концертов труднодоступных гастролеров.
То есть - мне выгода была несомненная.
А какая же, спросите вы, выгода ей была?
А она водила в мою коммуналку экскурсии из жителей все того же дипкорпуса. И они могли подивиться - как живут простые советские люди. А еще могли фотографировать места общего пользования. За что мои соседи неоднократно стучали участковому, что я специально вожу к себе в квартиру толпы иностранцев, которые делают сомнительные фотки для дискредитации светлой советской действительности.
И участковый очень быстро прилетал на сигналы. Прямо- в тот же день. Потому что соседи, как правило, делали бдительные сигналы посредством телефонного аппарата.
И всегда- вовремя и очень удачно прилетал.
Потому что моя приятельница Яни приводила не просто экскурсантов, а они всегда приходили со своей едой и выпивкой, купленной на Дорогомиловке в валютной продуктовой Березке. Так уж Яни их научила. Потому что сама она была девушкой фантастической щедрости и могла раскрутить на колбасу и сыр даже самых зажопистых французов.
Вот тут-то участковый и прилетал.
Когда мы уже сидели и культурно выпивали и закусывали. И его, разумеется, приглашали к столу. И он никогда не отказывался. Хоть и был при исполнении и в форме.
А потом ему еще с собой пакетик давали с вязанкой жестянок голландского пива, банкой растворимого кофе и несколькими упаковками мясо-сырной нарезки.
Так что участковый бурно радовался - когда соседи ему сигналили.
Но, кажется, я отвлеклась...

Я же хотела про другое рассказать. Про конкретный случай.
И-да. Еще про мою пользу.
А я водила Яни по злачным местам. По разным подворотням и живописным подъездам и крышам, которые в те незапамятные времена были легкодоступны. И еще по выселенным домам, которых в то время было великое множество.

А в тот день мы было договорились, что я поведу ее на чудную крышу в дом, в котором живет Сергей Михалков. Прямо над его квартирой. Потому что у Яни был фотоаппарат с длинющим объективом. Иностранный. И еще какой-то старинный, советский, который она купила на барахолке в Измайлово. И которым Яни снимала панорамы. Потому что фотоаппарат был панорамный. Кажется - он назывался "Горизонт"(если я ничего не путаю).

Но в самый последний момент она позвонила и сказала, что прогулка отменяется. Потому что её отправляют в аэропорт.
Где ей нужно будет переводить. Потому что переводчиков не хватает. А на встрече будет много советских спортивных функционеров. Которые будут встречать делегацию голландских спортсменов и тренеров.
А она там нужна для того, чтобы они морды друг дружке не набили от недопонимания. Потому что - спортсмены- народ горячий.

Ах, да. Тогда же в Москве происходил так называемый Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Вот потому еще.

Но около девяти Яни мне все-таки позвонила еще раз и сказала, что освободилась. И мы можем пойти на крышу. Потому что спортивную молодежь погрузили в автобусы и повезли на какое-то другое мероприятие.

А тут- дождь как из ведра начался. О чем мне Яни и сообщила. Потому что она звонила сидя рядом с окошком. А я этого не видала. Потому что стояла в темном безоконном коридоре.
- Ну, приходи в гости!, - сказала я ей.
Яни замялась. Потому что у нее с собой не было двух плотно набитых пакетов с продуктами и выпивкой. А ходить в гости с пустыми руками она была непривыкшая.
И она пригласила меня в какое-нибудь кафе. На мое усмотрение.

А я подумала-подумала и вспомнила, что сегодня в баре Дома медиков очередной Джем-сейшн.
Куда, в Дом медиков, в смысле, я дверь ногой открывала. Потому что тусовалась в студии Марка Розовского. Которая именно в Доме медиков и обитала. И где все были моими приятелями и приятельницами.

И вот я привела Яни в кафе Дома медиков, увидала в углу знакомых, они немного потеснились и мы влезли за их столик. Назаказывали чего-то. И стали слушать джазовые импровизации.
Но вскоре у Яни разболелалась голова. Потому что там было очень накурено. И мы выбрались наружу - чтобы подышать.

И только мы вылезли из зала - на меня набросился администратор Дома медиков и крикнул:
- Выручай! У нас тут в малом зале концерт для иностранцев. И в конце, по сценарию, должна на сцену выйти русская красавица с караваем и солью, красиво поклониться, а потом пройтись по рядам, чтобы все иностранцы от каравая по кусочку отколупывали, в соль макали и ели.
- А чем же я могу помочь?- удивляюсь я.
- Красавица нужна!
А я тогда, надо сказать, была коротко стриженая и дюже тощая. То есть на красавицу совсем не тянула. Поэтому его предложение мне показалось форменным издевательством.

А оказалось, что администратор имел в виду Яни. Которая тактично отошла в сторону- когда он ко мне подскочил и стала разглядывать фотографии на стенках. Повернувшись к нам попой. А попа у Яни была, надо сказать, знатная.
И сама она была высокая, статная, румяная. Да еще с косой. Темно-русого цвета.
Вот ее-то администратор и решил оприходовать в качестве русской красавицы.
У него же был глаз-алмаз. И он искал девушку аккурат под костюмчик, который имелся в наличии. И таковой оказалась именно Яни.

И только я хотела вякнуть, что Яни - ваще-то иностранка...она сама подошла и кивнула:
- Мол, согласная я!
И нас потащили в костюмерную. Где я помогла ей облачиться в вышитую рубаху и мини-сарафанчик, расшитый блестками, в красные сапожки-казаки и в кокошник с каменьями. А искусственную косу решили не причеплять. У Яни и своя была хоть куда!
И вот ее нарядили. Всучили огромное блюдо с караваем и солонкой. Я ей объяснила- что требуется. Яни кивала понятливо.
А потом администратор ей сказал:
- А теперь- красавица! Пошла как лебедь!
И Яни пошла.

В зале раздался одобрительный гул. Потом тишина. Потом смех. Я выглянула из-за колонны и увидела, что Яни сидит на краю сцены, а иностранцы стоят к ней в очередь. И она сама отламывает кусочки хлеба, посыпает их солью и отправляет в порядке общей очереди в рот молодым людям. Большей частью- красивым, рослым и загорелым.
Которые тут же залезают себе в карман, достают крошечные бутылочки и опрокидывают в рот. И снова встают в конец очереди - за добавкой черняшечки(типа круглого "Столичного"- но побольше) с солью.

А каравай-буханка, кстати, был довольно большой. И маленьких бутылочек у молодых иностранцев в карманах, судя по всему, было достаточно. В общем - вечер кончился неплохо. Для иностранной молодежи. Даже откровенно скучный концерт, которым их пытали часа два, забылся.

А потом Яни оглянулась, увидела меня и показала рукой рядом с собой - мол, и ты садись. Помогай.
И я помогла. И каравай закончился. И соль закончилась.
А потом иностранцев все-таки выдавили из зала. Хотя они упирались и не хотели уходить.

И я показала Яни большой палец и восхищенно цокнула.
Я не подозревала, что она так здорово умеет организовывать публику. Которую видит в первый раз в жизни.

А она мне сказала, что уже второй раз их видит.
Причем- за день.
Потому что именно их она встречала в Аэропорту. И они были все уже поддатые. И бутылками из самолета звенели в карманах. И сразу признали в ней соотечественницу. Потому что только голландские девушки бывают такими красивыми.
А уж когда увидели Яни в кокошнике во второй раз на сцене после скучнейшего из концертов, то в них просто взыграл голландский патриотизм. Потому что в России целой не нашлось ни одной красавицы, чтобы вынести хлеб-соль иностранным гостям. Пришлось - голландку выписывать.
И им это было очень приятно.
А Яни - тем более. Потому что она себя красавицей никогда не считала.


Рецензии