Криптография

В детстве мне безумно нравились детективы. Зачитываясь Жоржем Сименоном, Эдгаром По и, конечно, несравненным, сэром Артуром Конан Дойлем, особенный трепет во мне вызывали истории, в которых злодеи, использовали шифр для общения между собой. Талантливый сыщик, отбросив дедукцию, вспоминал математику и разгадывал шифр. После прочтения подобных рассказов мы всем двором принимались придумывать свой секретный язык, тайнопись и условные знаки.

С годами увлечённость криптографией, наукой о шифрах, не прошла, а, благодаря временам интернета, обросла новыми знаниями и превратилась в редкое, но стойкое хобби. Говорят, что внутри каждого мужчины живёт маленький мальчуган, который очень любит свои игрушки. Одной из моих игрушек осталась увлечённость шифрами. Два раза я написал дипломные работы на тему «Шифров Виженера» для прогуливающих студентов. Мои статьи даже стали публиковать на различных сайтах, посвящённым криптологии.

Соведущие авторских колонок были в основном преподаватели и аспиранты институтов, так или иначе связанных с министерством связи. С одним из них у меня завязался мягкий спор, переросший в жёсткий диспут, который, затянувшись на полгода, послужил началом тёплой дружбы двух незнакомых людей, которые никогда не виделись, но связанных одним увлечением и взаимной симпатией. Помирились мы, кстати, довольно необычно. Он оставил сообщение в ветке форума:

«Мне очень жаль, если ты можешь иначе размышлять?»

Вопросительный знак в конце предложения заставил меня задуматься, почему этот, судя по всему, законченный эстет, не исправил опечатку, изменив последний символ на точку. Через мгновение в голове каждая первая буква каждого слова этого странного сообщения сложились в совсем другое предложение: «М О Ж Е Т М И Р?». На что я, естественно, ответил:

«Могу Иначе Размышлять!».

Я помогал ему с переводом некоторых статей, он же рассказывал мне истории шифров, о которых и Яндекс, и Гугл стыдливо умалчивали.

В одной из записей своего блога он упомянул внучку, из чего я сделал вывод, что Михаил был много старше меня, хотя на тот момент мне казалось, будто мы почти ровесники. Он был очень интересным собеседником, если, конечно, можно назвать собеседником человека, голоса, которого я никогда не слышал. В какой-то момент я понял, что мне интересны не сами истории, а его взгляд на них. Его, по его же признанию, вдохновляла моя эмоциональность и страсть к необычным взглядам на давно устоявшиеся мифы о происхождении шифров Юлия Цезаря, Плейфера и других.

Как-то после очередной шумной ночи я стоял, покачиваясь, и ловил машину. Остановилась старенькая развали-вающаяся шестёрка, но на улице было промозгло и, вздохнув, мы с подругой прыгнули в неё, спасаясь от дождя.

— Только курить в машине нельзя! — скрипучим голосом произнёс пожилой таксист.
— Вредина, — прошептали мы.

Будучи влюблены друг в друга до безумия, я и моя подруга, с которой познакомились не более получаса назад, стали целоваться. Через несколько минут, забыв о предупреждении, я достал пачку сигарет, с трудом открыл окно и прикурил. Внезапно мы остановились, старик вышел и, обойдя машину, открыл заднюю дверь:

— Убирайтесь отсюда!

Мы с пьяным смехом выбрались наружу. Дождь закончился, и мы стали танцевать прямо на набережной...

Уже не помню, чем закончилась та ночь, да это, наверное, и не важно. Помню, как на следующий день, зайдя на блог моего криптографического гуру, в числе прочих я увидел сообщение, где он описывает, как вчера подвозил двух пьяных и отвратительных представителей нового поколения. Это было описание меня, вызвавшего омерзение у этого очень доброго и трогательного человека.

Мне было стыдно, но я всё же, набравшись храбрости, написал в комментарии свои извинения, на что получил, к сожалению, вот такой ответ:

«Уродов Даже Ангелы Часто Испытывают».

Конан Дойль устами Шерлока Холмса как-то сказал:

«Хотите спрятать что-то — положите это на самое видное место».

Спустя два года я еду по ночной Москве и вспоминаю слова Михаила о самом главном зашифрованном послании природы.

«Ответ на все душевные мучения, поиски истины — рядом, у нас под носом» — как-то написал он мне. Я думаю, он имел в виду сердце, в котором на самом видном месте «спрятана» духовность каждого из нас.

Офтальмологи это называют дальнозоркостью.

25/04/2008


Рецензии
На это произведение написаны 82 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.