Ибрай Алтынсарин истоки бессмертия

Ибрай Алтынсарин: истоки бессмертия
(Очерк)
        Есть в жизни казахстанцев места, которые дороги каждому из нас. В Кустанае таким местом для меня является памятник Ибраю Алтынсарину (Ыбырай Алтынсарин). Он стоит чуть в стороне от оживленной и суетливой зоны отдыха, "напичканной" торговыми павильонами, палатками и рекламными щитами. Бывая изредка в областном центре, я обязательно загляну в этот уголок. Особенно хорошо приходить сюда поздним вечером, когда суета улеглась , кругом тишина и покой. Высеченный из гранита, "достойный сын отечества" стоит в задумчивости, склонив голову. Такая обстановка навевает покой и располагает к раздумьям о жизни и пройденном степью пути, от кибитки кочевника до полетов в космос. И невольно понимаешь, что без таких подвижников как Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, А. Букейханов и многих других не было бы ни независимости, ни гигантов индустрии, ни межнационального согласия, ни самого понятия Республика Казахстан. К числу выдающихся деятелей с полным правом можно отнести и Ибрая Алтынсарина - педагога-просветителя, поэта, прозаика, детского писателя и просто замечательного представителя казахской интеллигенции своего времени.
        А начиналось все здесь же, неподалеку в небольшом поселке Аркарогайской волости Тургайской области (ныне Костанайский район). В 1841 году в зажиточной семье родился мальчик. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье старшего брата отца - Балкожа-бия*. С раннего детства Ибрагим удивлял окружающих  своей любознательностью и жаждой к знаниям. Это, в конце концов, и склонило Балкожу-бия к мысли определить племянника в ученики русско-казахской школы, что открылась в Оренбурге в 1850 году.
        Уже в отроческом возрасте под влиянием преподавателей  в нем вызрело высокое стремление принести пользу родному народу, заняться его просвещением. В педагогической деятельности он видел свое призвание.
        Однако, после окончания школы в 1857 году мечта о педагогической деятельности оставалась лишь мечтой. Дело в том, что "учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон" (1): со стороны царской администрации и духовенства. Царизм был заинтересован в подготовке чиновников из коренного населения, которые могли бы вести делопроизводство на русском языке и были воспитаны в духе колониальной политики царизма. Поэтому царские власти открыто не противодействовали инициативе Алтынсарина по обучению казахских детей русскому языку, но поддержки просвещению широких масс казахов не оказывали. С другой стороны подвижничеству Ибрая противодействовало местное духовенство. Оно внушало казахскому обществу, что он хочет "крестить" казахских детей и подготовить их "к солдатской службе" в русской армии. Примеров "обрусения" в то время было уже достаточно. Например, известный ученый, путешественник и
просветитель Шокан Валиханов (Шокан Уалихан-улы).
         Десять лет Ибрай Алтынсарин не мог преодолеть закостенелых рамок
чиновничьего быта и отдаться любимому делу. Его метущаяся душа, которой был присущ культ знаний и вера во всеспасительность знания для общества и индивида, не находила выхода. Только в 1860 году он покидает "оплот колонизаторов" - Оренбург, и переводится в Тургай. Но и здесь его не оставляют в покое и не дают возможности посвятить себя учительскому труду. Его назначают то помощником судьи, то судьей, то помощником начальника уезда. Нескончаемое число раз Алтынсарин обивал пороги уездных и губернских начальников, писал прошения и несколько раз удостаивался аудиенции у самого губернатора обширного Оренбургского края. Вот один из эпизодов  в котором показана попытка И. Алтынсарина получить разрешение на преподавательскую деятельность. "Господин Алтынсарин изъявил желание сделаться учителем,- сказал Николай Иванович. Брови генерала удивленно поднялись....  Ты хочешь быть учителем? Думалось по службе вам предстоит идти. Аттестация у вас отличная и род хороший. Зачем же вам хочется в учителя? Алтынсарин молчал, и Николай Иванович сказал за него: Тут потребность внутренняя, святой огонь. Будущее народа своего видит в просвещении господин Алтынсарин"(2).
        В 1864 году, после нескончаемой волокиты, Алтынсарин, наконец, добивается разрешения открыть в укреплении Оренбургское под Тургаем школу. Радость была неописуемая. В своем письме Н.И. Ильминскому** от 16 марта 1864 года он пишет: "... Добрейший Николай Иванович!... 8 января совершилось давно ожидаемое мною открытие школы, и поступили в нее 14 киргизских мальчиков, мальчиков славных, мыслящих. Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей, к крайнему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски..."(3).
        В 60-е годы окончательно сформировались педагогические взгляды Алтынсары-улы. В том же письме он излагает свои взгляды на методику преподавания, которую он частично позаимствовал у своего наставника, старшего товарища и друга Н.И. Ильминского: "... Методу учения я занял у Вас; даю им сначала названия предметов, исключительно слова, относящиеся к имени существительному; потом названия качества предметов - имени прилагательному; потом соединения названий предметов с их качествами, далее - глаголы, а потом сопряжения и склонения слов, род и число..."(4).
        В 1879 году Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области. Получив более широкие права и возможности в области просвещения, он выезжает в аулы, разъясняет казахам значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ.
        Организация работы учебных заведений в Илецком, Иргизском, Тургайском, Николаевском ( Кустанайском) уездах, а так же в населенных пунктах Оренбургского края было делом нелегким. К тому же развитие сети образовательных заведений тормозилось зависимостью от воли губернатора. Преодолевать многочисленные препоны помогал упорный характер Алтынсары-улы и его неугасимая любовь к родному краю. В письме Ильминскому он писал: "... Мое постоянное стремление клонилось к тому, чтобы непременно быть полезным человеком, а теперь мысль, что достигаю этого - утешение мне во всем..."(5).
        И. Алтынсары-улы был не только подвижником-педагогом, но и талантливым организатором.  Он совершает титаническую работу по становлению учебных заведений, подбору преподавательского состава, заботы о бытовых мелочах детей и педагогов, финансовой отчетности, накоплению материальной базы учебных заведений. В своей докладной записке в областное управление оренбургскими киргизами он пишет: "... Для покрытия расходов на содержание киргизской школы,...отчислено из сумм кибиточного сбора 900 руб. серебром, которые записаны на приход в шнуровую книгу по содержанию киргизской школы. Заготовленные мною вещи, по прилагаемой к сему ведомости, сданы смотрителю школы..."(6). Сколько кропотливой работы скрыто за сухими строками отчета чиновника!
        В своей просветительско-педагогической деятельности Алтынсарин уделяет огромное внимание воспитанию нравственных основ личности. Он не отвергает ислам, он не против обучения исламу, но религия должна согласовываться с наукой и техникой и содействовать нравственному воспитанию молодежи. "... Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их (учеников) нравственность, чтобы они в последствии не были взяточниками. Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы..."(7).
        Современники, следившие за подвижнической деятельностью И. Алтынсарина уже при жизни могли оценить его вклад в дело образования казахов. В числе заслуг, помимо собственно педагогической деятельности, они отмечали его разностороннее литературное творчество: составление хрестоматии на родном языке, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений для начального народного чтения.
        В заботах и многочисленных поездках летела жизнь. В1889 году Алтынсарину еще нет и пятидесяти лет, но здоровье подорвано. Сказались нервное перенапряжение и тяготы походной жизни. Сделано уже так много, что его имя станет бессмертным и будет с благоговением звучать на устах степняков. Но мысль педагога устремлена в будущее. Останавливаться на достигнутом не его удел. Не дают покоя наметки, задумки, планы...
        Идеи И. Алтынсарина сегодня хорошо известны. Некоторые из них особенно актуальны в наши дни, когда школа развивается в условиях новых реалий суверенного Казахстана. Еще почти полтора столетия назад он в системе школьного образования главное место отводил естествознанию, обучению русскому и казахскому языку. Именно такая постановка вопроса актуальна сегодня, когда мы говорим об утверждении двуязычия как нормы жизни в нашей стране.
        Гениальный Алтынсарин - один из "трех китов" (наряду с Шоканом и Абаем***), на чьих плечах держалась и будет держаться степная общность казахов. В мире мусульманского мракобесия, феодального невежества и колониального гнета он сумел увидеть ум и энергию своего народа, способного выбраться из средневековой тьмы к свету! Он посвятил всю сознательную жизнь, неиссякаемую энергию, острый ум и отеческую любовь к своему народу - делу народного просвещения!
        Не здесь ли следует искать истоки бессмертия имени Ыбырай Алтынсарин?
   ______________________________
Примечания
* Бий - общественная должность главы общины, судья.
** Ильминский Николай Иванович(1822-1891), русский востоковед, тюрколог -
теоретик.
***Чокан (Шокан) Чингисович Валиханов(1835-1865) - казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также российский офицер и разведчик. Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества, также выходили в Берлине и Лондоне. Чокан Валиханов — чингизид, правнук знаменитого хана Аблая
     Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904) - казахский поэт, писатель, общественный деятель, композитор, основоположник современной казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.
Использованная литература
1.Касымжанов А.Х. Портреты. Кайнар, Алматы, 1995, с.77.
2. Симашко М. Избранное. Жазуши, Алматы, 1992, с.144-145.
3.Там же, с. 230.
4.Антология педагогической мысли Казахстана. Рауан, Алматы, с.130.
5.Симашко М. Избранное. Жазуши, Алматы, 1992, с.231.
6.Алтынсарин И. Собрание сочинений в трех томах, Алматы, 1976, с.127.
7.Антология педагогической мысли Казахстана. Рауан, Алматы, с.130.


Рецензии