По ту сторону принципа накопительства

(Этюд трансцендентальной рефлексии)

 




Всё, о чём бы не говорили люди, в конечном счете, сводится к деньгам.
                Уинстон Черчилль


В конечном счете, современный человек испытывает глубокое недоверие практически ко всему, что не связано с поглощением или испусканием денег.
                Виктор Пелевин




 Что принято называть принципом?

 Прежде всего, принципом называют то, что управляет некой областью.

 Если допустить, что принцип накопительства есть регулятивный принцип функционирования общества, то напрашивается вопрос: что подчиняет данную область этому принципу?

 А отсюда попытка найти принцип иного рода, принцип второго порядка, который объяснил бы необходимость этого подчинения.

 Итак, добро пожаловать в обитель трансцендентальной рефлексии.

• Условие – Инвариант:
        Накопительство – принцип, управляющий функционированием общества.

• Вопрос – Следствие:
        Какова та наивысшая инстанция, которая подчиняет функционирование общества?

• Предположение – Вывод:
        Наличие нечто такого, чего принцип накопительства не объясняет, что остается внешним по отношению к нему, и это как раз придает ему значимость принципа.

 Проблема исключений для принципа в конечном счете сводится к нахождению и подтверждению принципа в завуалированной форме.

 Трансцендентальные изыскания идут по пути обоснования принципа, по пути открытия некого трансцендентального принципа.

 Что же это, превращающее накопительство в принцип, возводящее его в ранг принципа и подчиняющее ему функционирование общества?

 Любой инвариант имеет право на существование. Но остаются только те, верификацию которых можно проследить в тенденциях.

 Если отталкиваться от наблюдений, что «собственность есть осадок всех отношений нежности и любви между людьми» (Зигмунд Фрейд), то встаёт ряд ассоциативных вопросов:

• Не является ли накопительство попыткой сохранить, приумножить и, возможно, вновь оживить то, что осталось от этих отношений?

• Не отсюда ли берёт начало иллюзия, что всё можно купить?

• Не есть ли подспудной целью всякого титанического накопительства фантазм купить и жизнь вечную?

• И наконец, не является ли человеческое накопительство компенсаторной функцией утраты? Утраты самого глубокого, самого потаенного, самого сокровенного?

 Так как поиск трансцендентного – это скорее ставить вопросы, нежели давать ответы, то остается только добавить, перефразируя Жиля Делеза, что принцип накопительства правит надо всем, но не управляет ничем.

 По сути, для него нет исключений в материальном мире. Но имеется некий несводимый к этому принципу остаток в мире материй.

 Кажется, ничто не противоречит этому принципу в темпоральном развертывании человечества, начиная с тотемистического периода с его усыпальницами и заканчивая криогенными камерами периода технологического.

 И все-таки остается что-то недосказанное. Нечто упущенное. Некая печаль.

 Печаль об утерянном Рае?


Рецензии