Искусство Европы ХIХ века
Искусство Европы ХIХ века.
В 1797г Наполеон Бонапарт вывез из Италии немало памятников древности, и они оставались в Париже до 1815г. В январе 1816г англий-ский посол в Греции Томас Брюс Элджин перевез в Лондон большую часть скульптурного убранства Парфенона (знаменитого древнего хра-ма в Афинах). В это же время молодые художники устремились из ев-ропейских столиц в страны Средиземноморья в поисках впечатлений и открытий.
Рим стал средоточием художественной жизни Европы. Привлекала путешественников и Греция, в 1829-1830г.г. освободившаяся от власти султанской Турции (Османской империи).
Романтизм привнес в скульптуру интерес к ЛИЧНОСТИ, о его влия-нии свидетельствуют многочисленные памятники великим людям про-шлого, воздвигнутые в различных европейских городах в 20-30г. ХIХ ве-ка. Но скульптура со своим обобщенным художественным языком не могла вместить всего разнообразия впечатлений от жизни, меняющейся буквально на глазах. Главным искусством ХIХ века стала живопись.
В Испании советники Карла IY из династии Бурбонов, пытаясь преобразовать страну в духе идей Просвещения, проводили реформы, ограничивавшие власть Церкви.
В это время сформировался талант Франсиско Гойи, одного из са-мых выдающихся художников в истории не только испанского, но и ми-рового искусства.
Графическая серия «Капричос» состоит из 80 офортов (1797-1798). В ней художник, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, - высмеивал людские суеверия и пороки: трусость, лицемерие, притворство, жестокость и т.п. В сущности, он разоблачал весь традиционный порядок и уклад жизни старой Испании. В его офор-тах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карика-туру. Каждый лист серии представляет собой законченное произведе-ние, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему.
Офорты Гойи раскрывают тему борьбы добра со злом, причем зло торжествует. Человеческие пороки и духовное уродство плодят не-чисть. Темной ночью колдуны и ведьмы, домовые и бесы хохочут, крив-ляются на шабаше («Когда рассветет, мы уйдем»). Однако с наступле-нием утра нечисть не исчезает, а лишь меняет свой облик, оборачива-ясь внешне добропорядочными людьми. Духовенство и знать Испании предстают в «Капричос» в образах попугаев, ослов, обезьян («Какой златоуст!», «Вплоть до третьего поколения»). В «Капричос» старость берет верх над юностью, глупость и невежество - над умом, а распутст-во - над добродетелью.
На одном из офортов мастер изобразил себя окруженным совами, летучими мышами и прочими тварями. Он назвал офорт «Сон разума рождает чудовищ». По моралистичности «Капричос» свойственны эпохе Просвещения, но в них уже проступают черты реализма ХIХ века, и они невероятно популярны среди романтиков. Ими восторгались и без конца копировали. В начале ХIХ века в творчестве Гойи появляется идеал ро-мантической личности - свободной, бунтующей, бросающей вызов об-ществу. Такими Гойя видел своих соотечественников («Портрет Исабе-ли Ковос де Порсель», 1806г; «Портрет графа Педро Антонио Переса де Кастро», 1803-1806г.г).
В то время народ Испании ожесточенно сопротивлялся войскам Наполеона (1808-1814г.г). Трусливый король Фердинанд YII отрекся от престола и был изгнан, грянула первая испанская революция, тесно переплетясь с народно-освободительным движением. Но Фердинанд YII, вернувшись в Испанию, отменил все завоевания первой революции, и грянула вторая (1820-1823г.г). Бедствия и героизм народа во время всех этих событий вдохновили Гойю на создание новой серии офортов «Бедствия войны» (1810-1820г.г). В этой серии уже нет злодеев и не-чистой силы, но жестокий реализм переданных художником событий по-зволяет зрителям ощутить войну, как чудовищную катастрофу. В «Бедст-виях войны» переплетается множество тем. Это и голод, и грабеж и раз-бой победителей, выделяются своей жестокой натуралистичностью сцены насилия, где израненные человеческие тела выставлены напоказ завоевателями.
Серия, посвященная трагедии Испании, звучит обобщенно, неда-ром один из листов Гойя сопроводил надписью: «Так повсюду!». Собы-тия в серии «Бедствия войны» происходят в любой стране, в любую эпо-ху, когда идет война, бесчеловечная именно своей будничностью. Ху-дожник обращает внимание зрителя на то, что ее жертвами становятся прежде всего беззащитные люди, мирные обыватели. Но один из офор-тов «Какое мужество!», романтичный по духу, посвящен Агостине Сара-госской, заменившей возле пушки погибших артиллеристов во время боя летом 1808г. Композиция проста и лаконична. Грациозная женщина в светлом платье протягивает зажженный фитиль к запалу пушки, которая намного больше ее самой. Под ногами героини - груда обезображенных тел.
В 1814г - исторические картины в технике масляной живописи «Восстание 2 мая 1808г в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808г».
Уже в середине ХIХ века творчество Франсиско Гойи нашло мно-жество восторженных поклонников. Это были романтики - художники, поэты, писатели. Его творчество, в котором слились в одно целое жиз-нерадостность и трагизм, реалистичность и фантастика, гротески и экс-прессия - предвосхитили искусство второй половины ХIХ и ХХ века.
В 1 половине ХIХ века французская школа живописи упрочила свое первенство в искусстве Западной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры англичанин Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя, не получив признания на родине, нашли учеников и по-следователей именно во Франции. Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит, подготовив рож-дение импрессионизма и тем самым современной живописи.
Теодор Жерико (1791-1824): «Офицер конных егерей император-ской гвардии, идущий в атаку» (портрет лейтенанта Р.Дьедонне, 1812г, Лувр, Париж). 1816-1817г.г - жизнь в Италии, живописная серия «Бег свободных лошадей»,1817г. Индивидуальный стиль - большие подвиж-ные пятна света. «Плот Медузы», 1818-1819г, Лувр, Париж. Событие, взволновавшее всю Францию. В июле 1816г корабль «Медуза под ко-мандованием неопытного капитана, получившего должность по протек-ции, сел на мель. Капитан и его приближенные уплыли в шлюпках, бро-сив на произвол судьбы плот со 150 матросами и пассажирами, из кото-рых 15 выживших через 12 дней спасло судно «Аргус». Два года Жери-ко разыскивал людей, переживших трагедию в океане у побережья за-падной Африки, близ островов Зеленого Мыса. Он делал зарисовки в больницах, моргах, писал этюды моря в Гавре, портовом городе на се-верном побережье Франции. Плот на этой картине приподнят волной, зрители сразу видят находящихся на нем людей. На первом плане - фи-гуры умерших и обезумевших, они написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто еще не отчаялся, обращены на дальний кран плота, где африканец, стоящий на шатком бочонке, машет красным платком коман-де «Аргуса». Но он у самого горизонта, там еще не заметили терпящих бедствие, а ветер разносит плот и корабль в разные стороны. То отчая-ние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пас-сажиров плота «Медузы».
В 1820-1821г в Англии Жерико знакомится с пейзажами Джона Констебла. Под впечатлением от работ Констебла, в 1821г он написал «Скачки в Эмсоме». Картина пронизана движением: кони несутся, едва касаясь земли, их фигуры слились в одну стремительную линию; под-вижны низкие облака и их тени, скользящие по влажному полю. Все кон-туры в пейзаже размыты, краски - смазаны. Жерико, сам бывший наезд-ник, показал мир таким, каким видит его жокей на мчащемся коне.
В 1822г Жерико, упав с лошади, получил тяжелую травму позво-ночника. Через два года он умер на тридцать третьем году жизни. Па-рижские газеты в некрологах назвали Жерико «юным романтиком».
Двадцатые годы ХIХ века были для Франции временем становле-ния романтического искусства. Молодые художники объявили своим учителям настоящую войну. Историки назвали их выступление «роман-тической битвой», а ее героем стал живописец Эжен Фердинанд Виктор Делакруа. Учился он у Пьера Нарсиса Герена (1774-1893), бывшего учи-теля Жерико.
В те же времена одной из самых читаемых книг была «Божествен-ная комедия» итальянского поэта эпохи возрождения Данте Алигьери, в которой автор рассказывает о своем воображаемом путешествии по за-гробному миру. Проводником Данте служит древнеримский поэт Вергилий.
В первой картине Делакруа «Данте и Вергилий» («Ладья Данте»), 1822г, люди играют подчиненную роль: Данте - не герой, а свидетель; он полон ужаса, однако пытается сохранить достоинство. Он не дает гневу или отчаянию овладеть собой, в отличие от грешников, пленников Ада,барахтающихся в волнах загробной реки Стикс.
В 1821-1822г.г в Греции шла освободительная война от ига Турции. Делакруа выбрал самое трагическое событие «Хиосская резня», 1824г. В сентябре 1821г турецкие каратели уничтожили более 40 тысяч греков и около 20 тысяч - обратили в рабство. На первом плане картины - фигуры обреченных хиосцев в пестрых лохмотьях, фоном им служат темные силуэты вооруженных турок. Большинство пленников безучаст-ны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Далее - панорама залитой солнцем долины, где среди ослепительно бе-лых домиков избивают греков (что ждет и персонажей первого плана), а затем возникает новая темная полоса - море, становясь светлой - не-бом. По силе воздействия на зрителей «Хиосская резня» могла срав-ниться только с «Плотом «Медузы» Жерико. Но если у Жерико образ-ный язык - сухой и точный стиль репортера, то у Делакруа - возвышен-ная речь автора классической трагедии. Фигуры изображенных здесь - словно своеобразные символы. Уже окончив картину, в Салоне Делак-руа увидел несколько полотен Джона Констебла и переписал свою кар-тину полностью, изменив ее колорит. Ему удалось добиться в пейзаже волшебной легкости переходов от коричневого тона к ярко-желтому и от иссиня-черного к серебристо-серому. Мастерски передан спокойный, щедро окрашенный солнцем воздух южного полдня - он дает жизнь не-подвижным фигурам.
В 1830г Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ» (28 июля 1830г). Простому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а ведет их сама Свобода. Критики увидели в ней «по-месь торговки с древнегреческой богиней». Действительно, Делакруа придал своей героине величавую осанку «Афродиты Милосской» и те черты, которыми наделил Свободу поэт Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быст-рая, с широким шагом».
Краски были смыслом живописи Делакруа. «Когда цвет точен - ли-ния рождается сама собой». С конца двадцатых годов ХIХ века Делак-руа создал ряд батальных полотен, посвященных средневековой фран-цузской истории («Битва при Нанси», 1828г). Находки Делакруа в облас-ти колорита наметили путь развития французской живописи.
В 1802г Филипп Отто Рунге задумал живописный цикл, изобра-жающий времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг дру-га, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной ис-тории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растет, стареет и уходит в небытие, чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства. Он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихо-творным текстом.
Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из 4 кар-тин закончена только одна «Утро», 1808г. Она наивна и светла, как сказ-ка. Младенец, лежащий на желто-зеленом лугу, символизирует новоро-жденный день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых да-лей – древнеримская богиня утренней зари – Аврора. По свежести кра-сок и легкости тоновых переходов эта картина намного превосходила прежние работы художника.
Филипп Отто Рунге (1777-1810) – один из самых ярких представи-телей в немецкой живописи. Родился в Вольгасте (территория совре-менной Польши) в семье судовладельца. В 18 лет обучался в Гамбурге торговому делу, но почувствовал интерес к живописи и стал брать част-ные уроки рисования. В 1799-1801г.г учился в Академии живописи в Ко-пенгагене, затем перебрался в Дрезден, где познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гете. В 1803г, вернувшись в Гам-бург, занимался живописью и служил в торговой фирме своего старше-го брата Даниэля. Большую часть творческого наследия Рунге состав-ляют портреты. Тщательная проработка деталей, жесткость линий и бе-зыскусная чистота красок некоторых из его работ напоминают творения живописцев-самоучек. Именно таковы портреты детей семейства Хюль-зенбек (1805г) и родителей художника с внуками (1806г). Картина Рунге «Мы втроем», 1805г (погибла при пожаре в 1831г.) изображала худож-ника вместе с невестой и братом Даниэлем. Каждый из них погружен в свои мысли, но это не разобщает молодых людей: они не нуждаются в словах, чтобы понять переживания друг друга. Это настроение «молча-ливого братства» усиливает лесной пейзаж, написанный в ясной сухова-той манере; герои картины так же неразлучны, как деревья одного леса.
В 1810г, в год смерти Рунге, вышла его книга «Шар цветов или конструкция соотношения всех смешанных цветов и их родственных связей, с приложением опыта выведения гармонии, соотношения кра-сок»,получившая высокую оценку Гете. Схема цвето-вой гармонии Рунге походила на глобус, в котором роль полюсов играли белый и черный цвета, а элеватор был составлен из 12 чистых красок – желтой, красной, синей и т.д., и их производных. Светлые и темные от-тенки каждого цвета стали «меридианами», проходящими от черного «полюса» к белому через цветной «экватор». Рунге представил свою модель и в разрезе: все разнообразные цвета ее поверхности посте-пенно меркнут и в центре шара сливаются в серую точку – начало и ко-нец всех красок. Так Рунге воспроизвел систему мироздания по учению очень чтимого им немецкого философа-мистика Якоба Бёме (1575-1624). Бог, которого Бёме называл Великое Ничто (как серый центр сферы Рунге), порождает всё многообразие духовного и материального мира. «Иногда,- писал Рунге,- цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета ро-систой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зеленая волна привлекают тебя больше всего? Тогда, когда они в лучах сверкающего солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к Тай-нам Вселенной, Откровение Мирового Духа (так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворенным в природе. Друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик отмечал: «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрыва-ясь от нас, но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаем себя и вспоминаем о некоем древнем, неизмеримо блаженном духов-ном союзе».
Рунге умер от туберкулеза, когда ему было 33 года, на всё творче-ство судьбой ему было отведено семь лет жизни. В своих живописных мифах Рунге воплотил многогранное единство Бога, мира и человека – основную мысль немецкой романтической философии.
Гаспар Давид Фридрих (1774-1840) принципиально не подписывал своих работ и не датировал их, считая себя лишь соавтором Вечной Природы. Родился он в семье мыловара в Грейфсвальде на Балтий-ском побережье. Начал брать уроки живописи в 16 лет, а в 1794-1798г.г учился в Академии художеств в Копенгагене. Позднее жил в Дрездене, где принимал участие в выставках и познакомился с Рунге. Ранними ра-ботами Фридриха были рисунки, два из которых отмечены в 1805г пер-вой премией Кружка Веймарских любителей искусства, которым руково-дил И.В.Гете. Первое живописное произведение Г.Д.Фридриха «Крест в горах («Теченский алтарь»), 1807-1808г.г, картинная галерея Дрездена, создано по заказу владельца замка Течен в Чехии. Резной крест на вершине скалы – обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени, но в последних лучах уже опустившегося за край гор солнца он кажется настоящим голгофским распятием. Картина вызвала оживлен-ные споры в обществе. Романтизм, как направление в живописи, по сути дела, впервые стал известен широкой публике.
В 1810г Фридрих отправил на выставку Академии художеств в Бер-лин две новые работы; «Монах у моря» (1808-1809) и «Аббатство в ду-бовом лесу» (1809-1810). Возможно, они входили в живописный цикл «Четыре времени года», повествующий о жизни монаха-скитальца (из-любленный в те годы персонаж, романтический идеал человека). Эти картины приобрел прусский король Фридрих Вильгельм III, а художник был избран почетным членом Берлинской академии. Первая картина за-вораживает зрителя необъятностью морской дали. Вся композиция со-стоит из разноцветных горизонтальных полос: почти белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха, черно-синее море, синцово-серое, светлеющее в вышине небо. Основной мотив картины - линия горизонта; ее скрывают тучи, однако соседство тяжелых волн и подвижного неба выявляет эту линию, и она уводит взгляд зрителя в глубину. Противопос-тавление маленькой человеческой фигурки и лишенной ориентиров па-норамы моря и неба создает образ бесконечного пространства.
Тема трагической затерянности человека в огромном мире разви-та художником во второй картине. В сумерках под синью зимних дубов и разрушенной церкви силуэты монахов на сером снегу почти неотличимы от кладбищенских крестов. В верхней части картины еще держится яс-ный серебристый свет заката, на фоне которого четко вырисовываются ветви деревьев и переплеты окна готической руины. Художник писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обо-стряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждем, - словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы».
В «Зимнем пейзаже с церковью» (1811г) три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трех елей, растущих на переднем пла-не. Художник своим полотном как бы говорил: «Средневековье уходит в небытие, чудеса остались только в мире природы...». Ели - тоже подо-бие храма: в их хвое спрятано распятие, перед которым горячо молится калека, отбросивший костыли.
В 1816г Матер был избран в Дрезденскую академию художеств. Вскоре он женился и совершил свадебное путешествие на родину, в честь чего им был написан цикл пейзажей Балтийского моря. «На парус-нике» - зритель чувствует себя плывущим с героями. Палуба срезана рамой, легкий крен мачты создает живое впечатление морской качки.
Фигура созерцателя - частый мотив пейзажей Фридриха. «Женщи-на у окна» (ок.1822г) - напряженно глядит в окно героиня картины. Со-зерцатель в живописи Фридриха - своеобразный двойник зрителя, кото-рому художник предлагает мысленно занять его место. Таковы и фигу-ры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (ок.1818г, собр. Оскара Рейнхарта, Винтертур). К преподаванию пейзажа в Дрезденской академии художника, получившего звание профессора, не допустили, поскольку его искусство вышло из моды. Он пишет в 1824г картину «Башня близ Дрездена», в которой показал умение замечать красоту в обыденном мире, а в картине - лишь кусок вспаханной земли да несколько яблонь. И ощущение весенней свежести... По достоинству его творчество оценили в начале двадцатого века.
НАЗАРЕЙЦЫ. Новой чертой культурной жизни Европы в девятнадцатом веке стало появление групп художников, связанных общими взглядами на искусство. Едва ли не первым таким объединением был «Союз Свя-того Луки», который в 1909г основали студенты Венской академии ху-дожеств Фридрих Иоганн Овербек (1789-1869) и Франц Пфорр (1788-1812). Они полностью разделяли мнение Фридриха Шлегеля о том, что современный художник «должен походить по характеру на средневеко-вого мастера, быть простодушно сердечным, основательно точным и глубокомысленным, при этом невинным и несколько неловким». Смыс-лом их искусства было христианское благочестие, основным творческим методом - подражание немецким и итальянским живописцам пятнадца-того века.
В цикле картин 1809-1810.г, посвященных германскому королю Ру-дольфу (1273-1291), основателю династии Габсбургов, выполненных Пфорром для своего родного города Франкфурта-на-Майне, молодые мастера сразу вступили в конфликт со сторонниками неоклассицизма, что привело к исключению Овербека из Академии, а затем породило на-смешливое прозвищ «Назарейцы», которое дал их союзу художник Ио-ганн Христиан Рейнхарт (1761-1847).
В 1810г Пфорр и Овербек переехали в Рим. Позднее к ним при-соединились немецкий художник Петер фон Корнелиус (1783-1867), сын известного немецкого скульптора Вильгельм фон Шадов (1798-1862) и другие художники. Все они поселились в упраздненном наполе-оновскими властями монастыре, образовав своего рода коммуну. Наза-рейцы вели совместное хозяйство, ежедневно собирались в трапезной для чтения Библии и «сердечных излияний...» Вакенродера. Рисовали и занимались живописью только у себя в кельях, т.к.думали, что художник должен не слепо копировать натуру, а «изображать собственные чувст-ва». Главными достоинствами художника Назарейцы искренне считали душевную чистоту и религиозность, искренне полагая, что «только Биб-лия сделала Рафаэля гением». В 1813г все члены союза перешли в ка-толицизм, хотя раньше были протестантами.
Многие художники того времени изучали строение тела теловека по трупам. Назарейцы отказались от этого и не работали с обнаженной женской натурой, однако постоянно обращались к памятникам раннехри-стианского средневековья и ренессансного искусства.
В 1813г освобождение Германии от Наполеона живо затронуло-общину художников. Теперь они видели свое призвание в духовном про-свещении немецкого народа и мечтали возродить монументальную жи-вопись. Прусский консул Я.С.Бартольди предложил им расписать комна-ты его дома, стоявшего по соседству с их монастырем. Сюжетом они взяли ветхозаветную историю Иосифа, а техникой - фреску, которая в искусстве Германии была в забытьи уже 50 лет. Стремясь к средневе-ковому идеалу, когда личность растворялась в творческом коллективе, Назарейцы разделили роспись на участки, однако индивидуальность ав-торов фресок не исчезла: легкая, умиротворенная кисть Овербека («Продажа Иосифа в рабство») отличается от энергичной и вырази-тельной манеры Корнелиуса («Иосиф, узнаваемый братьями»). В то же время оба живописца явно подражают мастерам Эпохи Возрождения: Овербек - Вра Анджелико и Рафаэлю, а Корнелиус - Микеланджело. По-сле окончания работы состоялся банкет, после которого Назарейцы ра-зошлись. Баварский кронпринц, будущий король Людвиг I, пригласил к себе в Мюнхен Корнелиуса, ставшего впоследствии придворным худож-ником. Его мюнхенские полотна - высокопарны и неглубоки. Счастливым исключением в позднем творчестве Корнелиуса выглядит эскиз неосу-ществленных росписей королевской усыпальницы в Берлине «Всадники Апокалипсиса» (ок.1843г). Это замечательная по драматизму и пласти-ческой мощи фантазия на тему гравюры А.Дюрера. Другие Назарейцы разъехались по Германии и получили должности в различных художест-венных академиях. Один лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, создавая милые, но беспомощные подражания Рафаэлю («Италия и Германия», 1820г, «Торжество религии в искусстве», 1840г). Романтизм «Союза Святого Луки» можно назвать «классицизмом наизнанку». К.Д.Фридрих сравнивал Назарейцев с ростовщиками, живущими прибы-лью с чужой собственности. Они не пошли дальше прекрасной и благо-родной мечты о духовно богатом и общественно значимом искусстве.
Стиль Бидермейера - повседневная жизнь «маленького человека» в Германии и Австрии в 10-40г.г девятнадцатого века. Название заимство-ваноиз юмористических стихов 1855-1857г.г вымышленного автора - учителя Готлиба Бидермейера, скромного обывателя, благодушного, сентиментального, незадачливого любителя уюта и спокойной жизни.
Для этого стиля характерны небольшой формат, тщательная и тон-кая манера письма, часто - отсутствие действия в сценах, пристрастие к мелким деталям, иногда - документальная точность, как в полотне бер-линского мастера Франца Крюгера (1797-1857) «Парад на оперной пло-щади» (1824-1829), где в толпе зрителей изображены архитектор К.Ф.Шинкель, скрипач и композитор Николо Паганини и другие.
Мориц фон Швинд (1804-1871) - создатель цикла картин и больших ак-варелей на сказочные темы.
Адриан Людвиг Рихтер (1803-1884) «Сказки братьев Гримм и немецкие пословицы».
Карл Шпиц Вег (1808-1885) «Бедный поэт», 1839г - чердачная каморка с дырой в крыше, заткнутой зонтиком.
Стиь Бидермейер противостоял традициям, не связывая себя особым почтением к старым мастерам. Иногда автор озорно посмеивался...
Иоганн Петер Хазенклевер (1810-1853) «Сцена в мастерской».
Для Бидермейера характерны неприхотливость и легкость очертаний, которые ценились выше, чем пышность и величественность. Производители разделились на художника и мастера-ремесленника, вопло-щающего эскиз в материале.
Джон Констебл (1776-1837) родился и вырос в деревне Ист-Бергхолт, расположенной в живописной Дедхемской долине на юго-востоке Анг-лии. Целые дни он проводил на отцовской мельнице на реке Стур, а в свободное время - рисовал. В 1795г Констебл поехал в Лондон рабо-тать в граверной мастерской, но достиг успеха лишь через 4 года, после повторного возвращения в столицу. Он поступил в школу при Королев-ской академии искусств, а в 1802г в академии была впервые выставлена его работа «Пейзаж». С тех пор Констебл постоянно жил в Лондоне, но каждое лето приезжал в родные края и много работал с натуры. Он был первым художником девятнадцатого века, в творчестве которого этюд не менее важен, чем законченная в мастерской картина. Констебл писал маслом маленькие этюды, на которых показывал знакомые ему с детст-ва места. Художник создал серию видов реки Стур, неоднократно изо-бражал стоявшую на ней мельницу. Возможно, это место, овеянное вос-поминаниями о прошлом, казалось ему воплощением жизненной устой-чивости и истинности бытия, связанного с природой. О таких работах, ка «Мельничный поток» (1811г), «Плотина и мельница в Дедхеме» (1820г) Констебл предстает смелым и независимым мастером. Накладывая краски густыми выпуклыми мазками, он отказался от тщательно выпи-санных деталей и эффектного освещения, впервые использовал чистые зеленые цвета разных оттенков. «Помни, что лучший твой наставник и первый руководитель - природа, учись у нее!» - говорится в одном из его писем.
В 20 годы он продолжал писать этюды с натуры, перерабатывая их затем в выставочные полотна, в которых пытался сохранить свежесть натурных впечатлений и одновременно стремился к большей закончен-ности. За одну такую картину «Белая лошадь» (1819г) Констебл получил звание Академика, правда, случилось это лишь через 10 лет после того, как полотно было создано и выставлено в академии. Этюд «Телега для сена» (1821г) Констебл повторил в большой картине в том же году: он изобразил уже знакомую зрителям мельницу, мимо которой бежит реч-ной поток, пропадая в лесной глуши. Написанный с натуры этюд несет ощущение свежести и непосредственности восприятия. Он выполнен свободно, краски положены густо и неровно, в нем много неба, воздуха, воды - кажется, что можно услышать шум реки и шелест листьев. Закон-ченный вариант выглядит суше, здесь нет свободы кисти, т.к.художник стремился к точной передаче деталей и завершенности композиции.
Работы Констебла привлекли внимание французского художника Теодора Жерико, побывавшего в Англии в 20 годах. Благодаря его вос-торженным отзывам, один французский торговец приобрел три полотна Констебла, которые в 1824г были выставлены в Салоне и отмечены зо-лотой медалью Салона. Одно из лучших поздних его произведений «Стокбай Нейленд» (1836г), в котором Констебл изобразил деревушку по соседству с его деревней, людей, лошадь, запряженную в телегу, и уходящую в чащу леса дорогу. Масштаб персонажей картины несоизме-рим с масштабом Природы - с бескрайним облачным небом и бесконеч-ным сельским пейзажем. Картина удивительно передает ощущение лет-него полдня, когда в поле царит яркое солнце, а лесная чаща манит про-хладной тенью.
Творчество Констебла до двадцатого века оставалось незамечен-ным на родине, но оказало огромное влияние на развитие французской живописи. Французские мастера девятнадцатого века собирали его по-лотна, изучали их, восторгались живописной техникой и полностью раз-деляли преклонение английского живописца перед природой.
Джозеф Меллорд Уильям Тёрнер родился в Лондоне в семье парик-махера. Это было место встреч и разговоров художников, граверов, по-этов. Отец развешивал на стенах акварели сына для продажи.
В 1789г Тёрнера приняли в школу при Королевской академии ис-кусств. Он учился и работал: осваивал современную акварельную техни-ку, в которой традиционно выполнялись небольшие, точные виды уса-деб, парков, замков и соборов, копировал на заказ произведения старых мастеров.
В 90 годы Тёрнер обратился к масляной живописи, подражая гол-ландским мастерам, написал картину «Датские суда под ветром» (1801г). Некоторые считали ее копией старого пейзажа.
В 1802г Тёрнер был избран действительным членом Королевской академии искусств и служил ей до конца своих дней, читая лекции для публики и студентов, участвуя в организации выставок. В 1806-1812г.г создал серию этюдов, на которых изобразил берега Темзы, среди них «Пейзаж на Темзе» («Пейзаж с белой радугой»), написанный акварелью ок.1806г. Техника акварельной живописи Тёрнера становилась всё вир-туознее. Вот как, по рассказу очевидцев, создавалась акварель «Фрегат I класса, пополняющий запасы» (1818г). Сын друзей художника попросил гостившего у них Тёрнера нарисовать фрегат. Тёрнер взял лист, «налил жидкой краски на бумагу, пока она не промокла, а потом стал скрести, протирать бумагу, как бешеный, и всё казалось хаосом, но постепенно, как бы по волшебству, стал рождаться корабль со всеми своими преле-стными деталями, и ко времени второго завтрака - рисунок с триумфом был представлен...»
Тёрнеру дважды пришлось иметь дело с графикой. В 1807-1819г.г он предпринял попытку создать энциклопедию пейзажа в гравюрах, дав ей латинское название «Книга этюдов»и предполагая на ста листах, вы-полненных в различной технике гравюры, показать развитие пейзажа в европейской живописи. Затея не удалась, но на этой работе Тёрнер вос-питал целую группу отличных граверов.
В 20-30 годы мастер получил заказ на оформление сочинений анг-лийских писателей Сэмуэля Роджерса и Вальтера Скотта. Эти книги пользовались успехом, и гравюры с рисунков Тёрнера висели почти в каждом английском доме.
К середине 30 годов Тёрнер достиг вершины мастерства. Он да-вал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. На глазах у восторженной публики и изумленных художников он за несколь-ко часов почти полностью написал полотно «Пожар Лондонского Парла-мента» (1835г). Случилось это в 1834г, сотни людей наблюдали драма-тическое зрелище. Стихия бушующего огня потрясла Тёрнера, и он пря-мо на месте сделал девять акварелей, на основе которых через год создал большую картину маслом.
Поздние работы художника написаны легкими, прозрачными, бы-стрыми мазками. Мастер предпочитал светлые краски, очень любил бе-лила и различные оттенки желтого и коричневого цветов, никогда не ис-пользовал зеленый и черный цвета.
Творческим наследием Тёрнера являются его акварели, этюды и полотна, в которых заключен удивительный мир, увиденный художником. Мастер завещал, чтобы на его деньги построили дом для престарелых художников, открыли галерею его работ и класс пейзажной живописи в Академии. Умер он в 1837г.
Уильям Блейк (1757-1827) - поэт и художник, гениальный самоучка, ве-ликий фантазер и философ. В 1779г приступил к самостоятельному творчеству, пытаясь выставляться в Королевской академии искусств. Через 10 лет выпустил сборник стихов «Песни неведения» (1789г). Не имея средств для типографского издания, он обратился к средневеко-вому способу печати: вырезал на металлической пластине одновремен-но стихотворный текст и иллюстрацию. Блейк изобрел новую технику – выпуклую гравюру на меди, при которой краска наносилась не в проца-рапанные углубления, а на выпуклые участки. Благодаря своему изобре-тению, художник добился пластичной, упругой и изысканной линии рисун-ка, созвучной музыкальному ритму его стихов. На листе со стихотворе-нием «Дитя – радость» изображен изящный цветок, обрамляющий текст, в чашечке цветка сидит женщина с ребенком на коленях, к которому склоняется ангел. Чудесному и счастливому миру, описанному в стихах, полностью соответствует легкое и тонкое графическое оформление.
Через 5 лет Блейк выпустил сборник стихов «Песни познания» (1794г) о страшном мире трущоб, тяжелой жизни фабричных рабочих и их детей. Иллюстрации к нему представляют собой резкие контрастные изображения, в которых нет воздуха и пространства, а мир замкнут и те-мен, как в «Маленьком трубочисте», несчастном заложнике огромного безжалостного города. Блейк чутко реагировал на социальную неспра-ведливость. Он считал, что технический прогресс только ухудшает по-ложение рабочих, и боролся против распространения машин на фабри-ках. Он говорил: «Лучше предупреждать нищету, чем спасать от нее. Лучше предупреждать заблуждения, чем прощать преступления». Рабо-тал он в технике темперы и акварели. Он писал картины на сюжеты из Библии («Сон Иакова», 1800-1805г.г), из сочинений английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, выбирая нетрадиционные для изображения эпизоды и образы. Картина «Жалость» (ок.1795г) – по пье-се «Макбет»: «И Жалость, будто маленький младенец, влекомый вих-рем, иль херувим на скакунах невидимых воздушных…»
В конце жизни от друга-художника Джона Линнела – заказ на иллю-стрирование «Божественной комедии» Данте Алигьери. Для этого зака-за Блейк сделал более ста акварельных рисунков и несколько пробных гравюр. Он не признавал работы с натуры, предпочитая ей безгранич-ные возможности фантазии и творческого воображения. В его иллюст-рациях всё движется и меняется, люди бесплотны и похожи на тени, пространство скручивается в воронку, взмывает волной, низвергается потоком, как на гравюре «Вихрь влюбленных» (1824-1827г.г) («Паоло и Франческа»). Умер Блейк в 1827г в полной нищете, погребен в общей могиле. А в двадцатом веке в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, усыпальнице английских королей, государственных деятелей и знамени-тых людей – рядом с памятниками известным поэтам Англии установлен бюст Уильяма Блейка. Стиль его для европейского искусства – уникален Он сочетает архаичные черты, свидетельствующие об отсутствии у ху-дожника специального образования, с творческой фантазией, компози-ционной изобретательностью и явным стремлением к обобщенным символическим образам. «Мое сердце полно будущего», - говорил он, предчувствуя, что его жизнь продолжится в стихах, рисунках и гравюрах.
Начало девятнадцатого столетия называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мас-терства, который поставил их в один ряд с лучшими произведениями ев-ропейского искусства. В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема. Отвергнув строгие, не допускающие от-ступлений принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Это не только отразилось в при-вычных уже жанрах – портрете и пейзаже – но и дало толчок к рожде-нию бытовой картины, которая оказалась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось за истори-ческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались роман-тические идеи и темы.
Орест Кипренский (1782-1836)
Орест Адамович Кипренский – внебрачный сын русского помещи-ка, приемный отец – Адам Карлович Швальбе. В 1788г определен в вос-питательное училище при Петербургской академии художеств, а затем в академию на историческую живопись. Но его призванием стал портрет:
1804г – погрудный портрет А.К.Швальбе;
1805г – «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (золотая медаль Акаде-мии);
1808-1809г.г – «Портрет мальчика А.А.Челищева» - свободные, смелые мазки, сочетания ярких цветов в одежде: густо-синего, алого, белого – и черные, почти без блеска глаза создают образ, в котором сочетаются непосредственность ребенка и серьезность взрослого. Художник слов-но предсказал незаурядную судьбу своего героя. В 15 лет он уже участ-вовал в Отечественной войне 1812г и в рядах русской армии дошел до Парижа.
В 1809г Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Он создал несколько полотен, за которые его избрали академиком. Среди них - парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова (1809г) - двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны 1812г Дениса Давыдова. Офицер стоит в непринужденной изящ-ной позе. Он показан почти во весь рост. Его мундир написан насыщен-ными контрастными цветами: ярко-красный ментик украшен золотым по-зументом, а белые чикчиры оттенены серебряной портупеей.
Большой глубиной при внешней простоте обладают женские обра-зы Кипренского. «Дарья Николаевна Хвостова» (1814г) – отличают спо-койствие и умиротворенность. Перед зрителем – жена, мать семейства, милая и обаятельная женщина. Детали костюма и обстановки – модная в те годы желтая персидская шаль, воздушный кисейный воротник платья, золоченая спинка кресла – выписаны удивительно тонко. Но наиболее привлекательны доброе, отзывчивое, немного печальное лицо героини и взгляд ее теплых глаз. Образ поэта, творца особенно интересовал ху-дожников романтического направления. В 1816г Кипренский написал портрет Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Задумчивое лицо поэта, контрастное освещение на фоне нечеткого пейзажа с руиной, бурным морем и облачным небом – всё подчеркивает романтический характер его поэзии.
В 1816г Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал в Италию, где прожил несколько лет (до 1823г), работая, в основном, над историческими картинами, которые либо не сохранились, либо не были закончены.
В начале 1822г Кипренский выставил несколько работ в Париж-ском Салоне.
1819г – «Девочка в маковом венке»;
1822-1823г.г – «Екатерина Сергеевна Авдулина;
1827г – «А.С.Пушкин».
В 1828г Кипренский навсегда уехал в Италию. В 1834г перешел в католичество и обвенчался с Мариуччей, а через два года он умер.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830).
Его отец Феодосий Федорович – скульптор, дядя Семен Федоро-вич – пейзажист.
Чарлз Бэрри «Британский парламент» (1840-1868), Лондон.
В архитектуре Англии еще в первой половине 18 века утвердился неого-тический стиль. Одним из самых впечатляющих его примеров стал ан-самбль Парламента в Лондоне. Его строительство продолжалось с 1840 года, когда на берегу Темзы был заложен массивный гранитный фундамент, по 2868 год. Автором его проекта был сэр Чарлз Бэрри (1795-1860), известный своими постройками в духе итальянского Воз-рождения. Однако, вдохновясь особой ролью здания Парламента, как национального символа, зодчий придал ему облик памятников англий-ской готики 16 века. Комплекс совмещает четкость, ясность планировки с живописностью: легкое кружево готического убранства придает гран-диозному сооружению неожиданную легкость. Башни разной высоты делают силуэт Парламента несимметричным; самая высокая из них - Виктория - достигает 103, а Часовая - почти 100 метров. На Часовой башне установлены знаменитые часы Биг Бен с 14-тонным колоколом. По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний - Палата лордов и Палата общин. Всего в здании 1100 комнат, коридоры общей протяженностью 4 километра, около 100 лестниц и 11 внутренних дворов. Ансамбль Парламента Бэрри включил также Вестминстер-холл, одно из старейших лондонских зданий (11 век). Внутренней отделкой Парламента руководил Огастес Уэлби Пьюджин (1812-1852), архитектор и художник, страстно влюбленный в средневековье. Интерьеры здания украшены статуями (их более 500), картинами, фресками, мозаикой, вит-ражами, деревянной резьбой и изделиями из бронзы. Особой роско-шью отличается Палата лордов с оконными витражами и резным позо-лоченным балдахином над королевским троном.
Архитектура Германии. В 1 половине 19 века крупнейший центр ее - Берлин. Два крупнейших мастера этого периода:
Карл Фридрих Шиндель (1781-1841) в 1800г окончил Берлинскую акаде-мию архитектуры. Новая караульня в Берлине по его проекту (1816-1818г.г) - суровое приземистое здание с глухими стенами, угловые вы-ступы усиливают впечатление мощности сооружения, портик же - вносит в композицию оттенок официальной торжественности. Совсем по дру-гому выполнен фасад Берлинского драмтеатра (1819-1821г.г): его стены, прорезанные рядами больших окон, приобрели легкость, созвучную стройным колоннам портика. Самая известная постройка Шинделя - Старый музей в Берлине (1824-1828г.г) - прямоугольное здание с величественным портиком во всю ширину фасада. Внутренняя планировка полностью приспособлена к музейной экспозиции: светлые галереи с 4 сторон окружают центральный зал, предназначенный для античной скульптуры. Увлечение Шинделя готикой и современным английским индустриальным строительством отразилось в его последней крупной работе - новом здании Строительной академии в Берлине (1831-1835г.г). Это 4-этажное массивное сооружение из неоштукатуренного кирпича сразу прозвали «Красным ящиком». Насмешливые берлинцы не подозревали, что перед ними прообраз архитектуры будущего - прекрасно спланированное светлое здание, почти лишенное украшений, но восхищающее гармоничной ясностью форм. В конце жизни Шиндель разрабатывал проекты фабрик, контор, библиотек, магазинов-пассажей и многоквартирных домов. Многое из этих проектов нашло отражение в постройках 20 столетия.
Франц Карл Лео фон Кленце (1784-1864) - младший современник Шин-деля, также учился в Берлине, затем стажировался в Париже, посетил Италию. В 1815г был назначен придворным архитектором баварского короля Людвига Первого (1825-1848). В отличие от Шинделя, опере-дившего свое время, творчество Кленце обращено в прошлое. Каждая его постройка - достаточно свободная вариация на тему того или иного исторического стиля. Возведенное в Мюнхене здание глиптотеки (1816-1830г.г) - коллекции произведений скульптуры - выдержано в стиле древнегреческого зодчества, а фасад Старой пинкотеки (1826-1836г.г) - картинной галереи, в которой были собраны работы старых мастеров, - повторяет формы итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Впро-чем, постройки Кленце тоже предвосхищают будущее зодчества: через несколько десятилетий подобное заимствование форм и орнаментов из прошлого, причем еще более механическое, станет настоящим бедстви-ем европейской архитектуры. В 1830-1842г.г по проекту Кленце был со-оружен памятник Валгалла (по названию загробной обители павших вои-нов в древнегерманской мифологии) близ Регенсбурга. Он был задуман, как пантеон немецкого народа, Центральный элемент мемориала - зда-ние из серого мрамора в виде античного храма, внутри которого поме-щены бюсты 163 знаменитых немцев. Постройка удачно сочетается с окружающим ландшафтом - она венчает высокий лесистый холм на бе-регу Дуная. От подножия холма к мемориалу ведет величественная ле-стница. Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце выполнял и заказы иностранных государей. Для российского императора Николая Первого в 1839г он исполнил проект здания Нового Эрмитажа в Петер-бурге (здание строилось с 1839 по 1852г).
Культура Возрождения (РЕНЕССАНС, франц.) - термин, впервые введенный Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком ИЗО 14 века, для определения исторической эпохи, обусловленной ран-ней стадией развития капиталистических отношений в западной Европе (период начального накопления капитала).
Культура Возрождения, связанная, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазии, зародилась в Италии. Там, на родине античности, вновь возродился античный идеал прекрасного, гармонич-ного человека. Человек вновь стал главной темой искусства, но за куль-турой Возрождения, кроме античного периода, стояло тысячелетие средневековья, христианской религии, нового мировозрения.
Период эпохи Возрождения (со второй половины 13 века по пер-вую половину 16 века) подразделяется на несколько этапов:
- Проторенессанс (предвозрождение) - вторая половина 13 века - 14 век;
- Кватроченто и треченто (раннее возрождение) - 15 век;
- Чинквеченто (высокое возрождение) - конец 15 века - первая треть 16 века).
В венецианской республике эпоха Возрождения - весь 16 век (разный уровень экономического и политического развития городов-государств и различная степень их связи с феодальными традициями).
Ведущими художественными школами в итальянском искусстве эпохи Возрождения были Сиенская («Флорентийская») - 14 век, Ум-брийская, Фиорентинская, Падуанская, Венецианская - 15 век, Римская и Венецианская - 16 век.
Флорентийская республика - торговля шерстью, шелком, прославившая-ся своими мануфактурами. Бюргеры, борьба с феодалами. Начало но-вой эпохи в ИЗО связано с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), из его работ лучше сохранились фрески капеллы дель Арена или капеллы Скровеньи в Падуе. Евангельские сюжеты пред-ставлены Джотто, как реальные события. Живо повествуется о пробле-мах, волнующих людей во все времена:
- о добросердечии и взаимопонимании («Встреча Марии и Елизаветы», «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот»);
- о коварстве и предательстве («Поцелуй Иуды», «Бичевание Христа»);
- о глубине скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей ма-теринской любви («Оплакивание»);
- полны напряженности и пронзительно трагичны композиции «Воскре-шение Лазаря» и «Несение креста».
Разобщенность фигур и сцен, свойственных средневековой живо-писи. В работах Джотто создан связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Условный золотой фон заменил пей-зажным. Еще массивные и малоподвижные фигуры обретают объем и естественность движения. Трехмерное пространство решается опреде-ленным расположением фигур в отдалении друг от друга на плоскости стены («Явление ангела св.Анне»). Герои Джоттовских фресок обрели почву под ногами («Отправление Марии в дом Иосифа»). Появляются черты быта. Наиболее выразительна «Поцелуй Иуды»: в центре компо-зиции на фоне вздымающихся вверх копий и вскинутых рук - фигуры Христа и Иуды, выражая идею противопоставления двух разных профи-лей: благородного, ясного в безупречности форм, почти по античному прекрасного Христа - и безобразного, отталкивающего, с уродливо вы-пуклым лбом и дегенеративно срезанным подбородком Иуды. Образы его героев величавы и монументальны, язык живописи суров и лакони-чен, но понятен каждому входившему в капеллу. Его росписи позже ста-ли называть «Евагелием Джотто для неграмотных». В архитектуре по его проекту - замечательная колокольня Флорентийского собора, легкий сквозной силуэт которой контрастирует с мощным куполом собора и по сей день. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, вы-разительности движения - сделали его искусство целым этапом эпохи Возрождения.
Кватроченто 15 века полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Эпоха веры в си-лу разума, интеллектуализма, дух порядка и меры, тщательное изучение строения человека. В 15 веке решили и проблему перспективы. В тре-ченто она только назревала, в светской культуре кватроченто - видна прямая связь с ней культуры античности. Во Флоренции появляются первые художественные музеи, Платоновская академия, библиотека Ло-уренциана. Флорентийская школа 15 века - начинают проявляться черты нового стиля. Готическое здание (1295г) Флорентийского собора - Фи-липпо Брунеллески завершил в 1434г гигантским куполом. Фонарь вось-мигранного купола диаметром 43 метра, больше римского Пантеона, имеет пилястры античного характера с полуциркулярными арками, на ко-торые опирается перекрытие фонаря. А капелла Пацци при церкви Сан-та-Кроче (1430-1443г.г) - прямоугольная в плане, с шестью коринфскими колоннами на фасаде с карнизом на парных пилястрах, с портиком, вен-чаемым сферическим куполом, несет на себе черты конструктивной яс-ности, античной простоты, гармонии и соразмерности, что стало харак-терным для архитектуры Возрождения. Здание Воспитательного Дома стало образцом для всей архитектуры Ренессанса.
Скульптура. Донато ди Николо ди Бетто Барди, известный, как До-нателло: «Давид», «Апостол Марк», «Св.Георгий». Кондотьер Эразмо ди Нарни: «Гаттамелота» (пестрая кошка) - конный монумент военачаль-ника, главы наемных войск перед падуанским собором св.Антония. До-нателло назван одним из трех отцов с Брунелески и Мазаччо. Его ученик Андреа Вероккио был учителем Леонардо.
Мазаччо - Томазо ди Симоне Гвиди (1401-1428) решил проблемы, поставленные Джотто. Сцены росписи в капелле Бранкаччи флорентий-ской церкви Санта Мария дель Кармине превратились в Академию. «По-дать» и «Изгнание Адама и Евы из рая» - ясно размещены фигуры в пространстве, связанные между собой и с пейзажем. В «Подати» объе-динены три сюжета. В центре - Христос с учениками и сборщик податей у ворот города, Петр, вылавливающий рыбу с монетой-статиром для уп-латы налога, а справа - сцена выплаты. Принцип соединения трех сцен еще архаичен, но решена линейная и воздушная перспективы. Портрет-ные сходства: слева от Христа - Донателло, в крайнем правом - Мазач-чо. Правитель Флоренции Козимо Медичи, внук его - Лоренцо Медичи («Лоренцо Великолепный», 1449-1492). Трезвый, жестокий политик, но и один из образованейших людей своего времени: поэт, философ, гума-нист, меценат, язычник по мироощущению, но склонный к религиозной экзальтации. Превратив свой двор в центр художественной культуры художников Боттичелли и Микеланджело. Сандро Боттичелли (1444-1510) - ученик Филиппо Липпи. Его картины «Рождение Венеры» и «Вес-на» - декоративность, нарядность, лирический и романтический харак-тер образов, «готицизмы» (удлиненные невесомые фигуры), трагически нервные лица. «Саломея», «Изгнанная», «Оплакивания» - навеяны тра-гедией Савонаролы, доминиканского монаха.
Высокий Ренессанс совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. ИЗО - пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможно-стей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. Выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, человека-героя, сумевшего подняться над повседневностью.
Леонардо да Винчи (1452-1519) - «Мадонна с цветком» (Бенуав-лад), «Благовещение» - влияние Боттичелли, но в письме к Моро Лодо-вико (устроитель мостов, фортификатор, строитель судов, мелиоратор, зодчий, скульптор, живописец, изобретатель, математик и анатом, 1482-1499). В архитектуре - проект идеального города, в скульптуре - конный монумент, в живописи - большой алтарный образ. Первая алтарная мо-нументальная композиция «Мадонна в гроте» начата во Флоренции (портрет жены купца дель Джокондо Моны Лизы. Обобщенный портрет при сохранении индивидуальных черт, главная идея - чувство собствен-ной значительности, высокое право на самостоятельную духовную жизнь, достигнуто и плавным контуром фигуры, и мягкой моделировкой лица и рук, окутанных «сфумато», не допуская натурализма, создает ощущение живого тела, в котором еще Вазари увидел биение пульса.
13
Виктор Гюго о готике: «Книга архитектуры не принадлежала боль-ше духовенству, религии, Риму, но - воображению, поэзии, народу. В эту эпоху существует для мысли, выраженной в камне, привилегия, совсем подобная нашей свободе печати: это свобода архитектуры идет очень далеко. Подчас портал, фасад или целая церковь представляют симво-лический смысл, абсолютно чуждый культу или даже враждебный церк-ви».
Богословские догматы были для целых поколений художников-ремесленников чисто внешним, формальным «заданием». Они служили богу иначе: «сплетали корону господу из всех живых существ» по выра-жению одного ученого и доверчиво рассказывали, как могли, о своей жизни, своих мечтах и страданиях. Есть средневековая легенда о жонг-лере и Богоматери. Бедный странствующий жонглер всю жизнь тешил людей своими танцами и фокусами, ничего другого он не умел и не знал никаких молитв. Однажды, попав в монастырь и оказавшись перед обра-зом Мадонны, он искренне захотел послужить ей и стал усердно кувыр-каться и проделывать акробатические трюки. Мадонна благосклонно приняла посильный дар, идущий от чистого сердца. Эта легенда помога-ет нам понять существо и смысл средневекового искусства. Когда сред-невековые мастера населяли церкви массой разнообразных лиц и сцен, они, очевидно, тоже верили, что Мадонну волнует то же самое, что и людей? Искусство говорило о жизни, а она была не только интересна, но жестока и драматична. Нужно вспомнить, какие бедствия несли с со-бой крестовые походы. И с каким безрассудным мужеством отчаяния пускались в эти походы массы обездоленных, «процессы ведьм», эпи-демии, опустошающие целые области, постоянные международные войны и многое другое. Тогда станет понятным преобладание драмати-ческого пафоса в произведениях готики.
В Византии жизнь была не менее жестокой, но там искусство на-ходилось под таким строгим контролем привилегированных кругов, что на ее долю оставался лишь золотой фасад, и ему трудно было пробиться к глубинам народной жизни. В Европе не было такой централизации власти, голос «низов» в искусстве был отчетливо слышен.
Романский стиль - выражение целой большой эпохи, классичнее всего выражен во Франции и Германии. Государства тогда представляли отдельные, замкнутые, вечно враждующие феоды (поместья), каждый феод был крепостью. Сильнейшими феодами были монастыри. Набеги и сражения составляли стихию жизни. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает всё романское искусство.
Соборы в Вормсе, Шнейере и Мйнуе - снаружи ничего лишнего, архитектурный декор очень сдержан, только аркатуры поддерживают основные линии. Но внутри - мир каменной летописи средневековья. Епископ Бернард Кледовосский в 17 веке возмущался: «Для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная дико-винность, эти странно-безобразные образы, к чему тут грязные обезья-ны, дикие львы, чудовищные кентавры? К чему полулюди и пятнистые тигры? К чему воины, в поединке разящие, и охотники трубящие? Здесь - под одной головой видишь много тел, там - наоборот, на одном теле - много голов... Столь велика, в конце концов, столь удивительна пестро-та самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размыш-лять о законе божьем, поучаясь...»
А образы эти пришли в романское искусство из языческих народ-ных культов, сказок и басен, из животного эпоса. Пришли и осели там так прочно, что переселились затем в готику и даже в искусство Северного Возрождения. Романский бог - не парящий высоко над миром Вседер-житель, а судья и защитник, способный обуздать твердой рукой насиль-ников. Романское искусство, кажущееся сначала грубым и диковатым в сравнении с утонченностью византийского, но при всей его суровости, в нем есть искренняя и пылкая экспрессия. На дверях гидельгеймской церкви св.Михаила тощие, некрасивые фигурки живут напряженно-страстной жизнью: сражаются, падают, ликуют, приходят в отчаяние. Адам и Ева бегут навстречу друг другу, протягивая руки. Ева, оправды-ваясь в своем грехе перед ангелом, выразительно указывает пальцем на змея, как виновника и подстрекателя. Какая яркая, простодушная сти-хия ворвалась и заявила свои права! Но это один из ранних памятников начала 11 века, а вот уже статуи Шартрского собора - зрелые, прекрас-ны образцы романского стиля, граничащие уже с готикой. Шартрский собор преимущественно готический, лишь его западный портал периода Высокого Возрождения совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Его ИЗО было пронизано гума-низмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в торжество прогресса. ИЗО Высокого Возрождения от-решается от частностей, незначительных подробностей во имя обоб-щенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных его отличий от раннего. В картине Андреа Вероккио «Крещение» фигуру ангела писал Леонардо. К уходу из мастерской «Мадонна Бенуа» (с цветком), «Благовещение» Леонардо еще под влиянием Боттичелли (по детализации), но цветовой строй, спо-койная, совершенная красота Марии и архангела, композиционная упо-рядоченность говорят о характерности Высокому Ренессансу.
Леонардо в архитектуре - проект идеального города, в скульптуре - конный монумент Франческо Сдюруа, в живописи - большой алтарный образ «Мадонна в гроте», роспись стены в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацце в Милане, «Тайная вечеря».
Рафаэель (1483-1520) - тондо «Мадонна Конестабиле». Оттенки чувств в идее материнства, соединив лиричность и эмоциональность с монументальным величием. Но «Сикстинская Мадонна» - идеализация уступает место трагическому чувству, синтез идеала античной красоты с духовностью христианского идеала.
В 1898г - выход первого номера журнала «Мир искусства» в Пе-тербурге стал итогом десятилетнего общения группы живописцев и гра-фиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960). Глав-ная идея объединения выражена в статье «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок» Сергея Павловича Дягилева (1872-1929), мецената и знатока искусств. Основной целью объявлялась красота в субъективном понимании каждого мастера, что давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что было для России ново и необычно.
«Мир искусства» открыл для русской публики начало интересных, не известных ей ранее явлений западной культуры, как, например, фин-скую и скандинавскую живопись, английских художников-«прерафаэлистов», графику Обри Бёрсли. Огромное значение для это-го объединения имело общение с литераторами-символистами. В №12 журнала была опубликована статья Андрея Белого «Формы искусства», и с тех пор крупнейшие поэты-символисты регулярно печатались в нем. Но «Мир искусства» не замкнулся на символизме. Он стремился не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой сво-бодной, творческой личности. Но разногласия между художниками и ли-тераторами привели к закрытию журнала в 1904г. Возобновление дея-тельности объединения в 1910г не могло вернуть ему былой славы, но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключало внимание мастеров с вопросов содер-жания на проблемы формы и изобразительного языка. Отличительная особенность лирикоискуссников - их многогранность. Они занимались живописью и оформлением театральных постановок, декоративно-прикладным искусством, но важнейшее место в их наследии принадле-жит графике. У Бенуа - иллюстрации к «Медному всаднику» А.С.Пушкина (1903-1922г.г), главным «героем» всего цикла иллюстраций стал Петер-бург. Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим уби-вающего его.
Самая яркая страница творчества Льва Самуиловича Бакста (Ро-зенберг, 1866-1924). Наиболее интересные его работы связаны с опер-ными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже (1907-1914), своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым. Он выполнил эскизы декораций и костюмов к опере Р.Штрауса «Саломея», сюите Римского-Корсакова «Шехерезада», ба-лету К.Дебюсси «Послеполуденный сон фавна» и другим спектаклям. Особенно интересны эскизы костюмов, ставшие самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа, глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество. Для многих лирикоискуссников главной темой стало обращение к прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было 18 столетие и весь период Рококо. Художники не только пытались воскресить это время в своем творчестве, они привлекали внимание публики к подлинному искусству 18 века, фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонара, своих соотечественников - Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого. С образами «галантного века» связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и парки представлены, как прекрасный и гармоничный, но покинутый людьми мир.
Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) предпочитал изображать кар-тины русской жизни 18 века. С особой выразительностью мотивы роко-ко проявились в работах Константина Андреевича Сомова (1869-1939). Его отец был хранителем коллекций Эрмитажа, и сын, закончив Акаде-мию художеств, стал великолепным знатоком старой живописи. Сомов блистательно имитировал техники старой живописи в своих картинах, рано приобщившись к истории.
Свидетельство о публикации №209120801102