Поверхность

Верующий в Сына Божия, имеет cвидетельство в себе самом.
(1 Иоан. 5 : 1О)

И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.
(Откр. 22 : 4)


В моем становлении человека и христианина роль огромную, несказанную сыграло искусство. Искусство звука. Искусство слова. Искусство изображения.

Им отданы были годы и годы ни с чем не сравнимой радости, насыщения сердца и благодарности тем, кто подарил мне это, кто был послан в мир Творцом и сам послал в будущее свой благодарный отклик всевечному Богу.

С мыслью о них, с молитвой, с низким поклоном их судьбам, их сердцам, рукам, глазам, их бессмертным душам – аз грешный кладет к подножию их творений эту главу – свое скромное приношение.



I



Не казалось ли вам, что события Творения – изумительно сжатым, сильным и емким языком описываемые в Главе первой Книги Бытия, – есть запечатление Акта  х у д о ж е с т в е н н о г о?..

Вслушайтесь и вглядитесь духовным оком, настройте воображение: се – С л о в о, первородный  Л о г о с  открывает грандиозную метафору созидания Всего из Ничего, вот – предел мощи выражения и предел обобщения в изображаемом и в описании:



"Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою."

(Быт. 1 : 1-2)



Монументальность, необозримый космизм и эпичность в этих нескольких, таких простых словах. А еще – неимоверная тоска  о д и н о ч е с т в а  Того, Кто во Вселенной – пребывает один в Духе и Знании.

И Дух Его носится над первозданным Океаном во тьме – в поисках т о г о, кому можно отдать свою невостребованную и неисчерпаемую энергию Любви. Ищет – но не находит  т о г о, кого – еще  н е т  в Мироздании, н е т – н и г д е.

И в этих первых мгновениях Бытия – помимо безграничности переполненной самою собой созидательной Силы – безмерная суровая печаль, печаль ищущей отклика безответной Любви.

Так рожден не только Космос, не только Свет и Тьма. Так с первым творческим Актом в мир входит  И с к у с с т в о, воистину Божественное начало и форма Духа. Еще нет нигде ничего в черной пустоте неохватной бездны, но  уже означена в мире тема страдания Сущего. Тема Души, томящейся, ищущей сопонимания и сердечного отзвука, уже выражен внутренний конфликт, требующий развития и разрешения.

В перводействе Творения заложена  з а в я з к а – завязка драмы, д р а м ы   н а   в с е   в р е м е н а, в которой – скрыт движущий импульс истории, импульс ожидания и надежды на встречу двух любящих сущностей, двух любящих сил.

Величайший  А в т о р, величайший Художник, Ваятель, Творец Неба и земли и Причина Причин в Себе Самом – жаждет приложения Своим любовным силам, исторгая из Себя мысленную волю, – и мир, рождаясь, пресуществляется в первом сюжете.

Новорожденный мир – оживает, пробуждаясь из Небытия. Эта картина становления и заполнения Вселенной посылаемыми мысленной силой веществами, стихиями, тварями – столь прекрасна, одухотворенна и волнующе-увлекательна своей величественной непреложностью, своим радостным пафосом созидания и уникальностью событий – со сменой состояний от безбрежности печали до ликования жизни,  что даже в слабом воображении человека она предстает потрясающей феерией.

Величайший Художник созерцает Свои Творения – и всякий раз, после каждого Дня Трудов – удостоверяется, что созданное Им – х о р о ш о.

В Нем утверждается уверенность мастера: все сложней, многообразней и громадней становятся Его задачи – День ото Дня.

В этих деяниях – мощь неслыханного симфонизма, заряд вдохновенной страсти и оптимизма, но... но в то же время – неизъяснимое вселенское одиночество не оставляет Творца.

Минуют – Первый, Второй, Третий, Четвертый Дни... Не станем вступать в старый и неразрешимый метафизический спор о длительности этих Дней. Да полно, – важно ли для Отца мира и Времени – тянется ли  Е г о  Д е н ь  крохотные геоастрономические двадцать четыре часа по человечьему измерению – или сотни миллионов лет геологической эпохи?.. У Господа – единый миг равен вечности.

Проходит и кончается Пятый День Творения. В чем испытывает недостаток, в чем неполнота и в чем нужда  Т о г о,  К т о  заключает и вмещает в Самом Себе – в с ё?! Ведь по окончании Божественных трудов каждого из Дней Творения мир, явленный Вдохновением Господа,  по-своему гармоничен, целостен, в нём – своя внутренняя завершенность, и он может оставаться таким во все последующие времена.

По истечении каждого из Дней Шестоднева – наступает своя исполненность Мироздания, и каким бы ни был он тогда – лишь разведенным на полюса симметрии нерасчленимым двуединством Света и Тьмы – или уже кишащей мириадами плавающих, порхающих, прыгающих и ползающих тварей поверхностью земли и водной пучиной,  немыслимо сложная организация соподчиненности взаимообусловленных и необходимых друг другу элементов представляет зрелище поразительной красоты, фаустово "остановленное мгновение" – и д е а л  с о в е р ш е н с т в а.

И тем не менее... И тем не менее – Господь не удовлетворяется результатами ни Первого, ни Третьего, ни Пятого Дней... Богу потребовался Д е н ь  Ш е с т о й. Стало потребно иное, ото всего прочего  отличное живое создание, тварное существо высшего предназначения, которое  о д н о  изо всей живой и неживой природы было бы достойно и правомочно нарушить извечное космическое одиночество Бога, существо, сотворенное по Образу и Подобию Его Самого. подобное Ему – не столько во внешнем, но – в  духовном, в том. что оно одно  изо всего, созданного Господом, наделено Его собственными свойствами Сверх-Существа: мыслью, чувством личной свободы воли и долга, осознанным стремлением к гармонии и красоте и – даром творчества.

Явилось создание, призванное не просто плодиться и размножаться, наполняя собою землю, – но вложенными в него Д у х о м  и  Мыслью отображать в своем сознании Бытие Божие; особь, призванная вступить в некий континуум с Богом, в некое неразрывное единство необходимой дополнительности двух духовных начал – Бога и человека.

Так во Вселенной была явлена грандиозная по тайному смыслу и значению мистическая коллизия нерасторжимой их связи.

Господь-Отец – открылся Своему духовному детищу как наивысшая необходимость его полного самоосознания в мире, как вечно манящая и вечно недостижимая цель саморазвития и духовного роста всего вида и личности.

И в то же время человек, способный к Богопостижению, жизненно необходим Самому Творцу – для осмысления Его Трудов, для Его отождествления, для подтверждения и объективизации Его Бытия, удостоверенного самостоятельным внешним независимым разумом.

Лишь с появлением человека, понявшего и узнавшего о существовании Бога – в мироздании происходит некая кардинальная качественная перемена: великий монолог Бога превращается в поразительный диалог.

Существо  H o m o  S a p i e n s  необходимо Создателю как свободная мыслящая субстанция, могущая объять разумом и оценить в доступных ей пределах содеянное, сотворенное, воплощенное и одухотворенное Им, Господом, то есть человек нужен Богу как зритель, содеятель, свидетель и собеседник, способный почувствовать и понять, что Дела Господни и Творения Его бескорыстны и в самом деле – хороши.

Это великое заветное единство взаимодополнения и взаимозависимости Отца Небесного и человека на земле, их согласие, содружество и союз – есть краеугольное священное ядро мира, величайшая по накалу и значимости конечного смысла вселенская драма.

Человек создан и призван в мир для осознания Сущего, Который не может пребывать лишь в самодостаточности Абсолюта и ищет существа, способного с сотворчеству и сопереживанию.

Этим суждением утверждается и подчеркивается громадная космическая роль человека, его Миссия разумной материи, его задача  У ч е н и к а, наполняющего смыслом бытие  У ч и т е л я.

Но тем же обозначается и антитеза: человек, живущий в н е  Б о г а  и б е з  Б о г а,  проживает назначенный ему срок  в п у с т у ю, ибо такой человек не исполняет самой главной, возложенной на него, действительно с в я щ е н н о й  о б я з а н н о с т и, дающей право на полное человеческое звание.

Человек  б е з б о ж н ы й  обделен в том главном, в том первейшем и единственном, что наполняет действительным смыслом его индивидуальное существование.

Ибо вне зависимости от причин, обстоятельств и мотивов, человек б е з б о ж н ы й  отсечен чувственно, духовно и интеллектуально от целостного Мироздания.

Его сердце глухо к главным импульсам, приходящим Свыше, незрячи его глаза и сном преходящей суетной повседневности скована его душа. Бесчисленные указания всеместного Божьего присутствия, щедро посылаемые каждому, – не достигают его, проходят мимо и ускользают не понятые, не затрагивая самого ценного в нем, и вследствие этого он оказывается вне самых сильных, глубоких и прекрасных переживаний и чувств, какие мы вообще можем испытать в жизни, рождающихся лишь в состоянии осознанных реальных личных отношений с Иной Личностью непостижимого всевмещающего масштаба.

И это  –  т о ж е  д р а м а, драма неверия, драма несостоявшихся отношений, неслучившейся Встречи, трагедия упущенного, неиспользованного Дара, неосуществленного истинного  П о д о б и я.

И здесь невероятно важно понять, что отношения Бога и человека – тоже есть Акт творчества, доступного всем, Акт творчества  с о в м е с т н о г о, причем А к т – подтвержденный, запечатленный и реализованный на земле.



II



Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы.

(Пс. пс. 81, 6)



Лишь великой любовью и великим доверием Бог-Отец так возвышает Свое мыслящее чадо, что сравнением и подобием возводит до Самого Себя, открывая всякому из живущих путь к Себе.

И недаром Перлом творения до скончания времен назван человек.

Лишь любовью и безмерным уважением Бога к человеку и к правам его, любовью к каждой посланной для жизни в мире душе, надеждой и упованием на нее – можно объяснить наделение ее этим собственными Божескими Дарами:  любить и творить.

Быть может, именно постижение всей меры этой Божьей Любви – пробуждает в людях пылкое, ни с чем прочим не сравнимое встречное чувство благоговения, безоглядной счастливой преданности Ему и благодарности, находящих выражение в миллионах ежесекундно посылаемых ввысь мысленных славословий и молитв.

Обращаясь к Нему, человечество в лице каждого чада Божия стремится выразить себя в некоем любовном ответе, в любовном отзвуке души и сердца.

Молятся и возносят благодарения и те редкие в людском сообществе представители вида и рода. кто особо призван, выделен и отмечен Богом, те, кто по воле Отца наделены чудодейственным даром и правом переносить свою просветленность боговидцев – из таинственных хранилищ собственных душ – в живую реальность.

Великий Ветхозаветный Акт сотворения человека Богом – оборачивается в душах таких людей-творцов ответным стремлением: сотворить Образ Божий из пламени собственной любви к Нему, сотворить и нанести, оставив в нетленности эти священные изображения на всевозможных земных материалах – на глади храмовых стен, плафонов, купольных сводов, на тканых холстах и шелках, на древесных досках и металлических пластинах, на стекле и камне...

Из праха земного, из Своего Вдохновения, Надежды и Любви содеял Господь человечество-Адама.

Из среды человеческой Любовью Божией явлен миру Спаситель мира – Богочеловек Иисус.

И вот уже скоро две тысячи лет – во Славу Божию, во Славу Святого Триединства и во славу человеков – богоизбранные люди-художники – вновь и вновь, всегда по-новому и на свой лад дерзновенно пытаются повторить зеркально на земле  т о, что было сотворено И м в День Шестой на Небе: вершат таинство высочайшего мистического напряжения – в тиши мастерских – из того же праха земного, из земляных красок, из вдохновения и любви сотворяют в экстазе творческого священнодействия дивные Образы Отца, Сына и Духа Святого, образы земных людей, освященных праведностью, стойкостью в вере и особой приближенностью ко Христу – резцом, грифелем, кистью и умелой голой рукой – из глины и камня, из дерева и бронзы, с надеждой на вечность пытаются воплотить в реальности Облик  Бога – по образу и подобию  ч е л о в е ч е с к о м у.



III



Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

(1 Кор. 3 : 11)



Боже, да сколько же их на земле!.. Сколько и х... – этих чудесных задумчивых Лиц, этих – в певучих линиях, в цвете и форме сложенных людских молитв!..

Сколько дерзаний, подступов, поисков и откровений – остановлено навек на плоскостях и в рельефах, сколько в мире – этих  благословенных поверхностей, заряженных на века и века неиссякаемыми токами веры, вошедшими в порывах молитвенных предстояний в крупицы красочных пигментов, в переплетения холстов, в волокна иконных досок и в молекулы бронзового литья!..

Сколько открытий сделано и сколько загадок запрятано в сложнейшую символику линий и знаков, в созвучия оттенков...

И ныне, на рубеже Третьего тысячелетия Его Славы, Его мучительного победоносного шествия через кровь и огонь пожарищ, в звоне больших и малых колоколов и в громовом слитном хоре миллионов и миллионов голосов, произносящих одновременно единым страстным выдохом вслух и в душе на сотнях наречий со слезной нежностью, стыдом, удрученностью раскаяния и надеждой на милость – Имя Его... – сокровенным духовным зрением окидываешь города и земли, материки и страны, – и великая сила молитвы переполняет сердце пришедшим от Него Самого Словом:



- О Т Ч Е  Н А Ш!..



И тотчас при сем молитвословии – исполняешься заветным огненным трепетом всеобщей надежды на счастье и спасение, проникаешь во всё – и всюду видишь и находишь неисчислимое множество Его Лиц: в соборах городов и в забытых полуразрушенных придорожных часовнях, над колыбелями новорожденных и в тихих залах музеев... – одаривающие Благодатью  поверхности намоленных икон, живописных картин, мозаик, росписей, дешевых литографий и бесценных гравюр, тончайших эмалей, резных и изваянных фигур на Крестах Распятий...

Во всех краях, во всех местах земли – взирает в жестокий грешный мир Его Образ: похожие и не похожие друг на друга изображения, столь различные, но неизменно мгновенно узнаваемые неповторимые черты Божественного Лика: пронзительной силы и умудренности глаза, святое ясное чело, величавая кротость, мягкая устало-горькая улыбка всеведения – или сурово-строгая линия гнева и боли на устах...

Лики на плоскости, но в них уходишь и погружаешься, как в бездонную глубину.

В Это Лицо – смотришь всю жизнь, смотришь неустанно – во дни радости и скорби, смотришь, узнавая Неизреченное и никогда не насыщаясь, всегда надеясь и втайне ожидая встретить Его обращенный к тебе взгляд и стремясь к Нему...

Его Взгляд – встречает тебя при рождении, сопровождает во все дни жизни и провожает по отходе с земли, взыскуя и сожалея, радуясь и торжествуя среди мрака мира. Живешь, страдаешь, грешишь и ошибаешься в незримом луче Его Взгляда – и вновь приходишь, вновь становишься под Его Благословение, склоняешься и припадаешь, весь обращаясь в веру, – порой забывая, что эта спасительная  б л а г о д а т н а я  п о в е р х н о с т ь, последнее твое прибежище и надежда, – р у к о т в о р н а, что по воле Господа и силою молитвы – она создана  л ю д ь м и.

Их миллионы и миллионы на земле... В Америке и Африке, в Японии и Испании, на перекрестках дорог и в каютах плывущих кораблей... они спрятаны в миллионах ладанок и образков на груди, они невидимо дышат и пламенеют в толщах книжных страниц, они орошаются слезами и покрываются поцелуями – в больницах, тюрьмах, в кабинах космических кораблей, они сопутствуют людям в путешествиях, восходят на вершины и погружаются в бездны, они охраняют вечный сон великого сонмища усопших и возрождают к жизни изверившихся и падших... В минуты страха, в минуты потерянности и горя – к ним прибегают, в них отыскивают и находят опору люди веры, ибо эти Лица на поверхностях изображений, эти спокойные взгляды праведных и несокрушимых в преданности Христу, есть освященные символы твердой Божьей поруки.

Вечно молодой Иисус... Величавый Старец – Отец Всемогущий... Парящий в лучах Силы и Славы бессмертный голубь – пречистый образ непостижимого Святого Духа... Покорные Божьей воле и грустные в блаженном умилении глаза Богородицы Марии, исполненные священного воодушевления Апостолы и пророки – изумительным чудотворным людским искусством обращены они к людям, и в том – развитие темы великой мистерии Любви и Постижения, великий союз Вседержителя с вверенным Его попечению человечеством.

Равно ласков, испытующ, печально прозорлив и просветлен неугасимый Иисусов Взор. Пред этим Лицом Сына Божия и Сына Человеческого – столетия и столетия христиане мира: французы, немцы, португальцы, болгары, темнокожие эфиопы и краснокожие индейцы из обращенных, эллины и иудеи всех языков и наречий – проживали главные свои часы.

Одни – признавали и допускали в обрядах Его рукотворные Образы, другие – отрицали и отвергали, но так или иначе перед всеми незримо стояли Его Лицо и глаза.

Пред ними – испрашивали сил и здоровья и исповедались в преступлениях, искали утешения и усмиряли гордыню, пред ними, нанесенными на плоскости или вылепленными из вечной глины, произнесены неисчислимые слова молитв женщин и мужчин, детей и старцев, здоровых и недужных, великих грешников и смиренных угодников, – и каждое слово, каждая мысль, каждая просьба, признание, обетование и стон сокрушенности  остались в слоях поющих или померкших красок, в таинственной поверхности иконы, скульптуры или картинного полотна, в незримом Свете, испускающем жар неведомых лучей.

Так силой богоданного таланта и мастерства происходит чудесное, поистине  сверхъестественное: исчезает время, истаивают границы веков и десятилетий, стирается непреодолимая разъединенность поколений и вероучительных догматов, сплавляются воедино эпохи – Иисус всех собирает вместе за столом Вечери над общим Хлебом и Вином – созывает всех, уверовавших и принявших Его в свои сердца, – великую рать верных благодарных христиан.

И ты – среди них, за общим столом Нового Завета, причисленный ко всем прочим, равный среди братьев, посланный для испытания в мирскую юдоль, чтобы, прожив отпущенное, предстать перед Его Судом.

Никто не случаен из родившихся, никто не случаен в этом воинстве совместно вкушающих в Благодарении Его Плоть и Кровь – символ Завета.

Не по пустой прихоти бездушных стихий послан в мир и ты.

На твою ответственность, на твою волю и выбор даровано тебе на время твое конечное бытие. Сумеешь ли распорядиться, сумеешь ли должно воздать Дарителю, сможешь ли оправдать Божье доверие, сможешь ли оправдаться?..

В музее перед картиной или во Храме перед Образом – стоишь, как перед концом мира: у земных рукотворных подобий Божиих, встречаешь направленный прямо в твое сердце неотступный, требовательно-вопрошающий взгляд Христа, взгляд уходящий за пределы времен, всезнающий и спокойный, струящий крепость Духа и светлую благость сострадания, взгляд милосердный и непреклонный, пронзающий века, – и весь ты до конца и без сомнений предаешься Ему – познанный до самого дна, очищенный и обновленный.

И в этот час, в эту самую минуту, когда пишу или когда вы читаете написанное, – эти прекрасные, огромные, исстрадавшиеся за каждого из нас глаза  – усталые, но не побежденные тысячелетней тяжестью совокупного людского греха, – все так же бесстрашно, твердо и прямо устремлены в пространство и время нашего мира, как неугасимые путеводные Огни Истины, светящие человечеству.



IV



Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому то это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

(1 Кор. 9 : 16)



И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.

(Кол. 3 : 23)



Благословенны вещества, составы и соли земные, пошедшие в употребление для достижения этих чудес Искусства!

Благословенны души, воспарившие над сутолокой мирской, умы, послушные указанию Божию, замыслившие и создавшие эти творения! Да прославятся чуткие руки, изобразившие невыразимое – столь уверенно и совершенно!..

Ткачи и каменотесы, искатели разноцветных минералов, перетершие камни в пылевидные пигменты солнечных красок, сеятели и рыболовы, добывшие камедь и клей для связующих эмульсий и покрытий тканей, ремесленники и знатоки древних секретов – из тягучей смолы извлекшие летучие благовонные лаки... благословенны все вы – к святым деяниям блаженных изографов и живописцев присовокупившие свой труд, знания и усердие вдохновенных!..

Все вошло, впиталось и вплавилось в простую поверхность, наполнив плоские глади и извитые выступы и впадины рельефов поразительным мистическим содержанием подвижнической веры.

Ибо молясь перед киотом или созерцая полотна в рамах, осмысленно или не отдавая себе в том отчета, мы во власти наслаждения Гармонией, в завороженности любования, и в этой экстатической утонченности и непогрешимости форм, в этой недосягаемой безупречности изображений на плоскостях поверхностей, в этих свободно льющихся объемах скульптурных фигур, отставленных в нужный миг по интуиции создателей во соблюдение идеала пропорций и как бы овеянных живым дыханием, нельзя не ощутить того же проявленного Богоподобия человека-творца, мастера и умельца, земного грешного существа – молитвой прорвавшегося к горним высям Неба.

Безмолвно взираешь... уходишь мыслью к истокам творений, рожденных устремленностью к Богу, – и видишь людей, живущих, казалось бы, обыкновенной жизнью сообщества своего времени: в поте лица труждающихся упорных иноков-иконописцев, мастеров светских и придворных, работающих по желанию властителей городов и надменных кардиналов, по заказам богатых купцов и простых обывателей, по поручениям приходов, настоятелей храмов и монастырей... Иные – прославлены, иные – безвестны, одни – осыпаны милостями знати, другие прозябают в нищете, одни – жизнелюбцы, другие – аскеты, эти – в рваных сутанах и подрясниках, а те – в бархате и кружевах...

Но... Но все они – равны – перед пустой поверхностью, когда подступают к работе, и до странности схожи тогда выражения их лиц.

В великой сосредоточенности, в предельной концентрации духовных, умственных и мускульных сил – подобно остриям громоотводов, они ловят разряды небесных молний, притягивают и поглощают неведомые энергии высшего Знания, и сосредоточенность их – сродни  молению о Чаше: "не как я хочу, но как Ты".

Сейчас они – проводники... проводники Священного Огня, что так ярко пылает перед их внутренним взором, они – за чертой всего суетного и мирского – чрез них будет сказано Несказанное.

Тайна момента сего – велика есть.

Перед ними – п о в е р х н о с т ь.

Неизвестность будущего.

Их поле сражения с сатаной и распадом.

Грунтованный холст, натянутый на подрамник. Доска липового древа, покрытая млечной белизной левкаса. Бесформенный монолит камня – песчаника, мрамора, известняка или гранита, таящего покуда невидимый лик святого подвижника или великомученика, обретающего стигмы во имя Иисуса Христа. 

Неподвижность тишины... В руке их – рабочий инструмент претворения в материю духовного трепета: легчайшая тонкая кисть, виртуозный каленый штихель гравера, умелое храброе долото...

Миг...  и начнет воплощаться из Ничего – чудесное, наполняя пустую двухмерность или сокрытую глубину древа или камня тем огнем, то видится лишь одному Богу и творцу.

Жестко-установленный ли абрис иконографического канона – иль полная свобода выбора и решения мастера ждет эту нетронутую пока поверхность?

Художник испрашивает у Неба благословения своим усилиям, душа его молит о помощи Предвечные Силы. Без  н и х – все тщетно.

И вот... вот!.. – сего не спутать ни с чем: каждой клеткой и каждым волосом вбирает художник нисходящую свыше щедро льющуюся Благодать.

Ради вот этого часа он и рожден – отобразить и оставить навеки в мире  Божий Портрет...

Где совершается  это, где происходит вновь и вновь? В потайных ли пещерах-катакомбах – впервые в истории безвестный изобразитель срисовывает со Священного полотнища Нерукотворный Лик?..

Евангелист ли – Святой Апостол Лука пресуществляет в Образе Откровение сердца?

Иль в солнечно-золотой таинственной Византии – впервые слагается нерушимый канон?

Толедский ли грек Доменико Теотокопули, прозванный испанцами Эль Греко, – воплощает дивные лица избраннейших учеников Христовых – Первоапостольных Петра и Павла?..

Иль монашествующий богомаз Андрей наносит   на    доску   небесный голубец Ангельских риз,   янтарную  вохру  райских фонов и багряную киноварь Вина в Чаше Нового Завета?..

Поверхность оживает, преображается... возгорается сиянием. То не кумир и не идолище приходит в мир. То – красочные звуки и гласы  и н ы х  я з ы к о в  по наитию Духа Святого и по пророчествам Святых Отцов родятся среди мрака в радужном спектре Божественных цветов.

То – Знаки свершений, Знаки Божьей любви, начертанные руками человеческими, изображенная песнь и молитва, и если вслушаться и всмотреться – сердечного зрения и слуха достигнет и коснется бессмертное, непобедимое в веках:


- О Т Ч Е  Н А Ш!..


1992


Рецензии
Бог-это вселенная!
Вселенная существовала вечно- если мы признаем вечность Бога!
Сотворить вселенную за Шесть дней- значит МИЛЛИАРД раз ПОВТОРИТЬ сотворенное!

Виктор Хажилов   08.12.2009 19:15     Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор! Я приветствую Ваше допущение бытия Божия, но, естественно было бы задать вопрос: Вселенная как сущность материальная - возникла сама по себе, возникла из ничего? А проблема Шестоднева такая старая и неразрешимая. По крайней мере, ответ лежит и всегда останется за пределами возможностей человеческого знания. Так мне кажется. С искренним уважением,

Феликс Ветров   08.12.2009 22:43   Заявить о нарушении