Судьба гамбаряна

Здесь публикуются воспоминания мужа моей покойной сестры, моего старшего  товарища и просто мудрого человека - Ардо Гаспаровича Гамбаряна, дай ему, Бог здоровья!..

АРДО ГАМБАРЯН

СУДЬБА


2002

                От издателя

Каждому человеку, достигшему такого «солидного» возраста, как Ардо (или, как называли его все ближние, - Артур) Гаспарович Гамбарян – есть, что вспомнить о своей, увы, так быстро промелькнувшей, но столь насыщенной событиями жизни, есть и право, и возможность порассуждать о СУДЬБЕ. Такой же «философ» от природы, как Артур, просто обязан был поделиться своими рассуждениями и с окружающими, и с потомками (о чем я ему неоднократно напоминал и, наконец, «выдавил» из него эти, пусть очень краткие, но всё же описания всех перипетий его 75-летнего «пребывания на нашей планете» (поскольку сам он так часто говорил, что, наверно, и сам верил в своё «неземное» происхождение и свою миссию научить людей добру и справедливости). Когда все мы были несколько помоложе, Артур очень любил поговорить на такие темы и часто высказывал такие оригинальные мысли, что заставлял и слушателей поверить в его связи с «космическим разумом»…
Мне посчастливилось познакомиться с Артуром еще в конце пятидесятых годов прошлого столетия, когда в нашей семье появился этот будущий муж моей сестры Жанны, в отличие от многих «лиц кавказской национальности» - очень скромный, даже застенчивый, но очень приятный в общении человек. Сам Артур считает, что его юность прошла под влиянием службы в армии, а вот моя юность прошла во многом под влиянием этого интереснейшего человека. Пусть не всегда я старался ему подражать, пусть даже иногда брал с него «пример, как не надо делать», но мы стали настоящими друзьями на всю жизнь (которая, увы, промелькнула слишком быстро, и многих уже нет среди нас, в том числе и единственной моей сестры Жанночки)… Даст бог, и я когда-нибудь «разрожусь» воспоминаниями, в которых, конечно, достойное место займет и Артур Гамбарян. А сейчас хочется ему пожелать здоровья, долголетия, неиссякаемого оптимизма и веры в то, что человечество когда-нибудь поумнеет, что всё будет хорошо…
В былые годы, когда Жанна увлеклась формированием семейного архива, изучением нашей родословной и созданием «генеалогических деревьев» Голубковых, Мироновых, Слесей, Гамбарянов, Артур часто говаривал ей: «Жена, это всё – детские дела!»… Теперь, в минуты беспросветной тоски, он пересматривает ее труды и не скрывает слёз… Наверно, это и послужило толчком к написанию первой (надеюсь, не последней) рукописи его воспоминаний). Я же, пока жив, всегда готов из его «русско-армянских каракулей» оформлять новые книги воспоминаний, философских рассуждений и невероятных идей этого интереснейшего человека. Было бы, кому читать!..

                П.Голубков

ДЕТСТВО

Родился я 6 марта 1933 года в семье Гаспара и Верон Гамбарян. Семья наша была большая: три брата и сестричка, я был самым старшим. Жили мы, как говорится, не богато, такое было время. После революции новая страна строилась, постепенно и людям становилось лучше потому, что советская власть учила всех становиться лучше, стать людьми «с большой буквы», что значит быть честными, справедливыми, добрыми, любить всех людей, независимо от их национальности, цвета кожи, внешности и пола, старших и младших, потому, что человечество спасет доброта, а доброта есть высшая мера справедливости. В такое время я ходил в армянскую школу городка Ахалцихе Грузинской ССР.  Городок Ахалцихе – небольшой, но древний, на границе с Турцией. В то время в нем было 3,5 – 4 тысячи жителей, были также русская и грузинская школы, мост через небольшую речку Поцхов, на левом берегу которой была старинная крепость, где в то время находился штаб пограничных войск. До 7 класса учился я неплохо, учителя меня хвалили, особенно математичка и химичка. Потом, правда, начал иногда пропускать уроки, ходил с ребятами на стадион погонять мяч или на базар подзаработать выгрузкой арбузов, дынь, капусты. Иногда ходил с отцом на работу (он работал в геологической партии «Русские самоцветы», добывавшей ценный минерал агат для точных приборов авиации и подводного флота). Отец работал горным разведчиком, сам искал новые месторождения агата по пробам грунта, после чего приходили взрывники, звучали взрывы и часто обнаруживались новые залежи агата. Когда в школе начинались каникулы, отец брал меня с собой на работу, мы целыми днями ходили по горам и искали породы, в которых мог находиться агат. Возвращались домой пешком поздно вечером, я шел за руку с отцом и спал прямо на ходу, думая: «всё равно когда-нибудь придем домой…».

ВОЙНА

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Помню, вечером сосед собрал во дворе ребят и читал книжку о героях революции. Потом сказал: «Ребята, остаетесь Вы за нас дома, помогайте матерям и следите за младшими братьями и сестрами». Война принесла народу много горя. Мы не сильно это чувствовали, ведь были еще мальчишками, но за короткое время быстро взрослели - помогали фронту, собирая шиповник и длинные груши «понта», сушили и сдавали на пункт приема для фронта. Отца на фронт не взяли, т.к. «Русские самоцветы» относились к предприятиям оборонного значения. Правда, отец хотел пойти на фронт добровольцем, но директор не разрешил, поскольку он был опытным горным разведчиком, хорошим специалистом. Жили мы во время войны очень плохо, хлеб был по карточкам, одежду носили годами.

ПОБЕДА

Но, как говорится, вечного ничего нет, вот и пришел конец этой ужасной войны. Мы так гордились этой Победой, считая, что в ней было и наше участие (потому позже нам и присвоили как бы звания «дети войны»). Постепенно жизнь налаживалась, я учился и помогал семье, чем мог. Вот так и шли годы…

ТЮРЬМА

Не хочется вспоминать 1949 год потому, что в том году у нас в семье произошла трагедия: за кражу (правда, небольшую – 2 килограмма сахара, но в суровое послевоенное время это было достаточным основанием) меня осудили, как старшего в семье, на 10 лет заключения. Не хочу писать о трагических моментах в период пятилетней «отсидки» в пересыльных тюрьмах и лагерях. Но я не «сломался» наверно потому, что всегда был справедливым, и люди меня уважали, даже выбрали бригадиром в лагере города Рустави, где мы строили металлургический завод. Освободился я в 1954 году и остался на строительстве этого завода. А осенью 1954 года пришла повестка из военкомата. Военком сказал: «Ну вот, пойдешь уже в третью в твоей жизни школу – армию».

АРМИЯ

Служить я попал в Севастополь, в войска ПВО. Служба давалась легко, наверно потому, что был я дисциплинированным и хорошо изучил материальную часть. Несли мы службу по защите воздушных границ Черноморского флота, часто заступали на боевое дежурство («готовность №1»). После месячного дежурства мой орудийный расчет обычно получал награды и благодарности командования, десятисуточные отпуска на родину… Я часто вспоминаю годы службы в Севастополе и нашу батарею, ребят и командиров. Я считаю, что юность моя прошла в армии, хотя попал туда я уже не слишком юным. Кто служил, тот знает, как тяжело расставаться с сослуживцами. На вокзале нас провожали командиры и остающиеся ребята, были, конечно, и слёзы…

АХАЛЦИХЕ

Вернулся я домой в 1957 году, после восьмилетней «отлучки». Все знакомые ребята уже стали взрослыми мужиками, были, конечно, очень рады встрече. Мама два дня плакала. Средний брат Рудик уже работал на крахмальном заводе, младший брат Жорик заканчивал школу, а самая младшая сестричка Сусанна пошла в первый класс. Я подробно узнал, как погиб мой отец (он попал под машину) и с тех пор считаю, что в его смерти есть и моя вина. Пусть земля ему будет пухом!..
Вернулся я домой – значит надо как-то жить. В Ахалцихе найти работу было очень сложно, но я устроился на пивзавод машинистом холодильных установок (сам освоил специальность по учебникам, директор был доволен моей работой). Товарищ по соседству, Вова Гончаренко, встречался или, как говорили, «дружил» с девчонкой Людой, а ее отец, бывший военный, демобилизованный по возрасту, вернулся жить на родину, в город Жданов. Гончаренко начал уговаривать меня поехать вдвоем в Жданов, чтобы он мог продолжить «дружбу» с Людой. Я согласился, и в 1959 году мы приехали в Жданов.

ЖДАНОВ

Была весна, погода была дождливая и ветреная. Мы доехали до центра города трамваем №4, нашли небольшую квартиру во времянке по улице Торговой №71, что нас устраивало. На следующий день пошли в гости к Люде. Её родители удивились нашему приезду, начали знакомить нас с городом. Постепенно появились друзья, поскольку деньги, хоть и небольшие, у нас были, мы захаживали в «кабак», знакомились с хорошими ребятами. Деньги скоро закончились, пришло время устраиваться на работу. Я, как машинист холодильных установок, устроился на кондитерскую фабрику, а Гончаренко, как водитель, на завод Тяжмаш. Когда начали зарабатывать деньги, перешли на другую квартиру по улице Карасевской. У хозяйки была дочь Тася, а Гончаренко к тому времени поссорился со своей Людой. Прошло некоторое время, и он женился на Тасе. Я днем работал, а вечерами ходил в ДК «Азовсталь», учился играть на гитаре (которую привез из Ахалцихе), на пианино, стал немного подрабатывать, играя с ребятами на танцах в клубе радиаторного завода. В ДК «Азовсталь» познакомился и подружился с Игорем Налчаджи, который часто заходил в нашу репетиционную комнату. Он был нормальным парнем, был ведущим актером народного театра. Земля ему пухом!.. 

ЖАННА

К Октябрьским праздникам 1960 года никуда не собирался идти праздновать потому, что после праздников решил рассчитаться с работы и уехать в Ахалцихе. Но встретил Игоря Налчаджи, и он уговорил пойти к нему домой, где собирался праздновать коллектив народного театра. Народу собралось много, в том числе и Жанна Голубкова. Мы познакомились, начали встречаться. Это была (как я сейчас понимаю, когда Жанны не стало) настоящая большая ЛЮБОВЬ… Мы всегда прощали друг другу всё потому, что за долгие годы бывали в нашей жизни и ошибки, но мы ЛЮБИЛИ друг друга… Благодаря нашей ЛЮБВИ – продолжается наш род Гамбарянов и Голубковых. Моя Жанна была очень хорошим человеком, Человеком с большой буквы… Я ее очень любил, хотя и не признавался, но, я думаю, она знала, что я ее ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ… И потому после ее ухода мне стало очень тяжело (как поётся в одной песне: «Всё ненужным стало сразу без тебя…»). И я думаю, что боль мою от этой потери не залечить мне никогда, до конца моей жизни. Мы прожили вместе почти 48 лет, родили двух здоровых сыновей, растут внуки… Я их очень люблю и желаю им крепкого здоровья и сейчас, и после…

Ребята! Я всех Вас очень-очень люблю! Будьте счастливы со своими любимыми женами и детьми!

Еще раз: МЫ ВАС ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ЛЮБИМ! (ЦАВЕРАТ ТАНЕНГ!)



2008г                Ардо Гамбарян


Рецензии