Примитивизм. Простота, которая спасет мир

В сорока километрах от Штутгарта в округе Людвигсбург расположен небольшой городок Бёнигсхайм (B;nnigsheim).
В исторической части города главенствует красивый розово-белый  замок в стиле позднего барокко.

Именно в этом замке в сентябре 1996 года открылся уникальный музей примитивизма, известный по имени его основательницы, как Музей Шарлотты Цандер (Museum Chatlotte Zander).
В коллекции галеристки из Мюнхена, госпожи Цандер, около 4000 работ 450 художников-примитивистов из разных стран  мира (картины, рисунки, гравюры и скульптуры).
Часть их выставляется в Бёнигсхайме, в одном из крупнейших музеев такого рода в мире.

Что же такое искусство примитивизма? Несомненно, термин «примитивизм» требует пояснения, поскольку исторически применялся в искусстве в самых различных смыслах.
Прежде всего, для обозначения первобытного искусства и культуры «примитивных» народов Африки, Азии, Океании и т.д.
В начале XIX века термин «примитив» применяли и к творчеству выдающихся мастеров-профессионалов позднего Средневековья и раннего Возрождения (Фра Анжелико, Дирк Боутс, Джотто ди Бондоне, Жан Фуке, Паоло Учелло и др.).
В искусствоведении понятие «примитивизм» тождественно с понятием «наивное искусство» („naive Kunst“ – нем.; „naive art“ – англ.; „art naif“ – франц.), они используются для обозначения одних и тех же явлений культуры.
В некоторых языках слово «примитив» имеет негативный оттенок, поэтому принято применять оба термина.
Еще совсем недавно искусствоведы разделяли художественную культуру нового времени, на две части: на «высокую» культуру, имея в виду искусство профессионалов и «низовую»  - народное искусство.
С начала XX века в поле зрения искусствоведов все чаще стало попадать новое возрастающее явление. Имеется в виду прежде всего мощный поток творчества талантливых художников-самоучек конца XIX века, вовлеченных в общий художественный процесс.
Оказалось, что художникам-самоучкам, ставшим на путь примитивизма, или наивного искусства
(Н. и.), легче, чем многим профессионалам, удается спонтанное, «интуитивное», не зашоренное художественными канонами, правилами и запретами творчество.
В результате чего нередко возникают удивительно чистые, поэтические и возвышенные художественные миры, в которых господствует пусть наивная, но искренняя гармония между природой и человеком.
Произведения мастеров Н.и. весьма разнообразны по форме и стилистике, но есть и общие черты: плоскостность, упрощенность, деформирование изображения, отсутствие линейной перспективы, повышенная значимость контуров, локальные цветовые пятна.

Совокупность творчества этих художников искусствоведы стали именовать «третьей культурой».
Многие знают таких выдающихся ее представителей, художников-примитивистов, как французы Анри Руссо и Камиль Бомбуа, грузин Нико Пиросманишвили, хорват Иван Генералич и др.

Самым знаменитым и наиболее широко представленным в музеях мира художником-примитивистом является Анри Руссо, мелкий таможенный чиновник, перебравшийся в Париж из провинции и начавший карьеру художника в возрасте 41 года.
О нем и пойдет речь дальше.
«Рожденный в Лавале в 1844 году в семье с отчаянно скромными доходами, он должен был посвятить себя не тому ремеслу, к которому влекла его любовь к искусству», - так, от третьего лица, напишет о себе Анри Руссо в автобиографии.
Его отец, потомственный жестянщик, хотел дать сыну приличное образование, однако Анри оказался учеником средних способностей и отличился лишь в двух предметах – арифметике и пении. Не окончив лицей, юноша стал работать клерком в адвокатской конторе. Затем ему пришлось идти на службу в армию. После смерти отца в 1868 году Анри увольняют из армии, как единственного кормильца семьи.
Полк тогда находился в Париже, и Руссо с головой окунается в цивильную жизнь большого города.
В 1869 году он берет в жены Клеманс Буатер, дочь его квартирной хозяйки. Правда, счастье длится недолго. У Клеманс открывается туберкулез, к тому же дети Руссо умирают один за другим. Остаются в живых двое – дочь и сын.
В 1871 году Руссо устраивается на работу в акцизный департамент парижской таможни, где проработает более 20 лет. Работа таможенного инспектора была однообразной и скучной, но не отягощала внутреннюю свободу Анри и не мешала его тяге к искусству.
Однажды он устанавливает во дворе таможни мольберт и начинает рисовать.
К счастью начальство благосклонно отнеслось к этому нарушению трудовой дисциплины, здраво рассудив, что не всякая таможня может похвастаться собственным художником.
Руссо трудился над своими картинами день и ночь, пытаясь справиться с преследовавшими его ударами судьбы. Его учителями стали полотна старых мастеров и сама природа.

В конце 1884 года Руссо уже арендовал мастерскую. На двери красовалась табличка: «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио» (таковы были тогда источники доходов А. Руссо).

Разглядывая его первые картины, один из критиков воскликнул: «Руссо искренен и наивен, чем-то напоминает итальянские примитивы». И хотя его первые работы более близки к галантной живописи стиля рококо, чем к примитивам, звание «художника-примитивиста» за Руссо закрепилось.

В 1885 году Руссо впервые выставляет свои работы. Это были две картины в Салоне Отверженных – «Итальянский танец» и «Заход солнца». 
В 1886 году, благодаря усилиям Поля Синьяка и Камилла Писсарро, Руссо дебютирует уже в Салоне Независимых. 
Зритель увидел его картины - «Встреча в лесу» (Вашингтон), «Прогулка по лесу» (Цюрих) и др.
Этот дебют считается в искусствоведении днем рождения примитивизма. А для Руссо, участие в Салонах уже давало ему право называть себя художником. В целом же картины Таможенника (так прозвали Руссо) оставались непонятыми и со всех сторон  подвергались осмеянию.

Большой поклонник таланта Руссо поэт Г. Аполлинер писал: «Мало над кем из мастеров так издевались при жизни, и совсем немногие принимали насмешки и грубость так спокойно, как он».

После смерти любимой Клеманс в 1888 году Анри ещё больше уходит в работу.
В 1893 году он пишет очаровательную картину «Акцизный департамент» (Лондон), на которой запечатлел место своей службы. Тогда же Руссо увольняется из таможни по выслуге лет, заработав мизерную пенсию и мечтая о том времени, когда живопись будет приносить ему солидный доход.
В следующем году на Салоне Независимых большая картина Руссо «Война» (д'Орсе, Париж) получила неплохие отклики у публики и критики.

В 1903 году Руссо во второй раз стал вдовцом (в 1898 году он женился на Жозефине Ле Тенсонер, владелице канцелярского магазина на Монпарнасе).
К этому времени его художественная карьера стремительно набирает обороты.
Он много выставляется, и его загадочные пейзажи и выразительные портреты уже вызывают широкий резонанс. Особенно знаменитой стала большая картина «Спящая цыганка» (Нью-Йорк), где, по замечанию Руссо, «все купается в лунном свете».
В 1907 году Руссо пишет «Заклинательницу змей» (д'Орсе, Париж). Книги и рассказы друзей об Индии вдохновили художника на создание фантастического полотна, выдержанного в сочных тонах зелени экзотических джунглей.
Позднее эти картины будут восхищать художников- авангардистов, особенно сюрреалистов.
Пабло Пикассо, который в 1908 году приобрел «Портрет женщины» (Музей Пикассо, Париж) кисти Руссо, организовывает в честь автора великолепный банкет.
Здесь было много известных художников и поэтов, стоявших у истоков нового искусства.
Руссо был счастлив!
Наступил период, когда картины Руссо стали приобретать серьезные коллекционеры, в том числе и главный галерист импрессионистов, маршан и меценат Амбруаз Воллар.
К бедному художнику-самоучке пришло долгожданное всеобщее признание, стабильное финансовое положение.
Вот только здоровье... Руссо беспокоят давние незаживающие раны на ногах. В конце концов, начинается гангрена. Незадолго до смерти А. Руссо выставляет свое лучшее полотно «Сон» (Нью-Йорк), ставшее завещанием художника.
Уже находясь в пути в мир иной, Руссо оставлял всем в наследство изображение рая.

2 сентября 1910 года художник умирает. На свежем надгробии Г. Аполлинер написал от руки эпитафию: «Прощаемся с тобой, наш добрый друг Руссо! Мы принесем тебе в подарок кисти, краски, холст, чтоб на святом досуге ты писал портреты звезд».

Анри Руссо, и другим большим мастерам-примитивистам были чужды лихорадочно–болезненные копания в себе или в окружающей жизни, и, несмотря ни на что, они оставались оптимистами.
Их работы так и живут с нами рядом, напоминая, что  в этом «безумном, безумном мире» ещё есть место для чего-то простого, бесхитростного и чистого.
Большее количество репродукций можно посмотреть на сайте  http://www.russian-globe.com/N124/Koyfman.Primitivism.htm


Рецензии
Сам бы до Руссо не добрался. Спасибо Валерию за работу.

Михаил Гольдентул   19.01.2019 00:20     Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил, спасибо, что заходите на страничку Валерия. Музей, о котором Влерий пишет в этой статье очень интересный, советую посетить, если будете в наших краях.
Возможно вам будет интересно ознакомиться с таким сайтом http://artsandculture.google.com/partner
Желаю творческих успехов, всего доброго.
Чечилия Койфман.

Койфман Валерий   19.01.2019 00:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.