Яблоня моего отца

    Привет, отец!
    Помнишь – мы катили вдвоем по Кольцевой дороге на нашем "жигуле" цвета соленого огурца?.. Был вечер, садилось в тучи розовое солнце, машин было мало, мы ехали не быстро. Казалось – весь майский зеленый мир испытывает облегчение вместе с нами. В тот день стало ясно, что мама – выживет. Что самое страшное позади, что внезапная операция, недели неизвестности и ожидания – уже в прошлом, смерть отступила, можно перевести дух и снова жить.
    Вечер был чудесный, мягкий и теплый, и меня переполнял особенный покой после пережитого нами.
    Наверно то же испытывал и ты – ты вдруг запел. Затянул негромко любимую нашу песню, одну из тех, что годы и годы согревала народную жизнь, "Темную ночь", я подхватил, мы напевали вполголоса, сидя рядом бок о бок и глядя вперед через стекло на вечернее шоссе – ты за рулем, я – справа.
    Ты был всегда, всю нашу жизнь, очень сдержан и молчалив, почти всегда закрыт, словно не мог и не умел выражать эмоций, и я знал: этой песней ты говоришь больше, чем сказал бы словами.

                Ты меня ждешь...
                И у детской кроватки не спишь...
                И поэтому знаю – со мной
                Ничего не случится...

пел ты, я поспевал за тобой, и получалось как-то удивительно хорошо, просто и значительно. Лицо твое, усталое после недель великого скрытого волнения, было мягким, почти детским... И мы пели, еше не веря в свое счастье:

                Смерть не страшна,
                С ней встречались не раз мы в степи...
                Вот и сейчас,
                Надо мною она-а кру-жи-и-ится...

    Мы пели легко, бездумно повторяя слова куплета, теплый вечер радовался вместе с нами... И тогда, оборвав песню, ты сказал вдруг, глядя вперед, как бы не мне, а кому-то в пространство:
    – Вот тогда я и посадил ее...
    – Что?
    – Яблоню... у дома...
    – Яблоню?..

    Но ты не стал объяснять, ничего не ответил.
    А через десять дней я хоронил тебя.


    Прости меня. Прости, что узнал и понял тебя, когда уже всё стало поздно, после твоей смерти. Спасибо тебе, что ты был таким, каким был. Огромна моя вина перед тобой: вина незнания твоей жизни. Ты никогда не хотел говорит о себе, почти ничего и не рассказал. Лишь короткие непонятные обрывки мыслей, обрывки воспоминаний – как об этой яблоне в тот вечер.
    Да почти всё, что знаю о тебе теперь, я узнал от других. На поминках. И после – в девятый день.
    Как странно всё у нас – тебя, еврея, коммуниста, сына правоверного винницкого иудея, мы провожали по нашим полуязыческим-полухристианским обычаям.
    В этом – очень многое о нас самих, о тайнах родов и кровей, нещадно и густо спутанных-перемешанных судьбой России.
    Только там, на поминках, мне понятна стала причина твоего молчания. И правда, есть такое, о чем невозможно говорить. Никому. Даже сыну. Есть характер и воля. И есть предел всяких человеческих сил.
    Как грустно, отец, что мы так мало говорили, пока ты был жив. Как вообще страшно мало мы были рядом, и мне так больно теперь при взгляде на сына, твоего внука, с которым вы разминулись во времени, что вы не увидели друг друга.
    Мне осталось от тебя – памятью о тебе – слишком мало чего и слишком много.
    Как всякую жизнь – твою можно уместить в несколько фраз – или распахнуть, как огромную суровую книгу безмолвных человеческих страданий и мужества перед судьбой.
    Там, на поминках, я узнал и о яблоне, посаженной тобой в родном дворе после войны.

    ...Для меня твое детство – в непроницаемости прошлого. От него в руках – лишь мутная маленькая фотография, где ты – лет трех, в каком-то смешном капоре – вот и всё. Но я знаю, что в четырнадцать ты пошел работать на сахарный завод и с тех пор до последнего мгновения жизни, до того мига, когда разорвалось сердце, – пребывал в труде.
    Повторяю: обо всём, что было твоей жизнью до меня и моей матери, я знаю со слов последних наших кровных, пришедших помянуть тебя. Никого не осталось теперь. Почти никого.
    А поминки – были в три очереди, потому что некуда было сажать множество людей, всех, кто работал и пришел проститься с тобой. Тебя любили люди, так было всюду, где бы ты ни работал: наверно, все вокруг всегда ощущали твою открытую, отзывчивую доброту.
    Уверен, таким же неунывающим, будящим в других деятельный оптимизм – ты был и в юности. Оптимизм – притягателен. К тебе тянулись. Ты всегда жил в окружении глаз, ждущих твоего решающего слова и действия. Таков был стержень характера – неброское, без самомнения и властолюбия человечное лидерство.
    В середине тридцатых, когда до неба поднялся костер Великого террора – ты был одним из видных винницких комсомольцев. Тогда, в страшную пору обнажения дел и душ каждого перед угрозой немедленного истребления, ты впервые показал кем ты был.
    Потом жизнь много раз проверяла, испытывала тебя и искушала – ты не поддался на соблазны легкого выбора никогда.
    А тогда, в тридцать шестом, по маленькой Виннице разнеслась весть: схватили ("взяли в НКВД", как говорили тогда) двух сыновей настоятеля местной церкви, православного священника Бондарчука, двух украинских парнишек, твоих приятелей-сверстников, с которыми ты крепко дружил и вырос вместе. Они были погодки, чуть моложе тебя, двадцатилетнего. Ты знал их с детства – они были как младшие братья. Вся вина ребят была в том, что отец их был служителем Христа.
    И тогда ты, рабочий парень-еврей, комсомолец, сын набожного закройщика-сапожника, пошел в страшный дом, откуда мало кто вышел свободным и живым. Ты пошел в то кровавое учреждение и  п о р у ч и л с я  за них – чем? Самим собой, своей жизнью, словом, совестью, комсомольским билетом?.. Что сказал ты им? Какие нашел слова? Или там вдруг, по случайности, затесался порядочный человек? Кто знает?
    Сегодня уже мало кто поймет,  ч т о  значил в те годы твой поступок. Но под твое честное слово их отпустили домой, и тогда в ваш еврейский двор пришел сам отец настоятель священник Бондарчук.
    Он пришел к тебе, двадцатилетнему иноверцу, в ваш бедный местечковый дом, и когда ты вышел – священник упал перед тобой на колени, плакал и благодарил. Он говорил, что ты спас его детей, спас его жизнь и что он навек в долгу перед тобой – не перед людьми, перед Богом, в которого ты не верил. Уходя он сказал: "Ты спас моих мальчиков, Аркадий, так знай: придет час – я отплачу за всё, что ты сделал для нас, и всю жизнь буду молиться за тебя в церкви в алтаре..."
    Во дворе жила старая-старая родственница тетя Хая, это она слышала слова священника и рассказала всем.
 

    А вскоре ты был призван в армию, остался на "сверхсрочку", учился на пилота, стал военным летчиком, и когда наши войска вошли в Буковину и Бессарабию, – вместе с полком оказался в Закарпатье, служил там, летал, щеголял в изумительной форме с голубыми петлицами и в фуражке с "птичкой", влюбился и женился на прелестной еврейской девушке Илоне, привез ее в отчий винницкий дом, там родился твой первый сын Саша, мой брат...


    В июне 41-го ты был далеко от Винницы со своим полком, когда 19-го июля фашисты ворвались в город и началась бойня.
    Нашлись доброхоты, привели эсэсовцев, и ваш дом стал одним из первых в городе, где совершилась расправа: то были  е в р е и, чей сын – б о л ь ш е в и к  был на фронте в армии военным летчиком – здесь не могло быть вопросов... К тому же в Виннице предполагалась ставка Гитлера, в нем должна была быть стерильная чистота...


    Их вывели всех, поставили и расстреляли прямо у стены собственного дома: твою юную жену с полуторагодовалым сыном на руках, твою мать – мою бабушку Фаню, твоих теток... почти всю семью, одиннадцать человек, – лишь чудом спаслись твой отец – мой дед, да твоя девочка-сестра Александра.
    Её избавление было почти чудесным: когда немцы и полицаи уже шныряли по вашему двору и выгоняли из дома семью – убивать, во двор вбежал в облачении священник Бондарчук и буквально вырвал светловолосую Шурочку из кучки обреченных, уволок на улицу, привел домой и, когда пришли с обыском в поповское обиталище, выдал девочку, непохожую на еврейку, за свою племянницу, приехавшую из деревни.


    Ты летал на "пешке" – "Петлякове-2", был сбит над Брянскими лесами, неведомым образом – наверно лишь молитвами убитой матери и живого священника Бондарчука – остался жив один из всего экипажа, после долгих скитаний вышел к своим всего-то легко раненным... и не знал обо всём, случившемся дома, почти до конца войны, до того дня, когда наши освободили Винницу и Украину – тебе обо всем рассказала старая Хая: её пощадили и она видела всё.
    Тогда-то, после войны, приехав к отцу (Шура, угнанная в Германию, тогда еще не вернулась), ты посадил яблоню у своего дома, на том месте, где потерял почти всех, кого любил.
    Господи, папа, ну почему ты молчал все годы, почему не поделился, не рассказал?!. Почему таил в себе эту боль всю жизнь – до конца?
Впрочем, понимаю. И тоже смолкаю перед бездной горя, доставшейся тебе. Прости...
У нас сохранилась карточка – вы вдвоем с Илоной, молодолжены, такие юные, улыбаетесь чему-то: твоя первая семья.
    Как странно! Не случись того, что случилось, – на этом свете не было бы меня. Так что эта моя жизнь – дарована мне великой жертвой и куплена дорогой ценой. Самой дорогой на земле.
    Через годы и годы (как знать, быть может тоже молитвами священника Бондарчука?..) я, твой сын, стал православным христианином, и когда крестился в 69-м – помнишь? – ты так страдал и горевал почему-то, видя на груди моей нательный крест. Твое еврейское восставало в тебе, принявшем истинный крест страдания и всю жизнь прожившем в луче христианской молитвы православного отца. Потом ты смирился, принял... и умер на работе в мае 79-го мгновенной "царской" смертью, пройдя, в сущности, глубоко христианский путь.
    Знаю: мне никогда не достичь того, что дано было тебе, но я знаю и другое: сегодня, когда мы готовимся к Дню полувека Победы, а по земле нашей беспрепятственно ходят люди со свастикой, проклятым символом гибели нашей семьи, ни им, этим уродам, никому другому не отнять у меня ни моей Родины, где я, сын еврея по крови, на равных со всеми на родной земле, политой кровью сородичей, ни моей веры и Церкви, где я в родном Доме Небесного Отца.



    Жива ли яблоня, которую ты посадил, отец?
    Сколько лет плодоносила она, сколько плодов подарила разным людям,  яблоня, выросшая на еврейской крови, впитавшейся в землю славян, – украинцам, русским, евреям, грузинам, полякам, чеченцам, казахам, армянам... Никто не знал от древа какого горя были те сладкие яблоки, но ели все и радовались.
    Потому что мы едины и равны перед Богом – Он любит всех равно и перед Ним нет наций и различий крови, как нет различий религий и исповеданий вер. Он – единый для всех Сущий, и все мы одними словами молимся Ему в душе: спаси и сохрани нас в этом мире, нас и наших детей.
Аминь.

Май 1995 года


Этот рассказ был впервые опубликован в газете “Накануне” в 1995 году. Впоследствии печатался во многих изданиях в России и за рубежом.


Рецензии
Феликс,здравствуйте! Думаю о Вас, вот и прочитала очерк об отце. Каждое слово кровью
кровоточит. Простые, обычные слова, но как же Вы умело складываете их в горькую строку,абзац, все произведение. Как это получается? Может, горе, смерть родных движет Вашей рукой? Но и у других людей бывают беды и несчастья,но так выплеснуть его, а еще сколько оставить в сердце на всю жизнь, могут единицы. Вы один из них. И кто же не
рассмотрел Вашу светлую душу, не понял, что Вы за справедливость и добро, за мир
и счастье людей? Впрочем, это риторический вопрос. Я прожила долгую жизнь и давно
поняла, что власть придержащие думают одно, говорят другое, а делают третье.Отсюда
все наши беды. У меня обострилась депрессия: осень. Писать ничего не пишу. А если
беру в руку ручку - такая ерунда мертвая получается. Не лучше кляксы на бумаге.
У нас уже второй день, как выпал снег. Он еще растает,но через месяц ляжет до апреля.
А я как крот в норе - даже на улицу не выхожу.Думаю принять участие в конкурсе,но
поскольку ничего не понимаю да еще РК блокирует портал,то у меня,наверное,ничего не
выйдет.Ладно. Поживем - увидим.До свидания Ваша А.К.

Анна Куликова-Адонкина   14.10.2015 16:00     Заявить о нарушении
Анечка, здравствуйте!

Я написал Вам сюда вчера большое письмо, но... оно пропало из-за компьютерного сбоя, и, возможно, в том был, так сказать, перст и промысел Божий. Потому что письмо было совершенно откровенное и предельно резкое в отношении того, о чем написали мне Вы.

Когда текст пропал, я обнаружил, что у меня почему-то отключена важная опция "Дневник" в прекрасной программе автопереключения раскладки клавиатуры с английского на русский и обратно Punto Switcher (установите ее себе - не пожалеете!)- а именно дополнительная опция сохранения текстов при любом вводе с клавиатуры, работающая во всех приложениях. Отчего, почему вдруг оказалась отключенной - загадка, но было ужасно обидно, потому что нашлись точные и важные слова. Повторить же сразу вчерашнее письмо не было сил - я почти всю эту неделю пролежал и пока ещё лежу с жестоким гипертоническим кризом. Но, может быть, с течением времени что-то и сумею собрать из сохранившихся в памяти ошметков этого исчезнувшего письма, а в нем было чуть больше двух страниц. Скажу одно - я Вас прекрасно, то есть абсолютно понимаю в отношении причин Вашей депрессии. Потому что и сам испытываю нечто очень похожее.
Давайте попробуем оба вместе от нашего естественного, понятного и закономерного душевного упадка избавляться - как это ни тяжело.

Прочитал я Ваш рассказик "Жрица любви", грустно посмеялся. Пробежал глазами отзывы некоторые читателей и удивился строгости их суждений. Какие придирчивые ребята тут собрались, однако! Между тем рассказ просто относится к милому легкому литературному жанру житейского анекдота, хорошо нам знакомого по ранней прозе Чехова, Мопассана, по веселым историйкам Тэффи, Аверченко, Зощенко, позднейших юмористов и... иронистов.
Так что сурово судить его по законам угрюмой драмы никак нельзя. Вернее сказать - глупо. Но не всем, увы, присуще чувство юмора и чувство формы. А Вы легко справляетесь с этим сюжетом. Может быть, только имело бы смысл основательно сократить начало, вводную часть, подводящую к кульминации. Да и все те же языковые штампы нет-нет, да и попадаются. просмотрите текст и выжгите их калёным железом! :-)
Всего Вам самого доброго и светлого.

Ваш Ф.В.

P.S. Я не понял в Вашем тексте - что такое "РК" - что это за аббревиатура?


Феликс Ветров   17.10.2015 19:29   Заявить о нарушении
Эх, Анечка, как я Вас понимаю, если бы Вы знали!
Конечно, еще вон когда наш великий Грибоедов сказал с горечью:

"Bы пpaвы: из οгня τοτ выйдeτ нeвpeдим,
Kτο c вaми дeнь пpοбыτь ycпeeτ,
Пοдышиτ вοздyxοм οдним,
И в нём paccyдοκ yцeлeeτ."

Я, конечно, не психиатр с их методиками, критериями и стандартами нормы, но мне кажется, что если Ваша душа и больна, то только болезнью острого чувствования пороков жизни, её перипетий и несправедливостей. А если медицина с ее таблетками Вам помогает преодолевать острые моменты - то и хорошо, сейчас созданы блестящие препараты-медиаторы, стабилизирующие психические процессы, и пренебрегать ими было бы, по крайней мере, неумно. Помогают, поддерживают, подлечивают - и дай Бог им здоровья - врачам и фармацевтам.
Мне, не скрою, дорого, что Вы так открыты и искренни со мной, я это очень ценю.
Что касается "ИБС", то эта радость при мне и пребудет пожизненно. Я уже перенес в последний день марта 2000-го года огромную и весьма тяжелую операцию шунтирования, потом было несколько операций по инсталляции стентов в коронарные артерии, так что, как там у Пушкина сказано в "Капитанской дочке": "- Сторона мне знакомая, - отвечал Вожатый" :-)
Тут, опять же, не обойдусь без цитаты, в данном случае весьма легкомысленной, но мудрой: "И пить будем, и гулять будем, а придет смерть - помирать будем!" :-) Ничего, с Божьей помощью справимся, худо-бедно, сколько назначено - поживём. Так что не станем уж слишком унывать - наши дедам и отцам приходилось покруче.
Не погружайтесь в печали, они пройдут, как и всё прочее. А за зимой непременно будет новая весна.
Храни Вас Бог!

Ваш Ф.В.



Феликс Ветров   19.10.2015 03:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.