Любимая Книга

(Юмористическая фантастика)

За возможность читать только хорошие книги иногда тоже нужно платить.


       - Это не пойдет, это тоже не пойдет, бульварщина, тупая детективщина, очередная вампирятина, фантазийная чушь, черти что и с боку бантик...
       Она с огромной скоростью просматривала каталог. Какие бы заманчивые аннотации не писали издательства, как бы не изгалялись с названиями  и началом авторы, она все равно с филигранной точностью определяла суть текста. Уж кого-кого, а ее обмануть было не легко. Помню такой случай...
    Вышел новый роман, который все очень хвалили,
      «Новое слово в литературе! Неожиданные повороты сюжета, и выпуклые, жизненно реальные персонажи! Потенциальный победитель Букера!»  - в один голос восхищались критики всех мастей.
Но она сразу определила, что это подделка. И как потом выяснилось, она была совершенно права. Оказалось, что роман был написан, верней скомпонован, компьютером, на основе нескольких десятков романов прошлого, и был не литературой, а запрещенной к продаже компьютеротурой.
      
       Вот такая вот она, моя любимая Книга, единственный экземпляр которой подарил мне мой лучший друг улетевший в экспедицию на Вегу. Он сам собрал ее, но, отбывая на долгие годы в экспедицию, оставил ее мне.
       - Тебе она будет нужнее, - сказал он. - Она будет подбирать тебе только хорошие тексты, но не всегда. В чтении нужна случайность, если ты будешь выбирать из моря книг только что-то по определенным критериям, ты можешь пропустить нечто восхитительное. Это как все время покупать один и тот же сорт мороженого, не пробуя новых сортов. И еще одна деталь. Если ты будешь читать все время только хорошую литературу, ты слишком разбалуешься, и не сможешь потом читать ничего другого. Так что, иногда, полезно, для разрядки, почитать какую-нибудь муть. Поэтому, - продолжил он, - я ввел в нее принцип случайной выборки. Иногда она перестает выбирать текст по заданным критериям, и берет первый попавшийся, который может соответствовать лишь одному заданному параметру.
      
       Каждый раз я волнуюсь, перед тем как открыть её страницы. Никогда не знаю, что она подобрала мне на этот раз.
    И сейчас волнуюсь, пока она роется в каталоге.
    Но вот Книга закончила перебор текстов.
       - Можешь оплачивать.
    Я набрал на расчетном аппарате номер своего кредитного счета.
    Книга скачала текст.
       - Готово!
    Я перевернул обложку.
       "Жаркий розовый закат второго солнца на Астрее золотил пляж и покрывал стройные ноги мадам Ди ровным бронзовым загаром. Ее бархатистая кожа блестела в лучах солнца, и граф Декруа с восхищением смотрел на эти блики. Граф был молод, статен, и хорош собой. Его черные воло..."
       Что это? Я захлопнул обложку. Ну вот. Та самая случайная выборка. И ведь мне это придется читать, ведь Книга не займется подборкой нового текста пока я не прочту этот, так уж она устроена. За возможность читать только хорошие книги иногда тоже нужно платить.
      
       Декабрь 2004


Рецензии