Имя твоё симфония

       

       
        Имя в будущем – двойник души,
        Что дарован избранному Богом,
        Кто дела грядущего вершит
        В мире суетливом и убогом.
        Имя в настоящем – Божья метка,
        Что несём бездумно мы по жизни,
        Вспоминая самость его редко,
        Уповая к Богу лишь на тризне.
       
       
        Многие ли из нас задумывались, что есть наше имя по сути?
        Никто не будет спорить, что прежде всего, это Слово.
        Люди давно уже забыли о силе слова, его сокровенном значении, а предки наши это хорошо знали. Слова были короткими, и тайная суть их была на слуху. Она была и есть в каждом слове, особенно в именах людей, и относились некогда к имени особенно трепетно.
        В древности люди, включая славян, имели не одно имя, а, как минимум, два: одно, для всех, так называемое, обиходное, другое сакральное, известное лишь «владельцу» имени, волхву-«нарицателю» и Богу. Это было связано с тем, что пращуры наши считали, что имя не только обозначает сущность каждого, его жизненный Путь, но и то, что по имени можно околдовать человека, нанести ему вред и подвергнуть проклятию. Поэтому над детьми свершался специальный обряд имянаречения.
       
       
        Обряд имянаречения был таинством и существовал у многих племён, в том числе (а, может, и прежде всего) и у славян. У некоторых народов обряд этот исполняется и в наши дни, например, у татар. Он очень древний и имеет глубокий сакральный смысл. У этнографов, занимающихся воскрешением старинных обрядов есть предположение, что и Иисуса, прежде чем того в возрасте 30 лет окрестил в Иордане Иоанн Креститель, «крестили» библейские волхвы, первыми явившиеся к младенцу. А именно провели обряд и имянаречения.
       
        У древних славян обряд имянаречения проходили дети, достигшие возраста 12 лет и «семи пядей во лбу» – то есть достаточно разумные, чтобы понять насколько это важно для места в жизни и индивидуального Пути. Обряд был похож на христианское крещение (или наоборот!) и заключался в погружении подростка в реку или озеро и в переодевании его в специальную праздничную одежду белого цвета с красным обереговым орнаментом. Волхв не выдумывал имя ребёнку, он как бы считывал его с нарекаемого, поскольку считалось, что имя человеку даётся свыше при рождении и что оно определяет его предназначение в миру. Имя это держалось в тайне и доверялось лишь очень близким людям: родителям, супруге или супругу, старшИне общины. Во время обряда оглашалось и второе, повседневное, имя ребёнка.
       
        Итак имя человеку дано и с этого момента он начинает «звучать» в своём окружении, не подозревая, как много значит окраска и частота этого звучания для других.  Ведь недаром мы иногда слышим: «Какое красивое у тебя имя!», или «У него такое благозвучное имя», а иногда и признание: «Имя твоё просто ласкает слух!». Конечно, в большинстве случаев, так говорят о тех, кого любят, кого принимают всем сердцем и кто «приятен во всех отношениях». Но отставим пока любовь, эмпатию и иные эмоции, а поговорим просто о звуке, слухе, цвете, их взаимосвязи и прочих далёких от лирики вещах.
       
        Французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис считает, что «звук, может быть неординарным источником энергии». При этом важно к какому звуковому фону привык человек.  То есть Томатис выяснил, что люди привыкают слушать в рамках звукового спектра родного языка. Спектр славянских языков включает как очень низкие, так и очень высокие частоты, он шире других европейских языков.
        Люди, как правило, способны воспринимать широкий спектр звуков: от 16 Гц до 20000 Гц. Томатис считает, что при помощи уха можно «войти» в поток естественной питающей космической энергии и полезнее всего звуки с частотой от пяти до восьми тысяч герц. Но и это не всё: есть много общего между звуком и светом, разлагаемым на цвета.
       
        Вспомним, что мир, в котором мы живём, это вибрации. Всё дышит, бьется, пульсирует, вибрирует. И свет, и звук тоже вибрируют... Еще в античности люди чувствовали и понимали, что вибрации эти подчинены неким общим законам и пробовали разбить звуки и цвета (спектр света) на ритмические группы. Древние ученые считали, что семи основным ступеням звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си – соответствуют определенные планеты, математические пропорции, цвета, состояния души и настроение человека...
       
        И звук, и цвет вибрируют, вызывая у разных людей разные ощущения. Ученые подсчитали, что нота «до» требует 24 вибрации воздуха в секунду, а нота «си» – 45 вибраций. Фиолетовый цвет спектра света требует 800 триллионов вибраций в секунду, а красный – только 450 триллионов, то есть соотношение между вибрациями между нотами «до» и «си», ограничивающих октаву, и пограничными цветами радуги – красным и фиолетовым, почти одинаковое – около двух. Совершенно справедливо предположить, что такие соотношения есть между всеми тонами и нюансами (интересно, что, как выяснилось, частота вибраций Земли соответствует сине-зеленому цвету – смеси основных  цветов природы).
       
        Установлено, что между светом и звуком есть связь, которую можно описать в соответствии с законами математики и физики. Люди давно задумались о соответствии ощущений, вызываемых светом и звуком, об их связи. В средние века Ньютон искал связь между солнечным спектром и музыкальной октавой и вычислил, что нота до – красная, ре – фиолетовая, ми – синяя, фа – голубая, соль – зеленая, ля – желтая, си – оранжевая.
        Позже появились ученые-психологи, которые изучали явление так называемого цветного слуха у некоторых музыкантов. То есть, если такие музыканты писали музыкальные композиции о море, или об огне, или о ночи, например, они использовали ноты и тональности, соответствующие цветам моря, огня, ночи. Соответственно расписывались и декорации, потому что люди знали уже, что одновременное восприятие цвета и звука лучше воздействует на душевное состояние человека…
       
        Возможно, в этом месте текста вы уже достаточно утомились и готовы с досадой воскликнуть: «Всё это, безусловно, занятно, но при чём тут наши имена?!»
        Автору понятна досада читателя и попробуем переключиться на более привлекательную тему. Итак, вернёмся к имени, то есть к Слову.
       
        У Гилберта Честертона есть такие стихотворные строки: «Друзья мои, ищите ключ к словам!  Тогда и Слово отворится вам, прекрасней солнца и прозрачней льдин. Да, много слов; но ключ у них – один».
        Оказывается всё дело в ключе… Так он у меня есть! Я позаимствовала его у Геннадия Гриневича и осваивала не один год, уточняя и дополняя этот слоговый словарь в многочисленных «опытах». Суть идеи учёного в том, что предки общались (или использовали при письме) слоги, которые при переводе обрастают смыслом. Например: СО – сокол, душа, соединение; СТ – суть; ТЪ – обусловленность, то, тот кто, этого, независимость духа; РЬ – горящая, сверкает, опора; РА – Бог, солнце; РИ – импульс; ПО – на, покой, преклонение, поклонение; НА – искусственно, нас (нашего, нашей), наказ, волны; МЫ – мы, независимый духом; МА – главный, сущность, принимающая, берущая; НЯ – здесь, там ЖА – плодородие и т.д. – всего около 200 строк.
        Попробуем расшифровать некоторые имена, пользуясь этим словарём. Получим следующее: АНТОН означает «желание изначально», то есть он делает только то, что хочет и желания руководят его поступками. МАКСИМ – «противостоящий проявлению сущности». Это значит, что он, как правило, всем противоречит, даже самому себе. То есть он не хочет соглашаться с другими или боится быть самим собой. Имя МАРИЯ означает «Частица божественный сущности». А, если просто «Маша», то уже немного другое определение, хотя по смыслу то же самое: «Высокая сущность». Суть имени ВЕРА проста – «ведающая Бога». И что интересно, современный смысл, его понятие, совпадают с его сутью. Это не так часто сейчас встречается.  ЕЛЕНА – «наша основа божественности» или «исключительно божественная», НАДЕЖДА – «дающая жизнь нашему источнику», ЕКАТЕРИНА – «стремящаяся к божественному» а, если коротко, КАТЯ – «совершенство», ИВАН означает «изначально уверенный», СОФИЯ – «я твоя душа». ОЛЬГА – это «полная выраженность значительного», Оля –  «исключительно значительная», а в белорусском звучании Вольга – «госпожа полного выражения воли». ДМИТРИЙ – «Божественный импульс независимости Духа и внешнего проявления (дела)». ЮЛИЯ в переводе получается так: «Женщина, необходимая тебе», ВИТАЛИЙ – «божественная необходимость провидчества», а АЛЕКСЕЙ – «божественная способность быть опорой»...
       
       
        Разобравшись с сонмом русских имён, я попробовала применить тот же ключ к библейским и мифологическим именам и с удивлением обнаружила, что они легко толкуются по-русски. Например, имя САРА переводится как «солнечный свет», ГЕРАКЛ – «внешнее выражение земного бога», АПОЛЛОН – «начало ярко выраженного поклонения себе самому», МОИСЕЙ – «божественный союз простоты и мудрости», а  ГЕРА – «солнечная земля». Вот тебе и греческие да еврейские имена!
        Дальше ещё интересней: имя ИИСУС  означает «божественные, сияющие уста», а ИУДА – «он у предназначения», или – «исполнитель предназначенного». Само же слово БОГ – это «величайшее превосходство».
        Тут самое время пришло растолковать особо значимые ценностные категории и я узнала, что ЖИЗНЬ – это «быть неким потомком», ЛЮБОВЬ – «полная выраженность рождения божественного», ПРАВДА – «дающая соединиться с Богом», душа – «поднимающая высоко», ДЕЛО – «концентрированный источник», СВЕТ – «мгновенное осознание независимости Духа». РОССИЯ означает «Божественное зачатие жизни сплава родов», или проще:  «Божественный сплав родов сущих». А РУСЬ переводится «Это красота». В некоторых летописях писали «пойти на Русь» со значением выйти на простор. И Русь в таком случае писалась с прописной буквы.
        Слово «ГЛАГОЛ» переводится как «выражение устойчивых первооснов». Само же звукосочетание «СЛОВО» переводится как «сильная концентрация мгновения».
        «БРАТ» означает «тот, кто теплое солнце», «МАМА» – это «сущность сущности», «БАБА» – вообще, «основа основ», слово «РАЗУМ» говорит о «противостоянии непостижимости Бога», а «СТРАХ» – это «суть угасающее солнце». Ну а ВОЛГА – это «Полоса (Путь) выраженной силы» и никаких вам финских и тюркских этнонимов!
       
        И в этой части моего эссе, читатель вправе снова возмутиться: «Ну, вот! Опять отдалились от темы! А где же обещанная симфония моего имени?»
        Ну что ж, придётся вернуться в звуку и свету, а точнее к их спектрам – октаве и радуге. И на этот раз привязать эти категории к «букворяду», то есть к алфавиту. Только группировка букв будет особая: по гласным, согласным, глухим и звонким фонемам.
       
        Не вникая в логику и тонкости такого деления, примем за основу такую разбивку:
        А, Б, К – красный (нота «до»); Е, В, П – розовый (полутон между «си» и «до»); Ё, Г, С – голубой (фа); И, Д, Т – синий (ми); О, Ж, Ф (соль) – зелёный; У, З, Х – жёлтый (ля); Ы, Л, Ц – фиолетовый (ре); Ю, М, Ц – коричневый (полутон между «соль» и «ля»); Э, Н, Ш – оранжевый (си); Я, Р, Щ – бордовый (полутон между «до» и «ре»); Й, Ь, Ъ – серый (полутон между «ре» и «ми»)
        На иллюстрации вверху приведена диаграмма соответствия букв и цветов. На ней показан круг, разделённый на 11 секторов и каждому соответствуют 3 буквы, которые соотносятся с цветом сектора. Одна буква является гласной, а две буквы являются звонкой согласной и глухой согласной, которые соотносятся с цветом гласной буквы.
        На рисунке видно, что буквы Я, Ю и Е, не получившие чистые цвета радуги и ноты и буква Ё образуют оси: Я  и Ю – ось затемнённых цветов; Е  и Ё – ось осветлённых цветов. Буквы А, О, Ы и У, И, Э образуют контрастные пары цветов и звуков.
        Кроме того, на диаграмме можно увидеть и другие цветовые и звуковые соотношения и закономерности и их оттенки, «обозначить» которые автору сей статьи не хватает музыкального образования.  Однако можно предположить, что между буквами Ы (фиолетовый) и Я (бордовый) находятся невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые цвета, которые могут соответствовать неслышимым инфразвукам и ультразвукам. Для имён нам такие подробности не потребуются.
        Учёными уже доказано, что и звук и цвет обладают особым воздействием на психику воспринимающего их человека, и неудивительно, что фонемы, «окрашенные» в возбуждающие цвета, при их «озвучивании» возбуждают (и наоборот).
        К «заводным» относятся фонемы Я, А, Е, Э, а к угнетающим – У, Ю, И, Ы. Буквы О и Ё, имеющие цвета воды и неба, успокаивают.
        Всё это, конечно, весьма условно, поскольку зависит от тембра голоса, от «исправности» слухового аппарата и от других психофизиологических факторов и обстоятельств (например, шумов, стресса, депрессии, алкоголя, темперамента, времени года и т. п.).
        Поскольку речь у нас идёт о словах, то буквы следует соединять линиями в той последовательности, в какой они образуют слова. При этом надо следовать правилу, что в «свой» цвет окрашивается та половина круга, в которой находится его центр, то есть цвет соответствует той букве, от которой идёт линия. В случае наложения цветов друг на друга, естественно будет смешение красок.
        Нарисовав такую цветограмму, мы получим не только «геометрию» слова, но и сложные цвета – целые живописные (и музыкальные) композиции. И они будут уже обладать своей магией. Соединения этих «спектров» дадут мелодию, а если объединиться с «любимыми», друзьями, семьёй, получится цветной «групповой портрет» и целая «симфония»...
       
        А теперь сделаем, как говорят в науке, контрольный пример. Рассмотрим для этого по паре мужских и женских имён с применением ключа для расшифровки слова, цветограмм и нот (цветограммы приведены на иллюстрации).
        Итак: ЛАРИСА – «способность импульсивного света и тепла», подобие: «чувственность». Мелодия: ре – до – полутон между «ре» и «до» – ми –  фа –  ре.  Цвета фонем:  фиолетовый, красный, бордовый, синий, голубой, красный – импульсивные, эмоциональные краски.
        ЛЮБОВЬ, как уже сказано в отношении имени нарицательного переводится как «полная выраженность рождения божественного». Мелодия: ре – полутон между «ля» и «соль» – до – соль – полутон между «си» и «до», полутон между «ре» и «ми». Цвета: фиолетовый, коричневый, красный, зелёный, розовый, серый. Насыщенные эмоциональные краски с нюансами.
        ДЕНИС – «сплав космической энергии и дела», а можно и так: «источник космической энергии». Мелодия: ми – полутон между «си» и «до» – си – си – фа. Цвета: Синий, розовый, оранжевый, синий, голубой. Много синего, энергично. Две высоких ноты – космические.
        НИКОЛАЙ, расшифровывается как «божественная твердость острия небесного света», то есть солнечного луча... Мелодия:  си – ми – до – соль – ре – до –  полутон между «ре» и «ми». Цвета: оранжевый, синий, красный, зелёный, фиолетовый, красный, серый. Практически, радуга.
       
        Надеюсь, уважаемые читатели, мне удалось убедить вас с том, что ваше имя – симфония звуков и красок. Тот, кто не нашёл тут своего имени, может заглянуть в галерею имён и узнать как «звучит» его имя и имена родных и близких (ссылка в конце текста). Больше всего повезёт знатокам музыкальной грамоты, хотя в наше время и в этом может помочь компьютер или синтезатор.
        Если мелодия вашего имени и палитра цвета импонируют вам, то, скорее всего, имя вам выбрано верно, ну, а если и перевод совпадает с вашей сутью – тут и говорить нечего: полная гармония, а, значит, в Космосе вы на должном «учёте».
       
       
       
       
       
        Коллаж и стихи автора
       
        Ссылка «Галерея имён»:
        http://www.wordgame.64g.ru/meta/galfr.htm
       


Рецензии
"Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт" )))
Великолепное эссе, дорогая Лариса! Буду читать ещё, подбирать мелодии к разным именам!
Твой музыкальный Алекс )))

Трайдент   20.09.2011 01:41     Заявить о нарушении
Спасибки, Алекс! Читай и музицируй. И моё имя потом напой мне в телефон, а то я так и не "прочла" его мелодию по неграмотности - ноты могу только рисовать)))

Лариса Бесчастная   20.09.2011 02:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.