Гиппократ. эссе

Утверждают, что человек продолжает жить до тех пор, пока его помнят. В таком случае древнегреческий врач Гиппократ поражает завидным долголетием — ему не меньше двух с половиной тысяч лет.
Вообще о жизни основателя древнегреческой, да — можно с уверенностью добавить — и современной медицины Гиппократа известно немного. Слава его — в его научных трудах, объединенных в наше время в одну книгу — в так называемый «Гиппократов сборник». Кстати говоря, труды Гиппократа начали понемногу устаревать только во второй половине XIX века. Хотя и сейчас далеко не все труды его можно списать со счетов, переведя в разряд истории медицины. Недаром в начале XX века немецкие врачи выступали с лозунгом: «Назад, к Гиппократу!»
За минувшие века Гиппократа ругали и хвалили, его опровергали и ему следовали, его уличали и ему поклонялись. И все это время врачи, благодаря его книгам, спасали больных и продолжали, развивали начатые им научные изыскания.

ПОТОМОК АСКЛЕПИЯ

Гиппократ был далеко не первым врачом в своем семействе. И даже не первым Гиппократом-врачом. Медицина для его рода была тем, что сейчас называют семейным бизнесом. И начал этот семейный бизнес знаменитый врач Асклепий, предок Гиппократова рода. Тот самый божественный Асклепий, коему поклонялись и в честь которого возводили храмы обыватели того времени.
До обожествления Асклепия эллины поклонялись богу-исцелителю Амину.
Асклепий же был обыкновенным человеком и талантливым медиком. Оба сына его, тоже врачи, воевали под стенами Трои. От одного из них — Подалирия — и берет начало род Гиппократа. В древности, да и в более поздние века, выдающихся способностей было вполне достаточно, чтобы объявить человека полубогом (по современному — святым), а то и богом — как и поступили с Асклепием потомки. Храмы его — асклепейоны — начали появляться только в 7 веке до н. э. (в Афинах же — вообще в 5 веке до н. э.), а это довольно поздно для древнего бога или полубога.
Впрочем, и в те времена, и гораздо позже (в том числе и в 20 веке) всегда находились люди, которых обожествляли, и люди, которые обожествляли своих кумиров. Ведь и Гиппократа при Аристотеле называли «великий», а несколько столетий спустя, при враче Клавдии Галене, уже — «божественный».
Почему же Гиппократ все-таки не превратился в очередного божка? Наверное, потому, что родился не в такое далекое и легендарное время, как Асклепий. Гиппократ жил в более цивилизованные времена. Он был современником великих драматургов Софокла и Еврипида, скульпторов Фидия и Поликлета, философов Сократа, Платона и Демокрита. По одной из версий он даже лечил Демокрита. Все эти знаменитости, как и он, не стали богами, скорее всего потому, что тогда уже существовали книги и библиотеки. Устные предания сменялись фактами, запечатленными на папирусе и пергаменте.
Уже во времена Гиппократа образованные люди с нескрываемой насмешкой относились к культу Асклепия, считая жрецов в его храмах — а те как раз не были медиками — не иначе как жульем и шарлатанами. И, должно быть, не без оснований.
Мы все время забываем очень мудрую и ядовитую древнюю поговорку: «Если не поможет врач — не поможет и Бог». Однако за тысячелетия, увы, люди так ничему и не научились. И нынче хватает страждущих невежд, которые надеются на помощь необразованных знахарей, целителей, колдунов и шаманов. Таких минибожков, как Асклепий, хватало и в языческие, и в более поздние времена.

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

Потомки Асклепия удачно продолжили семейное дело. Или, если хотите, создали врачебную династию. И первым Гиппократом-врачом в семействе был дед нашего Гиппократа — основателя научной медицины.
Сам Гиппократ, сын Гераклида и Фенареты, родился на острове Кос 26 числа месяца агриана в 460 году до н. э., а умер в 377 году до н. э. (по другим сведениям — в 375 году до н.э.), прожив по тем временам очень долго — 83 года, и был похоронен в Фессалии между городами Гирто и Лариссой Фессалийской. По легенде, в его гробнице поселился рой пчел. Их мед исцелял молочницу у детей.
Если верить подсчетам древних биографов, Гиппократ был семнадцатым потомком Асклепия. Легко догадаться, сколько неоценимых медицинских знаний и опыта накопил их род за столько поколений. Но лишь Гиппократ смог их обобщить, логически выстроить, систематизировать и дополнить. То есть провести чисто научную работу. И, что немаловажно, опубликовать медицинские труды. Дело в том, что прежде подобные знания были семейным секретом. Они передавались от родственника к родственнику, от ученика к ученику, — без права разглашения.
Судя по его трудам и дошедшим до нас сведениям, Гиппократ учился медицине у своего отца и у знаменитых врачей того времени — Геродика из Селимбрии, Горгия из Леотин, Продика из Кеоса. Он много путешествовал, написал немало научных трудов, был врачом и другом македонского царя Пердикки — соратника Александра Македонского. Лечил богатых и знатных, но наверняка не отказывал и остальным. Участвовал в войнах, боролся с эпидемиями, за деньги учил тех, кто хотел стать врачом. Считается, что именно он написал клятву врача, которая не устарела и поныне.
У Гиппократа были сыновья, Фессал и Дракон, тоже врачи. Были дочери, но сколько их было — неведомо. В те времена о феминизме и слыхом не слыхивали. Женщины были всего лишь любовницами, женами, матерями, рабынями. О них не стоило писать — и о них, за редким исключением, не писали.

СЛАВА И СПЛЕТНЯ

Еще при жизни Гиппократ был обласкан славой. Платон ставил его наравне с великими скульпторами Фидием и Поликлетом. О нем говорили, на него ссылались. Уже тогда он был непререкаемым авторитетом. За помощью к нему обращались целые государства. Стилосу (палочке для письма) Гиппократа приписывают около 60 уцелевших медицинских сочинений. А его книги «Эпидемии» и «Афоризмы» тысячелетиями считались верхом врачебной мудрости. Впрочем, в том, что мы можем прочесть его труды, есть и воля случая. Сочинения многих знаменитых врачей древности до нас вообще не дошли.
Книги Гиппократа попали на полки знаменитой Александрийской библиотеки, где немало выдающихся врачей последующих столетий составляли словари и комментарии к ним. Находились врачи, которые были с ним не согласны, критиковали некоторые его методы диагностики и лечения. И все же это не помешало византийскому историку написать о нем: «Что сказал Гиппократ, то сказал сам Бог».
Он был человеком, а значит, у него наверняка были свои слабости и недостатки. Впрочем, славе человека всегда сопутствуют зависть и сплетни завистников, которые стараются принизить знаменитого человека. История донесла до нас несколько сплетен о Гиппократе, как о человеке крайне тщеславном. Например, Андрей из Каристы, автор книги «О врачебной генеалогии», записал, что Гиппократ некоторое время служил хранителем храма в Книдосе. Чтобы сохранить за собой славу открытий, он сжег храмовую библиотеку с архивом и всеми записями других врачей, после чего бежал к фессалийским правителям. Сохранилась сплетня, что он то же самое сотворил с библиотекой на родном острове Кос. Но если бы это было на самом деле, вряд ли бы его и дальше почитали на родине. А островитяне гордились великим земляком все эти тысячелетия, да и в наше время не забыли.
Даже сейчас, при современном развитии мировой медицины, труды Гиппократа вызывают интерес медиков. Не устарели его наблюдения, некоторые диеты, не устарел его метод врачебного мышления.
Врача Гиппократа помнят сотни веков — память человеческая оказалась долговечнее любого камня. Вряд ли судьба врача может быть лучшей.



ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАКОН ГИППОКРАТА
1. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств. И, по моему мнению, причиной такого падения служит больше всего то, что в государствах одной лишь медицинской профессии не определено никакого другого наказания, кроме бесчестия, но это последнее ничуть не задевает тех, от которых оно не отделимо. Мне кажется, что эти последние весьма похожи на тех лиц, которых выпускают на сцену в трагедиях(1) ибо как те принимают наружный вид, носят одежду и маску актера, не будучи, однако, актерами, так точно и врачами; по званию их много, на деле же — как нельзя менее.
2. Тому, кто захочет приобрести себе действительное познание медицины, необходимо иметь: природное расположение, обучение, удобное место, наставление с детства, любовь к труду и время. Итак, прежде всего необходимо природное расположение; если природа противодействует, — все тщетно; если же она сама показывает путь ко всему наилучшему, тогда уже совершается изучение искусства, которое должно приобретать себе с разумением, пользуясь наставлением с детства и в месте, от природы хорошо приспособленном для науки. Сюда же необходимо еще присоединить многолетнее прилежание, чтобы учение, укоренившись прочно и глубоко, приносило зрелые плоды.
3. В самом деле, зрелище того, что рождается из земли, показывает то же, что изучение медицины. Действительно, природа наша это есть поле, а наставления учителей — семена. Обучение, начатое с детства, соответствует благовременному сеянию, а место, приспособленное для учения, — окружающему воздуху, из которого обыкновенно заимствует себе пищу все, что рождается из земли. Трудолюбие — это есть земледелие. Время же все это укрепляет для полной зрелости.
4. Когда все эти условия для медицинского искусства совмещены и приобретено истинное знание его, тогда только обходящие города для практики(2) не только на словах, но и на деле признаются за врачей. Но неопытность — плохое сокровище и плохое имущество для своих обладателей; ни во сне, ни наяву благодушию и душевной радости не причастная, она для трусости и дерзости — кормилица. Но ведь трусость знаменует бессилие, дерзость же — неискусность. Ибо две суть вещи: наука и мнение; из них первая рождает знание, второе — невежество.
5. Но священные действия показываются только людям посвященным, профанам же — не прежде, чем они будут введены в таинства науки.

КОММЕНТАРИИ К ПРИЛОЖЕНИЮ
1 Статисты в театральных представлениях.
2 Большинство врачей в то время странствовало, останавливаясь в разных городах на какое-то время — это были так называемые врачи-периодевты, — из их числа был и Гиппократ. Меньшая часть врачей жила оседло, имела постоянные врачебные кабинеты и состояла на общественной службе в своих городах.


Рецензии