Свод персоналий - Советская Россия

               
                СОВЕТСКАЯ РОССИЯ: 1917-1991

      государство, политика, экономика, наука, культура, литература, искусство

                СВОД ПЕРСОНАЛИЙ

Автор-составитель Игорь АБРОСИМОВ
__________________

Перечень разделов  –  см. http://www.proza.ru/2011/10/20/1344

__________________

==================
Свод персоналий «Советская Россия: 1917-1991 - государство, политика, экономика, наука, культура, литература, искусство» содержит около 24 тыс. кратких биографий государственных, партийных, хозяйственных, военных, общественных и религиозных деятелей, деятелей науки, культуры, литературы и искусства, живших и работавших в период существования cоветской власти (1917-1991).
==================


I.

Одной из трудностей, неизменно возникающих при знакомстве с конкретными событиями советской истории, является неполная по объему информационная база биографий исторических деятелей. Традиционно во все годы существования советской власти формирование, систематизация и публикация подобных данных не приветствовалась. Массовые репрессии, вычеркивание сотен и тысяч людей из жизни и из истории, насильственное забвение многих, оказавшихся по тем или иным причинам неугодными властям, не способствовали проведению этой работы с необходимой основательностью и объективностью. За жестким порядком бдительно следила вездесущая цензура, Главлит не допускал даже простого упоминания целых категорий «подозрительных» лиц. Поэтому еще сравнительно недавно специальных биографических изданий не существовало в отечественной литературе вовсе, а в энциклопедиях персоналиям уделялось более чем скромное место. Вопрос о том, кого включать, а кого - нет в очередное энциклопедическое издание решался как вопрос политический, а не историографический. И лица, подвергнутые политическим экзекуциям, не могли претендовать на такую честь. В результате, если в других странах существовали и существуют разнообразные и постоянно пополняемые собрания биографической справочной литературы, то в отечественной практике такое произошло сравнительно недавно, причем в куда более скромных масштабах.

Стремление внести вклад в восполнение указанного пробела явилось в свое время побудительным мотивом для составления данного Свода персоналий, который находится в работе с середины 1990-ых гг. Следует отметить, что в последние годы положение кардинально изменилось. Появилась справочная литература, которая существенно восполняет данный пробел, большой объем информации можно получить сегодня, занявшись поисками в Интернете. Таким образом, острота проблемы оказалась снятой.

Однако, основная задача автора-составителя не сводится к простой фиксации биографий исторических персонажей советского времени. Стремясь охватить в Своде возможно полный состав лиц, оказавших влияние на исторические события и реалии эпохи, автор-составитель стремился нарисовать таким образом картину прошлого и содействовать лучшему ее представлению. Особый интерес приобретают данные вопросы сегодня, когда Российская Федерация, прямая наследница и продолжательница истории Советской России - РСФСР, активно ищет пути дальнейшего поступательного развития. Политическое, социально-экономическое, культурное становление российского государства после распада СССР не могло проходить без активного участия многих фигурантов Свода, что придает дополнительную актуальность представляемому материалу.

Состав фигурантов Свода, их биографии, собранные вместе, помогают полнее и яснее представить историю страны в ХХ веке, наполняют ее конкретным содержанием. Ведь отдельные биографические данные, приводимые к тому же в краткой форме, не могут в необходимой мере передать особенности и колорит времени. Только сведенные в единый материал, при условии определенной полноты персонального состава, они подобную задачу выполнить в состоянии. Можно надеяться, что именно охват наиболее полного состава фигурантов, оказавших реальное влияние на сложные и многофакторные исторические процессы, может привлечь внимание интересующихся отечественной историей. Вот почему сегодня, когда информация по самому широкому кругу лиц, благодаря Интернету, становится все более доступной, когда в целях своеобразной рекламы и даже саморекламы публикуются подробные биографии некоторых деятелей, заслуги и достижения которых весьма спорны, данный аспект настоящей работы представляется наиболее важным.

Что же касается получения более полных, тем более, исчерпывающих данных по определенным деятелям, заинтересовавшим читателя, то такая возможность предоставляется различными ресурсами Интернета, а также, как и во все времена, соответствующей литературой. С помощью поисковых систем, по фамилиям и именам, ключевым словам и выражениям, основанным на данных Свода, а также воспользовавшись именными указателями в литературных источниках, такая информация может быть получена и уточнена.

Исходя из сказанного, автор-составитель обращает особое внимание на определение персонального состава настоящего Свода и стремится к тому, чтобы очертить круг лиц, которые в разное время, в разных областях и в разных государственных и общественных слоях реально определяли особенности социально-политической, экономической и культурной жизни страны. При этом важно представить достаточно полный и широкий перечень биографий, отличный от более-менее стандартного и ограниченного справочно-энциклопедического, но избежать включения в Свод деятелей малозначительных. Именно такой подход позволяет в какой-то мере помочь при анализе исторических процессов, представить степень влияния на эти процессы отдельных персонажей рассматриваемой эпохи.

Таким образом, указанная особенность отличает настоящий Свод от других биографических справочников, носящих чаще всего тематический характер либо представляющих собой энциклопедические пособия, включающие сравнительно ограниченный круг биографий наиболее известных деятелей. Поэтому представляемый Свод персоналий можно рассматривать как некое единое произведение исторического содержания, а не справочно-энциклопедическое, чисто биографическое пособие.


II.

Остановимся на одной важной предпосылке, определившей, наряду с прочими, состав предлагаемого Свода персоналий.

Как известно, национальная политика коммунистической партии всегда была двойственной, включавшей в себя два взаимоисключающих принципа: с одной стороны – провозглашение самоопределения народов вплоть до отделения, с другой – стремление к созданию и укреплению мощного централизованного государства. До Октября 1917 года торжествовал, безусловно, первый принцип, а после этого рубежа постепенно стал набирать силу второй. Стремление построить сильное и единое государство на обломках Российской империи объяснялось желанием иметь надежные гарантии для укрепления советской власти, а также получить могучее и действенное орудие в борьбе за мировую революцию, а в дальнейшем за выживание в условиях враждебного окружения.

Национально-государственная политика стала носить поэтому «диалектический» характер – самоопределение, самостоятельность поддерживалась только в «советских началах», независимость должна была подчиняться «московским взглядам». Независимость по официальным утверждениям получала не нация, а рабочий класс и трудовое крестьянство, причем только в том случае, если они стояли за советскую власть и политику центра. После образования СССР в 1922 году Москва зорко следила за «буржуазными националистами и их агентами» из числа руководителей и рядовых коммунистов союзных республик, решительно пресекая тенденции, направленные на принижение роли союзного центра. В зависимости от политической ситуации национальная политика подвергалась определенным колебаниям, но основной ее вектор оставался неизменным.

В дальнейшем для Сталина и его окружения стало очевидным, что существование централизованного государства и сохранение ведущей роли единой партии при неминуемом влиянии местных центробежных тенденций, не может быть долговечным без признания особой, ведущей роли России и русского народа. Это была та надежная опора, на которую могла рассчитывать центральная власть, цементирующая сила, скрепляющая собой все остальные народы СССР. Страх перед национальным сепаратизмом заставил задействовать механизм русской языковой и культурной гомогенизации советского общества, что также должно было работать на национально-социальную сплоченность, столь важную для укрепления единого государства. Русское и советское оказывались своеобразными синонимами в политическом, а также в чисто культурном и бытовом контексте. Отожествление этих понятий становилось обыденным и привычным.

В течение более чем семидесятилетнего существования советской державы Россия и русский народ оставались консолидирующей силой, что и определило их совершенно особое место в советской политической системе. Первая среди равных – таков был официальный статус Российской Советской Федеративной Социалистической республики - РСФСР, входившей, наряду с другими союзными республиками, в состав бывшего СССР.

Особо поощрялся рост русского самосознания в критические моменты истории, когда решался вопрос быть или не быть Советскому Союзу. Возрождая исторические традиции Российской империи, подчеркивая несокрушимую силу русского патриотизма, высшее руководство СССР добивалось сохранения и дальнейшего упрочения собственного господства в самых экстремальных ситуациях. На торжественном приеме в Кремле по случаю парада Победы в 1945 году Сталин поднял известный тост за великий русский народ, который, по его словам, являясь наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в Советский Союз, вынес на себе основную тяжесть Великой Отечественной войны и обеспечил победу над фашизмом. «Мы, русские... У нас, у русских...», - любил говорить вождь и учитель всех народов, который, несмотря на свое грузинское происхождение, всегда и решительно причислял себя к русскому народу.

          «Союз нерушимый республик свободных
           Сплотила навеки великая Русь», -
эти слова Гимна Советского Союза лишний раз закрепляли за русским народом положение «титульной нации» в сознании всего населения СССР.

Однако, как это не покажется парадоксальным, «первая среди равных» была лишена многих прав и властных полномочий, предоставленных остальным национальным республикам. Не надо забывать, к примеру, что в РСФСР никогда не было центрального партийного органа и всеми партийными делами в республике управлял непосредственно ЦК ВКП(б) – КПСС. При этом известно, что ключевые вопросы руководства, начиная с расстановки руководящих кадров, решения основных внешнеполитических и народнохозяйственных проблем, выполнения производственных планов и кончая политикой в сфере культуры и образования, всегда решались в партийных инстанциях. Партия была, как известно, руководящей и направляющей силой советского общества. Поэтому отсутствие компартии РСФСР и, соответственно, ЦК партии РСФСР становилось ограничением существенным и решающим. Не существовало и наиболее важных российских республиканских министерств и ведомств, российской Академии наук, руководящих структур республиканских профсоюзных и общественных организаций, функции которых выполнялись соответствующими общесоюзными учреждениями. При этом во всех других республиках подобные органы существовали, действуя и направляясь местными партийными и государственными структурами. Несущественным в этом ряду может показаться отсутствие у РСФСР такого атрибута государственности, как гимна, который разрешено было иметь всем другим союзным республикам. Но все это, вместе взятое, не может не рассматриваться как четкая политическая линия.

Недаром прямым преступлением считались предложения, направленные на реальное усиление роли российских республиканских партийных и государственных органов. Даже невинные на первый взгляд слухи о том, что Ленинград будет объявлен после войны столицей России, а Москва останется только столицей СССР, расценивались как провокации врагов. Вспомним, как в борьбе за свое место во власти группа Маленкова – Берия инспирировала в 1949 году так называемое «ленинградское дело» и одним из самых весомых обвинений против Вознесенского, Кузнецова, Родионова и других руководителей прозвучали именно обвинения в российском сепаратизме.

Высшее руководство СССР прекрасно понимало, что суверенитет РСФСР, даже ограниченный пределами прав других союзных республик, ставит под угрозу целостность существования всего государства. Опираясь на потенциал России и, главное, сделав ее неразрывной частью союзного центра, представлялось возможным реально задавить стремления национальных республик к обретению подлинной самостоятельности, преодолеть амбиции ее лидеров и сплотить республики в составе единой державы. Если же позволить России превратиться в одну из обычных составляющих союзного государства, то власть союзного центра может попросту зависнуть в воздухе, потерять опору и условия для своего эффективного функционирования. Кстати, данное обстоятельство лишний раз подчеркивает, что русский народ вовсе не рассматривался как нечто, достойное процветания сам по себе, как некая привилегированная нация «колонизаторов», а являлся лишь полезным инструментом государственной политики.

Великодержавная терминология и открытое выпячивание места и значения русского народа как «старшего брата в семье братских народов СССР» в послесталинские времена были сильно приглушены. Новая национально-государственная доктрина базировалась на достаточно искусственной концепции советского народа, провозглашенного новой исторической, социальной и интернациональной общностью людей. Однако, по сути дела роль и значение РСФСР как консолидирующей силы единого государства изменились мало, а обвинение в «буржуазном национализме» пускались в ход всякий раз, когда национальные республики пытались получить слишком много, по мнению центра, прав и полномочий.

Одним из решающих факторов, предопределивших развал СССР, стал, как известно, реальный суверенитет РСФСР, обретенный в результате перестройки. Союзный центр оказался ненужным республиканским правящим элитам и, в первую очередь, сделался помехой для новой российской власти, вступившей в конфликт с этим самым центром, что и  привело, в конечном счете, к краху советской страны. Поэтому традиционная политика советского руководства в части соотношения центральной и собственно российской власти, стремление к их максимальной интеграции, выглядят отнюдь не случайными и даже в определенном смысле весьма дальновидными.

Таким образом, высшим партийно-государственным руководством СССР проводилась политика возрождения на новых идеологических основах многовековых традиций и тенденций, существовавших в этом отношении в Российской империи. Предоставив на бумаге народам бывшей царской России право на самоопределение вплоть до отделения, реальная практика государственного строительства привела к образованию союза государств, который постепенно и целенаправленно стал жестким, единым и централизованным образованием. Союзный центр, тесно связав себя в монолитное политическое, государственное и культурное ядро с Россией, превратил ее в инструмент консолидации, поддержания незыблемого и стабильного существования СССР. Вот почему Советская Россия рассматриваемая не только как одна из союзных республик, но одновременно и в качестве союзного центра, по праву должна стать предметом для специального изучения. В указанном историческом контексте она является не географическим, а скорее институционным понятием в политическом, экономическом и культурном аспектах.

Данный социально-политический феномен предопределил и своеобразный состав носителей советской российской государственности и культуры в широком значении этого слова. К ним в той или иной степени принадлежали не только многонациональные представители самой России, но и жители других регионов страны, не относившихся к территории РСФСР и не обязательно русские по происхождению. Тесно связаны с союзным центром были практически все видные деятели почти всех сфер, составлявшие основной слой республиканских элит, независимо от их национального происхождения. По установленным правилам и неписаным традициям все они, независимо от рода деятельности, должны были получить обязательное признание, если не прямое назначение в Москве, а в ходе своей работы непременно оглядываться на Москву и иметь поддержку все той же Москвы. При этом существенным фактором этой связи всегда оставалось самое тесное и плодотворное культурное, научное, техническое, творческое, наконец, сотрудничество непосредственно с соответствующими российскими кругами, без которого трудно было обойтись и которое возникало самым естественным и органическим образом, помимо официальных указаний сверху. Ведь Москва, Ленинград и некоторые другие центры России, издавна являлись подлинной «кузницей кадров», «мозговым центром», где получали образование и на которые опирались в последующей деятельности, научной, производственной и культурной, представители всех союзных республик. Тесному взаимодействию в немалой степени способствовало интегрирующее влияние русского языка, принятого в качестве единого языка межнационального общения.

Не надо забывать также, что национальные достижения союзных республик так или иначе входили в сферу российской культуры. Дело при этом не ограничивалось традиционными декадами национальных литератур и искусств в Москве, регулярными гастролями театров, кинонеделями, обязательным изданием переводов наиболее значительных литературных произведений на русский язык и прочими официальными мероприятиями. Достижения эти входили в повседневный обиход, и такие явления как украинская народная музыка, грузинское кино, литовский театр или живописное искусство художников закавказских республик постоянно обогащали культурный ландшафт российской культуры. Что же касается научного, научно-технического или промышленного развития, то здесь централизованное планирование изначально стирало всякие границы - СССР представлял собой единую народнохозяйственную систему.

Исходя из всего сказанного, при определении круга лиц, которые должны фигурировать в составе данного Свода, составитель не мог ограничиться лишь теми, кто жил и действовал в пределах географических границ РСФСР и не включить в него целый ряд биографий наиболее видных представителей национальных республик СССР. Иначе невозможно проследить во всем многообразии политическое и культурное влияние России на национальные республики, их взаимовлияние и взаимодействие в рамках единой страны, а следовательно, достаточно полно представить историю самой Советской России.



III.

Состав и содержание Свода персоналий определены в связи со всем сказанным выше, исходя из следующих положений.

1. В Свод включены государственные, партийные, хозяйственные, военные, общественные и религиозные деятели, деятели науки, культуры, литературы и искусства, жившие и работавшие в Советской России в 1917 - 1991 годах.

2. В тексте биографий отмечена степень официального признания (почетные звания и премии – Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, народный художник СССР, народный архитектор СССР, народный артист РСФСР, заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР и т.п., а также лауреат Сталинской премии, позднее - лауреат Ленинской премии), что необходимо для понимания статуса и положения данного деятеля, условий его жизни и работы. В обстановке тоталитарного идеократического государства официальное признание имело в этом смысле решающее значение.

3. Обязательно отмечена принадлежность к Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), особенно к ее большевистскому крылу. Члены РСДРП, большевики, были, как известно, профессиональными революционерами, и это обстоятельство становилось решающим и полностью предопределяло как их деятельность до 1917 года, так и в послереволюционные годы.
Отмечена также принадлежность к Российской коммунистической партии (большевиков) - РКП(б) - название партии с 1918 года, а также Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) - ВКП(б) – название партии с 1925 года и Коммунистической партии Советского Союза - КПСС – название партии в 1952 - 1991 годах. Членство в правящей партии, обладавшей монопольной властью, существенно влияло на деятельность каждого человека в любой сфере государственной, экономической, общественной и культурной жизни. К сожалению, принадлежность к партии выпала из энциклопедий и большинства биографических справочников, справочных материалов и комментариев в книгах, изданных в России после 1991 года, что неизбежно обедняет многие жизнеописания и, зачастую, просто не позволяет правильно представить себе облик известных людей того времени.

4. Ученые в области общественных и гуманитарных наук (философия, психология, социология, история, этнография, политэкономия и экономика, литературоведение, искусствознание и т.п.) получили более полное отражение по сравнению с учеными в области естественных, точных и технических наук. Последние в большинстве случаев включались в свод при наличии высокой степени признания их научных или организационных заслуг (действительные члены Академии наук СССР - академики и члены-корреспонденты Академии наук СССР). Действительные члены и члены-корреспонденты т.н. отраслевых академий, т.е. Академии медицинских наук (АМН) СССР, Всесоюзной сельскохозяйственной академии им.Ленина (ВАСХНИЛ), Академии педагогических наук (АПН) РСФСР (позднее преобразована в АПН СССР), а также республиканских академий наук включались выборочно. У составителя не вызывает сомнения, что ученые в области общественных и гуманитарных наук по роду своей основной деятельности теснее и непосредственнее связаны с политической, культурной и общественной жизнью, атмосферой страны, как официальной, так и неофициальной. Поэтому и представлены они более полно.

5. В предлагаемый Свод включены деятели союзных национальных республик, входивших в состав СССР, которые были непосредственно и тесно связаны с жизнью России как союзного центра либо достаточно широко известны и влиятельны в общесоюзном масштабе.

6. Особое место в Своде занимают деятели русской эмиграции. Несмотря на изоляцию и закрытость советского общества, контакты с эмигрантами на самых разных уровнях существовали почти всегда, определенное взаимовлияние между советским обществом и эмиграцией, особенно в двадцатые годы и в послесталинское время, оставалось реальностью. Кроме того биографии многих эмигрантов были тесно связаны с видными деятелями, жившими и работавшими в СССР, и почти во всех случаях определенный этап их жизни и деятельности прошел на родине.

7. При определении персонального состава Свода учитывалась степень влияния и известность тех или иных деятелей, их вклад, внесенный в государственную, экономическую, культурную и военную сферу жизни страны. Автор-составитель понимает, что проведенный им отбор носит оценочный характер и не может претендовать на полную объективность. Однако, он всячески стремился избегать субъективных оценок, столь часто встречающихся в литературе, и строить материал на более-менее выверенных и взвешенных данных.




Приводятся биографические сведения, найденные автором в энциклопедических и справочно-биографических изданиях, в сочинениях по истории СССР и истории советской литературы, науки и культуры, мемуарах и комментариях к ним, библиографических указателях, как изданных в СССР и России, так и в зарубежных. В работе использовано более 250 источников (см. Приложение 1).

Большой объем информации получен путем просмотра периодических общественно-политических и научных изданий.

При работе над Сводом использовалась информация, содержащаяся на страницах русскоязычного Интернета - www.km.ru, www.biograph.comstar.ru, www.hronos.km.ru, www.airfoce.ru, www.warheroes.ru, www.memo.ru, www.akter.spb.ru, rkka.ru, www. ortho-rus.ru, www.whoiswho.ru, www.auditorium.ru, www.knowbysight.info, www.az-libr.ru, www.kino-teatr.ru, alya-aleksej.narod2.ru, shieldandsword.mozohin.ru/personnel.htm, www.alexanderyakovlev.org и др. Широко использовался также информационный ресурс Википедии - ru.wikipedia.org.

Благодаря заинтересованному участию читателей, ряд досадных ошибок и неточностей удалось исправить и большой дополнительный объем информации включить уже после публикации Свода персоналий на Прозе.ру. Эта помощь не может быть не отмечена автором с искренней благодарностью. Надеюсь, что и в дальнейшем совместными усилиями мы сможем совершенствовать текст персоналий.

Всегда с большой благодарностью буду помнить о той поддержке и методической помощи, которую оказал мне в самом начале работы над Сводом персоналий доктор Михаил Безродный.

Автор с признательностью отмечает большую работу, которую проделал по редактированию текста Леонид Скундин.


==========================================

Для удобства использования Свод персоналий поделен на разделы (А - Ам - Свод персоналий,  Ан - Ая - Свод персоналий,  Б - Би - Свод персоналий,  Бл - Бя - Свод персоналий, В - Свод персоналий и т. д.)
 
Перечень разделов  –  см. http://www.proza.ru/2011/10/20/1344

Поиск персоналий в каждом из разделов производится в соответствии с алфавитной последовательностью их расположения, а также стандартным средством поиска, предоставляемым используемым Интернет-браузером (например, Mozilla Firefox).

Стандартным средством поиска по ключевым словам производится также поиск любой другой необходимой информации, содержащейся в предлагаемых статьях. Соответствующий выбор ключевых слов и поиск информации с их помощью позволяет более полно представить ту или иную область нашей истории, относящуюся к деятельности государственных структур, народнохозяйственному и военному строительству, направлениям и масштабам культурного и научного развития страны.


___________________________
ВНИМАНИЕ! При использовании информации, содержащейся в Своде персоналий, следует иметь в виду, что она периодически уточняется и дополняется. Поэтому не рекомендуется заранее копировать соответствующие файлы, а каждый раз осуществлять поиск данных с выходом в Интернет непосредственно на сайте Прозы.ру.
___________________________


Перечень использованных аббревиатур и сокращенных наименований приводится в Приложении 2.

Перечень принятых сокращений приводится в Приложении 3.

Основная библиография  (Приложение 1), список аббревиатур и сокращенных наименований  (Приложение 2), список сокращений  (Приложение 3) –  см.  http://www.proza.ru/2009/03/23/530


Рецензии
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.