Потерянные слова

               
                Мы молимся на том или ином языке, молимся словами. Да и язык нам, наверное, был дан прежде всего для общения с Богом, ибо что мы без общения с Ним? Как можем жить без Господа? Кто-то скажет, что это вопрос веры и неверия, и что другие, мол, и таких немало, живут без Бога и обходятся без Него, вернее, думают, что живут без Него, а на самом деле просто отвернулись от Бога, подателя жизни, и решили, что Он им не нужен. «Рече безумен в сердце своем, несть Бог» (Пс.13,1). Но Господь Бог и отвернувшихся от Него не отвергает: «яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя» (Лк.6,35).

                Как же общаться с Господом, если не с помощью молитвы? В молитве мы изливаем перед Господом Богом наши скорби и печали, просим Его об исцелении болячек и о других потребным нам для жизни благах. Вообще-то Господь и так знает все наши нужды и беды, знает и видит каждую нашу мысль, желание и намерение. Зачем же тогда молиться? Но молимся мы не для того, чтобы донести до сведения Господа свои просьбы, в том нет нужды, а для того, чтобы раскрыть перед Ним своё сердце, стяжать состояние сокрушенного сердца, ведь сказано, «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,19). Но как раскрыть пред Ним своё сердце, если половину слов молитвы мы проговариваем автоматически, с головой и сердцем, переполненными сумятицей образов и мыслей, мертвящих и ум, и душу. Да, бывают такие молитвы, которые в минуты отчаяния и опасности вырываются из сердца, как вопль о помощи: «Господи, помоги, Господи, спаси, на Твое неизреченное человеколюбие и милосердие уповаю…». Но такие моменты отчаянной мольбы случаются не очень часто, а в общении с Господом мы нуждаемся постоянно, оттого-то и сказано: «Неустанно молитесь!» И мы пытаемся молиться, читаем Псалмы и другие молитвы: «Господи, что ся умножиша стужающии ми…» (Пс.3,2), «Доколе, Господи, забудеши мя до конца…» (Пс.12,2), «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене…» (Пс.6,2). Но лишь только начинаем молиться, замечаем, что слова молитвы идут не от ума и не от сердца, а значит, не доходят до Господа, идут куда-то мимо Него, а сердце остаётся окамененным, не сокрушенным. Слова же молитвы, во всяком случае, большая их часть, остаются потерянными, не достигая цели, а вместе со словами остаёмся потерянными и мы сами, ибо не достигаем молитвенного общения с Богом, жизненно нам необходимого, всегда и везде, в каждый момент нашего бытия.


Рецензии