Ю. В. Хен о евгенике

Хен Ю.В. Евгенический проект: «рго» и «соntrа». -М., 2003.

"Сегодня человечество вновь вынуждено обращаться к тем проблемам, с которыми евгеника начала работать более полутора веков назад. Это перенаселенность и голод на значительной территории земного шара, рост врожденных патологий, снижение иммунитета и т.п.

Действительное значение теории Дарвина заключалось в том, что она позволила совершенно по-новому взглянуть на целый ряд социальных проблем, придав социальным закономерностям статус естественного, биологического закона. Именно это возводит теорию Дарвина в ранг научных теорий мировоззренческого характера. Какие социальные проблемы позволила осветить по-новому теория Дарвина? Это была проблема физического и морального вырождения человека, которая уже давно дожидалась своего научного осмысления.

Наши деды и прадеды, пишет Филипченко Ю.А., размножались еще массовым способом. Человечество перешло от массового размножения к индивидуальному, но условия подбора сохранились прежние, и только культура направила этот фактор в еще менее выгодную для нас сторону... Надо ли удивляться, что в результате всего этого мы стоим на пороге, быть может, близкою вырождения?» (69)

Люди, живущие в культурных условиях, гораздо хуже переносят всевозможные лишения, гораздо тяжелее реагируют на простуду и некоторые другие заболевания, которые раньше были практически неизвестны, между тем за последнее время число недугов, которым подвержено человечество, становится все больше и больше. Несомненно все это является следствием известного наследственного ослабления конституции. Ослабление давления естественного отбора отражается также в многочисленных более мелких изменениях к худшему, например, в снижении остроты слуха, зрения (даже среди молодежи появились люди в очках - с сожалением отмечает Ю.А.Филипченко) и обоняния. То же можно сказать о состоянии зубов и женского полового аппарата. Ю.А.Филипченко подчеркивает, что ухудшение здоровья населения отмечено во всех развитых странах, и это означает, что вырождение стало «мировым процессом». Культурный отбор начинает работать против естественного отбора «Что сказали бы мы о конезаводчике, который из года в год кастрирует своих наиболее ценных производителей? А в человеческом культурном обществе на наших глазах происходит то же самое!». Таким образом, культура сама истребляет именно те биологические особенности расы, которые она считает наиболее ценными для своего развития.

С того момента, как прекратится подбор в человеческом существе, начнется быстрый и неуклонный процесс вырождения, так как с каждым поколением, с каждым годом будет увеличиваться число всяких уродов, глухонемых, слепых, идиотов, слабоумных, сумасшедших, не говоря уже о менее ярких формах жизненной неприспособленности.... Раса, из эволюции которой будет устранен всякий отбор, погибнет в течение немногих поколений.

Евгеники рекомендуют соответствующие методы. Эти методы ничем не отличаются от приемов, разработанных в селекции животных и других организмов. Очевидно, что применение подобных методов к людям превратит их в экспериментальное стадо. Нравственные последствия от такой операции, если  бы кто-нибудь мог ее осуществить, были бы ужасными. Это бы явилось разрушением всех понятий о добре и зле, разрушением самой сущности понятия «человек».

В условиях стремительного приращения знания в области естествознания и развития биотехнологий, несоответствие ветхозаветных представлений о морали реалиям современной жизни становится все более ощутимым. Уже первые евгенисты говорили о необходимости пересмотра старой системы ценностей, строившейся на представлении об абсолютной ценности всякой человеческой жизни, независимо от ее качества. Само употребление понятия «качества» применительно к человеку звучало кощунственно, ибо в основе христианской морали лежит равенство всех перед Богом. Однако в ситуациях, о которых так любит рассуждать биоэтика, врачам и специалистам других областей постоянно приходится делать выбор между человеческими жизнями, и никакие из действующих систем морали и права не могут оказать им помощь.

Профессиональным философам и религиозным деятелям лучше других специалистов известно, что при желании можно доказать что угодно и вывести любые следствия из любого набора фактов. Успешность работы селекционера не в последнюю очередь зависит от ясности задачи и определенности цели поисков. А кто возьмется определить, в чем предназначение человека и каким ему надлежит быть?

До сих пор каждый следующий этап исторического развития только ухудшал положение с природными ресурсами и состоянием народонаселения. Сегодня эти проблемы приобрели характер глобального кризиса, и никаких реальных перспектив его разрешения пока не намечается."


Рецензии