Сказка о мысли

  В древние, незапамятные времена не умели люди мыслить. Жили они племенами, как и большинство животных; жильём для них являлись пещеры и устроенные среди деревьев шалаши. Тогда люди не делились на народы, внешне выглядели по-разному, но друг друга понимали, как скажем, собаки с разных краёв Земли не нуждаются в переводчиках, и люди обладали этим неречевым языком. Войн в те прапрагоды никто не знал, люди были дружны, радости, беды свои - всё сносили сообща; случались, конечно, ссоры, но и забывались тут же.
  И вот, непонятно откуда, с какой далёкой невидимой Звезды прилетела на нашу Планету Мысль. Её никто не ждал. И её появление случилось неожиданностью для мерной, неторопливой жизни процветающих обитателей Земли. Прибыла Мысль с добрыми намерениями: научить жителей Голубой Планеты думать, рассуждать, рождать лучшие побуждения в своих умах, мечтать и творить мечты в жизнь.
  Стеклись звери поглазеть на невиданное чудо и на то, что произойдёт. Обратилась к ним Мысль на странном языке, который никто не услышал, лишь ощутил в себе слова этого, всем доступного одновременно языка.
  Земные создания насторожились, им было невдомёк, о чём ведёт речь Мысль.  (Надо отметить, человек в ту пору не являлся могущественнейшим из существ, человечество находилось в равных правах с остальным населением Земли. И всё-таки человек был самым умелым среди всех, уступая в других прочих качествах очень многим животным). Звери замолкли в нерешительности (ведь, что у них в существовании происходило, было естественно и правильно, на большее они не зарились, и вполне довольные предшествующим ходом событий боялись предложенного будущего). Потянулось в молчании время.
  Постепенно вся живность стала разбредаться на те места, с коих она прибыла сюда - на крутой берег Древнего Моря выслушать Мысль, нарушившую спокойствие своим появлением. Люди ушли со всеми, но повинуясь внутреннему вечному прелюбопытству, отошли на изрядное расстояние и под прикрытием дерев и камней наблюдали за происходящим. Их восхищали величие и красота этой дивной пришелицы. - Они ждали.
  Мысль горестно глядела вслед: улетающим птицам, уплывающим рыбам, ползущим тварям - всем, кто перебывал в довольстве своей судьбой и не требовал от неё большего. Ей стало обидно, что Её не поняли, и в её добрых побуждениях никто не нуждается; уселась на скале и плакала, а слёзы горечи падали в ударяющие о берег волны и растворялись там. Долго    Мысль лила слезы, вода в Море погорчела. От страданий начала Она рваться, расползаться на лоскуты, превращаясь из Одной - Большой во множество маленьких - непохожих; распадаясь на существенные и значимые и совсем мелкие мысли и мыслишки.
  Человеки созерцали этот распад, не вникая в причины, его породившие. Уяснив лишь то, что Её больше нет, лишний раз переждав, пошли посмотреть на получившийся итог.
  Ветер выметал из кучи обрывки Её тела, и они, гонимые дуновением катились по Земле. Люди ловили кружащиеся кусочки и всматривались в их удивительный, странный, аурный вид; кто споймал крупные обрывки, кто - мелкие, кто - много, а кто - почти что ничего; и у каждого собранное было не похоже на то, что имел другой. Куски незаметно растаяли, впитались в тела новых своих хозяев.
  С тех дней живут мысли в умах людских, в разных головах - разные:
о власти и стремлении подчиняться, о добре и зле, любви и ненависти, желании строить и разрушать, рождать и убивать, и сотни, и тысячи иных, противоречивых, не дающих человеку успокоиться. ...И так, наверное, будет до тех времён, пока не сольются вновь все большие, маленькие и совсем крохотные мысли, воскресив своё первородное Единство.

1988


Рецензии