Прогулка

Помню в детстве, мама учила меня, сложив ладошки, издавать долгие гудки теплоходов. У меня не сразу получался этот немудреный фокус,  и поэтому я весело, смеясь, просила маму: «Еще… еще».

Теперь, вспоминая те дни, я силюсь понять, гудки какого судна напоминали  мне эти звуки. Нет, это была явно не баржа и не прогулочный катер, склонный к истошной сирени. Скорее всего, это было приветствие многопалубного корабля под названием Жизнь. Своим гудком он давал знать, что миновал очередную остановку и его путь неизменно лежит дальше под лучами ласкового солнца и порывистого ветра. Он приглашал меня ступить на его палубу и испить радость познания океана страстей и бурлящих рек человеческих переживаний. Гудки звали и манили меня.

Вначале мне было отведено место в трюме? Да, я помню, однажды шторм застал меня, когда я сидела в кубрике, люки которого находились на уровне океана. Это было страшное зрелище. Разыгравшаяся стихия врывалась в круглый иллюминатор, и пыталось заглотить все мое сознание.

Помню панику, возникшую в моей душе. Нет, я не боялась утонуть, я наполнялась страхом принести тем самым боль своим родителям. Это ли заставило меня карабкаться по крутой лестнице из трюма на первую палубу? Скорей всего, ведь по жизни своим первым учителем я считаю стихию, бушующую между жизнью и смертью. Она вселила в меня надежду на будущность, просто нашептывая, как важно верить в себя и в свое устремление. И я заразилась желанием взглянуть на солнце, подняться  до земных высот и постичь радость человеческого бытия.

После кубрика в трюме мне доставляла особую радость поселиться на первой палубе, где отсутствует ежеминутный страх - находится за гранью обыденности. Я радовалась раскинувшимся возможностям быть обласканной свежим ветерком и наблюдать за полетом белокрылых чаек. Я ощущала запах морского ветра, купалась в причудливости солнечных лучей и наслаждалась прогулками по палубе, где, впрочем, по всюду витал фимиам повседневности. Я привыкала к новой каюте, новым законам, открывшимся горизонтам. Однако, убаюкивающая карусель жизни не увлекала меня. Не удовлетворила меня вечная погоня за модой, идеалами, соответствием имиджу. Мне становилось страшно от убыстряющегося круговорота, от бесцельности карусели жизни и я стала подумывать о второй палубе. Ну, где же лестница, которая приведет меня туда.

Я задирала голову, и не могла понять способа перемещения на влекущую меня палубу. Я не могла найти никелированных перекладин, и даже обычных деревянных стропил. Я щурилась на солнце, задыхалась от нарастающего порыва ветра и уже сама себе стала задавать вопрос «А зачем мне туда?» Может просто затем, чтоб понять свое предназначение.

- Тогда вон она, лестница, - указали мне на веревочную лестницу, колышущуюся на ветру. -  Это единственный способ подъема на верхний этаж.

Я протянула руку, чтоб ухватиться за заветную тропу, но порыв ветра усилился, и лестница исчезла из виду.

Разыгравшийся шторм вновь поставило меня перед вопросом выживания, и я решила, что нужно воспринимать путешествие таким, какое оно есть. Я смирилась с серой обыденностью и, наконец, стала понимать, что следующий этаж для избранных, к коим я, конечно, себя не относила.  Я породнилась с доводами, звучащими повсюду на нашей палубе:

- Нечего заглядываться в неведомые дали, если в твоем кармане нет заветного билета.

Корабль пришвартовался у небольшой пристани. На ней то и поселилась на наш борт благородная леди с изысканными манерами.

- Я с третий палубы, - сказала она при нашем знакомстве и просила помочь отыскать лестницу, или лучше всего лифт, который унесет ее к месту предназначения. – Я и тебя возьму, - пообещала она мне.

Я показала ей на колышущуюся лестницу, которая исчезает в лучах ясного солнца.

- Нет, это не для нас, - ухмыльнулась благородная леди. – В век прогресса все предусмотрено для облегчения человеческих устремлений. И мы отыщем с тобою эти пути.

Однако, я услышала и другой голос. Он раздался совсем рядом.

- Стоит только начать карабкаться по лестнице…

- Нет, - протестую я. – Каждый должен знать свое место, свое предназначение…

- Тебе удалось прочитать свое предназначение, - усмехается знакомый незнакомец.

Почему его улыбка, его глаза кажутся мне до боли родными и знакомыми. И я не стыжусь признаться, что во мне блуждают страх и сомнения в собственных способностях. Хотя лестница, по-прежнему, заигрывает со мной.

- Отказываться, не сделав первый шаг? А если попробовать откинуть лень? Ибо любое путешествие начинается с нуля.

Я вновь стала поглядывать на лестницу, понимая, что во многих местах она настолько поистрепалась, что ее веревочные стропила переплетены в обычный трос. Но я протянула руку и усилием воли заставила себя подтянуться, чтобы добраться хотя бы до первой ступеньки.

Мои ослабленные мускулы вынуждены переносить напряжение, от которого давно отвыкли. Они нашептывают мне, что эта гиря им не под силу и лучше бы вернуться назад, пока пятки лишь не на много отоврались от плоскости, на которой прочно стояли.

Подо мной сладостно плещется океан. Звучит радостная музыка и знакомый смех друзей. Легкость бытия готово заглотить меня, обуздать мой порыв и в знак благодарности одарить меня всеми мирскими радостями.

Путь к первой ступеньки оказался не таким уж трудным. Куда сложнее далась ступень над ней. Я ощутила легкое головокружение, которое чуть не заставило меня нарушить свое устремление. Недомогание напомнило мне о перине, оставшейся в моей каюте, теплом одеяле и сладком глотке любимого мною напитка.

Я увидела благородную леди, которая махала рукой и призывала меня спуститься.

- Что ты карабкаешься, как таракан, - усмехалась она. – Неужели нельзя немного подождать и отправиться в это путешествие цивилизованно.

- Но это мой путь, - попробовала возразить я.

- Расслабься, и радуйся жизни.

До меня долетел легкий запах спиртного, и только теперь я заметила в руке леди фужер.

- Бросай это и полезай ко мне, - крикнула я ей. – Вдвоем карабкаться куда сподручнее.

- Ну, уж нет, я дождусь хотя бы воздушного шара, который доставит меня сразу на третью палубу. 

- А почему на третью, - наивно выкрикнула я.

Но она лишь усмехнулась:

- У меня билет на третью…

Поднявшийся ветер заколыхал лестницу в разные стороны. Мне стало страшно,  ибо удержаться на мотающейся тропе ой как нелегко. Вскоре мне показалось, что сейчас меня выбросит куда-нибудь за борт корабля и я утону в разыгравшейся пучине океана.

- Пора подняться еще на одну ступень, - протягивает руку знакомый незнакомец.

Усилием воли я заставляю подтянуться себе еще. Но усилившийся шторм швыряет меня в противоположное направление.

- Главное не отпускай трос, - долетают до меня слова учителя.

Но где же я? Меня прибило к крыше моторного отделения. Вытянуть носок и я ступлю на нее, я вновь почувствую почву под своими ногами. Я с опаской смотрю вниз, где порыв ветра значительно слабей.

- Спускайся, скорей, -  подставляют мне свои плечи родственники. – Мы не из того мира, куда ты полезла?

- Вспомни, кем была твоя бабушка, ты родилась в кубрике…

- Ты должна стремиться к стабильности, а не к розовым далям

- Спуститься никогда не поздно, - кричу я, но меня не дано услышать.

Я одиноко болтаюсь на тросе, швыряемая в разные стороны штормовым ветром.

Вдруг я зацепилась за какой-то шест и увидела, как подо мной на палубе, которую я оставила, в шезлонгах радуются жизни мои друзья.

- Спускайся к нам, - приветливо махнули они мне.

- Она погналась за своей судьбой, - тут же ответили вместо меня.

Я становлюсь свидетелем дискуссии о собственных возможностях.

- Она, наверное, действительно отмечено судьбой, - насмешливо заметила одна из моих подруг.
 
- Откровенно, я за ней это не замечала, - спорит с ней другая.

Я держусь за шест, боясь отпустить трос.

- На что похоже ее путешествие?!

К моему шесту прибило еще одну веревочную лестницу. На ней оказалась женщина много старше меня, побывавшая не только на третьей, но и на четвертой палубе.

- Девочка моя, на верхних палубах тот же воздух, но там есть ощущение свободы, которой надо уметь пользоваться.

- А почему люди стремятся перескочить вторую? – интересуюсь я, припомнив знакомую леди.

Вторая считается промежуточной. До нее не так трудно добраться, главное преодолеть страх изменить себя, но удержаться там, не поддаться головокружению, ой как трудно. Даже дуновение легкого ветерка может тебя легко скинуть вниз, ведь на палубе нет никаких ограждений.

- Нет ограждений? – удивилась я.

- Да! Так специально предусмотрено, ибо слабым, не подготовленным к качкам, нечего ползти дальше.

- Слабым, разве можно быть слабым после таких испытаний?

- О-о! Что еще ждет впереди… Можно хорошо натренировать свои мускулы и успешно проходить путь, на который ты недавно ступила. А дальше? Дальше просто сдаться от страха высоты.      

Я посмотрела вниз, где по-прежнему бурлит жизнь с ее повседневностью, играет музыка, встречаются друзья, разыгрываются страсти. И от всего этого меня отделяет один шаг. Вернуться к прежнему легко и беззвучно, стоит лишь расслабить сжатие  рук и по накатанной спуститься вниз. И у меня будет своя каюта, теплая и уютная, меня будут ласкать лучи солнца, я смогу пользоваться огромными привилегиями бытия. Но нужны ли они мне.

Спустится вниз, значит потерять цель жизни. Подняться, приобрести ее, но для этого требуется не малого усилий.

Теперь я понимаю, начать восхождение может каждый. Но не каждый возьмется отступить от стабильности и обыденности. Страшно поднимать гирю, которая пугает не весом, а  своим недосягаемым масштабом. Кружится голова, трясутся поджилки, но что-то внутри нашептывает: «Это ты сможешь, не бойся, возьми…»

Я уверена, эта может каждый. Но намного легче оставаться на ногах, чем взбираться по шаткой веревочной лестницы и сопротивляться ветрам.

Может и мне не стоит рисковать. А что меня ждет на второй палубе? То же солнце, тоже звездное небо и запахи. А еще полная неизвестность, отсутствие стабильности и конечно та же карусель жизни. Стоит ли это трудов?

Но как же тогда школа жизни, с ее многочисленными классами. Это та же лестница, взяться за которую мы не всегда решаемся, ибо прежде всего не уверены в своих силах.

Вон пробежал учитель моей элегантной леди. Она его не заметила, а быть может, испугалась веревочной лестницы, или то, что иногда она переходит в трос. Она родилась на третьей палубе, и ей, конечно не под силу радость преодоление лестницы. Я бы хотела стать ей примером. Но я зажигаю в ней пламя зависти, которое я вижу можно потушить, лишь окунувшись в океан.   

Вообще от сюда видно много больше. Но мне еще предстоит взбираться… Быть может очередной порыв ветра сдует мою лестницу и перенесет к барже, а быть может и вовсе выбросит меня, как пылинку, на необитаемый берег. Но я знаю маленький секрет: главное не отпустить трос, эту извилистую крутую тропу.

Я уже дотягиваюсь рукой до второй палубы, уже даже ощущаю ее своими пальчиками, но с новым порывом ветра я вновь лечу в неведомую даль, желая подняться еще и еще…

Наргиз Нур


Рецензии