Русалка

I
- Было это 20, а может 25 лет назад. Лес, заросший старыми ивами, извилистая река. Луга, поросшие травой и диким кустарником. А по берегам рек в изобилии  - папоротники! Любит всякая нечистая сила это место. Ты говоришь – домовой! Домовой – это что? Обитатель дома! А ты видел Русалок? Жительниц лесов, полей и рек! Я не видел, но знаю, что они есть. Но раньше здесь их было больше, а теперь почти нет. Вон прямо там, где река делает излучину, он и встретил Русалку. Она не отпускала его, пока он не дал ей папоротник. Любят они эту траву! И не сказать, чтоб мало ее здесь было! В сезон ее всюду много! Но вот какая штука! Когда полная Луна на небе и погода тихая любят они поплескаться… и непременно им нужно плавать с веткой этого растения! - Седобородый дед, имевший деревянный сруб рядом с лесом, казалось, слился со скамейкой, и, подавшись вперед, рассказывал всем присутствующим, что он знал об этих местах.
- Говорят, будто русалки людей завлекают? – спросил маленький Антон лет восьми.
- А как же? Главная фишка в этом! – Дед Евлампиев слегка кашлянул. - Если бы не я, могли бы и не найти мы Атлета! Увлекся видимо он обаянием русалки, а может даже он их видел не одну? И плавал он и плескался вместе с ними! Помню, он окоченевший был и синий! Я его водкой отпаивал, а он все твердил: «Ну почему ты Знаток, мне ветку папоротника сразу не дал?» Ну как же я ему не дал. Как раз вовремя сунул целый букет, а то бы он еще долго там плавал. Я, можно сказать, вернул его из объятий нечисти.
- Ну как сказать? Очень даже они симпатичные бывают! – сказала молодая бабушка, которая держала за руку внука! Ее звали Лианой.
- Вы только навалились тогда все на него, вот он Вам и не рассказал ничего! – начал горячится Евлампиев.
Знаток женских душ и нечистой силы был к тому же тонким психологом в области человеческих взаимоотношений.

II

В тот сентябрьский день было не жарко. Я бы сказал, что было холодно! Вне салона машины, которая легко скользила по зеленому скошенному лугу, было плюс восемь градусов. Смеркалось и в воздухе пахло сыростью. Туман тонкой белой полосой держался совсем близко от земли, травы и был ниже деревьев. Но стоило въехать в него, как он пропадал, показываясь на мгновенье в свете фар.
- Он притягивает меня как будто, - говорила Лиза. Видимо место это - магнетическое! Кстати, Вы обещали мне рассказать о Русалках! – мечтательно, как бы ненароком, протянула девушка!
Лиза казалась загадочной и спокойной на первой взгляд девушкой. Сейчас в темноте глаза ее казались желтыми с зеленовато-коричневым оттенком! Но, когда на них падал лунный свет, они зажигались больше зеленым цветом, становясь почти изумрудными! Я смотрел на нее и восхищался ее фигурой, сильными и в тоже время очень женственными руками и мягким ласкающим голосом.
- Сейчас уже приедем на место, и эту историю тебе расскажет Знаток.
- Знаток! О какое интересное имя, - удивилась девушка.
- Это прозвище! А зовут его Евлампиев!
- Да? Какое редкое имя! Как будто игра слов! Ева и лампа. – Лиза непринужденно расхохоталась, удивившись своей неожиданной словарной находке.
- Да вот мы уже у цели!  - Сделав еще несколько неожиданных прыжков, джип остановился возле бревенчатого дома.
Лицо Знатока Евлампиева мы увидели в маленьком банном оконце! Как будто он наблюдал из своего убежища за появлением незваных гостей! Выглядел он моложе своих лет и был весьма бодрым.
- Очень хорошо, что приехали и почти вовремя!  - Совсем миролюбиво сказал Евлампиев.
Посередине двора ярко полыхал костер, озаряя деревья и кусты вокруг. Приближение осени почти не чувствовалось, листья на деревьях пожухли, но не пожелтели даже. Разве что было холодно так, что изо рта шел пар. Но возле костра мы быстро согрелись, и холода в продолжение вечера совсем не чувствовали. Хозяин хлопотал по хозяйству, а я наблюдал осторожно за Лизой. Она была очень привлекательной маленькой и прекрасной женщиной. Высокий открытый лоб и волнистые жесткие волосы,  зачесанные назад. Спортивная черная куртка без рукавов повыше талии. Светло-серые свободные джинсы и черные ботинки на шнурках! Казалось, она не знала, зачем она сюда приехала. В такую глушь! Может быть,  она хотела услышать историю про Русалку!
Когда посреди беседы я неожиданно спросил Евлампиева, видел ли он Русалок, он сначала очень удивился. Но несколько рюмок водки по случаю приезда сделали его словоохотливым и он начал рассказывать эту историю в сотый раз, добавив к ней интереснейшие подробности.
Я смотрел на небо! Звезды горели синим цветом, но в свете костра их свечение было едва заметно. Девушка явно заинтересовалась рассказом, но я почти не слушал, потому что каждый раз, приезжая сюда, я слушал различные вариации от своих друзей на эту тему, причем всегда не сначала. Но мне хотелось верить, и я верил. А почему бы и нет! Место – действительно загадочное! Лес вдалеке, на горе! Внизу изгибами течет река, спрятанная в непроходимых деревьях и колючих кустарниках. Тут самое место и для леших и даже чертей! Но позвольте! Мы их не видели!  А русалок видели!
- Подождите, подождите, - встрепенулась, как ото сна, Лиза. Я не поняла! Где он обнаружил русалок? В воде или на берегу? А почему другие не видели их?
- Я же говорю, Атлет плыл вниз по течению и немного увлекся, - рассказывал Знаток, несколько, волнуясь. - А течение еще бурное такое и быстро уносит. Все пьяные обычно купаются! Ну и он конечно пьяный тоже! А вода несет быстро! Только успевай уклоняться от палок и коряг. Да свисающие сверху ветви деревьев голову могут оторвать, если зазеваешься вдруг! Только дальше по течению, примерно метров через 50 река делает более крутой поворот и становится шире, почему и течение там более спокойное и берег свободный и даже песок на берегу! Вот туда-то его и вынесло! Поэтому и не слышно его было всем купающимся! А русалки не любят ведь много людей!
Знаток сделал паузу, набрал больше воздуха и опрокинул рюмку! Мне было рано вставать, и я пил пиво вместе с Лизой. Накрывающая темнота вокруг казалась черным теплым одеялом – так ярко горел костер!
- Атлет присел после на песке прямо в воде после такого бурного сплава и увидел в воде волосы. Длинные волосы разметались в воде и казались черными. Он подумал, что это утопленница и сначала испугался, но потом взял себя в руки. Атлет потянул тело на себя и …  – На этом месте Знаток понизил голос и заговорил почти шепотом. – Он сам мне так говорил. А руки холодные, как лед.  Но Атлет не испугался и повернул голову утопленницы к себе!
Тут рассказчик перешел на шепот.
- Ничего так, симпатичная русалка, вылезла по пояс из воды! Такая стройная! Груди пышные. Только тело немного синее от холодной воды. Около глаз тоже синие круги, а во рту – цветок папоротника. Мало того, она полезла было целоваться. И тут меня как будто кто-то – «бац» по голове! Это же русалка! – понял я. – Нужно бежать. Но ноги как раз стали ватными такими и почувствовал, что холодно мне! А рука у нее такая холодная и сильная! Как будто через руку все тело начало леденеть. Тут я начал кричать, а звук из горла как будто не идет вовсе. Только слышу как будто шум вдалеке, но никто не отзывается.
А русалка и говорит: «Ну что ты, красавчик! Будет глотку то рвать! Все равно от меня никуда не денешься! Влюбишься и женишься!»
- Представляю! – прошептала Лиза, закуривая тонкую сигарету! Вот уж да! Неужели – это правда! И чего только на свете не бывает! Но я слышала, что папоротники не цветут вовсе. А у Вашего Атлета есть такая татуировка на левом плече – сердце нарисовано в руках орла? – Девушка вдруг спросила и сначала не поняла сама, зачем она это сделала.
Я сначала не понял и посмотрел на Знатока! А Знаток посмотрел на меня. Потом Знаток спросил, обращаясь больше ко мне, но смотря на Лизу: «А Вы его знаете разве? Откуда такая осведомленность?»
У меня по спине пробежал холодок. Я подумал, что, допустим, Лиза знает Атлета, может даже занималась с ним в спортзале или видела на пляже летом. Но только зачем сейчас сообщать такие подробности?»
- Я только поинтересовалась!  - спокойно заявила девушка. - Только и всего! А почему Вы его называете Атлетом?
- Сложен как атлет. Корпус выше пояса такой массивный! Тогда он еще в спортзале занимался! Накачался!
Знаток, предложив девушке и мне водки и получив незамедлительный отказ, лихо опрокинул содержимое большой рюмки прямиком в горло. Нужно сказать, что очень немногие могут употреблять водку так, чтобы в горло она не попадала, а текла холодненькая сразу в гортань и потом, продвигаясь по пищеводу, попадала в желудок, отчего в районе пупка включалась тут же электрическая лампочка. Приятное ощущение, если это первая или вторая рюмка.
- Так что же Вы замолчали? - Заерзала на бревне девушка.
Знаток на какое-то время задумался, но все-таки собрался с мыслями и продолжил.
- А в это самое время бежит Апполон и кричит, что было сил:
-  Атлет! Атлет! Ау! Я убью тебя, если не отзовешься! А если отзовешься, все равно убью! Всю ночь тебя ищем!
- Апполон - это снова прозвище или это древнегреческий бог? – снова съехидничала девушка Лиза.
- И тут Атлет отозвался, – невозмутимо продолжил Знаток. - Слабый нерешительный голос вырвался из легких, как пар из заварочного чайника и полетел навстречу бегущему другу. В руке у Апполона была длинная палка. Ею он ощупывал дно в прибрежных заводях и раздвигал кусты с колючками. Одежда клочьями висела на его длинном худом теле. На лбу и щеках виднелись порезы! Глаза сияли как звезды в небе и метали искры! Он решил, что Атлет утонул, что его очень беспокоило. Представляете? И когда он разглядел в кустах Атлета, он заорал:
- Скотина! Я уже 3 часа бегаю по зарослям! Почему молчишь?
- Атлет проснулся от наваждения, в котором пребывал неопределенное время и побежал как заяц по кустам. Он бежал без оглядки, согревая замерзшее тело, и это дало ему преимущество на первом этапе. Он убежал далеко в поле и забрался на стог сена. Больше спрятаться было негде. Вокруг стога сена бегал Апполон, пытаясь взобраться наверх. Почему-то это ему не удавалось. Он был тоже изрядно пьян! Если Атлет несколько отрезвился в холодной воде, то его друг прикладывался к горячительному в процессе поиска. В кармане куртки у него пряталась бутылка водки, похожая на фляжку. Апполон несколько раз бросил свою палку наугад, стараясь попасть другу по голове!
- Потом, когда они вернулись, все уже спали, кроме меня! Я как обычно тут всех укладывал спать и разбирался как всегда со всеми проблемами! – продолжил через некоторое время Знаток.
- Мне кажется, что в этой истории нет логического завершения! – вставила Лиза.
- Еще бы, конечно нет! Откуда бы ему взяться! Я сужу со слов Атлета! Он каждый раз рассказывает эту историю по-разному! То говорит, что у русалки были длинные черные волосы до самой земли, за которые он вытаскивал ее на берег. А другой раз говорит, что была совсем лысой, почему он не мог схватить ее рукой. Он представлял себя почему-то спасателем!
- И куда же она потом делась? – снова поинтересовалась девушка.
- А черт ее знает? – Совсем миролюбиво ответил Знаток, нырнув в темноту за дровами. – Уплыла наверно.
В глазах девушки появилась тень сомнения. В темноте блеснул зеленым цветом правый зрачок!
- Давайте прогуляемся, мальчики… поищем эту травку! – Неожиданно для всех предложила Лиза!

III

Непонятно, зачем мы пошли за ней…
Лиза шла по полю к реке. Трава доходила ей до пояса. Дорогу девушке освещал фонарь, который крепился с помощью ремня к ее лбу.
Мне с самого начала не понравилась эта затея. Я и Знаток шли немного сзади и тихо разговаривали. «Зачем нам понадобилась эта трава?» - спрашивал я сам себя? Но мы были романтиками, а девушка бросила нам вызов. При этом ничего не объяснила и заинтриговала.
- Думаешь, она знакома с Атлетом! Может быть! Сколько у него девушек было! – Время от времени сообщал Знаток. Он всегда сообщал о всевозможных вариантах развития событий, как в прошлом, так и в будущем. – А, может, видела фотку, где он в майке?
Я, молча, соглашался. Мне уже хотелось спать, а не ходить по речным зарослям.
- Зачем ей понадобился этот папоротник? – спросил Знаток.
Но вот впереди появился отблеск луны на воде. Мы подошли к реке. Здесь было намного светлее. Девушка отодвинула рукой заросли, и в руках у нее оказался целый куст папоротника. Нужно сказать, что я никогда не видел папоротник раньше. В лесу, конечно, я встречал папоротник и слышал, что в мире насчитывается огромное количество видов папоротника. И никакого впечатления он на меня не произвел. Чего не могу сказать о дальнейшем развитии событий, которые целиком связаны с этим чудесным зеленым растением. Впрочем, они начались практически сразу.
- Лиза, скажи, это какой папоротник у тебя в руке? – вежливо поинтересовался я.
- Да, это черный папоротник, достаточно редкий… цветет он в ночь на Ивана Купала. Так говорится в легендах об этом цветке. Причем цветет только миг, да и то исчезает в руках нечистой силы.
- В чьих руках? Так его русалки воруют, или как?  - я неподдельно заинтересовался данным вопросом.

IV

В завершение темного вечера настала темная ночь. Было так темно, что не было видно идущего впереди тебя человека. Тем не менее, мы возвратились и быстро улеглись по местам… В наше отсутствие приехали еще несколько человек.  Мне пришлось, как джентльмену уступить место на перине девушке, а самому улечься на соседней железной кровати. Я как верный рыцарь решил охранять ее сон. Папоротник остался стоять в бутылке на окошке. Было очень холодно, хотя работал обогреватель. Лиза легла не раздеваясь. Мы спали с ней на втором этаже. Остальные устроились на более теплом первом.
Посреди ночи меня разбудил странный звук, похожий на постукивание ногтем по стеклу. Я высунул голову из-под одеяла и присмотрелся. На том месте, где стояла бутылка с цветком, светился слабым бело-молочным цветом шар. Цветок подумал я. Неужели он зацвел? Через стекло я увидел костлявую руку с длинными ногтями и, которая, натыкаясь на стеклянную преграду, стукалась об нее.
Честно говоря, я испугался! Мне казалось этот неприятный стук, повторяющийся через равные промежутки времени, раздавался в тишине ночи, как колокол. Я соскочил с железной кровати и, не одеваясь, поспешил разбудить Лизу, чтобы та оказалась свидетельницей этого «чуда». Я как можно осторожнее потряс ее сверху одеяла, но рука провалилась и уткнулась в перину.
- Неужели нет? А где же Лиза! Какое странное и неприятное совпадение, - подумал я и, натягивая теплую куртку, начал спускаться со второго этажа.
- Вставайте, - крикнул я что было сил! Но из груди звук не вырвался как обычно спросонья хриплым и громким, а стал каким-то шипящим и нечленораздельным. – Боже мой! Что это за наваждение? – Мною овладела нечистая сила, - подумал я, на какое-то время, забывая о Лизе.
Мои шаги разбудили Знатока, самого чуткого из спящих внизу людей, и он последовал за мной.

V

Я ощупью в темноте открыл дверь на волю. Мне представилась жуткая картина! Вокруг дома летали черные вороны. Было темно, но все-таки небесный свет делал воздух серым, а не черным и птицы, более темные по сравнению с воздухом, парили на небольшой высоте. Их было никак не меньше пятидесяти. Немного поодаль я увидел собак. Довольно большие собаки организовали круг. Он составил в диаметре около 20 метров. Они не лаяли и как будто не обращали внимания на нас. Но самое удивительное ждало меня впереди.
Знаток бросился было к костру, чтобы оживить и придать силы еще тлеющим уголькам, как откуда- то с неба на него чуть ли не свалилась Лиза. С огромными зелеными глазами и рыжими длинными волнистыми волосами она производила впечатление демона ночи. Через мгновение, окинув нас безумным взглядом, она вскочила на крышу дома! А следующий прыжок она сделала немного вверх и прямо и, описав дугу в несколько десятков метров, исчезла из поля зрения. Волки или собаки не расходились и не разбегались, а только рычали. Самый главный вожак сидел немного в стороне и контролировал ситуацию.
  Я стоял на крыльце, вцепившись в перила, и не мог поверить своим глазам. При всем при этом вокруг раздавались странные щемящие душу крики и возгласы. И мне казалось все происходящее настолько нереальным и неправдоподобным, что приходилось сомневаться в своем здравом уме и рассудке! Страха не осталось, он исчез в самом начале, потому что так быстро сменялись декорации вокруг. При этом все это освещалось светом, исходящим от невидимого источника, как будто, чтобы достичь максимального эффекта для наблюдателей.
Совсем по-другому представлял происходящее безобразие Знаток! Почти не отдав должное необычности момента и, несмотря на впечатление от увиденного, он все-таки прорвался к костру. И вот первые блики огня спугнули хоровод нечисти. Вороны залетали по кругу еще быстрее, а одна из них врезалась как по команде клювом в стекло и через мгновение выскочила обратно. Стекло зазвенело осколками, которые посыпались на железную крышу и громко зазвенели.
Я бросился на второй этаж. К сожалению, сияющего шара я уже не обнаружил. Остался только зеленый букет. Он по-прежнему стоял в бутылке, которая уцелела, несмотря на разлетевшиеся оконные осколки. Из разбитого окна второго этажа я наблюдал, как Знаток кидал в черных собак головешками и всячески поносил их. Но они не убегали. И не нападали. Они сидели и ждали хозяйку. Да я понял. Их хозяйка – эта Лиза, случайная гостья этого дома!

VI

- Я, конечно, все расскажу. Я только хотела прежде сказать, что никакая я не ведьма! И не русалка! Просто хотела вернуть себе то, что мне полагалось! – Лиза закрывала платком правый глаз. Она ударилась им, когда спускалась ночью со второго этажа.
Присутствующие пили утренний чай. Большинство гостей пропустили все самое интересное. Им было непонятно. Но нас со Знатоком интересовало, из-за чего все завертелось.
- Ну, смотри, Лиза, сегодня ж не Ивана Купала, вообще зима скоро! Какая тебе нечистая сила? – так говорил в третий раз Знаток.
- Это был мой папоротник! Я его нашла. Нет, не тот черный, который мы нашли вчера вечером, а тот, который у меня отобрал Атлет. Я ему сказала – проваливай! Мне и одной хорошо здесь купаться! А он пристал и держит меня за руку и за волосы! Я этот куст нашла в тот вечер, про который Вы мне рассказывали, и пошла с кустом, купаться. Может, тоже хотела на русалок посмотреть. Бабушка рассказывала, какой именно и где какой папоротник растет. Какой срывать нужно, чтобы он чудодейственную силу имел.
- Где же он, этот папоротник? – поинтересовался я.
- Его унес черный Ворон, его послал Темный господин. И собак тоже он прислал! Я неправильно сделала, что поставила его в одну бутылку с черным папоротником. Он расцвел ночью, потому что не расцвел вовремя – в ночь с шестого на седьмое июля.
- Где ж ты взяла его? – я никак не мог понять, что за растение появилось в бутылке и снова исчезло!
- Этот куст был небольшим, но совсем другого цвета! Ваш Атлет спрятал его в проеме между лестницей и стеной. Я догадалась, когда поднималась на второй этаж. Я подумала вчера, когда возвращалась с Вами с прогулки. – А почему бы и нет? Мне так хотелось, чтобы эта история закончилась вот так. Я нащупала рукой и достала этот великолепный букет. Правда, он не был таким свежим и душистым как в тот день, но видимо сохранил все свои свойства! Я и не надеялась на чудо! Думала – не буду спать. И если растение в святой воде оживет, то может, рассветет ночью папоротник, и я успею его схватить. Такое непреодолимое желание! Поймете ли Вы меня? Мне приснилось во сне, что я схватила этот огненный шарик, и мне захотелось загадать мое самое заветное желание! А оно непременно должно было исполниться. Непременно!
В этот момент глаза девушки сияли от восторга! Такой необычайно выразительной стала ее фигура и руки, которые делали в пространстве странные движения, помогая облекать слова в красивые формы и выразить свой душевный порыв.
- Значит, тебе не хватило всего лишь выдержки! Глядишь и получилось бы схватить этот шарик, - заметил Атлет. В этот раз он все пропустил, но признался, что спрятал папоротник именно в том месте. На вопрос, зачем он это сделал, он не смог ответить.
- Но все равно. В тот миг, пока я думала, что цветок в моих руках, я была на седьмом небе от счастья. Я думала в те минуты, как мало нужно человеку для счастья и как это – необычайно много! Я летела, а подо мной были луга и поля, и та извилистая река, поросшая ивой и колючим кустарником. Мне не было страшно, представляете, мальчики?
Я ответил за всех, что представляю, хотя трудно было все-таки представить такой полет. Присутствующие, молча, наблюдали, покуривая сигареты, и осматривая то место, где сидели собаки. Действительно, трава была сильно примята. Видны были следы от собачьих лап, клочьями валялась шерсть. Окно также было разбито, что являлось подтверждением реальности ночного происшествия.
- И мне открылась истина, - продолжила Лиза, - которая как истина где-то посредине между добром и злом, и что я люблю. Люблю этот воздух, небо, траву и солнце. Я поняла потом, что лечу в темноте, но мне казалось, что это не так. Мне казалось, что вокруг яркий солнечный свет, и я лечу к нему. А еще я поняла, что полюбила в ту минуту одного человека. Этот человек теперь всегда будет со мной. Несмотря ни на что! Потому что я так решила! – Девушка встала со стола, на котором она сидела и решительно отвернулась, потому что на глазах у нее навернулись слезы, а она никак не могла этого допустить.

VII

Обратная дорога утром лежала по тому же полю, что и вчера вечером. Но все было уже другим. Ничто не сближает так природу и человека, как перенесенные вместе испытания. И людей сближает между собой пережитые вместе тяготы и лишения.
 - Где же теперь этот цветок? – спросил я девушку.
- Цветка, я думаю, уже нет, а сам папоротник лежит где-нибудь. Теперь он уже бессилен!
- Я думаю, он сделал свое дело. Выполнил свое предназначение!
- Еще как сделал, - ответила Лиза, мечтательно подмигивая и удаляясь от меня в собственные раздумья.
«Кто же этот счастливчик?» - думал я.
Еще я думал о том, в чем же может заключаться мое предназначение в жизни? Интересно, что все в жизни бывает неожиданно и непредсказуемо. И не подумаешь, что вся информация о прошлой и будущей жизни уже записана в виде волн в космическом пространстве. Сегодня - ты злой и недовольный жизнью пессимист, а завтра  - исполненный вдохновения художник. Каждый может рисовать портреты жизни даже за своим рабочим столом. Вот я, к примеру, сейчас - писатель. А Атлет, когда занимается  творчеством – поэт и музыкант. А девушка? Кто она? Может быть, даже и Русалка! Я думаю, человек, ищущий свое счастье, рано или поздно его получит. Получит обязательно.


Рецензии