Из рассказов матери

Про "щетинку".

   Маленькие дети часто плачут и мать рассказывала по этому поводу такую историю.
У моих бабушки и дедушки, по материнской линии, было восемь внуков. И у всех старших внуков, то есть у тех, кто родился до шестьдесят пятого года, моя бабушка выводила "щетинку". Делалось это так: в огороде растапливалась баня, ребёнка мыли и намазывали ему свежее тесто на верхнюю часть спины и немного заходя на плечи, а потом прикрывали это тесто марлей. Через некоторое время лепёшка из теста снималась со спины и, по словам матери, она сама видела в тесте снятом с меня, жёсткие короткие чёрные волоски - это и есть "щетинка". Если её не вывести, то ребёнок так и остаётся беспокойным, пока не начнёт ходить и говорить.


Дед Дмитрий.

 Дмитрий Лаврентьевич Куляпин -  дед моей мамы, жил в селе Кукуй Пермской области и приходил к ним в гости в Янаул за много километров. Из рассказов матери у меня создалось ощущение, что бывал он довольно часто - примерно раз в два-три месяца. На дорогу дед тратил два дня в один конец, ночевал в деревнях, через которые проходил. Шёл быстро, так как его сын (мой дед), пару раз ходил с ним и потом говорил, что очень тяжело - сильно устаёшь.
   Зимой дед Дмитрий ходил с саночками: на них были гостинцы из деревни и запас еды, можно на саночки и присесть - отдохнуть. Где-то в конце пятидесятых годов, он, в очередной раз, пришёл в гости. Побыв дня два, дед отправился домой и пропал. Остальное известно со слов людей из соседней деревни, которая находилась километрах в четырёх от его родного Кукуя. Дед Дмитрий остановился у них в избе и, попив чаю, и отдохнув, собрался в путь. Начиналась сильная метель и его пытались отговорить, но он сослался на то, что до родной деревни рукой подать и он много раз ходил этой дорогой - не заблудится и в такую погоду.
   Нашли деда весной, когда стаял снег, в огороде его дочери на окраине родного села. Он сидел съёжившись на своих саночках. Было ему восемьдесят два года.


Лечимся сами.
   
Было это в сороковых годах на станции Янаул в Башкирии. У мамы, тогда ещё подростка, образовалось на ноге гниющая ямка, сантиметров на десять ниже колена. Пошли в больницу, там выписали мазь, но она не помогала - ямка всё углублялась. Врачи стали поговаривать о том, что надо бы ногу немного отрезать и тогда решили пойти к местной знахарке. Время было голодное, но собрали какую-то еду для уплаты и направились к старушке. Та посмотрела, пощупала и сказала: "Это мышиная костоеда и вылечить можно только свежей мышиной кровью. Поймаете мышку, разорвите её и кровью полейте ранку."
   Так и поступили, поймали мыша и того... Насколько я помню, мать рассказывала, что поливали ранку кровью не меньше недели. Потом больное место стало быстро заживать, но на всю жизнь осталась у неё на ноге небольшая ямка.

Из отзывов читателей:

   Животной кровью (но только свежей) можно вывести гнойные заболевания. Знахарка, похоже, умная была. "Щетинку" раньше выводили, сейчас что-то не получается. Или бабушки не те, или детки.(Валентина Логиновская)   

   У меня мама выводила "щетинку" мёдом. И мне выводила и сыну моему. И даже показывала мне какие-то волоски. Я так и не поверил до конца...(Смирнов Владимир). 


Рецензии
Животной кровью(но только свежей)можно вывести гнойные заболевания. Знахарка, похоже, умная была. "Щетинку" раньше выводили, сейчас что - то не получается. Или бабушки не те, или детки))

Валентина Логиновская   12.10.2011 19:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина! С мемуаром про бабушку и дедушку я прошёл на конкурс "Писатель года-2011". Сейчас отредактировал его для печати в 5-ом томе, который выпускается в рамках этого конкурса.

Вячеслав Лобанов   07.11.2011 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.