Поэтика древних без тайн

(Доклад на  научной конференции «Гиперфизика красоты» 19-20 декабря 2005 г.)

         Начало   III тысячелетия вскрыло  глубокие противоречия в  мире научных понятий, сложившихся к концу  XX века.  Понятийные аксиомы,  составляющие фундамент научного миропонимания, такие как: ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, МАТЕРИЯ,  ЭНЕРГИЯ претерпели существенные  изменения. Это привело  к изменению  целостной картины научного миропонимания.  Возникла необходимость  пересмотра  фундаментальных основ многих отраслей  знаний. Область  духовной деятельности людей, основанной на  осознании природы мысли, осталась  вообще вне поля  серьезного научного изучения  и  такие категории как сознание, душа, мысль, имеющие  явно энергетическую основу, не получали точной энергетической интерпретации.
        Нечто подобное произошло и с поэзией, отдалившейся от  изначального для нее мифологического миропонимания и  поэтому утратившей  тайну метафорического описания картин  Вселенной и Бытия.  Отказ от мистических образов перевел  поэзию в   строго очерченное русло логики,  и она утратила свой первозданный, неведомый мир, где «лес и дол видений полны». Нарушился   механизм осознания чувственного  ощущения внешнего и внутреннего мира человека. Поблекли и утратили новизну словесные образы, использование которых вне  понятий толковых словарей, стало признаком безграмотности. Поэзия обросла стилистической и грамматическими оболочками, ограничившими ее рамками, не позволяющими   свободно развиваться по единым космическим законам природы. Утверждения древних мыслителей о первичности некой  подвижной вечно изменяющейся структуры (огня, воды, воздуха, эфира) и внутренней среды  в виде души, были отвергнуты. Поэзия  утратила много смысловые, многоязычные, аллегорические и метафорические образы, что сделало ее понятной, но лишенной таинства  чувственного осязания. Она утратила ощущение невесомости и стала  откровенно приземленной,  более разумной и менее чувственной, лишилась  таинства и веры  в чудо, которое ранее ассоциировалось с понятием бог.
      Поэзия стала высокопрофессиональной, узкоспециальной и утратила массовость, и  изначально фольклорный характер.
      Проанализировать метаморфозы  поэзии, можно обратившись к ее истокам.

Истоки и законы построения поэтической речи

       Истоки поэтической формы речи уходят корнями в глубокую древность. Датировать их можно только с момента появления письменности. Эти документы письменности  относятся к  концу  III, началу II тысячелетия до новой эры и именуются “Ведами” и “Авестами”. Потомки древних цивилизаций, оставивших эти документы, как полагают ученые, относились к единой индоевропейской расе, некогда заселявшей северные территории нашей планеты. Веды написаны на санскрите. Корневая основа этого языка ближе всего к русскому языку. Признанный всем миром ученый  Б.Г.Тилак, изучавший Веды, пришел к выводу, что колыбелью всего человечества была Арктика. Именно Север явился прародиной всех народов, откуда Арийцы в дальнейшем  рассредоточились по всему миру.
      Ведийская литература подтверждает, что племена, пришедшие в Индию с севера, были арийцами. Через проходы гор Гиндукуш они проникли сначала в Афганистан, потом в Пенджаб, на некоторое время задержались в долине Инда, а затем продвинулись в долину Ганга. Смена культур, которая произошла в северо-западной Индии, напоминает смену культур при замене крито-микенской цивилизации греческой, этрусской римской или значительно позже римской цивилизации германской.
       Ведийская литература представляет собой обширное разнообразие собраний текстов в стихах и прозе, включающих гимны и песнопения, толкования ритуалов, философские диалоги и метафизические рассуждения. То есть это мировоззренческая литература.
      Первоначально, священными считались три веды: «Ригведа»- веда гимнов, «Самаведа» - веда песнопений и «Яджурведа» - веда жертвенных изречений. Позже появилась четвертая веда заклинаний –«Атхарваведа». Сборники этих вед (самхиты) –написаны в основном стихами, но к ним примыкают брахманы - прозаические тексты теологического содержания или араньяки и упанишады - философские трактаты в стихах и прозе, содержащие размышления о природе, боге и человеке. Все они вместе образуют священный канон, подобно  Библии   или Корану. В Индии такая книга называется «ШРУТИ» (услышанное). Древнейшие самхиты (Ригведы) появились 1200-1000 лет до н.э. «Самаведы», «Яджурведы» и «Атхарваведы» - появились позже (примерно в 9-7 веке д.н.э). Триада вед понималась, как воплощение трех богов: Агни - бога огня, Ваю – бога ветра и Сурья –бога солнца. Помимо основных богов существовали и другие боги, которым часто присваивались всемогущие качества наравне с главными богами. Тексты самхит несли на себе приметы художественного мышления.  Одна из редакций «Ригведы» дошедшая до нас состоит из 1028 гимнов, объединенных в родовых книгах (мандалах) приписываемых какому-то одному жреческому роду.
 МАНДАЛА - эта платформа мироздания, это словесная, живописная или графическая схема вселенной. И поэзия изначально возникла как мировоззренческая платформа. Это сейчас она опустилась на уровень эмоциональных ощущений  отдельных индивидуумов, ставящих свои  чувства поверх общечеловеческих.
        Творцов гимнов (поэтов) «Ригведы» древние индийцы называли «РИШИ» то есть  божественными мудрецами, пророками. Все гимны написаны стихами, но дать
 метрическую характеристику стихов сейчас не представляется возможным в связи со значительными изменениями, произошедшими в языке. Исследователи вед  полагают, что в наиболее коротком стихе насчитывалось 24 слога, а  наиболее длинном 76. В свою очередь каждый стих распадался на несколько частей (ПАД). Каждая пада состояла из 8-12 и реже 5 слогов. Наиболее часто встречалась пада из 8 слогов. Слог мог быть долгим и кратким (как у греков), что и образовывало метрическую основу. Ударений и рифмы, как  обязательной структуры не существовало. Впрочем, об этом мы можем судить только по переводам  «Ригведы» на русский язык, появившимся сравнительно недавно. Как утверждают авторы переводов, подавляющая часть гимнов написана метром ШЛОКА. Однако анализ переводов говорит о том, что они представлены разными метрами, которые очень близки известным нам метрам (ямбу, хорею, дактилю, анапесту и амфибрахию). И это понятно, поскольку построчные переводы текстов - переводчики вольно или не вольно смогли упаковать лишь в современные метры, допуская сбивку ритма. Почти все исследователи «Ригвед» отмечают сложность переводов гимнов, которые часто сопровождаются прозаическими пояснениями. Язык же гимнов отличается эмоциональной насыщенностью, метафоричностью, обилием эпитетов, слов с двойным и тройным значением.
        Прозаические произведения в индийской литературе представлены  БРАХМАНАМИ. Они возникли позже «Ригвед» (возможно в период создания «Атхарваведы»). О них мы говорить не будем. Отметим лишь, что в индийской литературе, как и в греческой, проза появилась значительно позже.
            Гимны, посвященные богам, часто сопровождались специфическими песня пенями.
 ГАЯТРИ - жена бога БРАХМЫ, считается матерью 4-х Вед.
Она так же персонифицирует священный ведийский стихотворный размер, состоящий  из трех строк по 8 слогов в каждой. Исследования гимнов,  написанных  этим размером, показали,  что ничто так не очищает «тонкие» тела человека, так не насыщает его целительной, животворной энергией, как «Гаятри Мантра» (буквально «та, что защищает индивидуальные души).
   Современная европейская  и русская литература, однако, развивалась на основе древнегреческой культуры, где впервые  была теоретически осмыслена поэзия как особая форма человеческой речи и мышления.
         Наука о поэтическом творчестве была названа ПОЭТИКОЙ, и  основоположником ее считается АРИСТОТЕЛЬ (ученик Платона). Однако все этапы своего развития поэзия прошла задолго до него и, как уже отмечалось, родилась  она  задолго  до письменности. Но уже тогда умели давать оценку поэтическому творчеству. Исторически известно (Паросский мрамор), что соревнования поэтов в Древней Греции устраивались на «Пифийских играх» примерно за 600 лет до возникновения «Олимпийских игр». Греки  прекрасно чувствовали ритм и различали около 30 поэтических метров (стоп) из которых складывались стихи. Наиболее распространенным (модным) считался шестистопный дактиль (гекзаметр). Существует миф, что таким стихом говорила  первая жрица «Пифийского храма в Дельфах» – дочь Аполлона Гиперборейского –Фемоноя. Первые поэтические произведения греков, дошедшие до нас, писались гекзаметром (шестистопным дактилем). Это труды ученых философов: Гераклита, Плутарха, Парменида, Платона, а так же  исторические  повести поэтов: Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Феокрита и других. Ритмика составляла основу поэтической речи. И это естественный процесс, навеян самой природой и физиологией человека, поскольку все природные процессы цикличны и имеют определенную метрику. Поэтические метры связаны с ритмами сердца и дыхания, и поэтому вполне можно утверждать, что стихи пишутся сердцем и душой, и отображают их состояние. Это состояние постоянно меняется. Мысленно мы ощущаем это, но ощущаем через слово, которое является единицей языка. Мы мыслим посредством, не озвученных слов. Сама природа мысли имеет энергетическую основу более тонкой структуры, чем осязаемая материя. Это полевая структура являющейся одной из форм эфира.


Рецензии