Рождественская политэкономия

Есть у меня в одном из задних рядов белая толстая, но лёгкая на вес  книжица. На ней серым профиль характерный вытеснен, цена сзади – 1руб. 20коп, а сбоку золотом – «Капитал». Том первый. Эх, когда-то ж и любя читала я этот самый первый том, по первому разу - дивясь лёгкой безупречной логике, по второму – замечая огрехи и пропущенные звенья, а уж по третьему – ощущая полноту картины и удивляясь на этот раз, как ловко советские политэкономы огибали краеугольный камень Марксовой теории: чья прибавочная стоимость и средства производства, тот и капиталист. И совершенно не важно, толстяк ли он во фраке или безликий Президиум, выпускающий постановление о плановых объёмах выпуска стали и сбора табаков. Ну да на том, что в реальности был у нас построен и весьма нелепо функционировал монополистический государственный капитализм со следами подпольного кустарного производства, я давненько успокоилась. А вот есть проблема - так проблема, не угодно ли Вам ответить, глубокоуважаемый Карл Батькович?

- И в чём же ваша проблема, милая фройляйн?

- В прибавочном продукте, то есть в свойстве рабочей силы производить продукт, который стоимостью превышает стоимость самой этой силы. Видите ли, мастер, нынче мы живём в век, в котором множество денег извлекается вроде как из воздуха. Например, одна уважаемая английская писательница, а вместе с ней издатели и киноиндустрия, производители футболок, игрушек, мороженого, очков и Бог весть чего, сколотили на похождениях мальчика, который не хотел учиться в английской муниципальной школе, состояния, каких в Ваши времена Ротшильды и Вандербильдты не видывали. Но где же здесь пролетариат с его рабочей силой?
Затем, возьмём компьютерную индустрию. Не сильна я в ней, но подозреваю, что если углубимся, то обнаружим, что в этом случае и прибавочный продукт отсутствует вовсе. Ведь нельзя же серьёзно утверждать, что какая-нибудь система с цифрой 7 представляет собой систему с цифрой 6 плюс прибавочный продукт. Воля Ваша, а товар-то весьма странного свойства.
Я уже молчу про духи, косметику и проч. Миллионы и миллионы делаются из непрестанного выпуска на рынок хрустальных флакончиков с перепевами давно знакомых мотивов, и всё продаются, продаются, продаются…

- Милая фройляйн, а не кажется ли Вам, что всё дело в прибавочном времени?

- ?

- В мои годы самым мало утруждавшим себя работником был банковский клерк. Работа у него была нудная и заключалась, как правило, в ведении лицевых счетов клиентов, то есть во вписывании циферок из одной книги в другую книгу в течение шести часов. Однако, значило ли это, что у него есть свободное время? Вовсе нет. Чтобы попасть на работу, оный клерк вставал ни свет, ни заря, одевался к завтраку при свете свечки, умывался в тазу ледяной водой, завтракал внизу в компании таких же, как и он, клерков, поднимался к себе, переодевался в рабочий сюртук, шёл, как правило, пешком пару-тройку миль (в любую погоду, милая фройляйн, в любую!), работал шесть часов с перерывом на ланч, затем ужинал в городе с приятелями, добирался до своих меблированных комнат, читал перед сном жёлтую газетёнку или дрянной перевод очередных приключений Рокамболя, и ложился спать. Раз в неделю – театр, раз в месяц – вечер с танцами, раз в год –Рождество и Пасха. Вот и вся его жизнь. Появление жены и малюток, пожалуй, делало ещё более редкими походы в театр, а Рокамболя и вовсе уничтожало.
- И что?

- А то, милая барышня, что у прочих работяг свободного времени было ещё меньше. И, следовательно, причин и возможности тратить деньги (Если бы они у них были! Ох, если бы они были у меня, я, пожалуй… Да что говорить!).
Теперь возьмём тот золотой век, в который живёте Вы, нечувствительно пользуясь многочисленными благами цивилизации. Вопрос: как бы отдохнуть ? – приобрёл совсем другое значение. Вы все – владельцы нематериальной субстанции и жаждете её чем-нибудь заполнить. Если у вас нет детей, нет привычки портить бумагу рассказами разной степени паршивости и не хватает воображения завести какое-нибудь хобби, вы покупаете наполнители у тех, чья фантазия побогаче вашей. А чем можно наполнить пустоту? Только пустотой, то бишь, нематериальными сущностями. Вы создали мир лотофагов, только лотосы ваши весьма дороги.

- Однако, герр Маркс, все эти нематериальные наполнители свободного времени не обеспечены прибавочным продуктом.

- А кредитная система не на то ли и существует, чтобы создавать деньги из воздуха? Наверное, в Вашем дивном новом мире немало раздают кредитов рабочему люду?

- Да.

- Вот видите! А в моё время это было бы немыслимо. Разве что ломбард, так ведь там напротив под более ценную вещь выдавали малое количество денег.

- То есть Вы полагаете, что выдавая кредиты под автомобили, мобильники и т.д. и т.п., фактически кредитуют индустрию развлечений?

- Именно, милая фройляйн, именно! Масса необеспеченных денег тратится на невещественные ценности и все довольны. Я же сказал - дивный новый мир.

- И что же дальше?

- А кто его знает...


Рецензии
хоть у нас, авторов ПРОЗЫ.РУ и есть привычка портить бумагу рассказами, но... без чужих наполнителей иногда не обойтись. это я так, шучу, а рассказ замечательный. Пол

Пол Унольв   11.01.2010 16:32     Заявить о нарушении
Боюсь, Карл Батькович меня бы за такую вольную политэкономию приложил по-немецки веско. А потом бы спросил: "Что, правда, за книжки можно деньги получать?"

Анна Поршнева   11.01.2010 16:42   Заявить о нарушении