Кижи и перья Северной Жар-птицы

Кижи
Кижи и перья Северной Жар-птицы

…Он стоял в еще нетронутом человеком лесу. Он был мастер, он был сыном такого непостижимо далекого времени, что оно казалось нереальным. Лес шумел, легкий ветерок играл свой концерт на кронах и ветвях деревьев; в концерте, конечно, участвовали и птицы.
И он думал: «Здесь возникнут, здесь поднимутся к высокому небу невиданные соборы, и купола их засияют не золотом, нет, не золотом, а серебром пластин, сотворенных из вечной красоты дерева, и каждый луч солнца от восхода до заката заиграет на них, на пластинах, и станут они походить на перья Жар-птицы, и зазвучит невидимый оркестр серебряной музыкой».
И тогда он услышал нежный и печальный голос:
«Я разгадала твой замысел, я готова отдать тебе жизнь… Я готова служить тебе, Мастер, ведь ты служишь людям добрым и жестоким, нежным и грубым, талантам и ничтожествам, чистым и грешным. Мои сестры тоже согласны погибнуть – я слышу их, я понимаю их, они же мои сестры. Согласие их принес мне этот легкий ветерок. Но только одно условие… нет, нет, не условие, а мольба наша: Ни один гвоздь не должен пронзить наши тела; ведь у нас нет непостижимого для нас терпения Его… Я вижу Его прекрасное тело, Его запястья, Его ступни, пронзенные гвоздями, и только Он мог простить людям… Он молился за них… но мы просто деревья – мы любим солнце, лунный свет, дождь, этот теплый ветер и птиц – они тоже любят нас. Мастер, поклянись так, чтобы не только я, но и все сестры мои услышали тебя, поклянись, что ни один гвоздь не пронзит наши тела и мы будем счастливы и горды украшать купола соборов будущего, ведь ты Мастер, и мы поверим тебе».
Читающие эти слова, эти строки, конечно, конечно узнали этот голос, голос скорбного дерева осины. Я уверена в этом!
И Мастер-строитель дал клятву деревьям, небу, солнцу, земле, водам озера, ветру и птицам. И я проснулась… меня разбудила Тишина. Потом, в перламутровом сумраке рассвета, молнией вспыхнули Кижи… в светлом небе – соборы… как будто поднялся из тихих глубоких вод новый град Китеж. Люди, создав это чудо, назвали его Кижи.
И эта красота пронзила меня радостью и болью – это было острым счастьем постижения, нового постижения красоты Мира.
И вот медленно уходит берег… Отчалил наш белый теплоход… Я перехожу с левого борта к правому и вновь, в новых ракурсах на странно-нежно-зеленом небе медленно поворачиваются волшебные соборы, глядясь в тихие воды сияющего озера, как красавица перед зеркалом, и каждая пластинка, каждое серебряное перышко северной Жар-птицы на куполах соборов переливается в потоках света… и потом опять только вода, небо и тишина…
И кажется, что растаяла неповторимая симфония где-то в воздухе, в теплом ветре и даже эхо молчит, и даже затихли крики чаек… Тишина, и только мягко гудят моторы белого теплохода – его имя «Николай Васильевич Гоголь», и я подумала: «Сотни страниц написано людьми, великое множество фотографий и фильмов снято об этих неповторимых соборах, на иконостасах, фресках, запечатлено людьми, но каждому, кто попал в сверкающий плен этой красоты, хочется оставить у себя хотя бы частичку красоты и себя, и себя рядом… Каждому хочется похитить перо Жар-птицы, утонуть в его сиянии и увезти, увезти с собой».
Это желание можно назвать «Кижи и я», или вернее, «Я и Кижи»… именно поэтому так спешат люди успеть сняться, успеть, обязательно успеть, пока белый теплоход недвижен, пока белый теплоход и люди на нем не растворились в потоках света, в блеске серебряных просторов…
Но я не хочу отражения сверкающего пера Жар-птицы, я хочу навечно в своей памяти сохранить состояние души моей, сохранить, и в пламенной жаре прекрасного, трагического, потрясенного чудовищным землетрясением города Ташкента, где я буду ставить фантастическую легенду об индейцах племени Майя, и в холоде северных морей и городов, и в толпах московских часов «пик», и под холодным ветром над железным, заледеневшим мосту, ведущем к моему, сегодня далекому для меня театру для юных в прекрасном Царицыне, где коралловый дворец и чистый пруд, и в нем отражаются золотые лучи солнца и… звезды.

Волго-Балт
Теплоход «Н.В. Гоголь»


Рецензии
Хорошо было бы опубликовать Ваш текст в готовящемся к изданию Северо-Западном сборнике (Санкт-Петербург).
Сборник издаём на энтузиазме, за свой счёт в складчину.
Подробности на моей странице или могу прислать по электронной почте.

Диана Доронина   12.12.2009 18:04     Заявить о нарушении