Наталья Маслова Я не боюсь быть смешной

Десять лет назад в одной маленькой сочинской фото-студии на стенах висели завораживающие фотографии. Там была девушка. Она не смотрела в камеру, она была где-то в своем мире. Но это не мешало пасмурными вечерами идти именно на ту улицу, именно в эту студию, чтоб рассматривать эти снимки снова и снова. Теперь Мисс Сочи 1998 Наташа Маслова чаще стоит по другую сторону объектива. Ее фотографии известны далеко за пределами Сочи. А фирменный «естественный» стиль читается в каждом снимке. Но она не зазналась и не «зазвездилась». От нее исходит тепло и позитив. Мы сидим в уютном кафе и говорим с известным фотографом о том, как все начиналось, и во что превратилось.
- С каждым днем появляется все больше фотографов. Цифра сделала свое коварное дело: позволила тут же увидеть результат. Но от этого мастеров больше не стало. А имя приходит после многих лет труда, совершенствования и поисков главного. Сколько лет профессионально занимаешься фотографией? В каких жанрах снимаешь? 
- Занимаюсь фотографией десять лет. За эти годы успела поработать во многих фото-студиях города. Все началось с того, что я пришла учиться фотоискусству к известному сочинскому фотографу Владимиру Ачинцеву  в его студию «Мастер». Год я снимала только на документы. Цифровой техники тогда не было, снимали на пленку. Он учил меня проявлять, печатать. Все сама делала. После этого стала учиться художественной съемке, которую очень боялась. Мне она казалась чем-то нереальным. Никогда не думала, что буду фотографом. В юности занималась модельным бизнесом. Потом пришло время выбирать что-то новое. Я не знала, что именно, три года, можно сказать, медитировала. Ясновидящая тогда мне сказала, что я буду фотографом. Тогда-то мама посоветовала мне пойти к Ачинцеву поучиться, попробовать себя в фотографии. Три года проработала с ним в фото-студии «Мастер». 
После этого визажист Наталья Кулик, с которой мы работали, предложила мне открыть свою фото-студию. Она со своим мужем и я открыли студию «Идеальный образ» в гостинице «Чайка». Потом «Чайку» снесли. Тогда мы с другом Ромой Царевым  открыли собственную студию на улице Гагарина – «Силуэт». Это был большой толчок для меня. Два года мы практически ничего не зарабатывали. Весь заработок уходил на аренду помещения. Было очень тяжело. Мы ходили по детским садам предлагали свои услуги, разбрасывали по почтовым ящиком флаеры, людям на улицах показывали альбомы со своими работами. Потихоньку стали появляться клиенты. Но студия находилась не в центре, прибыль была небольшая. Роме это не понравилось и он решил уехать в Лазаревскую.  После этого мне предложили работать в фото-студии «Ренессанс». А Владимир Ачинцев перешел работать в «Силуэт».
В «Ренессансе» я проработала три года. Это была хорошая практика, потому что туда приходило много разных людей сниматься на документы, заказывать художественную съемку, реставрацию фотографий.
Однажды я почувствовала: устала от студии, не могу сидеть с девяти до девяти. Появилось ощущение, что в творчестве я остановилась.
Как раз в тот момент Стас Удалов открыл фото-студию «Flash».  И я пошла к нему работать. Это студия закрытого плана, куда не так-то просто попасть, надо заранее записываться.
В последнее время поняла, что мне нравится делать жанровые портреты. Снимаю много моды. Нравится делать модельное порт-фолио. Но сейчас мне интересно снимать жанр, когда сюжет съемки связан с чем-то, то есть не просто девушка в ретро одежде стоит в студии и строит мне глазки на пустом белом фоне, а чтобы она «жила» в каком-то пространстве и образе. Обожаю стиль черно-белого кино. Это все нужно увидеть, а потом реализовать. Все, что снимаю вне студии, - это работа на себя. Снимаю свадьбы, банкеты, юбилеи, виньетки. Но в то же время предпочитаю съемку художественную. Даже у свадеб снимаю только день, вечер уже снимает мой молодой человек.
- Расскажи, пожалуйста, о жанровой фотографии поподробнее.
- Кто-то думает, что сниамть жанр трудно: нужно долго все готовить, подбирать костюмы, обстановку, какие-то детали. На самом деле, все намного проще. А сколько удовольствия! В Сочи как такового модельного порт-фолио не существует, потому что как такового нет модельного бизнеса. У нас есть несколько хороших модельных агентств, но они не работают так, как, например, в Москве. Если девушка приходит в сочинское агентство, ей достаточно сделать пять снимков. А в столице требования совсем другие: нужно показать много ракурсов разных. Порт-фолио составляется из не менее десяти образов модели. И каждой девушке подбираются костюмы, макияж, ведь разным подходят разные стили. У нас в городе мы ищем образы вместе с обычными девушками, не моделями, ведь многим интересно узнать себя с разных точек зрения, под разными, скажем так, углами. Результат потом нравится и мне, и заказчику.
- Если вспомнить твою жизнь до этих десяти лет в дружбе с фотоаппаратом, как ты тогда, еще раньше, относилась к фотоискусству?
- С детства любила позировать. Если, например, гуляли с мамой по городу, могла подбежать к обезьянке, хотела фотографироваться. Потом, когда мне было лет тринадцать, мама мне купила фотоаппарат, и я снимала себя сама, результат нравился. Потом поступила в Сочинское училище искусств на отделение режиссуры. Там был фотограф, который, практически, жил на крыше. Он снимал на пленку, в основном черно-белые фотографии делал. Он нас с подружками часто фотографировал, показывал, как проявлять, печатать, но, правда, мы толком тогда ничего не запоминали. Все деньги, что мама мне давала на еду и квартиру, я тратила на фотографии.  Я себе очень нравилась на снимках. Хотя из всех мастеров лучше всех меня мог фотографировать Владимир Ачинцев. Он, кстати, был первым человеком в Сочи, кто стал делать художественную съемку. Он приехал из Кропоткина и открыл студию художественной фотографии в гараже. Еще там было два стареньких зонта и пленочный фотоаппарат. Но я всегда говорю, что главное в фотоискусстве – не крутой фотоаппарат и дорогой свет (хотя они, безусловно, важны), но нечто другое. Можно консервной банкой в подвале снять шедевр! Но… с другой стороны техника очень много значит. Сравниваю снимки, которые делала в прошлом году на Nicon, они ниже качеством, чем те, что я делаю сейчас.
- А вот некоторые именитые фотографы снова перешли на пленку…
- Более того, видела фильм о знаменитом фотографе, который снимает пленочным фотоаппаратом и без вспышек.  Он таким образом достигает естественности в фотографиях. И делает качественные снимки! На самом деле умение сделать хорошую фотографию – это высокое мастерство. Надо уметь видеть и чувствовать человека. Не понимаю, когда некоторые боятся что-то другим показать, рассказать. Ведь почерк, стиль все равно у каждого уникальный. Мне кажется, в Сочи многие фотографы работают только ради денег. Есть мечты и планы открыть в нашем городе фото-клуб, куда бы все желающие могли прийти и обсудить интересующие их темы, да и просто обменяться впечатлениями, знаниями, наблюдениями. 
- Вот в Санкт-Петербурге есть клуб и кафе для фотографов «Папарацци». Наверное, там так и происходит…
- В Питере вообще высокий уровень у фотографов. Чувствуется вкус, стиль. Если Москва – это Тимати, попса, то Питер – это Гребенщиков, рок. Я больше за рок, даже пела когда-то рок. Еще джаз нравится. Я ведь сначала в СУИ пошла на вокальное отделение, но Любимов сказал, что у меня нет слуха, и не стоит продолжать. Была однажды необычная ситуация: когда участвовала в конкурсе красоты в Москве, один из членов жюри (музыкант из США) сказал, что мне нужно быть или актрисой, или певицей. Ему понравился мой голос с хрипотцой, который в России не очень-то приветствуется, а вот в Америке наоборот ценится. Выучила несколько песен на английском, было интересно. Но все же поняла потом, что главное дело моей жизни – фотография. Даже когда занимаюсь чем-то повседневным, думаю над будущей съемкой, придумываю что-то, фантазирую.
- Фотография изначально чем была для тебя и что она сейчас – способ заработать или творчески самовыразиться?
- В первую очередь это творчество. Лет семь-восемь я практически ничего не зарабатывала фотографией. Это были небольшие заработки, которых не ощущала. Когда работаешь на кого-то, отдаешь 80 % от заработанного. Начала работать вне студии на себя, и тогда ощутила что-то более значимое. У нас в Сочи в последнее время стала востребована свадебная фотосъемка. Раньше такого не было, все делалось очень примитивно. Хотя за границей свадебные фотографии всегда ценились. Но там съемка делается или до свадьбы, или после свадьбы, не во время самой свадьбы, потому что качественные снимки невозможно снять за один день. Когда стала снимать свадьбы, поняла, что это можно сделать очень стильно, креативно. Хотя физически это утомительно.
- Расскажи, пожалуйста, о своей учебе. Чем занималась до того, как взяла в руки профессиональную фото-камеру?
- Училась в школе в поселке Калиновое озеро. Нравилось петь, показывать пантомиму. Тогда этого никто не понимал. Не знала, на кого поступать. Мама посоветовала пойти в СУИ. Меня взяли из-за пантомимы: у меня была быстрая речь, но я могла передать смысл произведения с помощью движений. Многие читали басни, а я ее показала. Не все, правда, поняли в комиссии, зачем я падала и совершала различные движения. Это была басня «Стрекоза и муравей». Даже когда читала стихи, начинала играть, что-то эмоционально показывать. Для меня это было легко. Потом в модельном бизнесе мне это очень пригодилось. У нас была сильная группа, мне было интересно учиться, хотя, мне кажется, по-настоящему я все-таки не раскрыла себя. Девочки были очень сильные, играли профессионально, а я в полсилы. Мне нравились занятия танцами, мы изучали грим, рисовали. Но слушать подолгу классическую музыку я тогда была не готова. Это сейчас я бегу в Органный зал. Больше всего нравилась режиссура. Каждый студент выбирал спектакль по какому-то произведению, подбирал актеров, продумывал декорации, свет, музыку. Даже маленькая пауза может внести в обычный спектакль свою изюминку. СУИ мне многое дало, но как режиссер и актер я все же не раскрылась. Наверное, потому что меня тогда больше интересовала карьера модели. Как раз в то время пошла на курсы. И не все, чему учили в училище, уделяла должное внимание. Окончила училище в 1998 году. Внешность у меня была тогда экстравагантная, одевалась ярко. Когда пошла на курсы моделей, все же была бледноватая, русая. Но даже после полугода обучения ощущала себя серой мышкой. Все изменилось в один вечер. Однажды парикмахер предложил мне сделать каре и перекраситься в черный цвет. Согласилась. То что было до и после – это небо и земля, я стала другой. Когда появилась в новом образе на репетиции. Меня сразу поставили на главную роль. На показах выходила чаще всего последней, в каких-то необычных платьях, в ярких образах. Я вдруг почувствовала себя в своей тарелке. Сцена, подиум меня очень привлекали, я становилась другим человеком, наполнялась энергией. Мы ведь не просто туда-сюда ходили, а играли, танцевали. Агентство называлось MGC, дама, которая его тогда создала, теперь работает в Италии, открыла там свое агентство.
Была в моей жизни незабываемая история, связанная с конкурсом красоты. Мы с моим парнем тогда поспорили, буду ли я участвовать в конкурсе красоты «Мисс Сочи 1998». Он на подиуме никогда не видел, а в жизни я была более скромная, простая даже. Подруги замечали, что когда выхожу на сцену, становлюсь другая – уверенная в себе, излучающая мощную энергетику. Как будто я и не я. Долго сидела в гримерной и думала, смогу ли, решила испытать свои силы, сказала себе, что должна попасть хотя бы в пятерку. Никаких протекций и знакомств у меня не было. Да особо и не готовилась, так как пошла за несколько дней до конкурса. Когда выиграла, не могла поверить. Это был шок. Я плакала, когда стояла на сцене. Хотя когда сейчас смотрю запись того конкурса, вижу недочеты. Мне тогда очень повезло. Особенно в том, что со мной хорошо позанимались в агентстве. Ведь многие участницы конкурса не были профессиональными моделями. Модельная подготовка мне очень помогла. Мы занимались по шесть часов в день, учились правильно ходить, показывать одежду. Потом вела театры мод в Хосте, в Сочи в Доме пионеров. Сейчас преподаю в агентстве New models. Учу правильно ходить, мы выезжаем на природу, проводим фото-сессии. В Сочи очень много красивых девушек, но далеко не все они подошли бы для подиума, потому что там главное иметь хорошее тело и внешность, на которой можно рисовать образы. Несколько лет назад были популярны очень худые модели с ярко очерченными скулами, как инопланетянки. Сейчас более популярны женственные. Хотя в фото-модели как раз отбирают девушек с яркой внешностью. После того, как выиграла конкурс в Сочи, меня отправили в Москву на «Мисс России». По правде говоря, я была не готова к таким кастингам. В жюри были известные люди, среди которых режиссер фильма «Титаник» Джеймс Кемерон и популярные модели прошлых лет. Они задавали участницам вопросы. На том конкурсе я ничего не заняла. Там котировался определенный тип внешности, а у меня было каре. Хотя выиграла девушка, которую я не видела в победительницах. Многое еще зависит от стилистов и визажистов.
- Бывает же такое! Но ты вернулась в Сочи, и что потом?
- После учебы, когда не могла определиться, где и кем работать, мыла у мамы в больнице пробирки, полы. А когда не было воды, ходила, набирала снег, потом его растапливала.
Постепенно ко мне пришло понимание: фотограф, как и врач, чтобы достичь хорошего результата, должен любить людей. Во Франции, например, врачи чуть ли не целуют тебя, когда к ним приходишь. Это так необычно. Хотя кажется, что это очень далекие сферы, но их объединяет именно теплое отношение к человеку. Как бы ты ни играл, если нет любви к человеку, рано или поздно это станет очевидным, это ощутимо.
Особенно это ощутимо с детьми. Если родители привели ребенка на съемку, а у фотографа плохое настроение, ребенок тут же начинает плакать, капризничать. Да, есть понятие профессионализма, когда, что бы у тебя ни произошло, ты должен улыбаться и качественно делать свою работу. Но дети выше всего этого. Взрослого можно обмануть, а ребенка никогда не обманешь.
- Что еще нового для себя открыла за эти годы в профессии фотографа?
- Главное открытие произошло в этом году. До этого мне трудно было почувствовать свет на улице. А теперь я могу обойтись вообще без студии, без отражателя. Мне больше нравится снимать на природе: я почувствовала свет. Есть моменты, которые узнала сама, наблюдая. И еще я поняла, что хочу снимать именно жанровые фотографии. Одной из лучших своих работ считаю «Гангстерскую love story». Пара фотографировалась за месяц до свадьбы. Они неместные. Мы так увлеклись процессом съемки, что потеряли счет времени, и в конце работы обнимались, как давние приятели, хотя были практически незнакомы. Все происходило на одном дыхании. Каждая вторая фотография была удачной. Я кричала от удовольствия. Тогда все было подобрано идеально: гримеры отлично поработали, костюмы были отличные, старый автомобиль. Мужчина и женщина разыгрывали историю отношений. Я просила их поменьше смотреть в камеру. Первые два часа им трудно было войти в свои роли, вжиться в образ: они ведь простые люди. Но постепенно им это удалось. И результат превзошел все мыслимые и немыслимые ожидания.
- Помнишь свой переход от пленки к цифре?
- Это было большой неожиданностью для меня. Ведь сначала цифровые фотографии не котировались: до появления зеркальных фотоаппаратов снимки были ужасные – изображение плоское и неестественных цветов.  Я переходила от пленки к цифре без особого удовольствия, потому что мне интереснее процесс съемки, нежели обработка снимков на компьютере. Но если ты умеешь работать с пленочным фотоаппаратом, разобраться с цифровым не так-то и сложно. Очень благодарна Владимиру Ачинцеву за то, что он меня «гонял», даже до слез доводил, когда работала в студии. Он даже рвал фотографии, которые я делала для заказчиков. Ему могло не понравиться освещение на снимке или еще что-то. Я училась делать качественную фотографию с первого раза. И сейчас пользуюсь программой Фотошоп минимум, никогда не кадрирую фотографии. Пленка мне дала видение правильно ракурса, света, чтоб снимать хорошо с первого раза. Потом купила цифровую технику, стала изучать Фотошоп. Мои друзья некоторые уже монстры Фотошоп, а я нет. Я знаю эту программу на среднем уровне. И вообще считаю, что нужно снимать так, чтоб потом понадобился минимум обработки. Хотя когда снимаешь на цифровую камеру, что-то делать в Фотошоп все же придется, это необходимость. Цифра пока не может сделать то, что делает пленка.
- Но все же каждый профессиональный фотограф старается приобрести лучшую технику…
- Сейчас у меня Canon 5 D. Хороший фотоаппарат дает хорошее изображение. Снимки становятся более четкими. На качественную оптику денег нельзя жалеть.
- Любимые места в Сочи, где ты проводишь свои фото-съемки.
- Мне нравится SV-cafe, санаторий «Родина», осенний лес, пляж на Мацесте с маяком, санаторий им. Орджоникидзе. В Сочи очень много красивых мест. Даже в пробке или на крыше дома можно сделать классные фотографии. Например, невеста под дождем. Еще люблю ковбойский стиль. Тогда езжу на Мацесту, там есть конная школа «Фаворит».
- Но все же, кроме жанровых фотографий, ты делаешь снимки и в студии. Какие виды съемок бывают, что заказывают клиенты?
-  Классический портрет, например. Общаюсь с человеком, ищу нужные ракурсы, старюсь определить, какие эмоции ему больше подойдут. Обязательно вполоборота. Есть секреты, которые раскрываешь с опытом. Ведь руки человека могут быть не менее «говорящими», чем глаза. Осанка тоже, даже особый поворот шеи. Раньше я этого не понимала, и мне интереснее было снимать моделей. Теперь мне нравится делать портреты. Начинаешь с человеком общаться, он расслабляется, постепенно мы становимся друзьями. Ведь нельзя просто сказать «сядьте так, повернитесь туда»: все должно быть естественно.  Надо помочь человеку раскрепоститься, если он скован или чуть смущается. Пока я с этой задачей справляюсь.
Еще интересно делать модельное порт-фолио, тогда мы выезжаем куда-то, на развалины, например, или в библиотеку какого-нибудь санатория. Нужно подобрать то, что подходит человеку, созвучно с его внешностью. Это не обязательно безумнейший креатив, как думают некоторые. И еще важно помочь человеку быть разным. Кто-то может смущаться сначала или хочет видеть себя в определенном образе. А я всегда объясняю: надо быть разным, пробовать. Иногда нужно шокировать, порой приходится делать все постепенно. Главное – объяснить: ничего не нужно бояться, пробовать новое необходимо. Потом вижу, как девушки меняются после съемки: начинают носить одежду другого стиля, меняют прически, становятся увереннее. Ведь не секрет, что женщины порой приходят на фото-съемку, когда у них депрессия, то есть им хочется поднять самооценку. Важно быть естественной, люди сразу это почувствуют. И еще советую девушкам никогда не брать на съемку своих подруг. Для меня важно раскрыть человека до конца, это лучше происходит один на один. Надо встретиться до съемки, пообщаться. Я наблюдаю ее, думаю, что бы ей подошло. Я вообще за минимализм. А если снимаю ребенка, становлюсь ребенком: могу упасть на пол, смеяться. Я не стесняюсь быть смешной. Не надо из себя кого-то строить, важно оставаться собой. Но, как я уже говорила, иногда нужно и шокировать. Важно «заразить» человека своими эмоциями.


Рецензии