Витебская ратуша

Содержание

I Вступление (стр. 3)

II (а) Исторические исследования (стр. 4-6)

II (б) Из материалов проекта реставрации памятника архитектуры XVIII в. б. Ратуши и примыкающих корпусов в городе Витебске (автор проекта архитектор Д. Мохов) (стр. 7-8)

III Заключение (стр. 9)











































Словарь терминов

ЦГИА БССР – Центральный государственный исследовательский архив Белоруссии

СНПРМ – Специальные научно-реставрационные производственные мастерские

Шурфы – раскопки вдоль стен (грунт, фундамент)

Зондажи – снятие со стен слоя штукатурки, исследование кирпичной кладки

б. Ратуша – бывшая ратуша









































Вступление

Витебск возник на месте славянского поселения кривичей, которые вместе с дреговичами и родимичами ещё в IX в. входили в состав древней Руси. Уже в ранний период своей истории Витебск являлся важным ремесленным и торговым центром Руси.

В XVII в. в Витебске были три хорошо укреплённые части: Верхний замок, Нижний замок и Холмистый замок. «Чертёж» города 1664 г. с документальной точностью фиксирует планировку и оборонительную систему Витебска того времени.

После объединения Белоруссии с Россией (1772 г.) в Витебске, как и в других белорусских городах, развернулись большие градостроительные работы. Именно в это время (конец XVIII – нач. XIX в.) и сложилась та структура, которая в основном дошла до наших дней.

Часть города в границах улиц Ленина, Толстого, Политехнической, Купалы сохранила планировку XVII – XIX вв. Этот район Витебска по праву является историко-архитектурным заповедником, своеобразным музеем под открытым небом. Уцелевшие жилые дома конца XVII – нач. ХХ в. на улицах Суворова, Толстого, Крылова – памятники архитектуры, которые дают представление о типе городского жилья того времени. В архитектуре этих домов можно встретить мотивы барокко и классицизма, а также сплав разных стилей с неповторимой трактовкой, которую присваивали некоторым деталям витебские мастера. Архитектурный центр этой зоны – городская ратуша XVIII в. – пример общественных сооружений, возведённых в стиле барокко.




























Исторические исследования

Витебская ратуша является памятником архитектуры барокко XVIII в. Она была построена в 1775 г.1. Ратуша расположена в центре древнего города, согласно археологическим данным укреплённое славянское поселение при впадении реки Витьбы в Западную Двину существовало уже в IX в.2.

Ратуши строились в городах, которым было предоставлено Магдебургское право (право на самоуправление). В связи с этим в таких городах кроме королевской была и магистратская администрация. Магистраты обладали достаточной властью, а значит и средствами, поэтому ратуши воздвигались ими как  монументальные, чаще всего каменные здания. Обычно ратуша занимала центральное место в городе, на площади, от которой брали начало его основные улицы.

Городу Витебску Магдебургское право и герб были дарованы Сигизмундом III в 1597 г. Можно полагать, что в Витебске в это время было построено первое специальное здание для заседаний городского магистрата – ратуша. В 1623 г. за убийство горожанами униатского архиепископа Иосафата Кунцевича город был лишён Магдебургского права, и ратуша разрушена, в 1641 г. оно было вновь возвращено городу3.

На так называемом «Чертеже Витебска 1664 г.» показано деревянное здание ратуши (ил. 1). «Гостиный двор» и ратуша занимали центральное место во Взгорском замке на трассе движения между Волконским  кругликом и Суражскими воротами.

«Центром композиции торговой площади была ратуша. Прямоугольное в плане здание было крыто шаром и завершалось караульной вышкой со шпилем. По своему композиционному построению и соотношению основных частей ратуша повторяла рубленые башни укреплений Витебска и так же завершалась гербом, как и главный архитектурный элемент крепостных сооружений – Волконский круглик.» (Ю. Егоров «Градостроительство Белоруссии». Изд. ГИП по СиА, Москва, 1954 г.)

Помимо пожара 1708 г. город горел ещё в 1733  и в  1752 гг. Естественно, здание ратуши неоднократно обновлялось. Наконец, «по высочайшему повелению» в 1775 г. члены магистрата построили нынешнюю ратушу с башней» (А. Сапунов «Витебская старина» т. 1, Витебск, 1883 г.

Ратуша, вместе с несколькими частными каменными домами, помещалась в центре Рыночной или Полицейской площади, на том самом месте, где находилась прежняя4.

Ратуша представляла собой двухэтажное здание, над средней частью которого (в одной плоскости с главным фасадом) возвышалась многоярусная башня с часами. В плане ратуша, вместе с частными каменными домами, представляла трапецию, обусловленную лучевым расхождением улиц от главного фасада к дворовому.

В конце XVIII в. в здании ратуши находились: «полиция, главный суд, 2-й департамент, главная гауптвахта и пожарный двор. Теперь <т. е. В XIX в.> - Городская Дума» (А. Сапунов «Витебская старина» т. 1, Витебск, 1883 г.). Естественно, что при устройстве всех вышеперечисленных служб и зданий ратуши здание подвергалось как значительным, так и мелким реконструкциям.

«3 марта 1873 г. от Витебского Городского головы Витебской Думы. Его превосходительство г. начальник Витебской губернии словесно предложил мне Витебское Городское Полицейское Управление перевести из верхнего в нижний этаж, о чём давая знать Городской Думе, предлагаю учинить по сему предмету надлежащее распоряжение.» («Дело о ремонте здания Городской Думы в связи с приспособлением нижнего этажа под помещение Полиции, верхнего – для Думы. 1873- 1875 гг.» ЦГИА БССР).

В связи с этим архитектору Воскресенскому было дано задание составить смету на реконструкцию и прислать в Думу для представления в Губернское правление на утверждение.

21 мая 1874 г. архитектор Воскресенский отсылает в Думу составленную им смету на ремонт, в которую вошло приспособление верхнего этажа здания для Думы, нижнего – для полиции, подвального – под архивы, а также устройство каменных двухэтажных ретирад (туалетов) при здании (со стороны двора). Однако в результате перемещений 1873-1875 гг. запросы городской Думы и полицейского Управления не были удовлетворены. Требовалась дополнительная площадь, и на заседании городской Думы 19 мая 1910 г. Управе было разрешено надстроить третий этаж над зданием Городской Думы. Третий этаж был надстроен в начале 1911 г. по проекту городского архитектора Кибардина («Дело о надстройке третьего этажа над зданием Городской Думы и Управы, 1910-1911 гг.» ЦГИА БССР).

С надстройкой третьего этажа здание б. Ратуши утратило своё первозданное состояние. Был нарушен основной композиционный приём при возведении Ратуши -уничтожена вертикаль башни. Нарушились пропорции здания, что повлекло за собой ослабление его архитектурной выразительности.

Большие повреждения были нанесены башне с часами во время пожара 18 ноября 1913 г. Башню отремонтировали, а часы было решено установить новые, в связи с чем 14 декабря 1913 г. Витебская Городская Управа просит Московскую Городскую Управу прислать адреса московских торговых домов и фирм, с которыми можно было бы войти в переговоры об установке новых башенных часов. После ответа торгового дома «Фридрих Вингер» на запрос Витебской Городской Управы от 11 марта 1914 г. последняя 14 апреля 1914 г. посылает заказ на механизм часов и к нему три колокола и один железный циферблат.  Циферблат был отправлен 19 августа 1915 г., а 15 сентября 1915 г. фирма сообщает Управе, что десять ящиков с механизмом башенных часов задержаны на городской (Петроградской) станции и не могут быть отправлены ввиду того, что железная дорога прекратила приём товаров, не предназначенных для военных целей. Часы временно оставлены на складе фирмы («Дело о возобновлении после пожара 1913 г. каланчи и ремонта здания Городской Думы и Управы», ЦГИА БССР).

Впоследствие 19 апреля 1917 г. швейцарский магазин часов Гефели (бывший Вингер) уведомляет из Петрограда Управу о том, что ввиду неполучения от последней ответа на письмо фирмы ещё в 1915 г. заказ считается уничтоженным. Позднее договорённость была восстановлена, но фирма с 1 августа 1917 г. закрылась. Часы так и не были доставлены в Витебск.

В сентябре 1917 г. архитектором Кибардиным был составлен проект на устройство тамбура с печью в здании Городской Думы и Управы, в июне и июле 1918 г. – смета на устройство тамбура с печью уже для Отдела Городского Хозяйства. В 1946 г. был построен павильон (башенка) над часами б. Ратуши (на месте прежнего, который был разрушен во время войны 1941-1945 гг.).

В 1963 г. устанавливается водяное отопление и в помещении ратуши располагается областной краеведческий музей.










































Из материалов проекта реставрации памятника архитектуры XVIII в. б. Ратуши и примыкающих корпусов в городе Витебске (автор проекта архитектор Д. Мохов)

Бывшая ратуша в г. Витебске представляет собой тип общественных сооружений архитектуры барокко XVIII в. Здание расположено в центре гордской площади при пересечении улиц Ленина и Суворова. Ратуша, вместе с прилегающими постройками, образует в плане форму трапеции, что обусловлено лучевым расхождением улиц. Здание представляло собой двухэтажный корпус, над средней частью которого возвышалась многоярусная башня с явно выраженными архитектурными элементами барокко. Завершалась башня часами с колокольным боем и смотровой площадкой, являясь доминирующим элементом застройки города.Двухэтажный корпус ратуши представлял собой как бы пьедестал башни.

Появившийся в начале ХХ в. (1911 г.) третий этаж, перекрыв первой – основное – звено башни, нарушил пропорции здания и ослабил архитектурную выразительность не только самого здания, но и всего исторически сложившегося центра, сохранившегося и по сегодняшний день.

План самого здания ратуши представляет прямоугольник, чётко расчленённый на три части.

Центральная – ядро с лестничными клетками – одна над другой на оси здания, по обе стороны которых находятся основные помещения.

Очевидна инородность существующего завершения башни. Визуально просматривается под штукатуркой криволинейный контур завершения яруса башни (с часами).

Первоначальное завершение башни видно на рисунках конца XVIII  - начала XIX в. художника Е. Пешки (ил. 2-3), где видна ратуша с разных сторон с разными планами. Башня на всех рисунках имеет одно завершение – шатёр, увенчанный шпилем с флюгером.

Обнаруженный иконографический материал даёт представление о первоначальном облике ныне существующей каменной ратуши (ил. 10).

Окна второго этажа, также как и первого, были прямоугольными. Переделку оконных проёмов подтверждают проведённые зондажи. Как иконографический материал, так и натурные исследования, подтверждают позднюю пристройку портика главного входа (южный фасад) и двухэтажных ретирад  со стороны двора (северный фасад). На старых гравюрах и фотографиях на главном фасаде здания нет существующих ныне двух балконов, а виден лишь один, на весь пролёт между центральными пилястрами, над аркой главного входа (ил. 4, 5, 6).

На стыке второго этажа и основания башни виден треугольный фронтон. По фотографиям можно проследить последовательность переделок крыши ратуши.

Ранний материал представляет крышу высокую со скосами и боковым фасадом. Позднее (вероятно после пожара, при замене конструктивных элементов крыши) рисунок был упрощён. Крыша вместо четырёхскатной стала двухскатной. Конёк продлён до плоскости боковых фасадов, к которым добавляется фронтон. Обнаруженный библиографический материал и натурные исследования подтверждают более позднее происхождение двух входов в подвал со стороны главного фасада, вместо существующего ранее со стороны дворового фасада.

По рисункам художника Е. Пешки видно, что первый этаж бокового фасада (ныне ул. Ленина), так же как и противоположный фасад, не имел оконных проёмов, что подтвердилось обнаруженными планами здания от 1873-74 гг., а также зондажами (ил. 7). Эти же документы подтверждают позднее изменение характера междуэтажного карниза, наличников и других архитектурных деталей.

Произведёнными шурфами установлены поздние наслоения грунта: со стороны южного (главного) фасада – 30-40 см, со стороны дворового (северного) – 110 см. На глубине 110 см обнаружено булыжное мощение.

Был проведён ряд специальных анализов, определяющих химический состав штукатурного раствора древней кладки. Взятые на исследование образцы представляют собой гравийно-песчано-известковый раствор светло-бежевого цвета. В качестве наполнителя использовался мелкий и крупный гравий, толчёный кирпич, речной песок.

Плоскости стен (экстерьер), за исключением карнизов, пилястр и других архитектурных деталей, были покрыты известью с большим добавлением витебских глин, которые содержат, как было установлено петрографическим и качественным химическим анализом, большой процент железа, что и придавало стенам ратуши приятный охристо-золотистый цвет. Применение такого рода штукатурного покрытия давало возможность не делать частых покрасок, т. к. после дождей стены ратуши как бы «умывались», и, когда выглядывало солнце, она становилась более опрятной и нарядной (ил. 8-9) (Специальные научно-реставрационные производственные мастерские «Эскизный проект реставрации памятника архитектуры XVIII в. – б. Ратуши в г. Витебске.Книга 2. Минск 1972 г.)


























Заключение

В начале 1971 г. на основании письма Витебского областного управления культуры специальные научно-реставрационные производственные мастерские Министерства культуры БССР приступили к научно-исследовательским и проектным работам по реставрации памятника архитектуры XVIII в. республиканского значения б. Ратуши и примыкающих корпусов в г. Витебске. В летний период 1971 г. были проведены архитектурно-археологические обмеры памятника архитектуры и произведена более полная фотофиксация современного состояния.

Мастерскими были проведены также историко-библиографические и натурные исследования, на основании которых был выпущен эскизный проект реставрации (главный архитектор С. Друщиц, автор проекта реставрации архитектор Д. Мохов), одобренный  архитектурно-техническим советом СНРПМ 13 марта 1972 г. и утверждён научно-методическим советом по охране памятников культуры (ил. 11).

Проектом предусматривалось восстановление всего архитектурного комплекса (проведённые исследования убеждают, что ратуша вместе с соседними с ней корпусами представляла собой целостный архитектурный комплекс).

Проектом предусмотрено:

1.Расчистить памятник архитектуры от позднейших наслоений, которые возникли случайно, стихийно и не имеют никакой художественной ценности.

2.Укрепить или заменить основные конструктивные узлы, чтобы избежать аварийного состояния и обеспечить надёжную эксплуатацию памятника-музея.

3.Восстановить потерянные архитектурные формы с помощью историко-библиографических, иконографических и натурных исследований.


При составлении эскизного проекта реставрации памятника архитектуры – б. Ратуши и примыкающих корпусов в г. Витебске учитывалось его приспособление под краеведческий музей.

В конце 70-х гг. два примыкающих корпуса бывшей ратуши неожиданно снесли. А с 1991-92 г. состоялось строительство новых корпусов (был использован проект Д. Мохова). Строительство проводилось под руководством минских и витебских архитекторов (Щерба, Сахно, Трикоза).

В настоящее время на месте снесённых в 1978 г. корпусов стоят два корпуса, выложенные из нового кирпича. Со стороны северного фасада между двумя корпусами встроена глухая архитектурная вставка. Вследствие чего исчез внутренний двор, а само здание утратило первоначальный художественный вид, приобрело громоздкость (ил. 12).

С 1992-2004 гг. в здании бывшей ратуши никаких строительных, проектных и научно-исследовательских работ не проводилось. Помещение б. Ратуши, как и прежде, занимает областной краеведческий музей.
Литература:


1)Егоров Ю. «Градостроительство Белоруссии», Москва, 1954 г.

2)Мохов Д. «О ратуши – 200» в информационном научно-методическом бюллетене Белорусского товарищества охраны памятников истории и культуры №2 (18) 1974 г.

3)Материалы ЦГИА БССР

4)Министерство культуры БССР. Специальные научно-реставрационные производственные мастерские. Научно-исследовательское проектное бюро. «Эскизный проект реставрации памятника архитектуры XVIII в. – б. Ратуши в г. Витебске». Минск, 1972. Книга 1, 2, 3.

5)Сапунов А. «Витебская старина» т. 1. Витебск, 1883 г.

6)Сементовский Л. Статистический очерк. Памятная книжка Витебской губернии на 1865 г.

7)Чернявская Т. «Этапы архитектурного развития» в информационном научно-методическом бюллетене Белорусского товарищества охраны памятников истории и культуры №2 (18) 1974 г.

8)Штыхов Г. «Археология Полоцкой земли за 50 лет» в сборнике «Древности Белоруссии», Минск, 1969.


















Рецензии